Сейчас, когда в СМИ говорят об иностранном программном обеспечении и Российских разработчиках, почему-то не уточняются некоторые важные детали, которые полностью меняют картину происходящего, если в них разобраться. В связи с этим, я хочу попробовать вывести из заблуждения тех налогоплательщиков, которые возможно что-то слышали про импортозамещение в сфере IT.
Раньше все было просто, и иностранное ПО было иностранным, просто потому что было понятно, что его не в России написали. Теперь же этот статус закреплен юридически, и “иностранным ПО” является то программное обеспечение, которое НЕ БЫЛО добавлено в “Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных”. Из этого следует и обратное – ПО добавленное в Реестр, автоматически считается отечественным. Для определения возможности добавления ПО в реестр есть ряд критериев и даже экспертный совет при Министерстве связи. Но ни то ни другое не помешало, например продуктам компании ABBYY в одночасье стать отечественными, ни на минуту не переставая при этом быть западными. Т.е уже с самого начала, речь шла не о идеологии, а о некоторых формальностях, которые можно так или иначе обойти. А в стране, в которой продается и покупается почти все, это даже не представляет особой сложности. Как гласит старая еврейская мудрость – Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы !
С Российскими разработчиками все немного сложнее, а поэтому здесь важно внимательно “следить за руками” и не запутаться в мелочах.
По формальным признакам, к Российским разработчикам на данный момент относится примерно 700 компаний (втч ИП и физические лица) и в реестр они уже добавили примерно 3500 программ. Сразу хочу отметить, что действительно серьезных и конкурентоспособных программных продуктов у нас пока не так много, процентов 5-10 может, от этого числа. Хоть сколько-нибудь “юзабельных” не многим больше половины. Но поскольку с самого начала всем хватило ума не делить этих разработчиков на “гениальных программистов” и “криворуких школьников”, я этого тоже делать не буду, тем более что это не совсем этично. И давайте для простоты назовем этих разработчиков так - “700”
Дальше мы пытаемся разобраться, что же это за 3500 программ, из которых широким массам Российских пользователей наверняка известно не более 5. Поскольку систематизировать эту информацию действительно довольно сложно, скажу лишь, что эта цифра во многом складывается из “очень специфических” отраслевых решений, всякого рода информационных и справочных систем, а также программных линеек и многомодульных решений, каждая из которых может быть зарегистрирована как 10-20 отдельных программ. Но когда я собирал данные из реестра, меня интересовали другие цифры – число разработчиков, разместивших в реестре программы, западные аналоги которых уже используются в гос секторе. И к моему удивлению, таких оказалось не много. Здесь я хочу честно признаться, что мои расчеты очень приблизительны, но все-таки основаны на некотором знании рынка и недавнем общении с многими из моих коллег.
Так вот, Российских разработчиков, в пользу которых, в соответствии с законом, западные компании должны были освободить часть рынка, по всей стране - всего около 150 ! И назовем мы их, соответственно - “150” В основном это компании, маленькие и не очень. Есть и индивидуальные разработчики. У большинства из них всего 1-2 программы в реестре. Многие из них вырастали именно из разработчиков или программистов. Когда в стране все было не так плохо, они просто делали что-то свое. Кто-то на этом даже зарабатывал, кто-то просто занимался самореализацией. В общем, в “жирные годы”, когда бизнес был способен тратить хотя бы какие-то деньги на лицензионное ПО, они, так или иначе находили своего клиента не вкладывая миллионы в рекламу или маркетинг и не особо толкаясь на этом рынке с западными разработчиками. Поэтому про них почти ничего и не было известно.
Но эта “халява” закончилась, и стало понятно, что очень скоро всем этим людям нужно будет искать себе новое место в этом мире. А учитывая, что жизнь в России и так не сахар, валить из страны, при таких раскладах, можно было бы куда угодно и, с чистой совестью. Не обязательно в штаты. Можно и в Бангалор. И тогда верхам нужно было решать, будет ли в России своя IT индустрия или не будет. И поскольку решение было принято, на мой взгляд, верное, сразу появилась задача – как-то собрать этих всех людей, консолидировать, и под грамотным управлением использовать их потенциал в решении государственных проблем.
И вот здесь на сцену выходит АРПП. Это “некоммерческая” организация, учредителями которой [следите за руками] является: Лаборатория Касперского, Компания жены владельца Лаборатории Касперского, 1С, 1С-Битрикс, Бука (дочерняя компания от “Бука Лимитед”, которая в свою очередь зарегистрирована на Кипре), АБИ ДЕВЕЛОПМЕНТ (Которая видимо та самая ABBYY) ну так далее… Называть мы их будем “13”, потому что ровно столько их числится в списке учредителей, по данным ЕГРЮЛ.
Более всего примечательно в этой организации то, что у нее непонятно откуда появился какой-то особый “волшебный” статус во властных кругах, а заодно, видимо, и право выступать в этих кругах от имени “всех” Российских разработчиков. Т.е выступая в СМИ, они, возможно не намерено, но создают ложное впечатление о том, что они и есть те самые “Российские разработчики” про которых все говорят, в том числе и законы( в написании которых они же активно участвовали последнее время). Когда, например, заместитель председателя “Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству” хочет получить медальку за борьбу с нарушениями в закупках ПО, она звонит в АРПП и вместе с ними ищет нарушения. Когда министерство связи хочет составить таблицу сопоставления иностранных программ и их отечественных аналогов, они зовут АРПП и вместе с ними эту табличку составляют. И когда правительство принимает решение создать “независимый” Центр компетенций (который по сути решает какие закупки “хорошие” а какие “не очень”), для мониторинга закупок ПО и экспертной оценки сопутствующей документации, создается он на базе АРПП.
Сюда же хочу добавить, что в АРПП (по их данным) уже входит 130 компаний. Но у многих из них даже нет своих программ в реестре и значительная их часть, не создает никаких технологий, а просто торгует мифами об “информационной безопасности”. Но давайте справедливости ради допустим, что среди них все таки найдется 25-30 разработчиков, которые получают возможность честно заменить иностранное ПО в гос. секторе, своими, вполне достойными аналогами.
А теперь затаите дыхание и полюбуйтесь на то, как легким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты:
"700" разработчиков, получив от нашего любимого правительства “сигнал”, поспешили добавить свои программы в реестр. Кто-то туда добавился уже 29го января, кому-то пришлось по непонятным причинам ждать полгода, но все они это сделали. О чем Министерство связи с гордостью сообщает читателям новостей своего сайта.
"150" из этих "700", при этом понимали, что теперь, по хорошему, не только они получают право продавать свои программы гос. учреждеиям, но и гос. заказчики теряют свое право покупать иностранное ПО. И выбрать им себе придется что-нибудь уже из реестра. А это значит, что конкурировать придется уже не с западными гигантами а с соотечественниками, что в свою очередь, очень сильно упрощает разработчикам жизнь. И вроде бы вот оно – чудо ! Наконец-то, в этой стране что-то изменилось. Будущее сразу стало солнечным и теплым, а воображение начало рисовать картинки России будущего, которая может не только танки с самолетами хорошо делать, но и программы свои продавать по всему, ну или хотябы Евразийскому Союзу. Но спустя год мы видим, что ничего из этого не произошло. Т.е, в реальной жизни ВООБЩЕ ничего.
Вы спросите, что пошло не так ? Я вам отвечу – все так. Все идет именно так, как и задумывалось !
Просто в самом начале всей этой эпопеи с импортозамещением, еще до выхода постановления правительства № 1236, эти “13” собрали свиту из приближенных разработчиков и на всех уровнях объявили себя “АйТи’шниками всея Руси”. Причем из тех “150” компаний, 120 просто выбросили. Ну не нужны они. Еще и деньгами с ними потом делиться… - за борт их ! А там где “АйТи’шники всея Руси” не смогут закрыть какой-то сегмент, ну например, системы резервного копирования, почтовые сервера или программы удаленного управления компьютером, МинКомСвязи поможет и взмахом волшебной палочки, сделает любую иностранную программу отечественной. За вполне разумные деньги. После чего, Касперский и его друзья, с радостью примут в свои ряды нового “Российского разработчика”.
И надо отдать им должное. Уже сейчас многие уверены, что у нас есть какое-то импортозамещение. И оно действительно есть, но только не у этих “700” или “150”, а у тех “13”. Так что план был действительно хорош, и местами уже успешно воплощается в жизнь, за тем лишь исключением, что кое-где большие дядьки все же непростительно ошиблись в расчетах. Наверное очень спешили куда-то…
Во-первых они скорее всего недооценили способность разработчиков к самоорганизации и их обеспокоенность по поводу текущего финансового положения в их бизнесе, да и в стране тоже.
Во-вторых, нас всего-то чуть больше сотни и организовать полноценную коммуникацию внутри профессионального сообщества можно даже средствами группы Вконтакте. А там уже несложно будет разобраться, что и как сегодня в реальной жизни происходит.
И наконец - неожиданное появление на сцене вашего покорного слуги. Дело в том, что в связи со всем этим бардаком у меня появилась масса свободного времени (которое раньше я тратил на разработку) и как следствие – возможность сублимировать свой “пролетарский гнев”, накопленный за 15 лет трудового стажа, во что-то более или менее конструктивное.
Собственно, сейчас я пытаюсь сформировать это самое профессиональное сообщество из 120 разработчиков, для того что бы мы могли заявить о себе и призвать правительство к диалогу. Если вы лично знакомы с кем-то из этих людей, пожалуйста, сообщите им об этом. https://vk.com/club134218361 - закрытая группа для разработчиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий