суббота, 31 декабря 2016 г.

Белорусский «Майдан»: мифы и реальность

ДМИТРИЙ РОДИОНОВ
Белорусский «Майдан»: мифы и реальность
Белорусский «Майдан»: мифы и реальность
Президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался ехать на саммит Евразийского экономического союза из-за страха, что в его отсутствие в стране произойдет государственный переворот. Об этом в комментарии украинскому порталу Gordon.ua. заявил Белорусский оппозиционер, координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко.

«Немногие люди обратили внимание на слова Лукашенко. Он сказал, что не поедет в Санкт-Петербург, потому как надо обеспечить безопасность на рождественские праздники и Новый год в Минске, и провел совещание с руководителями силовых структур. Может быть, он знал, что во время его поездки могли произойти какие-то события, переворот», — отметил он.

Бондаренко считает, что кадровые перестановки в высших эшелонах власти также свидетельствуют об этом. «Отправлены в отставку глава президентской администрации и его первый заместитель, заменены заместители глав Генштаба и МВД. А еще Лукашенко отстранил одного из самых проверенных своих людей — экс-министра обороны и начальника Пограничного комитета Леонида Мальцева», — отметил Бондаренко.

«Все эти действия вкупе с критическим экономическим положением Белоруссии говорят, что все не само собой происходит. Лукашенко понял, что в этом огромная роль России», — заявил оппозиционер.

Саммит ЕАЭС в Санкт-Петербурге состоялся 26 декабря. На нем был подписан Таможенный кодекс — общий документ для пяти стран-участниц объединения. Белорусский лидер на мероприятии не присутствовал. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что отсутствие Лукашенко не помешает обсуждать вопросы, связанные с интеграцией.

Напомним, белорусский лидер в июле 2016 года уже поднимал опрос возможного государственного переворота. Тогда в качестве примера негативного развития событий он привел события в Казахстане, где в Алматы и Актобе произошли террористические атаки, и Армению, в столице которой произошел захват заложников. «Как в Армении или Казахстане, — нам этого не надо. Это — зараза, болезнь», — отметил президент, добавив, что любые попытки захвата власти будут жестко пресекаться.

— Слова белорусского оппозиционера смотрятся как фантастика, — убежден старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— В Кремле недолюбливают Лукашенко, но своих людей, способных взять власть в Минске и удержать её, у России нет. А в таком положении российское руководство всегда склонно поддерживать действующую власть, а не устраивать провокации и тем более — госперевороты.

— Возможен ли в принципе переворот в Белоруссии? Если да, то какой? Майдан? Вооруженный мятеж?

— Исключать переворота в Белоруссии нельзя, но скорее его попытаются устроить по украинскому сценарию сторонники разрыва с Россией и сближения с Западом. У них есть структуры, есть поддержка из-за рубежа. Впрочем, это вряд ли будет вооружённый мятеж — своего «Правого сектора» * в таком количестве в Белоруссии нет. И в Белоруссии нет своей Галиции, где можно устроить неконтролируемые КГБ Белоруссии лагеря подготовки. Наконец, армия в Белоруссии — сильная, не такая, как на Украине.

— А Запад безоговорочно поддержал бы переворот? Ведь Лукашенко сейчас пытается с ним сблизиться…

— Запад не просто поддержал бы белорусский Майдан — он постарался бы принять в нём самое активное участие. Даже если Батька станет проводить прозападный курс — своим он для европейцев и американцев не станет. Им нужен свой, совсем послушный человек.

— О чем, по-вашему, говорят кадровые перестановки Лукашенко? Он перестраховывается?

— Скорее всего, он действует по старому принципу, воспетому ещё в анекдотах о Батьке: «Я вас перетрахивал, перетрахиваю и буду перетрахивать». Чтоб неповадно было другим устраивать перевороты, чтобы не засиживались на одном месте.

Политолог, президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков считает, что заявление Дмитрия Бондаренко — чистой воды информационный вброс, не имеющий под собой абсолютно никакой реальной почвы.

— Безусловно, Лукашенко для Москвы очень неудобный партнер, но неудобство это связано не с какой-то его особой твёрдой позицией в отстаивании «национальных» интересов, а как и у большинства его коллег на постсоветском пространстве, в абсолютной недоговороспособности. Тем не менее, альтернативы ему в Кремле не видят. И потом. Новейшая история не знает ни одного примера, когда Москва смещала бы какого-либо легитимного руководителя на постсоветском пространстве. В отличие от наших заокеанских «непартнёров». Несмотря на это клиенты этих самых «непартнёров» (как вышеупомянутый Бондаренко) на протяжении последних двух десятилетий с завидной регулярностью не устают голословно обвинять руководство РФ в вынашивании всевозможных коварных планов.

— Откуда еще Лукашенко стоит в реальности ждать опасности?

— Я думаю, что основная опасность для Лукашенко исходит от той ориентированной на запад «элиты», которая появилась в Белоруссии в последние пятнадцать лет. Его убеждали и продолжают убеждать, что с Востока ему грозит большая опасность, чем с Запада.

В случае проблем с Россией Запад ограничится громкими заявлениями, а в случае проблем с Западом Россия всегда протянет руку помощи и защитит. Следовательно, внутри страны нужно создать себе опору на силы, которые ни при каких обстоятельствах не пойдут на сотрудничество с Москвой. Отсюда и заигрывание с «литвинизмом», и новая концепция истории, и государственная поддержка формированию новой идентичности, отличной от русской идентичности.

Проблема в том, что набирающим в Белоруссии всё большее влияние прозападным силам Лукашенко, как ситуативный союзник нужен до определённого момента. Пока он позволяет «свядомым» тихой сапой занимать всё новые командные высоты и насаждать среди белорусской молодёжи и людей среднего возраста «литвинизм» и русофобию, «змагары» и их спонсоры согласны его потерпеть. Их терпение закончится, когда «литвины» наберут необходимую для открытых действий критическую массу. Всё это вполне реально, ведь даже на Украине с куда большим населением понадобилось всего лишь несколько тысяч «свидомитов» при условии их скрытой поддержки в различных коридорах власти и открытой поддержки на Западе.

— Можно ли считать, что Майдан на Украине дал соседям своего рода иммунитет от повторения подобного сценария? Что белорусы в ближайшее время точно не выйдут ни на какой Майдан?

— Подавляющее большинство населения не выйдет ни на Майдан, ни на «Площу» и даже будет осуждать смуту. Но «заряженное» меньшинство выйдет с превеликим удовольствием, а в случае удачи навяжет свою волю всем остальным, как на Украине. Это нужно иметь в виду и быть к этому готовыми.

России жизненно необходимо иметь в белорусском обществе не ситуативных, а постоянных, последовательных и верных союзников, которые при необходимости смогли бы поставить на место зарвавшихся «свядомых» маргиналов и не позволили бы им что-либо диктовать белорусскому большинству.

Белорусское направление превращается в одно из ключевых и его нужно срочно укреплять, в том числе и по линии МИДа. Если в конце 90-х и начале «нулевых» «посольство России в Минске» было сродни «дому отдыха», то сегодня это одна из ключевых точек российской внешней политики. И работать там должны настоящие профессионалы, чётко осознающие, что означает выражение «национальные интересы России».

*– В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий