вторник, 30 июля 2013 г.

Русские в Польше - особенности бытия.


Русские в Польше - особенности бытия
Рассказ соотечественницы из Польши - о том, как "мимикрировать" в Варшаве, зачем там надо скрывать, что ты умный и почему хилым в Польше не место
История, в свое время присланная нам соотечественицей из Польши, стала для проекта "Окно в Россию" - знаковой. Именно самый первый текст, полученный нами полгода назад, и натолкнул нас на мысль назвать проект так, как он теперь, собственно, и называется. Надеемся, что в ваших глазах, уважаемые читатели, ни с названием, ни с содержанием "Окно в Россию" не проиграло. А мы, в свою очередь, представляем очередную историю из Польши.

"Я приехала в Варшаву в 2004 году на научную стажировку. Неторопливая варшавская жизнь, жизнь без родителей, компания иностранцев, с которыми я жила бок о бок, мне понравились, и я решила немного подзадержаться в Варшаве, поступив в аспирантуру Польской академии наук.
Спустя 3 года я сделала разрешение на работу и соответственно, начала работать, а спустя еще какое-то время вышла замуж за поляка. Переезжать в Россию мой супруг не планирует, и получается, что теперь моя жизнь навсегда связана с Польшей.
Каждый иностранец, приезжающий в Польшу, сталкивается с проблемой съема жилья. Удобнее всего снять квартиру через знакомых. Если таковых нет, приходится искать самому. Ища квартиру, ты должен помнить о двух моментах - договор съема жилья и временная прописка. Хозяева квартир зачастую устраивают "смотрины". Часто получается так, что ты приходишь, а цена выросла, причем на квартиру уже есть несколько желающих, готовых заплатить еще больше и начинается торг.
Спрос на квартиры в Варшаве огромен, как ни парадоксально, это не ты выбираешь квартиру, а квартира выбирает тебя. Иногда доходит до крайностей: тебе задают вопросы из цикла "Насколько ты веселый и обаятельный". Касается это в основном недорогих и нефешенебельных квартир.
Сняв квартиру, следует озаботиться наличием временной прописки. К этому тебя обязывает закон, хотя на улице никто ее у тебя не потребует и при устройстве на работу тоже. Временная прописка нужна при получении вида на жительство. Далеко не все хозяева квартир готовы прописать у себя иностранца (да и поляка тоже), поэтому с некоторых пор все упростилось, достаточно просто прийти в администрацию своего района и показать договор найма жилья, согласие хозяина на прописку уже не требуют.
Что же дальше? Работа. Тут ничего нового, с работой в Варшаве так же, как и во всех столицах мира: особо ценных специалистов (программистов, финансистов с опытом работы в крупных корпорациях и т.п) берут "не глядя", остальным приходится крутиться.
В Варшаве (да и во всей Польше) работу в первую очередь предложат родственникам, знакомым, затем знакомым знакомых, поляку, иностранцу. Так что, ища работу, нужно набраться терпения. Я лично искала работу почти 4 месяца. Самое забавное, что на собеседования я стала ходить после того, как откорректировала свое резюме: выкинула из фамилии окончание, чтобы она звучала по-польски и стерла место рождения, т.е. максимально "заретушировала" свою принадлежность к "непольской" национальности.
Почти невозможно без т.н. блата найти работу в бюджетной организации, а если вы - кандидат наук, то мой вам совет - не пишите этого в резюме, эта информация только во вред, особенно если хочешь получить работу в научной или околонаучной сфере. Я таким образом не раз обожглась, пытаясь устроиться на работу в музей (это моя профессия и опыт работы у меня 5 лет).
Квартира есть, работа есть, что теперь? Теперь "пускаем корни", в связи с чем начинаем более подробно знакомится с местной бюрократической системой. Она не самая передовая в мире, но есть чему позавидовать. Польша, хоть и не стремится к созданию "службы одного окна", но, тем не менее, все устроено в принципе удобно. В каждом районе города есть своя администрация, где можно решить все необходимые вопросы (очередей несколько, по каждому вопросу своя, но все это в одном здании). В районной администрации (по-польски - "ратуша") можно прописаться, выписаться, оформить паспорт, зарегистрировать машину, получить или поменять водительские права, заплатить налог на имущество, получить единовременное пособие за рождение ребенка и проч.
Что качественно отличает польскую бюрократию от российской - возможность писать жалобы. Нет, в России жалобы никто не отменял, только смысл их писать почти отсутствует. В Польше же я несколько раз писала жалобы воеводе (что-то вроде губернатора) и каждый раз получала ответ, в установленный законом срок. Это вселяет надежду, что с нерадивостью бюрократов тут можно бороться.
Что же дальше? Медицина. Без нее никуда. Если кто-то мне скажет, что в России плохая медицина, я буду долго смеяться! В Польше, например, нет женских консультаций, а с больной ногой невозможно пойти сразу к хирургу, тебе сначала надо записаться к "врачу первого контакта" (дословный перевод), выглядит это так:
— Здравствуйте, у меня болит стопа, мне б к хирургу...
— Вам сначала надо записаться к "врачу первого контакта".
(Записался, подождал, день-два, как повезет. Пришел.)
— Здравствуйте, у меня болит стопа, мне б к хирургу.
— У вас болит стопа? В каком месте? А ну да... вам бы к хирургу. Вот вам направление.
Но даже это еще не все. Было у меня направление на 7 разных исследований крови. Поехала я в НИИ гематологии сдавать анализы, но там почему-то не понравилось мое направление, и мне сказали что врач из их НИИ даст мне новое направление (точно такое же, конечно же), но примет он меня через полгода, т.к. у него на полгода вперед все расписано.
Я уже писала, что в Польше можно и нужно жаловаться, так вот, позвонив консультанту по правам пациента, я вернулась в регистратуру и попросила, чтобы они дали мне отказ принять мое направление в письменном виде, а с ним я бы обратилась в суд. Так как отказать принять у меня направление они не могли по закону, анализы у меня были взяты незамедлительно. Все, что я могу сказать: чтобы болеть в Польше, нужно нехилое здоровье.
На обычном бытовом уровне поляки очень симпатичные люди, они приветливы и открыты. Тут ты чаще улыбаешься, тут с тобой чаще, чем в России, заговорит прохожий, тут, входя в маленький магазин, все здороваются друг с другом. Водители более вежливы и даже автобус может остановиться на нерегулируемом пешеходном переходе, чтобы пропустить тебя.
В Варшаве никто никуда не спешит (это я как москвичка пишу). Я поняла это, когда впервые спускалась в варшавское метро. Оно неглубокое, поезда приезжают с интервалом около 3 минут. Так вот тут не принято стоять справа, а проходить слева, т.е. правило как бы существует, но оно "мёртвое". Слыша шум подъезжающего поезда, никто из варшавян не тронется с места, не спустится на пару ступенек ниже, чтобы успеть на этот поезд. Зачем? Следующий будет всего через 3 минуты. В Москве же люди спешат, так как следующий поезд приедет аж через 50 секунд.
А еще в Варшаве (да и в остальных городах страны) все устроено так, чтобы везде был порядок, поэтому распределение обязанностей порой веселит. Взять к примеру, уборку улиц. Уборкой занимается определенная инстанция, все поделено на районы, в каждом районе города есть работник, отвечающий за очистку тротуаров в этом районе, работник, отвечающий за очистку шоссе в этом районе, еще есть управление по очистке парков города, которое заведует пятью парками в Варшаве, остальные парки очищаются районной администрацией.
Казалось бы, все так четко поделено, должно быть чисто. Ан нет... зимой проблемы с уборкой снега, а летом с уборкой воды после дождя. А еще всегда хотелось спросить, а кто у них там занимается очисткой бордюров или, например, вычищает зазоры между плитками на земле.
И в конце я бы хотела подчеркнуть, что живя в Польше, необходимо принимать во внимание огромное влияние католической церкви на общество и ее участие в государственной жизни. Первое, что делает избранный президент - идет помолиться в главный костел страны, в школьных классах на стенах висят распятия, а первое причастие является торжеством, сопоставимым с рождением ребенка. Я несколько раз слышала от подруг, что врач отказался выдать рецепт на противозачаточные таблетки, ибо это противоречит его (врача) католическому мировоззрению.
Учтя все эти нюансы жизни в Польше, тут можно вполне комфортно жить, работать, учиться. Да и еще... Поляки отличают русских людей от российской политики, но с трудом отличают россиян от украинцев и белорусов.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий