среда, 3 июля 2013 г.

Центральная Азия: геополитические угрозы и три сценария развития

Newtimes.az


Существуют мнения о том, что с реализацией плана по выводу из Афганистана войск НАТО в большом геополитическом пространстве могут начаться опасные процессы. В этом ряду можно отметить определенные прогнозы в связи с государствами Центральной Азии. Говорится о разных сценариях. Но складывается впечатление, что в реальности ситуация гораздо сложнее.

Источники региональных противоречий: разные подходы

В Центральной Азии растет интенсивность обновления геополитической картины. Это проявляется в двух аспектах. Во-первых, растет напряженность в отношениях между государствами региона. Этот процесс сопровождается обострением внутренних противоречий стран региона. Во-вторых, борьба крупных держав за этот регион вступает в очередной напряженный этап. Примечательно, что пока мировые СМИ не обращают особого внимания на сложившуюся ситуацию. За исключением некоторых сообщений, медиа в этом вопросе хранят молчание. Но внимание аналитиков к этому вопросу возросло. В чем причина такой ситуации?

Такая постановка вопроса неслучайна, так как существует вероятность того, что Центральная Азия подвергнется геополитическим катаклизмам. Словно силы, обладающие глобальной мощью, постепенно втягивают это пространство в кризис. Признаки этого проявляются уже сейчас.

О тенденциях развития геополитических процессов в Центральной Азии публикуются много материалов прогностического характера.

Их объединяет то, что прогнозы адаптированы к интересам какой-либо крупной державы. Вместе с тем выявляются достаточно серьезные факты по поводу региона. Одним из моментов, привлекающих внимание, является именно опасность этих фактов.

Сообщается даже о возникновении между государствами региона »треугольника потенциальной опасности». Сюда относятся противоречия между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Их можно подразделить на две группы. К первой относятся конфликтные ситуации, возникающие из борьбы за водные ресурсы. Во вторую группу входят этно-административные противоречия, возникшие на основе искусственного определения границ этих стран в 30-40-е гг. прошлого века. В каждом из упомянутых выше государств существуют этнические общины, на разных уровнях конфликтующие с местным населением. Например, в Ошской области Кыргызстана есть сильная узбекская диаспора. Периодически происходят ее столкновения с киргизами. Таджикистан же претендует на Самарканд и Бухару.

Казахстан – относительно спокойная страна. Но и здесь существуют определенные проблемы с узбеками и киргизами. Но еще более важным является факт демографического преобладания неказахов. Туркмения пока создает впечатление тихой страны, но и она не избавилась от этнических и административных противоречий.

На фоне сказанного гораздо более опасными представляются проблемы, имеющие своим корнем геополитические и энергетические факторы. По сути, аналитики предупреждают о том, что именно эти моменты играют стимулирующую роль в выпячивании отмеченных нами противоречий. В этой же плоскости рассматриваются сценарии по поводу будущей судьбы региона. Прогнозируется, что процессы здесь могут развиваться преимущественно в трех направлениях (более подр. см.: указанная выше статья).

Три сценария: минует ли опасность?

Первый сценарий – усиление в Центральной Азии Китая. Это оценивается как угроза интересам России и США. Пекин может экономически и культурно усилить свое влияние в регионе. Во втором плане, скорее всего, имеется в виду вытеснение Запада в военной, технологической и энергетической областях из региона. Всем известно, что в государствах Центральной Азии имеется широкий рынок более дешевых и качественных китайских товаров. В этом смысле шансы Москвы конкурировать с Пекином оцениваются невысоко.

В области культуры особо отмечается языковый фактор. Эксперты говорят о том, что китайцы могут вытеснить даже русский язык. Вместе с тем они не исключают, что этот процесс может ослабить позиции Запада и Турции в регионе.

Второй сценарий – Запад предотвращает усиление влияние Китая в регионе. Это – традиционный подход. Но здесь обращается внимание на то, что таким способом Америка не может полностью контролировать регион. Вашингтон просто не позволяет, чтобы Пекин доминировал в принципиальных геополитических вопросах. Отмечается, что в этом процессе Америка может сотрудничать с Россией и государствами региона. Тем самым появится возможность совместно бороться с терроризмом, наркоторговлей и торговлей оружием. Параллельно с этим США могут разместить военные базы в регионе. Таким способом Запад приобретет шанс оказать военное давление на Китай и Иран.

Третий сценарий – »зеленый полумесяц над Центральной Азией». Здесь имеется в виду возможное доминирование в государствах региона политического Ислама. Примечательно, что этот сценарий считается более опасным, но и более вероятным. В ряду угрожающих факторов, влияющих на регион, отмечаются такие, как "исламизация региона», "террористические угрозы» и "отсутствие у России точной региональной политики».

В этом контексте отмечается, что вывод войск НАТО из Афганистана даст толчок исламизации Центральной Азии. По мнению аналитиков, этот период охватит 2014-2024 гг. Отмечается, что радикальные религиозные группировки более всего угрожают Узбекистану, Кыргызстану и Таджикистану. Поэтому в настоящее время в российской внешней политике фактору исламизации уделяется особое внимание. По этой причине Москва создает в Центральной Азии »воздушный щит». На новый уровень поднимается военное сотрудничество с Казахстаном и Кыргызстаном в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Аналогичные шаги предпринимаются и в связи с Таможенным Союзом.

Как видно, говоря о сценариях развития геополитических процессов в Центральной Азии, во всех случаях аналитики представляют Ислам как угрозу. Этот момент заставляет задуматься. Вместе с тем приходится задуматься и о том, что такой подход может дать толчок ряду опасных процессов. Складывается впечатление, что в политических кругах крупных держав (США, Россия и Китай), обладающих большой возможностью оказывать влияние на регион, в той или иной степени существует исламофобия. В настоящее время это наиболее всего проявляется в европейских государствах. Но, как видно из вышеуказанных сценариев, почему-то и другие большие государства занимают близкие к этому позиции.

Если такая тенденция имеет место, то, наряду с Центральной Азией, опасные игры могут разыграться во всех мусульманских странах. Восприятие Ислама в политическом понимании только как элемент угрозы – большое заблуждение. Это не служит диалогу между цивилизациями и религиями, создавая в том числе серьезные препятствия на пути обеспечения геополитической стабильности в Центральной Азии.

На фоне сказанного приходится задуматься о возможности возникновения в ближайшее время в этом регионе серьезных геополитических проблем. Параллельно с выводом из Афганистана войск НАТО возможна активизация (или потворство их активизации) экстремистских групп. В этом заинтересованы Иран, Россия и Запад. Нельзя оставлять в стороне и китайский фактор.

Отметим, что в сценариях в основном в аспекте угрозы рассматривается и турецкий вопрос. Почему-то влияние Анкары в регионе всегда связывается с »пантюркизм»ом. Утверждается, что данная идея распространяется в регионе через турецкую систему образования. На фоне сказанного влияние Китая, России или США в регионе представляется как »нормальный геополитический процесс». Есть необходимость подумать и над проблемами, которые могут создать двойные стандарты.

Из проведенного анализа видно, что существуют противоречия в самих подходах крупных держав в связи с Центральной Азией. К сожалению, этот момент может еще более осложнить наблюдаемую в регионе конфликтную ситуацию, имеющую своим источником местные факторы. Другими словами, вместо того, чтобы создать геополитическую стабильность в регионе в целом, это может втянуть его в опасные игры. На наш взгляд, в настоящее время наиболее опасный сценарий состоит именно в этом». 


Комментариев нет:

Отправить комментарий