воскресенье, 21 июля 2013 г.

Что скрывают сетевики?


Фото Надежды Красновой
По данным столичного управления Роспотребнадзора, порядка 25% столичного рынка продуктов питания принадлежит сетевым магазинам, причем, более половины москвичей отдают предпочтение именно им. Но зачастую сетевики пренебрегают доверием потребителей: на прилавках появляются просроченные товары, ценники не соответствуют реальной стоимости, а информация на этикетках продуктов нередко не соответствует тому, что находится внутри. О нарушениях, выявленных в ходе последних проверок, на оперативном совещании в мэрии рассказала глава столичного управления Роспотребнадзора Елена Андреева.

За последние два года до 40% увеличилось число обоснованных жалоб москвичей на работу магазинов, в том числе сетевых, расположенных на первых этажах жилых домов, отметила Андреева. Многие обращения связаны с ухудшением условий проживания из-за выгрузки продуктов под окнами жилых домов, работы холодильных камер, грузоподъемников, что создает шум, вибрацию, запахи. Однако львиная доля жалоб — порядка 60% — проходит в рамках защиты прав потребителей. "Это отсутствие ценников, несоответствие их реальной стоимости товара — особенно это касается акций. Особую тревогу у нас вызывает отсутствие на этикетках необходимой информации или ее несоответствие реальным качествам товара, дополнительное взвешивание товара там, где это вообще не требуется законодательством, когда на упаковке указана фиксированная цена и вес", — заметила глава столичного управления Роспотребнадзора.

При этом она обратила внимание, что более 70% жалоб потребителей вполне обоснованы. "За последние два года мы проверили все основные сети Москвы — "Пятерочка", "Могнолия", "Седьмой континент", "Метро", "Перекресток", и во всех магазинах выявлены те или иные нарушения законодательства. Это и неправильное санитарно-техническое состояние помещений, и неработающие системы вентиляции, и неработающее или неправильно работающее холодильное оборудование, и использование устаревшего оборудования. Продукция реализуется с истекшим сроком годности, с потерей товарного вида, с признаками порчи. Не соблюдается температурный режим хранения продуктов, причем, для нас это очень больная тема, потому что в основном услугами подобных сетей в рамках их ценовой политики пользуются незащищенные слои населения, пожилые люди, многодетные семьи", — заметила Андреева.

Беспокоит ревизоров и повсеместное отсутствие медицинской документации на сотрудников в связи с постоянной сменой кадров. "Мигранты, плохо владеющие русским языком и болеющие инфекционными заболеваниями, а это и гепатит, и туберкулез, зачастую работают без медицинских книжек. И если раньше они привлекались в основном в клининговые компании, то в настоящее время они имеют непосредственный контакт и с пищевыми продуктами, и с покупателями", — добавила она.

Нередко в сетевых магазинах потребителей попросту обманывают, как в отношении цены, так и в отношении характеристик товара, подметила Андреева. И делается это независимо от того, дешевая сеть или дорогая. Роспотребнадзор же не имеет права проводить контрольные закупки, и доказать факт обманы покупателя бывает крайне сложно.

"Мы брали на анализ хлеб диетический, якобы обогащенный кальцием и магнием. Покупатели смотрят на этикетку и думают, что съев кусок хлеба, покроют суточную потребность организма в этих веществах. Причем цена за "волшебный" батон доходит до 200-250 рублей. Но при проверке абсолютно никаких микроэлементов в хлебе не обнаружено. Та же история с молоком. Мы тестировали молочную продукцию на соответствие состава этикетке, выяснялось, что продукт содержал растительный белок вместо животного", — отметила глава столичного управления Роспотребнадзора. При этом чиновница пояснила, что если в составе продукта заявлен молочный жир, то он должен называться молоком, если же растительный — молочным напитком.

Аналогичная ситуация складывается со сливочным маслом. "Мы отбираем дорогое сливочное масло, которое заявлено как продукт животноводства, но при проверке выясняется, что там присутствует растительный жир. По сути, покупателю по цене натурального сливочного масла продают то, что в простонародье называют маргарином", — рассказала Андреева.

"Люди имеют право купить маргарин, но на этикетке должно быть указано, что это именно маргарин, и ценовая политика тоже должна быть иной", — подчеркнула она.

По результатам проверки ко всем торговым объектам применялись определенные санкции. Так в 2012 году "Седьмой континент" был оштрафован на 1 млн рублей, а "Перекресток", в отношение которого проверка закончена всего месяц назад, оштрафован на 11 млн 413 тыс. рублей, при этом на 9,8 млн заявлено 125 исков в суд.

Но главное — впервые по результатам проверки в суды было направлено 13 постановлений о приостановлении деятельности торговых объектов, при этом в отношении четырех из них уже принято положительное решение. Эти объекты находятся в ЗАО, СЗАО, ЮАО, ЗАО. Деятельность их приостановлена на срок до 90 суток и в рамках соглашения со службой судебных приставов, они, действительно, сразу были закрыты.

"Остальные 9 дел находятся в судах на рассмотрении, и мы рассчитываем на положительное решение. Мы дали срок на исправления до октября, после чего начнутся контрольные проверки по тем предписаниям, которые мы давали", — добавила Андреева.

Столичное управление Роспотребнадзора рассчитывает, что эта крайняя мера — закрытие магазинов заставит сетевиков призадуматься и сделать выводы.

В свою очередь врио мэра Москвы Сергей Собянин отметил, что наряду с санкциями не менее действенной будет и публичная информация обо всех этих нарушениях. "Я прошу ежемесячно публиковать результаты проверок в СМИ, чтобы покупатели знали, в какой магазин они идут, какие там нарушения, какие применялись санкции. Тем более люди должны знать, что вы обратились в суд о приостановлении деятельности торгового предприятия, чтобы они избегали его. А сейчас этой информации либо вообще нет, либо ее настолько мало, что никто об этом ничего не знает", — заключил Собянин.

Анна Семенец

Комментариев нет:

Отправить комментарий