понедельник, 15 июля 2013 г.

Корпоративный фашизм или "Параллельная реальность Wal-Mart".


Корпоративный фашизм или "Параллельная реальность Wal-Mart"
Гигантская корпорация как полигон для обкатки иных моделей социального устройства
РЕКОРДЫ ЧЕМПИОНА
Публикуемый список Fortune 500, ранжирующий 1500 наиболее успешных компаний американского бизнеса, регулярно возглавляет гигантская сеть магазинов розничной торговли Wal-Mart Stores Inc, стабильно входящая в десятку глобальных компаний по капитализации, при этом по своим доходам (свыше $400 млрд.) уже не первый год обгоняющая нефтяных и автомобильных гигантов.
Для россиян и многих европейцев слово Wal-Mart пока что не означает практически ничего, однако для жителей США, Мексики, многих других стран Латинской Америки и Азии это название постепенно становится эквивалентом слова «магазин».
На сегодняшний день сеть гипермаркетов Wal-Mart, оперирующая в 27 странах, является не просто самой крупной в мире компанией розничной торговли, но и вообще самой большой на планете корпорацией, число сотрудников которой приближается к 2 миллионам человек. Фирма давно славится своими новаторскими подходами к бизнесу – повышенным вниманием к внедрению передовых инфотехнологий вообще и чипов радиочастотной идентификации (RFID) в частности.
Причем масштабы интересов к RFID у Wal-Mart велики настолько, что требования этой корпорации к характеристикам чипов, наряду с требованиями DoD, то есть министерства обороны США – другого главного «толкача» технологии – являются важнейшими ориентирами для развития всей данной отрасли (о ситуации с внедрением меток радиочастотной идентификации выразительно свидетельствует заголовки обзорной статьи в одном из профессиональных ИТ-изданий, звучавший так: «RFID помимо Wal-Mart и DoD»).
Однако, кроме рекордных уровней доходов, умопомрачительных объемов торговли и самых передовых позиций на ИТ-рубежах, корпорация Wal-Mart славится и длинным списком существенно иных рекордов, отнюдь не столь привлекательного свойства.
Здесь, в частности, категорически возражают против создания профсоюзов, а любые попытки работников объединиться в организацию пресекаются быстро и самым решительным образом – ликвидацией магазина-смутьяна под предлогом «нерентабельности».
Как следствие, в Wal-Mart стабильно удерживается самый низкий в отрасли средний уровень зарплаты, социального обеспечения и медицинского обслуживания персонала. По этим же причинам Wal-Mart держит рекорд по текучести кадров – в течение года здесь обновляется около 70% сотрудников.
Еще одной важной особенностью корпорации является ее чрезвычайная скрытность во всех вопросах, касающихся внутренних аспектов функционирования системы. По свидетельству ветеранов компании, эта тенденция стала проявляться особенно заметно после смерти в 1992 году Сэма Уолтона, основателя и бессменного руководителя сети Wal-Mart на протяжении первых 40 лет ее истории.

СЕКРЕТНЫЙ БУНКЕР
В 2005 году возле захолустного городка Джейн (Jane) в малонаселенном районе США на границе штатов Миссури и Арканзас, был введен в строй весьма необычный объект, по виду более всего напоминающий секретный военный бункер.
Большое, площадью свыше 10 тыс. кв.м. приземистое здание без окон, со стенами, защищенными земляными насыпями, и высокой внешней оградой периметра с пущенной поверху колючей проволокой, из-за деревьев почти не заметно с проходящей неподалеку автострады.
Мощные ворота объекта управляются автоматикой, а снаружи нет ни людей, ни каких-либо надписей, по которым можно было бы установить назначение или хотя бы владельца таинственного комплекса.
Лишь в администрации округа, собирающей налоги на недвижимость, настырным журналистам одной из местных газет удалось узнать, что объект принадлежит сети Wal-Mart и является новым компьютерным центром компании.
Прежний центр, кстати, был сооружен безо всякой секретности в 1989 г. при Сэме Уолтоне и стал в ту пору местной достопримечательностью – самым крупным цельнобетонным зданием штата Арканзас, где находится штаб-квартира Wal-Mart.
О существовании нового центра по сию пору не знает практически никто, а с инспектора налоговой службы, единственный раз посещавшей объект для оценки имущества, фирма предварительно взяла подписку о неразглашении, обязывающую помалкивать обо всем, что доведется увидеть внутри объекта.
Чуть ли не единственная содержательная информация по поводу центра прошла в конце 2004 года в компьютерной прессе, когда компания Teradata, подразделение NCR, «выпросила экстраординарное разрешение» у заказчика, чтобы объявить об успешном выполнении заказа Wal-Mart на установку гигантской линейно масштабируемой системы обработки информации с начальным объемом данных 500 терабайт. Для сравнения можно сказать, что эта цифра существенно превышала оценочный объем всей информации Интернета в 2004 году.
Что за данные обрабатывает столь внушительная система в новом центре – это, ясное дело, строжайшая тайна корпорации, не подлежащая обсуждению ни в каком виде.
Но вовсе не являются секретом крайне энергичные инициативы Wal-Mart по внедрению продвинутых компьютерных технологий для учета товаров, организации торговли и работы с покупателями. Прекрасно известно и о том, сколь ресурсоемким может быть тотальный учет товаров на основе RFID, коль скоро чипы-наклейки позволяют автоматически отслеживать по базе данных судьбу каждой единицы конкретного товара от поступления на склад до продажи покупателю.
Причем в принципе имеются возможности и для того, чтобы также фиксировать сведения и о конкретных покупателях, вплоть до установления их личности. В случае оплаты товара кредитной карточкой это делается тривиально, но уже предпринимаются и явные попытки автоматически опознавать покупателя даже при оплате наличными.
Правозащитная организация CASPIAN (название расшифровывается примерно как «Потребители против вторжения супермаркетов в частную жизнь») уже не первый год собирает документы и свидетельства о том, как Wal-Mart и другие торговые сети накапливают и анализируют все доступные сведения о своих покупателях для узконаправленного маркетинга и повышения эффективности продаж.
В частности, есть материалы об испытаниях в Wal-Mart цифровых видеокамер, автоматически включающихся в тот момент, когда покупатель берет с прилавка, а затем расплачивается в кассе за определенный товар (помеченный RFID), чтобы зафиксировать лицо покупателя.
В 2004 году, по имеющимся у CASPIAN свидетельствам, в одну из известных американских фирм, специализирующихся на компьютерных средствах безопасности, обратились за консультациями по разработке необычной технологии.
От аппаратуры требовалась способность автоматически устанавливать связь между работой кассы, регистрирующей продажу товара, и конкретным покупателем, расплачивающимся за этот товар и зафиксированным на видеозаписи. Хотя известно, что заказ на разработку делала «крупная торговая фирма», вся история окутана плотной завесой секретности, ибо другой сильно заинтересованной в этом деле стороной были государственные спецслужбы.

«ЭТО ПРОСТО НЕПРАВДА»
Каждый год, обычно в самом начале лета администрация Wal-Mart проводит встречу с акционерами, на которую съезжаются многие тысячи номинальных совладельцев компании.
По своему духу это корпоративное мероприятие очень напоминает съезд большой и влиятельной партии, т.е. проходит по хорошо отработанному сценарию: парадные отчеты, формальные оргпроцедуры и реляции об очередных победах, перемежающиеся массовыми скандированиями лозунгов, что в итоге доводит аудиторию до желаемой кондиции экстатического единения в своей преданности и любви к корпорации.
(принятый в Wal-Mart жест приветствия копирует «салют древних римлян», т.е. вскинутая вперед и вверх вытянутая рука, отличается от нацистского лишь сжатой в кулак кистью)
Залогом успеха для подобных мероприятий всегда является строгое следование заранее намеченному сценарию и решительное недопущение какой-либо самодеятельности в массах. За что, естественно, несет полную ответственность служба безопасности корпорации.
Эти люди явно хорошо знают свое дело, для предотвращения акций протеста и изоляции диссидентов проводятся упреждающие мероприятия, однако и в этой работе случаются серьезные проколы, как произошло весной нынешнего года.
Все началось с громкого и не очень понятного увольнения сотрудника Wal-Mart Брюса Гэббарда(Bruce Gabbard), работавшего в подразделении инфобезопасности корпорации. Формальным поводом для увольнения было объявлено то, что Гэббард – в борьбе с регулярными утечками внутренней информации компании – перехватывал текстовые сообщения и прослушивал телефонные разговоры между сотрудниками PR-подразделения Wal-Mart и репортером газеты New York Times.
Тут следует подчеркнуть, что в корпорации Wal-Mart совершенно официально принято контролировать использование сотрудниками коммуникационных средств компании – от просмотра электронной почты и регистрации посещаемых веб-сайтов до прослушивания телефонов.
Брюс Гэббард занимался этим в соответствии со своими служебными обязанностями и по прямым указаниям дирекции, но, вероятно, несколько перестарался (подробности дела неясны, судя по всему, на прослушивание были поставлены личные телефоны подозреваемых в утечках сотрудников, а информация об этом утекла в прессу). Однако с треском увольнять за это исполнителя и его непосредственного начальника – все это выглядело как-то, мягко говоря, несправедливо.
Во всяком случае именно так, судя по всему, расценил произошедшее сам Гэббард, честно служивший компании 19 лет. Обидевшись, он дал обширное интервью влиятельной газете Wall Street Journal, где со множеством фактов и подтверждающих их документов рассказал о том, как высшее руководство корпорации пытается следить буквально за всеми – от социально активных покупателей, собственных сотрудников и бизнес-партнеров до акционеров компании и членов совета директоров.
Рассказал Гэббард и о том, что лично вел записи разговоров между членами дирекции в те моменты, когда из комнаты совещаний выходил исполнительный директор. О том, что один из длинноволосых сотрудников службы безопасности с замаскированным радиомикрофоном ходил тусоваться на сборища активистов, готовящих демонстрации протеста против Wal-Mart, а Гэббард в микроавтобусе с электронной аппаратурой располагался неподалеку для записи происходящего.
О том, наконец, что внутренний конфиденциальный меморандум Wal-Mart за январь 2007 (предъявленный журналистам) предписывает активно выявлять среди владельцев акций потенциальных противников генеральной линии руководства и не допустить появления таких людей на ежегодной встрече акционеров в июне.
В качестве же главной фигуры, постоянно прессующей сотрудников службы безопасности на предмет усиления бдительности и блокирования утечек информации, последние годы преследующих корпорацию, Брюс Гэббард назвал Кеннета Сенсера (Kenneth Senser), возглавляющего в Wal-Mart подразделение Global Security.
Сенсер – в прошлом кадровый сотрудник ЦРУ, в конце 1990-х занимал весьма высокий пост в контрразведке этой спецслужбы, а в 1999 году, после скандала с разоблачением в рядах ФБР российского агента Роберта Хансена, был переведен на усиление ФБР в качестве замдиректора и начальника службы внутренней безопасности Бюро.
В 2003 году Сенсер оставил ответственную государственную службу и вплотную занялся укреплением безопасности в корпорации Wal-Mart. Именно по его личному настоянию, если верить Гэббарду, было решено поставить на перехват все телефонные и текстовые коммуникации сотрудников компании с представителями прессы.
Откровения Брюса Гэббарда о столь пикантных подробностях внутренней жизни корпорации-гиганта вызвали всебщий переполох, особенно среди встревоженных акционеров, а администрация Wal-Mart предприняла воистину беспрецедентные шаги, чтобы быстро заткнуть столь некстати забивший фонтан признаний бывшего сотрудника.
В пятницу вечером, несмотря на нерабочее время и уже начавшийся уикенд, адвокаты компании добрались до окружного судьи и лично от него, причем в отстутствие обвиняемой стороны, получили предписание, запрещающее Гэббарду рассказывать о делах компании и дающее санкцию на изъятие у него всех информационных носителей с данными, имеющими отношение к работе в Wal-Mart.
После этого умелые специалисты стали обрабатывать Гэббарда, и меньше чем через две недели появился нужный результат. Высшее руководство корпорации с удовлетворением объявило миру, что располагает чистосердечными признаниями своего бывшего сотрудника, данными в присутствии адвокатов.
Новые документы заверяют, что сообщенные ранее Гэббардом свидетельства для прессы в основном не соответствуют действительности, поскольку были вырваны из общего контекста беседы. Действия же корпорации Wal-Mart по обеспечению своей безопасности, соответственно, находятся полностью в рамках закона, а слежка за акционерами и членами совета директоров – «это просто неправда».

АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ
Не исключено, что кто-то поверил и в новую версию истории. Но впечатляющая активность спецподразделений Wal-Mart на ниве разведывательной и контрразведывательной деятельности не могла не привлечь повышенный интерес журналистов.
Дополнительные же поиски информации в интернете предоставили им еще более масштабную (и, на взгляд многих, пугающую) картину. Оказалось, что корпорация Wal-Mart Stores Inc. с некоторых пор энергично занята поиском и наймом бывших сотрудников разведслужб для особой новой структуры в составе своего подразделения глобальной безопасности.
Непосредственно на сайте Wal-Mart, а также на сайтах для профессионалов в области безопасности, включая Бюллетень Ассоциации бывших сотрудников разведслужб, корпорация разместила приглашения на работу для «аналитиков глобальных угроз» с опытом работы в военных и правительственных органах соответствующего профиля.
В качестве места работы для заинтересовавшихся назван «Аналитический исследовательский центр», являющийся частью Wal-Mart Global Security division, подразделения, которое возглавляет Кеннет Сенсер. Собственно Аналитический центр был создан примерно полтора года назад, если верить опубликованным в печати комментариям начальника Центра Дэвида Харрисона (David Harrison), ветерана спецназа армии США.
Описание работы, которой занимаются сотрудники Центра, включает в себя как сбор и анализ информации от «деловых контактов» и открытых источников, так и прогнозные оценки угроз, возникающих из «мировых событий, обострений в области региональной/национальной безопасности, либо от подозрительных личностей и групп».
Среди профессиональных навыков, в которых нуждается Центр, указываются, в частности, «знакомство с широким спектром информационных ресурсов и технологии датамайнинга», а также владение иностранными языками, предпочтительно китайским или испанским. Представители компании Wal-Mart, к которым журналисты обратились за дополнительными комментариями о работе Аналитического исследовательского центра, категорически от обсуждения этой темы отказались, естественно.
В принципе, приглашение на работу бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в департаменты безопасности корпораций – дело ныне совершенно обычное и повсеместно распространенное. Однако, как комментирует открывшуюся картину Стивен Афтегуд (Steven Aftergood), видный в США эксперт по спецслужбам, курирующий направление государственных секретов для Федерации американских ученых (www.fas.org), инициативы Wal-Mart простираются далеко за грани того, чем обычно занимается большинство корпораций.
Поэтому здесь неизбежно встают вопросы о законности столь масштабной корпоративной разведки, мало чем отличающейся от правительственного шпионажа, но при этом полностью лишенной какого бы то ни было надзора. По мнению Афтегуда, в корпоративной безопасности наблюдаются новые, весьма тревожные сдвиги. Потому что речь идет уже не просто об обеспечении безопасности, а о серьезных разведывательных операциях.
При этом не подлежит сомнению, что активность подобного рода наращивается при полном одобрении властей США, поскольку служба безопасности Wal-Mart не то чтобы декларирует, но и особо не скрывает фактов рабочих контактов с компетентными органами правительства, обеспечивающими государственную безопасность.
В 2006 году, на одной из профессиональных встреч специалистов в области секьюрити, Дэвид Харрисон в своем докладе рассказал, как Wal-Mart учится себя защищать с помощью анализа гигантских объемов информации, на регулярной основе собираемой о собственных сотрудниках, покупателях и поставщиках.
Среди прочего, Харрисон упомянул повышенное внимание, с которым отслеживаются клиенты, покупающие определенные медикаменты, газовые баллоны с пропаном или все, кто делают массовые закупки сотовых телефонов с (анонимно) предоплаченным временем разговоров.
Действия подобного рода, как известно из правительственных программных документов, в государственных органах безопасности трактуются как косвенные признаки террористических или криминальных намерений. В своем докладе Харрисон не стал вдаваться в подробности о том, как поступают в дальнейшем с собранными данными такого типа, но вскользь обронил, что эта информация «может передаваться в правоохранительные органы».

ЦЕНЗУРА, TOTENKOPF И СОПРОТИВЛЕНИЕ WASP
Корпорация Wal-Mart давно славится своей повышенной щепетильностью в вопросах семейных ценностей и строго соблюдения норм морали. Все товары перед продажей проходят тщательную проверку, чтобы не допустить появления на прилавках «непристойностей».
Умеренные мужские журналы вроде Maxim или Stuff могут изыматься из продажи за чересчур пикантное содержание, более радикальные вроде Playboy или Penthouse не продаются никогда, а женские журналы типа Cosmopolitan и Marie Claire частично заворачивают в непрозрачную упаковку, чтобы прикрыть чрезмерно раскованных дам на обложке.
В то же время строгая цензура дает характерные сбои. Например, на сайте Wal-Mart, продающем DVD, к фильмам про Мартина Лютера Кинга или других чернокожих политиков и общественных активистов в разделе «картины на эту же тему» предлагался блокбастер «Планета обезьян». 
При этом на сайте, торгующем книгами, можно было купить «Протоколы сионских мудрецов» c подтверждением подлинности этого текста в аннотации. Одновременно на стеллажах многих магазинов сети Wal-Mart обнаружились стопки футболок с характерной эмблемой черепа и костей, которая один в один воспроизводит эмблему 3-ей бронетанковой дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf). При этом «пешие» подразделения  Totenkopf отвечали за охрану основных концентрационных лагерей Третьего рейха.
После скандала администрация Wal-Mart пообещала быстро изъять товар из продажи, однако он в течении многих месяцев так и оставался на полках, только его стала блокировать касса при оплате «первыми встречными». Иначе говоря, товар предназначен каким-то особым покупателям.

РАССУЖДАЯ ЛОГИЧЕСКИ
Среди пестрой и разношерстной компании советских диссидентов брежневской эпохи совершенно особое место занимал видный ученый-логик, социолог и философ Александр Зиновьев. Во времена Сталина убежденный и последовательный антисталинист, после смерти тирана Зиновьев пришел к выводу, что сформированная тем в СССР тоталитарная система была наиболее эффективной моделью государственного устройства с точки зрения выживания страны в современном жестоком мире.
Другой, не менее знаменитый логик, австрийский математик Курт Гедель, бежавший от нацизма в США в 1940 году, сделал весьма необычное заявление в американском суде. В 1947 году на процедуре получения американского гражданства он сообщил судье, что проанализировал конституцию США и нашел в ней логические дефекты и несоответствия, позволяющие совершенно законным путем установить в этой демократической стране диктатуру по образцу фашистского государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий