воскресенье, 21 июля 2013 г.

Эксперт: Америка всегда была яростно расистской страной.

Взгляд

Американист Владимир Можегов в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что американское государство выработало очень серьезные механизмы, которые сдерживают «пассионарное негритянское поле». Так он прокомментировал выступление президента США, призвавшего американцев бороться с межрасовой напряженностью.

Президент США Барак Обама провел незапланированную встречу с журналистами, чтобы в третий раз за последние месяцы высказаться по поводу нашумевшего уголовного дела, спровоцировавшего новые дискуссии о межрасовой напряженности в американском обществе. Как передало в субботу РИА Новости, первый чернокожий президент страны призвал воздержаться от насилия, пересмотреть ряд законов о самообороне и помочь афроамериканцам справиться с социальными проблемами.

Неожиданно появившись на брифинге в Белом доме в пятницу, Обама заговорил о деле так, как если бы оно касалась его лично. «Когда застрелили Трейвона Мартина, я сказал, что он мог бы быть моим сыном. Но я бы мог сказать, что я сам мог бы быть Трейвоном Мартином 35 лет назад», - поделился с журналистами Обама.

Он также описал проблемы, с которыми сталкивается расовое меньшинство. «Молодые афроамериканцы непропорционально вовлечены в криминальную систему и непропорционально часто становятся жертвами и исполнителями актов насилия», - сказал Обама. Среди заключенных американских тюрем доля афроамериканцев более чем в два раза превышает их долю среди всего населения (36% против 14%), свидетельствует статистика.

Обама привел данные статистики, согласно которой убийцами чернокожих граждан являются чаще всего другие афроамериканцы. Он откровенно описал некоторые расовые стереотипы в повседневной жизни:

«Лишь очень за немногими афроамериканцами-мужчинами в нашей стране никогда не следили, когда они совершают покупки в магазине. Это включает и меня. Очень мало афроамериканцев-мужчин никогда не слышали щелканья замков в машинах, проходя по улице. Со мной это случалось - во всяком случае, пока меня не избрали сенатором. Очень мало афроамериканцев, с которыми не случалось такое: они входят в лифт, а женщина в лифте нервно теребит свою сумочку и задерживает дыхание, пока ей не удается выскочить. Такое бывает часто», - сказал президент.

Наконец, имеется неравный подход при применении правосудия против разных рас, от смертной казни до антинаркотических законов, признал Обама. Несмотря на то, что у афроамериканцев есть исторические поводы для реакции на этот процесс, они должны сохранять спокойствие, добавил он. «Если я увижу какое-либо насилие, я напомню людям, что это оскорбляет память о том, что произошло с Трейвоном Мартином и его родителями», - сказал президент.

«Почва у нового бунта будет не расовая, а экономическая, но по факту он окажется расовым из-за того населения, которое в него окажется вовлечено», – заявил ранее в интервью газете ВЗГЛЯД американский политолог Ариэль Коэн. Так он прокомментировал возможность межрасовых волнений в США на фоне суда по делу об убийстве чернокожего подростка во Флориде. Политолог не исключил, что подобного рода беспорядки возможны, например, в Детройте.

Публицист, американист Владимир Можегов отметил, что сегрегация в современных США сохраняется не только на Юге, но и на Севере, причем ее хотят как белые, так и черные - на Севере она просто менее выражена.

«Когда в белом районе появляется черный подросток, это всегда знак опасности для местных. Скорее всего, он воспринимается как торговец наркотиками, хулиган, бандит. Такой менталитет имеет под собой почву. Очевидно, существует огромное количество прекрасно образованных негров, профессионалов в своей профессии и так далее, - сказал Можегов. - Мы видим это в фильмах. Но такое массовое сознание сохраняется.

Можегов напомнил, что Америка всю свою историю была яростно расистской страной, если брать за точку отсчета 1620 год, когда парусник «Мэйфлауэр» с английскими пуританами на борту бросил якорь у берегов будущего штата Массачусетс.

«Точкой перелома, когда Америка породила все свои современные расистские проблемы, стала Гражданская война. Юг был побежден и миллионы негров были жестоко обмануты. Им обещали землю, мулов... Но землю забрали шустрые янки, и негры остались ни с чем. И негры, которые до войны были по сути крепостными крестьянами, были хоть как-то пристроены, остались ни с чем. Они хлынули на Север, стали рабочими, влились в гетто, и тогда действительно началась сегрегация. В этих гетто началась нищета, люди были предоставлены сами себе, безо всяких средств к существованию. Начался этот кошмар, который мы в Америке до сих пор наблюдаем», - отметил публицист.

По мнению Можегова, жесточайшая работорговля царила на Юге в ХYIII веке, а к середине ХIХ там уже все было спокойно, там царила патриархальная, патерналистская культура.

«Да, количество межрасовых браков в США действительно растет, но такие браки были если не нормой, то вполне обычным явлением еще до Гражданской войны, в середине ХIХ века, - сказал американист. - Вполне было в порядке вещей, хотя общество это не приветствовало. Это же была помещичья культура, и нередко помещик жил со своей молоденькой служанкой, причем такие браки заключались и официально. Причем, на Севере такое было абсолютным нонсенсом. Север тогда не знал негритянской проблемы всерьез».

Как напоминает Можегов,когда янки захватили Юг, произошла чудовищная реконструкция. «Белых лишили всех прав, а черных одели в форму, дали им винтовки и те стали творить беспредел. Все это, безусловно, осталось в памяти южан. Тогда и возник Ку-клукс-клан как защита белого населения от черного беспредела... У всех нынешних проблем ноги растут оттуда», - рассказал эксперт.

Социологические опросы в США показывают низкий уровень расизма, признал Можегов. «Но опросы не отражают подспудные настроения. Никто же признается вслух! Если ты признаешься, ты тут же будешь выброшен из общества, ты станешь изгоем. Жестокие пуританские нравы на самом деле никуда не делись. Там нельзя высказывать свое мнение где попало и кому не попадя. Все жестко отслеживается», - сказал публицист.

Но надо сказать, что Америка создает свои мощные институты, чтобы справиться с этой проблемой, свои конструктивные технологии, признал Можегов. «Был, например, действительно большой всплеск преступности к началу 80-х. После прихода Рейгана к власти была запущена серьезная программа борьбы с преступностью, возникающей на расовой почве. Это такой своеобразный механизм защиты общества», - отметил эксперт.

По словам Можегова, в США есть огромное пассионарное негритянское поле. «Если его не сдерживать, оно взорвет ситуацию. Была объявлена нулевая терпимость. Поэтому огромное количество подростков сидит в тюрьме. Их сажают за каждый косяк травы, за дозу героина. В итоге сейчас заключенных-негров в США количественно и пропорционально к нынешней численности населения даже больше, чем было рабов в середине девятнадцатого века!», - отметил Можегов.

Почва для новых расовых волнений, погромов есть, напомнил, эксперт, но все же Америка выработала за века очень серьезные механизмы сдерживания. «Так что я сомневаюсь, что из-за этого чернокожего подростка что-то еще могут произойти большие волнения. Если бы могло, оно бы уже произошло в первые же дни. Как правило, всплеск бывает мгновенным, - заявил эксперт. - Но загадывать на будущее невозможно. Проблема существует, в любой момент может где-то прорваться». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий