Европейская редакция ИА REGNUM
Июль месяц - середина 2013 года, как раз накануне каникул
продемонстрировали рост пессимизма в ЕС относительно перспектив
Евросоюза и его валюты евро. После "исторических решений" начала
сентября прошлого года председателя Европейского центрального банка
(ЕЦБ) Марио Драги выкупать облигации кризисных стран ЕС, в Европе с
каждым месяцем рос оптимизм - вера в то, что пик кризиса суверенных
долгов уже пройден, и впереди вырисовывается перспектива экономического
роста. Но не прошло и года после начала призрачной стабилизации, как
новый виток финансовой нестабильности стартовал в Европе. Начался он
после 22 мая 2013 года - дня, когда председатель совета управляющих
Федеральной резервной системы Бен Бернанке во время своего выступления в
объединенном комитете по экономике Конгресса США заговорил о возможном
начале сворачивания выкупа Федеральной резервной системой долговых
обязательств уже в конце этого года. Заявление Бернанке
дестабилизировало рынки заимствований и открыло цикл повышения стоимости
долговых обязательств в нестабильной финансовой зоне евро - в Европе.
Месяц спустя частные политические кризисы на юге Европы дополнительно
усугубили заданную за океаном негативную тенденцию. Сначала греческий
правительственный кризис в конце июня, а за ним и португальский в начале
июля, а потом опять греческий стали доказательством того, что
достигнутая усилиями председателя ЕЦБ Марио Драги и канцлером Германии
Ангелы Меркель финансовая стабилизация в еврозоне крайне неустойчива.
Поэтому неслучайно, что, согласно опубликованного на прошедшей неделе во
вторник 23 июля отчета французского инвестиционного банка Natixis,
греческий Кипр и Португалия, фактически, являются неплатежеспособными. И
это, несмотря на все текущие заявления ЕС о стабилизации финансов этих
стран. "Очевидно, что механизм стабилизации в еврозоне отсутствует", -
делается конечный вывод в отчете, который заинтересовал информационный
ресурс Евросоюза EUobserver.
Означенный частный вывод, однако, подкрепляется июльскими публикациями
текущей статистики центрального статистического бюро Евросоюза
(Eurostat). 22 июля 2013 года Eurostat опубликовал данные o состоянии
национального долга стран-членов Евросоюза в первом квартале 2013 года.
Они свидетельствуют о том, что, несмотря на проводимую с 2012 года в
Евросоюзе жесткую политику контроля за бюджетными расходами и масштабное
сокращение последних, национальный долг стран-членов Евросоюза
продолжает расти. Правда, рост удалось несколько замедлить. При этом,
как и следовало ожидать, в худшем положении оказалась именно еврозона
Евросоюза. В абсолютном исчислении государства Евросоюза на начало лета
2013 года в общей сложности должны своим кредиторам 11 триллионов 111
миллиардов 990 миллионов евро - почти что один годовой ВВП ЕС!!! В
первом квартале 2013 года самый высокой уровень национального долга
относительно ВВП страны-члена в Евросоюзе имели именно в еврозоне:
Греция (160,5%), Италия (130,3%), Португалия (127,2%) и Ирландия
(125,1%). Заметим, что Грецию и Португалию уже вновь политически
лихорадит. Крайне нестабильным остается положение правительства в
Италии.
17 июля 2013 года Eurostat опубликовал данные по промышленному
производству в странах-членах Евросоюза. Оказалось, что в мае 2013 года в
ЕС оно сократилось по сравнению с апрелем того же года на 0,3%. При
этом, что важно, сокращение промышленного производства в большей степени
отмечено в Германии (-2,6%) и Польше (-2,8%). Польша в 2012 году была
единственной страной в Центральной Европе, которая демонстрировала
экономический рост. Что касается старой Европы, то лишь на севере в мае
2013 года только Швеция и Нидерланды показывают небольшой рост (+1,7%;
+1,1%). Опубликованная Eurostat статистика помимо промышленности
демонстрирует и состояние в строительстве. Оказалось, что впечатляющее
падение в строительстве в преддверии лета в мае 2013 года в Евросоюзе
показали: Польша (-28,6%), Чехия (-15,5%), Словакия (-12,1%) и на юге
Европы - Португалия (-12,2%).
