четверг, 11 июля 2013 г.

Новые условия и новые инициативы для ШОС.

Леонид Шершнев


Доклад на круглом столе «Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): новые инициативы России в 2013-2015 гг.»

Уважаемые участники круглого стола!

Шанхайская организация сотрудничества существует 12 лет. Срок небольшой, но и немалый, чтобы заявить о себе как о состоявшемся субъекте региональной и мировой политики. Хотя взросление ШОС является очевидным фактом, тем не менее, на мой взгляд, деятельность этой организации далеко не отвечает ее потенциальным возможностям и общественным ожиданиям. ШОС объединяет половину человечества, обладает колоссальными ресурсами, высокой степенью конкурентоспособности и самодостаточности во взаимоотношениях с финансовым капитализмом. Однако ШОС не проявляет себя в должной мере как народившаяся новая сила, способная решающим образом повлиять на идущие мировые процессы.

Все дело в том, что у ШОС нет четкой стратегии развития, нет ясного видения ни собственного будущего, ни будущего всего человечества. За время своего существования ШОС не реализовала ни одного крупномасштабного глобального проекта, который можно было бы отнести в разряд великих достижений человечества. В то же время созрели геофизические, геоэкономические, геокультурные и иные предпосылки для реализации подобных проектов.

Сегодня ШОС представляет собой международную организацию подлинно нового типа. Это первое в истории человечества объединение суперэтносов, по сути, евразийский союз цивилизаций. Из 14 входящих в него стран 4 являются государствами-цивилизациями. Это Россия, Китай, Индия, Иран. По существу ШОС - это новая форма существования человечества, когда судьбу мирового сообщества определяют не государства, даже великие, а цивилизации и их союзы. Создание ШОС резко изменило баланс сил на мировой арене в пользу мира и сотрудничества, саму парадигму международных отношений, создав предпосылки для их большей предсказуемости, упорядоченности и стабильности, для поиска и реализации ответов на новые вызовы и угрозы для человечества. Время пришло открыть новую страницу в деятельности ШОС, новую эпоху, новую методологию в международных отношениях.

С каких шагов, с чего начать переход ШОС в новое состояние?

И здесь, на нашем круглом столе, позволю себе впервые публично высказать свое мнение по этому вопросу, которое может кому-то показаться не совсем корректным и даже крамольным. Есть русская присказка: как назовешь человека, тем он и будет. Я отношу ее и к ШОС.

Мне представляется, что процесс нового осмысления и преобразования Шанхайской организации сотрудничества в жизнеспособную, полноценную и эффективную международную организацию нового типа следует начать с ее переименования в Организацию евразийского сотрудничества (ОЕАС). Ключевым словом, стержнем нового наименования ШОС является «евразийское» ее определение. Варианты названия могут быть разными (Евразийский союз, Сообщество евразийских цивилизаций и государств, Сообщество евразийского сотрудничества и др.), но его евразийский стержень должен оставаться.

Новое название ШОС отражает пространственный, континентальный, цивилизационный характер организации, ее евразийскую платформу, фиксирует место ОЕАС в системе международных отношений, в глобальном балансе сил. Приняв новое название, ШОС тем самым продемонстрировала бы свое вступление на собственный, самобытный, цивилизационный, евразийский путь развития.

Возможное переименование ШОС в ОЕАС позволило бы снять некоторую настороженность у определенной части политических деятелей и общественности в отношении этой организации, связанную с ее названием - «Шанхайская», что ассоциируется ими исключительно с Китаем, с китайским над ней контролем. Но изменение названия ШОС ни в коей мере не ущемляет достоинства и интересы наших китайских друзей. Шанхай, шанхайский дух навсегда останутся в истории и в текущей деятельности организации. В этом славном городе были заложены добрые традиции ШОС, была подготовлена почва для нынешних перемен в ее статусе и характере деятельности как евразийского Союза цивилизаций. В евразийской политической, экономической, культурной и иной интеграции на базе ШОС состоит будущее России, участников организации. Хотелось бы надеяться, что евразийское направление очень скоро станет приоритетным в их политике.

Уже немало стран, включая США, Японию, добиваются принятия в ШОС. Думается, участие в организации следует ограничить регионом Евразии, странами Восточной Европы, Средней Азии, Кавказа, чтобы сохранить ее евразийский цивилизационный характер. Просматривается необходимость усиления в ШОС восточнославянского сегмента, что положительно сказалось бы на установлении цивилизационного равновесия в ее структуре. Особенно было бы желательным неотложное принятие в ШОС Украины. Я только вчера вернулся из Киева, где, в частности, принимал участие в международной конференции «Украина и ШОС: перспективы внедрения новых ИТ-технологий». Отмечу, что общественное мнение на Украине и руководство страны все больше склоняются к вступлению в ШОС, предлагая себя в качестве классической транзитной державы, соединяющей кратчайшим путем Европу и Азию, а также обладающей большими массивами высокоплодородной почвы и, соответственно, немалыми возможностями для обеспечения региона продовольствием.

Не стоит приглашать в ШОС США и другие страны евро-атлантической цивилизации даже в качестве партнеров по диалогу. Это означало бы добровольно завести троянского коня в еще неокрепшую и не вполне способную противостоять подрывным действиям шосовскую структуру. Известно, чем закончился неосторожный «диалог» Советского Союза с англоязычной евро-атлантической цивилизацией - геополитической катастрофой, казалось бы, несокрушимой сверхдержавы СССР и его развалом. Тогда нам «партнеры» оттуда обещали не расширять НАТО на Восток. Обманули - расширили, еще и ракеты устанавливают у наших границ. Так что доверять Западу нельзя, хотя, конечно, переговоры по насущным проблемам с ним вести надо, в том числе и с позиций ШОС.

Все еще чрезвычайно актуальной остается задача ШОС сдерживать амбиции евро-атлантической цивилизации на мировое господство, противостоять попыткам создания управляемого хаоса в мире, дестабилизировать обстановку.

Жизнь диктует необходимость создания условий для стабильного существования такой сверхорганизации как ШОС. На первое место выходит налаживание системных связей в ШОС и с ее внешним миром. Речь идет о системе евразийских коммуникаций во всех ее видах - информационных, социальных, экономических, культурных, транспортных и иных. Эта система, в частности, включает автомагистрали, железные дороги, воздушные пути, нефте- и газопроводы, электросети, продуктопроводы, водоводы, телекоммуникации, беспроводные сети передачи данных, сеть Интернет. В контексте создания инновационной системы коммуникаций следует также рассматривать вопросы трудовой миграции, создания повсеместных мелких и средних предприятий.

Развитие ШОС предполагает создание единого экономического пространства, единого финансового пространства, единого экологического пространства, единого культурно-образовательного пространства со всем его многообразием, единого пространства коллективной безопасности. Тем самым ШОС придает новый смысл, стабильность взаимосвязи и взаимозависимости Евразийского региона, открывает новые возможности для обмена идеями, товарами и услугами; для оперативного реагирования на вызовы и угрозы; на различные технологические, природные и социальные катаклизмы; для оказания помощи и взаимопомощи странам и народам в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни. Представляется целесообразным иметь в структуре ШОС орган, разрабатывающий оптимальные варианты внутриорганизационных коммуникаций, осуществляющий согласование вопросов управления, координации действий и экспертного сопровождения в этой сфере. Нельзя не видеть, что проблема коммуникаций в пространстве ШОС отражает старый спор суши и моря. Англоязычные морские державы пытаются не допустить внутриконтинентальные связи всех видов, и особенно транспортных, чтобы сохранить свое господство над Евразией, навязать человечеству свой новый порядок.

В данном контексте важнейшей инициативой ШОС могло бы стать ее официальное взятие на себя ответственности за налаживание мирной жизни в Афганистане после вывода оттуда основного контингента американо-натовских войск в 2014 году. Как известно, США, объявив о предстоящем выводе войск, тут же приняли концепцию «ограниченного военного присутствия» в Афганистане, где они сохраняют свои крупные военные базы. Более того, они добиваются от ряда стран ШОС согласия на создание на их территории американских военных объектов. Так что ШОС по-прежнему придется учитывать влияние американского военного фактора в регионе.

На примере Афганистана ШОС должна проявить себя как подлинная организация нового типа - созидающая, миротворческая, способная решать задачи не столько военными, сколько гуманитарными средствами, что, конечно, не исключает применение ею силы для принуждения к миру, если того потребует обстановка. Особое значение в афганской политике ШОС имеет борьба с наркопроизводством, которое стало чуть ли не главным средством существования населения страны. В 40 раз возросло производство наркотиков в Афганистане за годы присутствия там американо-натовских войск. Примерно в тех же пропорциях возросла и смертность в России от их употребления. Пора общими усилиями стран ШОС положить этому конец.

ШОС строит свои отношения внутри себя и с окружающим миром на основе равноправия, глубокого уважения партнеров и культурно-исторической самобытности народов, диалога культур и цивилизаций, понимания и принятия образа жизни другого. Поэтому в ШОС вполне мирно сосуществуют либерально-рыночная Россия, коммунистический Китай, светская Индия, традиционный Иран, полуфеодальный Афганистан. По существу, ШОС предложил миру новую технологию международных отношений. Остается только воплощать ее в жизнь. Пока же в мире господствует европейская модель организации и функционирования сообществ, примером чему служит Организация Объединенных Наций. Пришло время преобразования ООН в евразийскую модель - в Организацию Объединенных Наций и Цивилизаций, что позволило бы уйти от однополярности мироустройства и внедрить в международную практику цивилизационные ценности субэтносов, построить действительно новый справедливый мировой порядок.

Одной из важнейших инициатив должна стать программа тотального включения в деятельность ШОС структур гражданского общества, разделяющих цели и задачи организации и способных принимать активное участие в реализации ее проектов. Пока ШОС слабо задействует потенциал и ресурсы гражданского общества, подвижников и волонтеров в интересах укрепления и развития организации. Пора бы уже наладить в ШОС учет неправительственных объединений, готовых тесно сотрудничать с организацией, а также повседневное взаимодействие с ними.

Структуры гражданского общества, неправительственные объединения могли бы взять на себя проработку, экспертизу и сопровождение самых разных проектов, реализуемых в рамках ШОС.

Особое значение имеет укрепление имиджа, авторитета ШОС в мировом сообществе. Сделать ШОС узнаваемой, привлекательной, достойной доверия опять-таки могли бы общественные организации, веры к которым у простых людей больше, чем к чиновникам от власти. В ШОС люди хотели бы видеть реальный инструмент улучшения их жизни и обеспечения безопасности.

Общественные организации выступают сегодня главным субъектом набирающей силу общественной дипломатии, нацеленной сегодня на решение личных, групповых, национальных и международных проблем путем налаживания контактов, установления взаимосвязей и взаимодействий, ведения переговоров, достижения договоренностей. В этом плане большое методологическое и практическое значение имеет создание в России Фонда общественной дипломатии, который концентрирует свои усилия на координации деятельности субъектов гражданского общества в социальной, межнациональной, предпринимательской, молодежной, экологической, церковной и других ее сферах.

Фонд общественной дипломатии издает журнал общественной дипломатии «Дипломатика», ведет информационно-просветительский сайт в сети Интернет, разрабатывает учебно-политические комплексы, проводит научные исследования, конференции, круглые столы, в работе одного из них мы участвуем. Хотелось бы надеяться на поддержку и содействие развитию Фонда общественной дипломатии, совсем еще молодой, столь нужной неправительственной организации, со стороны ШОС, всех его государств-участников и самой широкой общественности. Думается, Фонду общественной дипломатии следует добиваться своей аккредитации в ШОС, ООН и других международных организациях, чтобы расширить свои возможности для продвижения полезных инициатив.

Одна из этих инициатив - открытие Международной летней школы общественной дипломатии для руководителей неправительственных организаций стран ШОС - обсуждается нами сегодня на круглом столе. Несомненно, надо постигать искусство общественной дипломатии, эту науку побеждать, используя «мягкую силу», логику, разумные доводы, технологии убеждения в правоте праведных дел. Первая школа общественных дипломатов начнет свою работу в июле этого года в Московском гуманитарном университете, в прекрасном конференц-зале которого проходит наш круглый стол. Следует отметить, что МосГУ имеет богатые традиции подготовки специалистов в области международных отношений. Давайте поблагодарим участвующего в работе нашего круглого стола ректора этого замечательного Университета, Ильинского Игоря Михайловича, за поддержку инициативы с открытием Школы общественной дипломатии на базе руководимого им учебного заведения. Нам же следует добиваться, чтобы Школа общественных дипломатов стала постоянно действующим институтом в рамках ШОС, и не только.

И последнее. Приближаются ХХII Олимпийские игры и ХI Паралимпийские игры в Сочи. Это большое событие не только в спортивной, но и международной жизни. Ожидается, что Олимпиада будет уникальной по многим показателям. Страны ШОС все активнее вовлекаются в олимпийское движение. Достаточно вспомнить об успешной Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Олимпийское движение открывает большие возможности для широкого развертывания спортивной общественной дипломатии, что особенно наглядно проявилось на Олимпийских играх в Китае. Об этом же свидетельствует Международная научно-практическая конференция «Олимпийский спорт: история и современность», проведенная 24-25 мая этого года в Киеве, посвященная столетию I Российской Олимпиады 1913 года в этом городе. Как участник этой конференции могу подтвердить, что она прошла на самом высоком уровне и внесла достойный вклад в развитие олимпийского движения, спортивной общественной дипломатии. Олимпийские Игры Сочи-14 призваны стать новым словом в олимпийском движении, в спортивной общественной дипломатии, чему должны активно способствовать страны ШОС.

На этой оптимистической ноте хочу закончить свой доклад и призвать всех участников круглого стола включиться в поиск и реализацию новых инициатив, способствующих развитию и укреплению Шанхайской организации сотрудничества.


Комментариев нет:

Отправить комментарий