В России собираются создать единую информационную систему регистрационного учета
населения. Доступ к ней могут получить банки и ряд других организаций. Кому от этого будет хорошо, а кому -
плохо, разбирался "Мир новостей".
Разработанный Федеральной миграционной службой совместно с Росфинмониторингом законопроект о создании и внедрении единой базы получил одобрение в правительстве и скорее всего уже на осенней сессии Госдумы будет одобрен.
Как говорят инициаторы новации, она позволит сократить до 15 минут время ожидания в очереди при обращении заявителя в территориальный орган ФМС, а также в подразделения территориальных органов в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
БАЗА, БАЗА, ПРИЕМ!
В базе данных помимо фамилии, имени и отчества гражданина будут содержаться его паспортные данные, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства и пребывания, реквизиты свидетельства о смерти, информация о снятии умершего с регистрационного учета, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования), информация о пропавших без вести или выселенных, а заодно данные о приговоре суда, если тот предполагает снятие подсудимого с регистрационного учета. В единую систему включат и детей младше 14 лет с реквизитами их свидетельств о рождении.
Разработчики утверждают, что от всего этого будет самая что ни на есть польза: россиянам больше не придется подавать в госорганы документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Мол, и народу хорошо - время и нервы сэкономит, и чиновники отчитаются о выполнении указа президента Путина об усовершенствовании порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
Однако население насторожилось. И есть отчего. Одни считают, что база еще больше ограничит свободу перемещения граждан, вместо того чтобы обеспечить их мобильность. К тому же сама база, как и многие ей подобные, обязательно всплывет на пиратских лотках и ее начинка будет доступна всем и каждому.
Другие не сомневаются, что единая система принесет неплохую прибыль самой миграционной службе (не бесплатно же она собирается делиться данными, в том числе с финансовыми и коммерческими структурами, а ведь именно об этом уже зашла речь).
Третьи полагают, что база учета ничего не изменит, так как у власти и без того есть возможности при необходимости собрать нужную информацию о любом человеке. Не надо думать, что правдоруб Сноуден, который ищет убежища в России, раскрыл "военную тайну" только американских спецслужб. Наша "сикрет сервис" тоже умеет держать полмира под колпаком.
В то же время находятся и те, кто считает, что введение единой электронной системы поможет гражданам быстро получить доступ к нужной информации и использовать ее, например, в суде, где очень важен источник этой информации.
- Сейчас у ФМС есть паспортная база, но она ведомственная, и нет закона, регламентирующего ее использование, - говорит депутат Госдумы Александр Хинштейн. - Доступ к базе должны получить не только правоохранительные (они пользуются ею и сейчас) и контрольные органы, а также ведомства, имеющие дело с паспортами, - органы юстиции, налоговики, нотариат, суды... Кроме права обращения к базе нужно указать и на обязанность чиновников сверяться с ней. Сейчас сотрудник налоговой службы может удостовериться в действительности паспорта при регистрации юридического лица, а может и не удостовериться и ответственности за это не понесет. Не предусмотрено ответственности и для нотариусов, регистрирующих дарение, наследство и т. п. по паспортам, принадлежащим другим лицам. Эту ситуацию надо менять.
БЕЗ БУМАЖКИ - БУКАШКА
Теоретически единая база - это, безусловно, шаг вперед. Но... За что мы ни возьмемся, все время у нас косяки какие-то вылезают. Вот и с электронными базами любовь не сложилась. То они "случайно" оказываются на рынке в свободной продаже, то в них закрадываются ошибки, которые либо вообще не исправишь, либо с огромным трудом. Вот что рассказал "МН" житель подмосковных Люберец Павел К.: "В феврале 2011-го пришел в банк получить денежный перевод, а мне сообщают, что мой паспорт по базе ФМС значится как недействительный (заменен на новый) и надо обращаться в отделение ФМС по месту жительства. Приехал, куда меня послали, с паспортом и свидетельством о рождении и узнал, что произошла ошибка в базе данных ФМС. Мне предложили два варианта: бесплатно поменять паспорт или исправить ошибку в базе. Я предпочел второй вариант, поскольку у меня и в других банках есть дебетовые и кредитные карты. В результате мне выдали на руки справку о том, что мой паспорт считается действительным, а все необходимые исправления в системе обещали внести за два дня. Проходили недели, а никаких изменений в базе не происходило - мой паспорт по-прежнему значился как недействительный. Сотрудница ФМС, обещавшая все исправить, болела, ее подчиненные указание руководительницы не выполняли, потом заболел сотрудник, ответственный за внесение изменений в базу... Эта канитель длилась месяца два. В начале 2012-го пошел в банк получать зарплату и опять оказалось, что мой паспорт недействительный. Я позвонил начальнику отдела по борьбе с коррупцией, с помощью которого узнал, что существует общая база по России для банков и внутренняя - для нужд ФМС. У первой старый софт, поэтому трудно вносить в нее изменения, а вот в базе ФМС уже все поменяно и исправлено. Как я понял, существует некая выгрузка из внутренней базы в общероссийскую и на этой выгрузке все стопорится: один отдел утверждает, что направил данные по цепочке, а второй говорит, что ничего не получал. Зачем нужна электронная база, если мне все равно приходится бегать за бумажками-справками о том, что мой паспорт действителен?"
Эта частная история весьма показательна. Какие бы благие цели ни преследовали инициаторы создания единой информбазы, в реальной жизни они часто остаются лишь благородными намерениями. И мы упремся в пресловутый человеческий фактор, который будет усугубляться устаревшим программным оборудованием и менталитетом русского чиновника (судьи, банкира, адвоката и пр.), для которого все, что не имеет синей печати, вроде и не документ.
- Наши чиновники создают иллюзию своей незаменимости: мы к ним ходим с поклонами за справками, разрешениями, консультациями. А если снять барьеры, они, чиновники, станут не нужны, поэтому любая попытка информатизации и либерализации работы чиновника - пустая трата времени и денег, - уверен зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Резник.
Вообще-то самые разно-образные электронные базы должны были окутать страну еще года два назад. Во всяком случае, к 2011 году обещали, что заработает программа "Электронная Россия". Но что-то там не срослось. Зато миллиарды, выделенные на внедрение информационных технологий в масштабе страны, исчезли в неизвестном направлении.
МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ - БАНК
Уже говорят о том, что доступ к базе регистрационного учета россиян получат и банки. С ее помощью они смогут проверять на чистоту документы потенциальных заемщиков и следить за должниками, которые пытаются ускользнуть от уплаты кредитов.
Придя в банк занимать деньги, уже трудно будет взять кредит на украденный или липовый паспорт. Что ж, единая база действительно могла бы стать подспорьем для финансовых учреждений, которым приходится тратить массу времени на проверку достоверности того или иного документа или искать по всей стране человека, не желающего возвращать долг. (По данным на февраль этого года, банки недосчитались 7 трлн рублей, а долг одних только москвичей перед банками составляет более 476 млрд рублей.)
Представители банковского сообщества положительно оценивают введение единой базы и даже оптимистично заявляют, что она позволит в будущем скорректировать ставки по кредитам, ведь снизится себестоимость процедур подтверждения информации о кредитозаемщике.
Не будем заглядывать так далеко. Уже сейчас ясно, что внедрение единой информационной базы упрется в техническое исполнение. Как сделать так, чтобы система была доступна даже в отдаленных уголках страны различным контролирующим ведомствам, органам юстиции, налоговикам, нотариусам, судам? Как обезопасить ее от криминальных структур и мошенников? Как не нарушить закон о защите персональных данных и заставить, скажем, тех же нотариусов приобретать базу данных, чтобы по ней сверяться при регистрации дарения, наследства и других документов?
В противном случае, как это часто у нас бывает, хорошая идея в плохих руках принесет больше вреда, чем пользы.
Елена Хакимова
Источник
Разработанный Федеральной миграционной службой совместно с Росфинмониторингом законопроект о создании и внедрении единой базы получил одобрение в правительстве и скорее всего уже на осенней сессии Госдумы будет одобрен.
Как говорят инициаторы новации, она позволит сократить до 15 минут время ожидания в очереди при обращении заявителя в территориальный орган ФМС, а также в подразделения территориальных органов в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
БАЗА, БАЗА, ПРИЕМ!
В базе данных помимо фамилии, имени и отчества гражданина будут содержаться его паспортные данные, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства и пребывания, реквизиты свидетельства о смерти, информация о снятии умершего с регистрационного учета, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования), информация о пропавших без вести или выселенных, а заодно данные о приговоре суда, если тот предполагает снятие подсудимого с регистрационного учета. В единую систему включат и детей младше 14 лет с реквизитами их свидетельств о рождении.
Разработчики утверждают, что от всего этого будет самая что ни на есть польза: россиянам больше не придется подавать в госорганы документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Мол, и народу хорошо - время и нервы сэкономит, и чиновники отчитаются о выполнении указа президента Путина об усовершенствовании порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
Однако население насторожилось. И есть отчего. Одни считают, что база еще больше ограничит свободу перемещения граждан, вместо того чтобы обеспечить их мобильность. К тому же сама база, как и многие ей подобные, обязательно всплывет на пиратских лотках и ее начинка будет доступна всем и каждому.
Другие не сомневаются, что единая система принесет неплохую прибыль самой миграционной службе (не бесплатно же она собирается делиться данными, в том числе с финансовыми и коммерческими структурами, а ведь именно об этом уже зашла речь).
Третьи полагают, что база учета ничего не изменит, так как у власти и без того есть возможности при необходимости собрать нужную информацию о любом человеке. Не надо думать, что правдоруб Сноуден, который ищет убежища в России, раскрыл "военную тайну" только американских спецслужб. Наша "сикрет сервис" тоже умеет держать полмира под колпаком.
В то же время находятся и те, кто считает, что введение единой электронной системы поможет гражданам быстро получить доступ к нужной информации и использовать ее, например, в суде, где очень важен источник этой информации.
- Сейчас у ФМС есть паспортная база, но она ведомственная, и нет закона, регламентирующего ее использование, - говорит депутат Госдумы Александр Хинштейн. - Доступ к базе должны получить не только правоохранительные (они пользуются ею и сейчас) и контрольные органы, а также ведомства, имеющие дело с паспортами, - органы юстиции, налоговики, нотариат, суды... Кроме права обращения к базе нужно указать и на обязанность чиновников сверяться с ней. Сейчас сотрудник налоговой службы может удостовериться в действительности паспорта при регистрации юридического лица, а может и не удостовериться и ответственности за это не понесет. Не предусмотрено ответственности и для нотариусов, регистрирующих дарение, наследство и т. п. по паспортам, принадлежащим другим лицам. Эту ситуацию надо менять.
БЕЗ БУМАЖКИ - БУКАШКА
Теоретически единая база - это, безусловно, шаг вперед. Но... За что мы ни возьмемся, все время у нас косяки какие-то вылезают. Вот и с электронными базами любовь не сложилась. То они "случайно" оказываются на рынке в свободной продаже, то в них закрадываются ошибки, которые либо вообще не исправишь, либо с огромным трудом. Вот что рассказал "МН" житель подмосковных Люберец Павел К.: "В феврале 2011-го пришел в банк получить денежный перевод, а мне сообщают, что мой паспорт по базе ФМС значится как недействительный (заменен на новый) и надо обращаться в отделение ФМС по месту жительства. Приехал, куда меня послали, с паспортом и свидетельством о рождении и узнал, что произошла ошибка в базе данных ФМС. Мне предложили два варианта: бесплатно поменять паспорт или исправить ошибку в базе. Я предпочел второй вариант, поскольку у меня и в других банках есть дебетовые и кредитные карты. В результате мне выдали на руки справку о том, что мой паспорт считается действительным, а все необходимые исправления в системе обещали внести за два дня. Проходили недели, а никаких изменений в базе не происходило - мой паспорт по-прежнему значился как недействительный. Сотрудница ФМС, обещавшая все исправить, болела, ее подчиненные указание руководительницы не выполняли, потом заболел сотрудник, ответственный за внесение изменений в базу... Эта канитель длилась месяца два. В начале 2012-го пошел в банк получать зарплату и опять оказалось, что мой паспорт недействительный. Я позвонил начальнику отдела по борьбе с коррупцией, с помощью которого узнал, что существует общая база по России для банков и внутренняя - для нужд ФМС. У первой старый софт, поэтому трудно вносить в нее изменения, а вот в базе ФМС уже все поменяно и исправлено. Как я понял, существует некая выгрузка из внутренней базы в общероссийскую и на этой выгрузке все стопорится: один отдел утверждает, что направил данные по цепочке, а второй говорит, что ничего не получал. Зачем нужна электронная база, если мне все равно приходится бегать за бумажками-справками о том, что мой паспорт действителен?"
Эта частная история весьма показательна. Какие бы благие цели ни преследовали инициаторы создания единой информбазы, в реальной жизни они часто остаются лишь благородными намерениями. И мы упремся в пресловутый человеческий фактор, который будет усугубляться устаревшим программным оборудованием и менталитетом русского чиновника (судьи, банкира, адвоката и пр.), для которого все, что не имеет синей печати, вроде и не документ.
- Наши чиновники создают иллюзию своей незаменимости: мы к ним ходим с поклонами за справками, разрешениями, консультациями. А если снять барьеры, они, чиновники, станут не нужны, поэтому любая попытка информатизации и либерализации работы чиновника - пустая трата времени и денег, - уверен зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Резник.
Вообще-то самые разно-образные электронные базы должны были окутать страну еще года два назад. Во всяком случае, к 2011 году обещали, что заработает программа "Электронная Россия". Но что-то там не срослось. Зато миллиарды, выделенные на внедрение информационных технологий в масштабе страны, исчезли в неизвестном направлении.
МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ - БАНК
Уже говорят о том, что доступ к базе регистрационного учета россиян получат и банки. С ее помощью они смогут проверять на чистоту документы потенциальных заемщиков и следить за должниками, которые пытаются ускользнуть от уплаты кредитов.
Придя в банк занимать деньги, уже трудно будет взять кредит на украденный или липовый паспорт. Что ж, единая база действительно могла бы стать подспорьем для финансовых учреждений, которым приходится тратить массу времени на проверку достоверности того или иного документа или искать по всей стране человека, не желающего возвращать долг. (По данным на февраль этого года, банки недосчитались 7 трлн рублей, а долг одних только москвичей перед банками составляет более 476 млрд рублей.)
Представители банковского сообщества положительно оценивают введение единой базы и даже оптимистично заявляют, что она позволит в будущем скорректировать ставки по кредитам, ведь снизится себестоимость процедур подтверждения информации о кредитозаемщике.
Не будем заглядывать так далеко. Уже сейчас ясно, что внедрение единой информационной базы упрется в техническое исполнение. Как сделать так, чтобы система была доступна даже в отдаленных уголках страны различным контролирующим ведомствам, органам юстиции, налоговикам, нотариусам, судам? Как обезопасить ее от криминальных структур и мошенников? Как не нарушить закон о защите персональных данных и заставить, скажем, тех же нотариусов приобретать базу данных, чтобы по ней сверяться при регистрации дарения, наследства и других документов?
В противном случае, как это часто у нас бывает, хорошая идея в плохих руках принесет больше вреда, чем пользы.
Елена Хакимова
Комментариев нет:
Отправить комментарий