среда, 31 июля 2013 г.

Борьба с коррупцией или строительство Pax Americana? Часть вторая.


 Валентин Катасонов
Примеры акций в рамках FCPA: Сименс и Даймлер

До сих пор самым крупным в рамках расследований FCPA остается дело немецкого концерна Siemens. Он был обвинен в том, что в период с 1999 по 2006 г. выплатил в разных странах мира взяток на сумму в общей сложности 1,3 млрд. евро. В частности, были обнаружены случаи причастности концерна к коррупции в Ираке в период осуществления программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», а также в таких странах, как Венесуэла, Бангладеш, Аргентина, Франция, Нигерия, Турция, Италия, Китай, Израиль, Вьетнам, Россия и Мексика.

В конце 2008 года Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам США оштрафовали немецкий концерн на 800 миллионов долларов за дачу взяток по всему миру. Кроме того, для дальнейшего расследования нарушений Siemens обязался предоставить независимому аудитору доступ к своей документации. Надо отметить, что даже при мировом соглашении и многомиллионных компенсациях неамериканские компании, попавшие под действие FCPA, в течение нескольких лет находятся под контролем назначенного независимого аудитора, которым обычно является американский адвокат или судья. Это ещё один рычаг воздействия со стороны США на иностранную компанию.

Наказание понесли и топ-менеджеры Siemens. В августе 2008 года был вынесен приговор первому виновному, бывшему директору концерна, отвечавшему за торговлю медицинским оборудованием. Его приговорили к двум годам тюремного заключения условно и к уплате штрафа размером 108 тысяч евро. Прямых доказательств его виновности не было, осужденный сознался сам. Два бывших председателя правления Siemens Хайнрих фон Пирер (Heinrich von Pierer) и Клаус Кляйнфельд (Klaus Kleinfeld) отрицали, что знали о незаконных платежах. Были отправлены в отставку члены правления – всего восемь человек. Каждому из них пришлось частично компенсировать убытки концерна (взыскания от 0,5 до 4 млн. евро).

Не менее громким был разразившийся в 2010 году скандал с немецким автомобильным концерном Daimler, инициированный Министерством юстиции США в рамках FCPA. По данным американского министерства, концерн создал в 22 странах целую систему подкупа чиновников с целью получения выгодных заказов. Общий объем взяток за период 1998-2008 гг. был оценен в 51 млн. долл. Во избежание дальнейших судебных разбирательств Daimler согласился заплатить американским властям во внесудебном порядке штраф в размере 185 миллионов долларов. Корпоративный контроль над проведением комплексной программы в отношении компании Daimler, в частности за соблюдением ею закона «О внешней коррупции» (FCPA), в течение трех последующих лет был поручен американскому судье. Суд также обязал концерн принять ряд других мер. Во-первых, привести все филиалы компании Daimler в соответствие с регулирующим законодательством и кодексом компании. Во-вторых, было решено, что назначение местных руководителей и прочих сотрудников филиалов Daimler должно происходить исключительно по решению и с ведения руководства центрального офиса компании. В-третьих, концерн обязался провести расширение международной программы подготовки кадров Daimler, в том числе регулярные конференции, учебные семинары, тренинги, а также обмен информацией. И, в-четвертых, от Daimler потребовали создать специальный отдел по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Доктрина «минимального контакта» США. Американофобия

Примечательно, что многие иностранные компании были «зацеплены» американскими властями на том основании, что эти компании являлись участниками Нью-Йоркской фондовой биржи (были включены в «листинг»). Реакцией ряда компаний-нерезидентов на активизацию применения закона FCPA были решения об уходе с американского фондового рынка. Так, в мае 2010 года тот же Daimler объявил о намерении вывести ценные бумаги с Нью-Йоркской фондовой биржи. Финансовый директор Daimler Бодо Уэббер (Bodo Uebber) объяснил, что этот шаг направлен на снижение управленческих расходов и упрощение отчетности. В Нью-Йорке котируется лишь небольшая часть акций концерна, примерно 5% от общего числа (главным местом торговли ценными бумагами по-прежнему остаётся биржа во Франкфурте-на-Майне). Основной причиной ухода с Нью-Йоркской биржи является, видимо, то, что после этого отпадет необходимость подачи финансовой отчетности в Комиссию по ценным бумагам США.

В апреле 2010 года другой немецкий концерн, Deutsche Telekom, тоже решил прекратить размещение своих ценных бумаг на бирже в Нью-Йорке. А в феврале 2011 года прокуратура Штутгарта начала расследование в отношении концернов Deutsche Telekom и Volkswagen. Следователи подозревают их бывших менеджеров, курировавших футбольное спонсорство, в коррупции. Похоже, что Deutsche Telekom принял превентивные меры, чтобы не платить штрафы ещё и властям США.

Уже не приходится говорить о том, что многие европейские компании стараются избавиться от акционеров американского происхождения. Ведь если в компании доля американских физических и юридических лиц превышает 10% в капитале, то такой компании придется нести ответственность по закону FCPA в полном объеме. Не менее настороженно относятся к своим клиентам европейские банки. Если это лица американского происхождения, то им может быть отказано в открытии депозитного счета. Правда, в данном случае у европейского банка возникают опасения попасть под «колпак» другого американского закона – FATCA (The Foreign Account Tax Compliance Act). Это закон о налогообложении иностранных счетов, принятый в 2010 году и имеющий все признаки экстерриториального акта. Фактически американская налоговая служба планирует превратить все банки за пределами США в своих налоговых агентов и наказывать неамериканские банки за ненадлежащее выполнение агентских функций. Неамериканский банк может оказаться в ситуации, когда ему придется нести солидарную ответственность за неуплату американским клиентом налогов в казну США. А заодно попасть в какую-нибудь неприятную историю, связанную с коррупцией по закону FCPA.

У юристов это называется доктриной «минимального контакта». Суть ее в том, что даже самое незначительное соприкосновение неамериканской компании с юридическим или физическим лицом США может привести к тому, что неамериканская компания приобретет статус person of the United States. Это еще не юридическое или физическое лицо США, но уже такое лицо, которое несет юридическую ответственность по американским законам. Таким, как FATCA или FCPA.

FCPA: роль американских спецслужб

Основными организациями, отвечающими за выполнение закона FCPA, выступают Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагами и биржам. Условием успешной реализации закона FCPA является получение указанными организациями информации, подтверждающей факты подкупа иностранных чиновников американскими гражданами и компаниями или нерезидентами, имеющими прямое или опосредованное отношение к американскому бизнесу и США. Или, по крайней мере, получение информации, вызывающей подозрение о том, что коррупционные отношения имели место. Или же информации о том, что имели место намерения вступить в коррупционные отношения (закон FCPA карает также и за намерения!). Даже расследование по немецкому концерну Siemens показало, что иногда прямых улик явно не хватает для обвинения в коррупции. Отчасти эту проблему власти США попытались решить еще в начале нынешнего века, когда Министерство торговли США объявило об открытии в Интернете «горячей линии» для того, чтобы любое частное лицо и любая компания могли сообщить о фактах коррупции и нарушении закона FCPA. После прошедшего финансового кризиса в США был принят закон Додда-Франка (подписан президентом США в 2010 г., вступил в силу в 2011 г.). Полное его название - Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Wall Street Reform and Consumer Protection Act). Закон этот очень объемный (более 2300 страниц текста). Обратим лишь на одну новацию, заложенную в нем, – институт финансового доносительства. Закон предусматривает для сотрудников компаний, как американских, так и тех неамериканских, которые имеют статус person of the United States, возможность сообщать о нарушениях американских законов в различные организации и ведомства США (Налоговая служба, Комиссия по ценным бумагам, Министерство финансов, Министерство юстиции и т.д.) В том числе и о нарушениях закона FCPA. В случае подтверждения нарушения и начисления компании-нарушителю штрафа добровольный агент-информатор вправе рассчитывать на получение вознаграждения в размере в среднем от 10 до 30% начисленного штрафа.

Очевидно, что для того, чтобы закон FCPA эффективно работал, все перечисленное выше необходимо, но недостаточно. Требуется получение информации с использованием специальных средств и методов. Проще говоря, необходимо подключение спецслужб. Почти с самого начала действия закона к его реализации было привлечено Федеральное бюро расследований США (ФБР), в котором было даже создано специальное подразделение, отвечающее за FCPA. Впрочем, время от времени в СМИ в связи с FCPA упоминаются и другие спецслужбы США – ЦРУ, АНБ, финансовая разведка Министерства финансов США и некоторые другие.

Когда закончилась холодная война и американские спецслужбы оказались, так сказать, без работы, возникла угроза сворачивания их штатов и бюджета. Однако лоббистам спецслужб удалось добиться перепрофилирования их деятельности в новых условиях. Главным направлением их деятельности за пределами США стала экономическая разведка, а приоритетной задачей в рамках экономической разведки - добывание информации о случаях коррупции, которые рассматриваются как нарушение закона FCPA и как угроза интересам США в мире. Так, в подготовке доклада Министерства торговли США о коррупции за пределами США, представленном в 1995 году Конгрессу, участвовали ЦРУ и другие американские спецслужбы. Этот доклад был заявкой на то, чтобы американские специальные службы получили мандат на ведение разведки по тематике FCPA в США и за их пределами.

Скандал, связанный с откровениями Эдварда Сноудена, заострил вопрос: с какой целью американские спецслужбы развили такую бурную деятельность в Европе, которая считается союзницей Соединённых Штатов? Не претендуя на полноту ответа, возьмёмся всё же утверждать: для того, чтобы, помимо всего прочего, отслеживать нарушения американских законов, имеющих экстерриториальный характер. Информация о таких нарушениях необходима правящим кругам США для установления эффективного экономического и политического контроля над Европой и миром.


Фонд стратегической культуры

Комментариев нет:

Отправить комментарий