Вне всякого сомнения, репликой на ухудшение экономической и финансовой
ситуации и стали политические кризисы в конце июня и в июле в самом
слабом на сегодняшний день звене Европейского Союза - в Португалии и
Греции. Обе страны юга Европы сейчас продемонстрировали, что в обоих
случаях заданные принципы конкретного антикризисного управления не
работают. Получается, что в Европе переоценили скорость, с которой
бюджетные реформы возможно осуществлять в этих странах. И, хотя
политический кризис в Португалии был преодолен к середине июля и не
закончился падением правительства Пасуша Коэлью, по его завершении
президенту страны Анибалу Кавако Силва так и не удалось усадить за один
стол для переговоров по выработке определенного им "пакта национального
спасения" коалиционные правящие Социал-демократическую партию и Народную
партию с оппозиционной Социалистической партией. Предлагая "пакт"
ведущим политическим силам страны, президент, на самом деле, предполагал
дать международным инвесторам и тройке кредиторов - ЕС, МВФ и
Европейскому центральному банку, некоторые гарантии того, что
пользующиеся поддержкой примерно 80% избирателей основные партии
Португалии, по-прежнему, привержены антикризисной программе страны, и
что и дальше правительство в интересах международных кредиторов будет
придерживаться финансовой дисциплины. Тем не менее, как видим, это не
удалось, и угроза досрочных выборов в Португалии с непредсказуемым
результатом по-прежнему висит над страной. Ясно, что при таких условиях
обещанной стабилизации в Португалии, подкрепленной надежными
экономическими и финансовыми показателями, в этом году так и не
наступит. Страна не вернется в этом году, как было обещано, на рынок
заимствований. Теперь финансовую стабилизацию в Португалии ждут в
следующем 2014 году с ростом ВВП в 0,3%. Правда, здесь надо отметить
одно достижение - благодаря предпринятым мерам дефицит внешнеторгового
баланса Португалии в 2013 году сократился почти на треть.
Что касается Греции, то очередным тяжелым испытанием для греческого
правительства стало голосование 17 июля 2013 года о сокращении
пятнадцати тысяч общественных служащих. Сделать это было необходимо для
получения очередного транша финансовой помощи размером в €6,8 млрд.
После выхода 21 июня 2013 года из правительственной коалиции партии
"Демократические левые" премьер Антонис Самарас имеет большинство всего
лишь в пять голосов в греческом парламенте. Поэтому, чтобы получить
нужные результаты для голосования по основному вопросу, Самарас пошел на
очевидные уступки по второстепенному. Так, он объявил, что непопулярный
налог на рестораны, кафе и бары в размере 23% с 1 августа 2013 года
будет сокращен до 13%. Было обещано, что в случае, если налоговые
поступления по означенной статье не уменьшатся, то измененная ставка
налога и далее останется в силе. Что касается непопулярных мер, то
болезненные увольнения предполагается провести в два этапа: в этом году
намечается сократить 4 тыс. служащих, в 2014 году - 11 тысяч. Первыми в
очереди стоят 2 тыс. работников государственного телевидения, потом
сотрудники муниципальной полиции, за ними работники больниц и т.д.
15 июля после продажи двух проблемных банков фактически завершился
процесс формирования в Греции четырех системообразующих банков страны.
Они были рекапитализированы с помощью средств, предоставленных
Евросоюзом и МВФ. Это является достижением. Однако в целом
правительственный план получения средств от приватизации в Греции был
провален. Планируемая продажа национальной газовой компании российскому
Газпрому за € 652 млн. сорвалась в самую последнюю минуту. Аналогичным
образом завершилась попытка приватизации государственной компании
азартных игр. Теперь очевидно, что намеченная цель по получению от
приватизации в 2013 году € 2,6 млрд. не будет достигнута. А это означает
незапланированный бюджетный дефицит в следующем году. В этом году
ожидается дальнейшее сокращение ВВП Греции на 5% и увеличение
зарегистрированной безработицы с 26% до 30%. Около 64% молодых людей
являются безработными. В прошедший год при Самарасе рынок труда в Греции
был радикально реформирован. Стоимость рабочей силы, которая
рассматривается как показатель конкурентоспособности страны, сократилась
в Греции на 10% по сравнению с 2007 годом. Самарас добился также
"прогресса" в реформе системы здравоохранения. Опросы показывают, что
доходы домашних хозяйств в Греции упали почти на 40% с начала кризиса.
В случае с Португалией в июле в Европе стали говорить, что более чем
вероятно, что этой стране потребуются новые суммы сверх € 78 млрд.,
полученных уже по линии финансовой помощи денег. Греция в том или ином
виде, как заявляют ее партнеры, уже получила более € 230 млрд. помощи.
Ее государственные расходы были сокращены на десятки миллиардов евро. Но
в случае с Грецией в июле речь зашла о необходимости нового списания
долга, хотя это абсолютно неприемлемо для Германии. Об этом до
сентябрьских выборов в Германии на официальном уровне говорить не
следует. Евроскептики в этой стране, существующие в виде скептиков евро,
указывают на то, что Германия уже потратила до 7% своего ВВП для
"помощи" кризисным странам еврозоны.
Однако прежняя дилемма прошлого года остается в силе: дополнительная
помощь Греции и Португалии необходима, чтобы предотвратить
распространение кризиса на Испанию, Италию и Францию. Она не ставится
под сомнение на официальном уровне. Хорошо уже то, что ситуация в
соседней с Португалией Испании не ухудшается. 10 июля Еврокомиссия
сообщила, что Испания "освоила" для спасения своего банковского сектора €
41,3 млрд. из выделенных ей год назад € 100 млрд., и больше этих денег
банкам Испании уже не потребуется. В мае 2013 года промышленное
производство в Испании по сравнению с предшествующим месяцем возросло на
4,4%, а строительство на 8,2%.
Как следствие экономического и финансового кризиса, в Европе
продолжается эрозия общей евросоюзной идентичности. Правда, проводимые
там опросы общественного мнения пока свидетельствуют, что на первом
месте у европейцев сейчас все-таки стоят проблемы экономики, а на втором
- безработица. И, тем не менее, результаты специальных опросов
общественного мнения, опубликованных Брюсселем на прошлой неделе в так
называемом "Евробарометре" выявляют растущую поляризацию настроений в
Евросоюзе по линии Север-Юг. "Евробарометр" был составлен по итогам
опросов в мае 2013 года 32694 граждан в 27 странах-членах ЕС. В то
время, как 80% шведов и 77% немцев выражают уверенность в экономике
своих государств, на аналогичной позиции стоит только один процент
испанцев и два процента греков. Но не все так просто со схематическим
разделением по линии Север-Юг. Ведь, как оказалось, только 6% французов,
согласно данным "Евробарометра", выражают оптимизм в отношении
перспектив экономики Франции. 52% французов "настроены пессимистично",
68% полагают, что "худший экономический кризис в Европе еще впереди", а
92% верят в то, что экономическая ситуация во Франции "очень плоха". 58%
опрошенных французов не имеют доверия к европейским институтам,
полагая, что руководители в Брюсселе не намерены считаться с их мнением.
38% французов не считают себя "гражданами Европы". Однако 62% французов
согласны с введением в 2002 году единой валюты евро.
Что касается прочего, то интересно, что на вопрос "мой голос учитывается
в Европейском Союзе" положительно ответила только треть респондентов в
странах-членах ЕС. Среди таковых у греков нашелся только один человек из
пяти опрошенных. Но, как оказалось, при этом общественное доверие к
институтам ЕС выше, чем к национальным институтам власти в среднем на
6%. При этом 69% греков и 67% португальцев пессимистично смотрят на
будущее Евросоюза. Среди ирландцев таковых насчитывается 58%. В среднем
безусловно положительно оценивает ЕС в странах-членах примерно треть
населения. По мнению Европейской комиссии в комментарии в пресс-релизе,
означенный показатель означает присутствие оптимизма у значительной
части граждан стран-членов ЕС, которые безусловно самоидентифицируют
себя, как "европейцев". Хотя означенной цифры, с нашей точки зрения, для
такой оценки как раз и не достает.
ИА REGNUM
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор вынужден резко сократить активность. Блог существует на голом энтузиазме. Если есть возможность - бросьте коппечку в ...Яндекс кошелёк 410012393087087 Спасибо! Также заранее благодарен за любые ссылки.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий