среда, 3 июля 2013 г.

Проверка для Европы. Применят ли «противорусские» правила газового рынка к Азербайджану?

Александр Собко

На прошлой неделе стало известно, что для транспортировки азербайджанского газа по территории Европы был выбран газопровод TAP. Соответственно, альтернативный проект — Nabucco West — остался в проигрыше.

Для России это маленький плюс, так как Nabucco West практически полностью повторял маршрут «Южного потока». Но по большому счёту нам всё равно, какой из маршрутов выбран, — ведь азербайджанский газ в обоих случаях попадает на европейский рынок.

Поэтому предлагаем последить за другим интересным сюжетом. У Европы появляется новый поставщик газа. Причём именно в тот момент, когда Евросоюз реформирует свой газовый рынок. Даже для старых поставщиков, например в случае российского газа, это приводит к конфликтам, желанию изменить структуру контрактов и судебным спорам. Любопытно посмотреть, в какой степени новые правила работы на газовом рынке будут применяться к азербайджанским поставкам. И будут ли вообще. Или особый статус «избавителя от российской газовой зависимости» позволит азербайджанскому газу получить ряд преференций?

Ведь газопровод TAP уже получил статус исключения из правил Третьего энергопакета, то есть освобождение от доступа третьих лиц. Это позволит использовать трубу исключительно для транспортировки газа из Азербайджана. Напомним, для «Южного потока» Евросоюз те же условия предоставлять не готов. И даже уже построенный «Северный поток» работает в половину проектной мощности, так как в наземном продолжении газопровода по территории Евросоюза 50% зарезервировано для «свободного рынка». Итак, по одному важному нововведению на европейском газовом рынке газ «Шах-Дениз-2» уже оказался равнее, чем другие.

Идём дальше. Конечная точка газопровода TAP (Trans Adriatic Pipeline) — Италия. Но подразумевается, что газом из TAP могут снабжаться и страны-транзитёры, в частности Греция. Недавно государственная нефтегазовая компания Азербайджана SOCAR приобрела греческую газораспределительную сеть DESFA и уже бодро рапортует о намерении осуществлять с её помощью поставки газа не только в Грецию, но и в соседние страны. Что это будет за газ, пока не уточняется, но ясно, что два сюжета — покупку DESFA и выбор TAP для доставки азербайджанского газа — нужно рассматривать как единое целое.

И тут опять возникает противоречие. Ведь по новым правилам ЕС поставщик газа не может владеть магистральными трубопроводами (именно поэтому «Газпром» даже не рассматривал покупку DESFA). С формальной точки зрения случай тут пограничный, так как SOCAR в консорциуме по разработке «Шах-Дениз-2» принадлежит всего 10%, а остальное — иностранным компаниям. Но газ-то всё же азербайджанский. Представим на минутку, что у «Газпрома» есть в ЕС «своя» труба, но газ по ней будет качать, к примеру, «Новатэк». Допустит ли Европа такое?

Дальше остаётся самый интересный вопрос — о структуре контрактов. Окончательное инвестиционное решение по «Шах-Дениз-2» (проще говоря, будет ли разрабатываться месторождение или нет) должно быть принято осенью. А значит, к этому времени должны быть заключены договоры на поставку газа. Разумно предположить, что ценовая привязка в этих контрактах должна быть основана на котировках европейских газовых хабов. Ведь именно привязки к спотовой (биржевой) цене добивается Евросоюз от всех поставщиков. Возможно, так оно и будет. В то же время такой подход несёт для консорциума по разработке месторождения серьёзные риски. Дело в том, что проект «Шах-Дениз-2» весьма сложный. Себестоимость добычи газа на «Шах-Дениз-2» достаточно высока, велики и транзитные расходы. В результате, по экспертным оценкам, при цене газа в Европе менее 300 долларов за тысячу кубометров разработка месторождения вообще может быть нерентабельна. Не следует забывать и тот факт, что в подобных проектах расходы часто растут по мере реализации. Сейчас спотовые цены на газ в ЕС на уровне 350–370 долларов. Но именно из-за их непредсказуемости экспортеры и не хотят переходить на новые схемы. Подытоживая: при биржевой привязке для консорциума по разработке «Шах-Дениз-2» появляются риски, связанные с рентабельностью всего проекта, а допустив нефтяную привязку в новых контрактах, Евросоюз потеряет моральное право требовать перехода на «спот» с других экспортеров. Посмотрим, чем закончится эта коллизия.

Еще одна деталь — будет ли для новых контрактов применён принцип take-or-pay («бери или плати»), предусматривающий штрафы за недобор газа.

Дополнительную интригу создаёт тот факт, что не все европейские хабы (т.е. центры биржевой торговли газом) равноценны. Площадки Северо-Западной Европы имеют и большую ликвидность, и большие торгуемые объёмы физического газа. Напротив, хабы Южной Европы (в частности, итальянский PSV) развиты очень слабо. Поэтому, даже если ценовая привязка азербайджанских поставок к спотовым ценам состоится, цена будет зависеть от котировок на биржах Северо-Западной Европы. А газ же будет поставляться на юг. Это, в свою очередь, актуализирует и вопрос об интегрированности европейского газового рынка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий