воскресенье, 28 июля 2013 г.

Бунт селян и олигархов. Украина.


Продолжаем опрос известных в стране экспертов

Дмитрий МАРУНИЧ «События во Врадиевке — региональный бунт, не являющийся сигналом для широкомасштабных акций гражданского неповиновения по всей стране. Ведь высокий уровень политической апатии населения Украины в свое время был дополнительно усилен неутешительными итогами «оранжевой революции», — полагает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий МАРУНИЧ.

— В ночь на 2 июля несколько сотен жителей райцентра Врадиевка в Николаевской области напали на местное отделение милиции. Общественное возмущение вызвало жестокое изнасилование девушки, в котором подозреваются местные сотрудники правоохранительных органов. Несмотря на показания потерпевшей, вследствие бездействия руководства МВД области и района подозреваемые в данном резонансном преступлении оставались на свободе. Президент Украины Виктор Янукович взял под личный контроль расследование преступления, вызвавшего беспорядки, и потребовал очистить правоохранительные органы от недостойных сотрудников. Глава фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк и лидер партии «Удар» Виталий Кличко выступили за отставку министра внутренних дел Виталия Захарченко.

Можно ли рассматривать события во Врадиевке как признак того, что из-за высокого уровня протестных настроений страна оказалась на грани социального взрыва? Есть ли в распоряжении власти какие-либо инструменты, позволяющие направить социальный протест в относительно безопасное русло? Чем обусловлено превращение милиции в один из главных факторов социального возмущения? Это следствие объективных обстоятельств или результат целенаправленной медийной кампании? Способен ли нынешний министр внутренних дел исправить или хотя бы улучшить сложившуюся ситуацию? Сохраняются ли у Виталия Захарченко после событий во Врадиевке хотя бы теоретические перспективы стать преемником Николая Азарова?

— События во Врадиевке — не первый и не последний случай самоуправства со стороны органов внутренних дел. Я ограничусь данной формулировкой, поскольку говорить о факте преступления можно лишь после соответствующего решения суда.

Вместе с тем погром местного отделения милиции носит характер регионального бунта, который имел очевидную причину. А именно: жестокое обращение с людьми, граничащее с садизмом, на протяжении нескольких лет, сопровождающееся бездействием, и, как оказалось, непосредственным участием со стороны руководства органов внутренних дел.

Заявлять о том, что действия врадиевских активистов могут подтолкнуть страну к социальному взрыву, — верх политической наивности или ангажированности. В настоящее время в украинском обществе отсутствуют предпосылки для активных социальных протестов, которые могли бы объединить значительное количество людей.

Основной страховкой от распространения бунтов служит относительно стабильная социально-экономическая ситуация в стране, а также высокий уровень политического неучастия широких масс населения. Попросту люди разочарованы во власти, однако не готовы идти на баррикады. Традиционно высокий для постсоветских стран уровень политической апатии в нашей стране был дополнительно усилен неутешительными итогами «оранжевой революции».

Милицию называют эффективной преимущественно сами представители органов. По данным опроса, проведенного весной Институтом социологии НАН Украины, лишь 1% соотечественников полностью доверяют милиции — это самый низкий показатель среди государственных институтов. Таким образом, вернуть доверие населения может тотальное искоренение коррупции и отсутствие случаев, подобных врадиевскому. Масс-медиа в состоянии на короткий период нагнетать страсти вокруг социально значимых событий, однако вряд ли могут «превратить милицию в один из главных факторов социального возмущения».

Нынешний министр внутренних дел ясно дал понять, что не собирается в отставку. Учитывая высокую степень лояльности Виталия Захарченко к президенту страны, его шансы сохранить занимаемую должность до 2015 г. весьма высоки. На реформирование милиции нужны годы, воля высшего руководства страны и значительные бюджетные вливания. Это вопрос стратегии. Представители же нынешней правящей элиты прежде всего заинтересованы во второй каденции Виктора Януковича. Отсутствие резонансных скандалов, которые могут спровоцировать социальные потрясения в ходе предвыборной кампании, а также обеспечение ее легитимности, в т. ч. в глазах мирового сообщества, — ключевой фактор для министерского будущего г-на Захарченко.

— Крупнейший в Украине металлургический комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» добился от правительства отказа от введения запрета на импорт кокса. Напомним, что правительство ввело ограничения на импорт коксующегося угля и кокса из-за их избытка на внутреннем рынке, рассчитывая таким образом поддержать украинских производителей.

Насколько сильным ударом станет отмена квот на импорт для украинских производителей кокса? Свидетельствует ли уступка со стороны правительства компании Mittal Steel, что в нынешней ситуации (накануне создания зоны свободной торговли с ЕС) для него становятся приоритетными интересы транснациональных корпораций? Попытаются ли украинские угольные компании надавить на руководство страны, чтобы компенсировать потери, связанные с отменой квот на импорт? Станут ли они использовать для этого настроения социального протеста в угледобывающих регионах, вызванные задержкой заработной платы?

— Противниками квотирования импорта коксующихся углей, кроме «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), также выступала группа ИСД. Изначальное распределение введенных квот между металлургическими предприятиями вызывало значительные сомнения в их справедливости. Более всего были ущемлены интересы АМКР, являющегося крупнейшим импортером кокса в Украине.

Подобные диспропорции я бы связывал, скорее, не с возможным созданием зоны свободной торговли с ЕС, а с развернувшейся кампанией, направленной на пересмотр результатов приватизации Криворожского металлургического комбината.

Выступление против квотирования со стороны корпорации ИСД демонстрирует проблему низкого качества украинских коксующихся углей. Одна из особенностей отечественного сырья — повышенное содержание серы, что приводит к повышению расхода кокса на производство чугуна и ухудшению его качества.

Несмотря на то что ИСД получила необходимый для работы объем квоты, дополнительная потребность в качественном зарубежном угле вызвана запланированным на 2014 г. введением в эксплуатацию установки вдувания пылеугольного топлива на ДМК им. Дзержинского.

Крупнейшим производителем коксующихся углей в Украине является корпорация «Метинвест». Металлургические активы Рината Ахметова одновременно нуждаются в значительных поставках импортных углей, о чем свидетельствует крупнейшая среди отечественных металлургов квота — 1,95 млн. т за три летних месяца.

Руководители же немногочисленных государственных шахт, добывающих кокс, не в состоянии вызывать волны народного негодования. Основным лоббистом квотирования остается правительство, которое вынуждено решать проблему бедственного финансового состояния горняков.

— Днепропетровский трубный завод (ДТЗ), специализирующийся на производстве бесшовных и электросварных труб, оказался на грани закрытия. Выручка предприятия в 2012 г. составила 635,84 млн. грн. (28,4% по сравнению с предыдущим годом), чистый убыток вырос на 80,3% — до 134,68 млн. грн. Завод фактически остановлен, а работники, занятые в производственных процессах, не работают уже около двух месяцев. Акционеры «Индустриального союза Донбасса», который владеет ДТЗ, приняли решение приступить к консервации предприятия и планируют уволить по меньшей мере половину работников.

Существует ли угроза того, что в аналогичной ситуации, что сложилась на ДТЗ, окажутся другие крупные металлургические предприятия страны? Как будет действовать в таком случае правительство? Постарается оказать финансовую поддержку собственникам, чтобы не допустить увольнений (по мнению экспертов, именно этого добивается «Индустриальный союз Донбасса»)? Или оно попытается снять с себя ответственность за социальные последствия экономического спада? Будут ли в этом случае крупные собственники сохранять лояльность к руководству страны?

— Правительство уже оказывает поддержку ряду ключевых отраслей экономики. Так, еще в 2012 г. подписано соглашение с электрометаллургическими заводами, в рамках которого власти гарантировали снижение цен на электроэнергию в обмен на их стабильную работу. В июне обнародован меморандум с предприятиями ГМК, задачей которого является стабилизация ситуации в крупнейшей экспортно-ориентированной отрасли страны на фоне спада на мировых рынках металлопродукции.

Причины кризиса на ДТЗ требуют более детального анализа, поскольку другие трубные заводы страны продолжают работать. Таким образом, я бы не сбрасывал со счетов попытки руководства ИСД демонстративно увольнять персонал для давления на правительство.

В любом случае предоставление льгот для отдельного предприятия кажется маловероятным. А недовольство олигархов правительством явно не достигло того предела, за которым они будут готовы к открытому противостоянию с правящей верхушкой

Комментариев нет:

Отправить комментарий