воскресенье, 21 июля 2013 г.

От российских дураков не помогает никакая защита.



top.rbc.ru


В публикации РБК http://top.rbc.ru/society/12/07/2013/865820.shtml вице-премьер Д.Рогозин опроверг выдвинутую ранее версию о крушении ракеты "Протон-М" из-за человеческого фактора. С соответствующим заявлением он выступил сегодня перед журналистами в Прохоровке, расположенной под Белгородом.
"Версия насчет того, что кто-то "плюс" с "минусом" перепутал, вызывает у технических специалистов пожимание плечами и раздражение", - сказал Д.Рогозин, назвав подобные предположения "дезинформацией".
Вице-премьер пояснил, что при изготовлении подобного рода систем используется так называемая защита от дурака, когда агрегаты просто невозможно соединить неправильно(а оказалось, что от наших дураков никакая защита не помогает, особенно от тех, кто при кормушке).
"Чтобы ошибиться при подключении проводов, нужно быть дальтоником", - подчеркнул Д.Рогозин, добавив, что соединяемые провода различаются не только цветами, но и длиной, чтобы дотягиваться только до нужных клемм. По его словам, подобная техника отрабатывалась десятилетиями.
В целом вице-премьер критически отозвался о версиях, появляющихся в СМИ касательно причин аварии. По его словам, это "в лучшем случае экспертные оценки", а в худшем - попытки направить комиссию следователей по ложному следу.
В связи с тем, что инцидент вызвал большой резонанс, Д.Рогозин лично запретил представителям Роскосмоса распространять какую-либо информацию о причинах аварии. "Здесь не место недомолвкам, сплетням и сомнениям", - отрезал вице-премьер (не дай Бог, кто-то по простоте душевной озвучит истинную причину катастрофы).
Чиновник отметил, что возглавляемая им комиссия по расследованию причин аварии "Протон-М" представит результаты своей работы руководству страны в начале августа 2013г. По его словам, в настоящее время проводится проверка всех ракет-носителей "Протон-М", в том числе и тех, что уже доставлены и находятся на Байконуре.
Напомним, 2 июля "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС стартовал с космодрома Байконур, однако в результате нештатной ситуации упал на первой минуте полета. Позднее Роскосмос сообщил, что двигатели "Протона" аварийно выключились на 17-й секунде полета, ракета упала и взорвалась.
В результате аварии образовалась воронка диаметром 15-20 м. Никто не пострадал, обошлось и без разрушений. До выяснения причин запуски "Протонов" приостановлены.
И что там можно столько времени расследовать, когда в таком аду все горело ярким пламенем, там даже и весь пепел небось ветром разнесло. Ну а истинные причины по-моему и так всем известны – поголовная некомпетентность и коррупция, которую наши власти уже 2 десятка лет не могут победить.
А вот что пишут по поводу этой аварии другие СМИ.
Очередным свидетельством деградации космической отрасли РФ стал провальный старт ракеты-носителя «Протон-М» утром 2 июля. В прямом эфире сгорели не просто 200 млн. долл., в которые обошелся неудачный запуск, сгорела надежда на выход из кризиса русского космоса.Причины понятны: некомпетентное руководство, потеря культуры производства и технологическое отставание, старение кадров и заводского оборудования, отсутствие качественного технического контроля и внятной космической доктрины.
Но Роскосмос озабочен другим – реформой отрасли по типу той, что едва не уничтожила армию, а теперь грозящей ликвидировать Академию наук. С приватизацией, распродажей «лишних» объектов и территорий, сокращением персонала и повышением зарплат топ-менеджерам.
С 81-й площадки космодрома «Байконур» 2 июля в 6.38.22 московского времени стартовала ракета-носитель «Протон» с тремя спутниками «Глонасс-М» и разгонным блоком ДМ-03. Через несколько секунд ее начало болтать из стороны в сторону, а в светлой газовой струе работающих двигателей появились язык красного пламени и дым. Еще через несколько секунд ракета завалилась набок. Работающие двигатели, изрыгающие красный огонь, понесли ее к земле. Отвалилась, рассыпаясь, головная часть, тут же заполыхавшая. Это горело топливо разгонного блока. Ракета, объятая пламенем, рухнула на землю в 2,5 кмот стартовой площадки. Вспыхнул гигантский клуб огня, поднялось облако черного дыма (как сообщали компетентные органы - горело около 170 тонн гептила!!!). Такая типичная авария 50-60 -летней давности, когда только осваивались космические технологии, а каждый старт был сопряжен с риском. Прилетели…
Первая реакция на подобные катастрофы всегда идет по двум направлениям: «Мы не виноваты!» и «Мы все умрем!» Некие представители ракетно-космической отрасли в лице работников ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» попытались втюхать (по-другому не скажешь) СМИ мысль, что во всем виноват разгонный блок. Хотя работать разгонник начинает, когда его уже выведут за пределы земной атмосферы. Его задача – доставить на расчетную орбиту или точку полезную нагрузку, в данном случае – космические аппараты «Глонасс-М».
Из видеозаписи понятно, что двигатели с самого начала работали нештатно. Цвет пламени и дым – улики стопроцентные. Произошло прогорание каких-то внутренних переборок, трубопроводов и т.п. Из баков под давлением вырвались топливо и окислитель, наполнили внутренние пустоты «Протона» и вспыхнули, воспламенив головную часть.
Скорее всего виновным признают какого-нибудь слесаря, якобы не докрутившего гайку (как показано выше – перепутавшего провода). Тем более что на московских предприятиях Роскосмоса все больше гастарбайтеров из бывших колхозных трактористов. Какова зарплата, таковы и работники. После ликвидации военной приемки с последующим ее частичным восстановлением уровень технического контроля на предприятиях отрасли сильно упал. На заводские ОТК надеяться не стоит. Их работники зарплату и премии получают, как и все работники, за счет выполнения плана и госзаказа. Им проще подмахнуть проверочную документацию, чем вынести давление со стороны начальства.
Наверняка не все просто с комплектующими и материалами. Это раньше поставщик был один и нес ответственность. А сейчас это может быть фирма-однодневка, аффилированная с кем-то из руководства предприятия. И сертификат на металл может оказаться поддельным, правила хранения нарушены, технологии соблюдаются частично. При устаревшей аппаратуре неразрушающего контроля микротрещины могут не обнаружить. Вместо трех циклов испытания, случается, проводят всего один-два, потому что в сроки не укладываются. По традиции госкомиссия по расследованию подобных аварий всегда состоит из заинтересованных лиц – представителей производителей и Роскосмоса. Иногда складывается впечатление, что там просто назначают виновного исходя из минимизации морального и материального ущерба.
Убытки вовсе не ограничиваются потерями при аварии. Гораздо хуже развал спутниковой группировки ГЛОНАСС. Накануне злосчастного старта, 1 июля, перестал подавать сигнал космический аппарат «Глонасс-М» № 728, отработавший 54 месяца. То есть 4,5 года вместо положенных 7 лет. В группировке вместо необходимых 24 спутников осталось только 23, работающих по предназначению. Еще 4 числятся в резерве, но это отработавшие ресурс аппараты.
В ближайшее время начнут выходить из строя аппараты, отработавшие более 60 месяцев. Таких в группировке шесть. О сроках запуска следующей тройки «Глонасс-М» сейчас гадать бесполезно. При этом надо понимать, что это техника вчерашнего дня.
В группировке находится на летно-конструкторских испытаниях КА «Глонасс-К». В минувшем декабре ему в пару должен был быть запущен второй такой аппарат, чтобы проверить их работу в группе. Но тогда старт отложили до февраля-марта нынешнего года, а сейчас вообще об этом речи нет.
И спросить не с кого. Потому что генеральный конструктор системы ГЛОНАСС доктор технических наук Юрий Урличич уволен. По большому счету, заменить «отца русской GPS» некем. Дорого обходятся стране интриги в Роскосмосе.
Предсказать дальнейшую судьбу ГЛОНАСС легко: деградация и долгий период восстановления. Отставание от США на два поколения навигационной аппаратуры. Потеря значительной части рынка навигационных услуг. Углубляющееся отставание в создании высокоточного оружия.
Если учесть, что ГЛОНАСС – единственный высокотехнологичный проект, который удался Роскосмосу, ситуация выглядит совершенно уныло. О переменах можно будет говорить только после увольнения некомпетентного руководства отрасли и назначения компетентного (а почему только его, если рыба гниет с головы)
В заключение остается привести только известное изречение – ничто не стоит так дешево, но обходится так дорого, как глупость.


И ещё важно не забывать, что Глонасс - элемент обороны России. Ещё и по этой причине я высказывал мнение, что, возможно, падение Протона было организовано. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий