суббота, 27 июля 2013 г.

ОДКБ: колодец пригодится, чтобы воды напиться.

ОДКБ: колодец пригодится, чтобы воды напитьсяНа протяжении всей истории на почве необоснованной ненависти по религиозным, расовым и иным причинам некоторые народы не устают уничтожать друг друга. Даже в наше, казалось бы, цивилизованное время эти противостояния не прекращаются. Да и государства в настоящее время уже воюют, лишь прикрываясь изжившими себя причинами, пытаясь скрыть под покрывалом былых разногласий свои истинные мотивы.

А таковым является в первую очередь власть, влияние на международной и региональной арене. Как ни странно, большинство конфликтов протекает между не самыми сильными в экономической и военной составляющей странами. А происходит это, потому что у этих государств есть свои покровители, которые преследуют в чужих войнах собственные цели и являются главными раздражителями спокойствия.

Сильные всегда поедают слабых, поэтому последние для выживания ищут могущественных друзей, с которыми они в последующем объединяются в военные союзы. В данный момент существует ни одна такая организация. На постсоветском пространстве наиболее крепкой структурой такого типа является Организация договора о коллективной безопасности. В ее состав входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

Это яркий пример военно-политического союза, целью существования которого является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Но у членства в таком роде организации всегда есть как плюсы, так и минусы. Кроме гарантий поддержки со стороны своих союзников в случае возникающих проблем, государства-члены постоянно подвергаются давлению со стороны других участников организации ввиду своих союзных обязательств, а также не входящих в союз стран, которых может не устраивать политика, проводимая ее членами.
Со всеми этими проблемами сталкивается и ОДКБ. Извечный спор между ее членом Арменией и приостановившим членство в организации в 1999 году Азербайджаном является одним из наиболее актуальных и ярких поводов для обсуждения не только в СМИ, но и внутри организации.
Ереван по всем вопросам, касающимся собственных интересов, ждет поддержки со стороны ОДКБ и, в частности, России. Баку надеется на поддержку США, которые не без видимых причин называются покровителем Азербайджана еще со времен первого президента Гейдара Алиева. Но, как Армения, так и Азербайджан зачастую забывают об интересах своих союзников, преследуя цели, которые парой идут вразрез с взаимными обязательствами, за что не единожды уже поплатились. При этом они не забывают обвинять союзников в том, что последние не оказывают им достаточной поддержки в тех или иных сугубо личных вопросах.
Взаимная оружейная "любовь"
Армения упрекает Россию за военную помощь Азербайджану. В декабре 2012 г. на московской встрече в связи с 20-летием ОДКБ Серж Саргсян заявил, что союзники не должны делать шаги, которые противоречат интересам Армении. Последнюю возмущает тот факт, что торговля вооружениями с Азербайджаном не только продолжается, но, кроме того, Москва поставляет свое современное наступательное оружие, учитывая тот факт, что у Еревана этого оружия нет. Правда, Баку платит за все это.
Отвечая на вопросы армянских журналистов об отношении Николая Бордюжи к этой проблеме, генсек ОДКБ ответил: "РФ - один из крупнейших производителей и поставщиков оружия в мире. Россия торгует оружием и поставляет его в десятки стран мира, в том числе не входящих в ОДКБ. Это - бизнес, это - рынок, это - экономика РФ".
Бордюжа также отметил, что при продаже оружия не членам ОДКБ, прежде всего, учитывается сохранение паритета на Кавказе, и этот принцип имелся ввиду во время принятия решения о продаже оружия Азербайджану.
Ввиду продажи оружия в Баку Армения не забывает вспоминать про то, что ОДКБ, прежде всего, призвано защищать своих членов. По мнению Еревана, действия России являются помощью стране, с которой они находятся в состоянии войны, что является прямой угрозой в их отношении.
Однако при этом армянские политики не упоминают о заявлении Бордюжи как армянским, так и азербайджанским журналистам о том, что страны ОДКБ окажут помощь Армении в случае недружественных шагов в ее отношении со стороны любого государства.
Азербайджан, в свою очередь, предъявляет обвинения Франции и Германии в поставке Армении переносных противотанковых ракетных комплексов "Милан" франко-германского производства.
Правительства Франции и Германии это отрицают и уже ведут расследование данного факта. Также они заявили, что соблюдают эмбарго ОБСЕ на поставку оружия Армении и Азербайджану и, что экспорт военной техники противоречил бы этим санкциям.
Как Ереван, так и Баку всеми доступными им способами показывают, что их обделили и обманули. В то же самое время они обращаются за помощью к странам, которых попутно не забывают обвинять во всех смертных грехах, не обращая внимания на несостоятельной собственной политики. В очередной раз это показывает, что деятельность ОДКБ, как и любой международной организации, осложняется наличием разных интересов у ее членов. К несчастью, некоторые государства парой руководствуются лишь собственными интересами, совершенно забывая про общие цели.
Нагорный Карабах: на прилавках Европы
12 июля главы МИД Азербайджана и Армении на переговорах в Вене планируют отрегулировать ряд спорных вопросов на "встрече президентов двух стран в 2013 году". Это касается как поставок оружия, так и наиболее важного для обеих сторон вопроса Нагорного Карабаха. Поэтому очевидно, что неопределенность в конкретной дате предполагаемого саммита неслучайна.
Гейдар Алиев и Серж Саргсян ведут отчаянную борьбу за Нагорный Карабах. Они пытаются в кратчайшие сроки выжать как можно больше из имен своих союзников для получения максимальной выгоды в этом вопросе. Ереван пугает своего оппонента Путиным, в Баку прикрываются Обамой. При этом обеим сторонам свойственно поведение флюгера. В случае острой необходимости никто не гнушается помощи со стороны, как России, так и Запада.
В данный момент нельзя не согласиться с утверждениями армянских политологов о том, что в процессе карабахского урегулирования намечается наступление "новой эпохи".
Азербайджанская сторона в последнее время заметно активизировала свои усилия в этом направлении. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров заявил о намерении на встрече в Брюсселе в рамках программы "Восточное партнерство" обсудить проблемы карабахского урегулирования. Вслед за этим он проведет по той же теме переговоры в Париже со своим французским коллегой Лораном Фабиусом.
Что касается Армении, то она намерена парафировать соглашение об ассоциации с ЕС в ходе "Восточного партнерства" и, если такой акт состоится, то это приведет к качественным изменениям в отношении подходов по карабахскому урегулированию. И вот почему Армения подпишет это соглашение в пределах своих международно признанных границ, без Карабаха.
Брюссель, ведя с Баку энергетические игры геополитического характера, вряд ли пойдет на признание относительной независимости Карабаха без опасения потерять свои проекты в Азербайджане. В связи с такой возможностью в Степанакерте уже забили тревогу. Член комитета "Карабах" Ашот Манучарян квалифицировал обозначенный ход событий как "стремление властей Армении на пути евроинтеграции продать Нагорный Карабах".
Так у Баку, в случае вывода из игры Еревана, открывается реальный шанс к восстановлению территориальной целостности Азербайджана. А перед Нагорным Карабахом в такой ситуации встает непосредственная задача сохранения своей государственности.
Как Баку, так и Ереван ведут двойную игру в отношении России и Запада по всем направлениям. Мы можем наблюдать, что проводимая оппонентами политика не так уж отличается друг от друга, а их итогом вполне может стать урегулирование спорных вопросов. Конечно, всегда появляются и новые занозы, но они уже будут не такими острыми как прошлые. С таким подходом, если бы не предрассудки, то между государствами со временем мог бы наладиться, если не дружеский, то добрососедский диалог. Кроме того, возможно тогда Азербайджан бы вновь стать членом ОДКБ, ведь главной причиной, по которой он вышел, является конфликт с Арменией. Это присоединение бы стало новой отпускной точкой в отношениях между государствами уже внутри одного союза.
Также недавно начали выходить материалы под заголовками, которые гласят, что "Азербайджан и Армения могут стать союзниками". Если бы это случилось, для ОДКБ такой расклад стал бы наиболее подходящим. В этом случае Организация избавилась бы от кровоточащей раны на своем теле, которая привлекает хищников, жаждущих воспользоваться этой слабиной.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий