Андрей Карлов, убитый на выставке в Центре современного искусства в Анкаре, оказался вторым погибшим при исполнении обязанностей послом после Александра Грибоедова. Но история знает еще немало трагических примеров, доказывающих, насколько опасной может быть работа в дипломатических представительствах в "горячих точках". Ruposters вспоминает самые трагичные эпизоды из службы российских и советских дипломатов.
Резня в Тегеране
Для своих современников Александр Сергеевич Грибоедов был живой легендой. Вместе с генералом Паскевичем он стал автором Туркманчайского мирного договора, чрезвычайно выгодного для Российской империи. По нему, Россия получила обширные земли Эривани (территория современной Армении), а также добилась торговых и военных привилегий для российского флота.
Головокружительная история успеха Грибоедова не прошла незамеченной. В 1828 году его наградили и назначили послом в Тегеран, где он должен был следить за выплатой контрибуции. Шок от проигрыша и тяжелые условия мира вызвали в персидском обществе серьезные волнения. Их кульминацией стало стихийное выступление 11 февраля 1829 года многотысячной толпы исламских фанатиков у ворот в русское посольство. Предлогом для беспорядков послужил тот факт, что в здании посольства российские дипломаты якобы укрывали армян.
Посольство защищал лишь один конвой из 35 казаков. Все они погибли, защищая дипломатическую миссию. Единственным выжившим оказался секретарь миссии Мальцов, успевший спрятаться перед резней, завернувшись в один из ковров в комнате.
Кадр из фильма "Смерть Вазир-Мухтара"
Персидский шах понимал, что дипломатический скандал такой величины может спровоцировать очередную войну с Россией. В том состоянии, в котором на тот момент пребывала Персия, это, скорее всего, привело к национальной катастрофе. Поэтому персидские власти сделали все, чтобы загладить вину своих подданных: были проведены показательные казни и наказания более полутора тысяч причастных к разгрому российского посольства. В дополнение ко всему шах отправил своего внука Хозрев-мирзу в Санкт-Петербург просить прощения у Николая I. Внук шаха слезно умолял взять его жизнь за жизнь Грибоедова, а также привез множество даров, в том числе и знаменитое сокровище восточных правителей – алмаз "Шах".
Николай I не только принял алмаз в знак примирения ("Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие"), но и отложил выплату контрибуции на пять лет.
Месть за расстрел императорской семьи
Петр Войков, чье имя носит станция московского метрополитена "Войковская", - знаковая фигура для ранней истории советской России. На посту полномочного представителя в Польше он курировал выполнение Рижского мирного договора, по которому Польше возвращались архивы, предметы искусства, военно-исторические трофеи. Однако в историю Войков попал не в качестве дипломата, а как революционер, санкционировавший расстрел царской семьи – Николая II и его ближайших родственников.
Свою жизнь Войков окончил на перроне железнодорожного вокзала Варшавы в 1927 году. Его убил белогвардеец Б.С. Коверда. На допросе он признался, что стрелял, чтобы "отомстить за Россию, за миллионы людей". В ответ на убийство Войкова большевики без суда казнили 20 представителей знати Российской Империи, находившихся в тюрьмах по различным обвинениям.
Провал революции
Восстание на юге Китая в 1927 году продемонстрировало неразрешимые противоречия между зарождающимся коммунистическим режимом и союзниками Китайской республики и вместе с тем фактически завершило Китайскую революцию 1925-1927 годов. Прозванное Кантонским, по названию территории, оно было жестоко подавлено всего за три дня, вызвав бунты по всей стране.
Крестьяне и рабочие, участвовавшие в восстании, не были подготовлены к длительной войне и защите города от профессиональной армии и помогавшим ей американским и британским военным подразделениям. С помощью десанта и артиллерии восстание было подавлено менее чем за 70 часов, погибло около шести тысяч жителей Кантона.
Среди погибших оказались и советские дипломаты. Город обстреливался артиллерией с американских кораблей, в результате оказалось разгромлено все советское генконсульство. Погибли пятеро членов дипломатической миссии, среди них вице-консул Абрам Хасис, секретарь В.Уколов, делопроизводитель К.Иванов, шифровальщик Ф.Попов и переводчик П.Макаров.
14 декабря отмечается День памяти российских консулов. Ежегодно представители российской и китайской делегаций возлагают венки к монументу Памяти погибшим советским дипломатам в Гуанчжоу.
Бандеровская практика
В 1932-33 годах в результате засухи, некомпетентной сельскохозяйственной политики и усиленного экспорта зерна в разных частях СССР (в том числе и на Украине) разразился голод, повлекший за собой миллионные жертвы. Среди украинской элиты и по сей день распространено мнение, что голод на Украине был геноцидом – т.е. целенаправленной попыткой искоренить именно украинское население.
Так думали и члены ОУН – Организации Украинских Националистов, которые ставили перед собой цель создать независимое от "польских и советских оккупантов" украинское государство. Главным методом борьбы для достижения собственных целей был выбран террор.
О своей деятельности подробно писал один из руководителей ОУН Степан Бандера:
В результате работы этого фронта по приказу Бандеры был совершен знаковый террористический акт. Андрей Майлов, сотрудник советской внешней разведки, работавший под прикрытием дипломатического секретаря генерального консульства во Львове, принадлежавшем тогда Польше, был убит Николаем Лемиком, членом ОУН. Жертвой покушения должен был стать не Майлов, а генеральный консул СССР. Но в роковой день генконсул отсутствовал на рабочем месте и прием граждан вел Майлов. Лемик записался на прием, но как выглядит консул, не знал. Войдя в кабинет, он выстрелил в секретаря консульства.
Суд над Николаем Лемиком
Лемика быстро судили, заменив первоначальный приговор (смертная казнь) на пожизненное заключение. Однако убийца сбежал из тюрьмы в 1940-м во время захвата немецкими войсками польских территорий. Осенью 1941 года был пойман немецким гестапо и затем расстрелян.
Ливанский кризис
К 1985 году в Ливане, некогда процветающей "Ближневосточной Швейцарии", уже 10 лет шла гражданская война между христианами и мусульманами. Страна была раздроблена на крошечные территории, контролируемые многочисленными вооруженными мусульманскими и армянскими группировками. Официальное правительство запросило помощи у Сирии, и Дамаск ввел свои регулярные войска в Ливан. Советский Союз ограничивался условной поддержкой сирийских сил и официального правительства Бейрута.
События середины 80-х годов печальным образом перекликаются с трагедией 19 декабря 2016 года в Анкаре. Так же, как и тогда причиной нападения на дипломатов стала активная позиция России в ближневосточном урегулировании. 30 сентября 1985 года около посольства СССР были захвачены четверо дипломатов, а ответственность за случившееся взяла на себя группировка мусульманских фундаменталистов "Халеда бен аль-Валида". Были похищены сотрудник торгпредставительства Валерий Мыриков, атташе посольства Олег Спирин (оба - офицеры резидентуры КГБ), работник консульства Аркадий Катков и врач Николай Свирский. Террористы разослали письма в журналистские бюро с требованием к Советскому Союзу перестать поддерживать сирийскую армию.
По одной из версий, за организацией акции стоял известный радикальный политический деятель, глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат. Непосредственными исполнителями были охранники Арафата – Хадж и Имад Мугние (по кличке "Гиена"), входивший в десятку самых жестоких террористов в списке ФБР.
Террористы рассылали фотографии с приставленными к головам пленников пистолетами и требовали выкупа, и Ясир Арафат даже якобы пытался содействовать советским властям в поимке, но, по различным свидетельствам, фактически вел двойную игру, а когда требования остановить сирийское наступление были выполнены, передал заложников в "Хезболла". К тому времени Аркадий Катков уже был застрелен террористами. Для освобождения остававшихся в живых заложников СССР пошел на выполнение требований террористов - Москва надавила на Сирию, и Хафез Асад (отец Башара Асада) остановил военную операцию на севере Ливана. Однако террористы по-прежнему не отпускали заложников.
КГБ развернуло огромную агентурную сеть от Ливии до Кавказа, пытаясь сузить круг поиска и найти зацепки. В итоге советский резидент встретился с одним из лидеров "Хезболлы", шейхом Фаядляллой и, не согласовав это с Москвой, даже угрожал шейху:
Через два дня трое уцелевших дипломатов стучались в ворота советского посольства в Ливане.
Душевнобольной профессионал
В 1986 году между СССР и Пакистаном начались неофициальные контакты, в ходе которых обсуждались пути решения афганского конфликта. С приходом к власти Горбачева и отсутствием серьезных подвижек в изменении ситуации в Афганистане пакистанские власти искали возможность продолжения переговоров, но тут случилось неожиданное происшествие.
В сентябре 1986 года исполняющий обязанности военного атташе в Пакистане Федор Гореньков вместе с женой и 10-летней дочерью выехал из посольства на квартиру. По дороге в Исламабад машина была вынуждена затормозить из-за блокирующего проезд одиночки, размахивавшего листком. Как только Гореньков подъехал к человеку и открыл окно водителя, тот просунул руку с пистолетом в салон автомобиля и застрелил атташе.
Пакистанские власти в кратчайшие сроки нашли виновного – им оказался местный городской сумасшедший, "сын Горбачева" Ахмад Фазал, неоднократно требовавший передать генеральному секретарю СССР письма, где якобы доказывалось их родство.
На опознании дочь Горенькова, видевшая убийцу, не смогла признать в Фазале того самого человека. Этот факт не помешал полиции Исламабада приговорить подозреваемого к смертной казни. Ничего не смог изменить и военный эксперт из Москвы, даже несмотря на найденные доказательства непричастности душевнобольного Фазала и наличия в обшивке автомобиля убитого пуль двух разных калибров. Позже даже было найдено место, откуда стрелял второй убийца, а также очевидец, видевший подозрительных лиц на автозаправке рядом с посольствами. Все указывало на спланированную акцию.
Убийство Федора Горенькова до сих пор остается загадкой.
Иракский прецедент
В 2006 году случилось одно из самых страшных происшествий с дипломатическими миссиями в современной истории. В Ираке автомобиль с российскими служащими посольства был заблокирован и обстрелян боевиками. Охранник миссии Виталий Титов погиб на месте, а еще четыре человека – Федор Зайцев (секретарь посольства), Ринат Аглигулин, Олег Федосеев (сотрудник СВР) и водитель автомобиля Анатолий Смирнов были похищены террористами.
Через две недели после похищения группа моджахедов, аффилированная с Аль-Каидой, предъявила российскому руководству заведомо невыполнимый ультиматум – в течение 48 часов вывести из Чечни все войска и освободить заключенных-мусульман. Через два дня в СМИ попали кадры обезглавливания одного из заложников, труп второго и расстрел третьего.
Президент РФ Владимир Путин призвал покарать убийц дипломатов, заявив, что "Россия будет благодарна всем нашим друзьям за предоставление любой информации по преступникам, которые убили наших граждан в Ираке". ФСБ обещала $10 млн за информацию о местонахождении террористов.
Через несколько месяцев властям Ирака удалось задержать одного из подозреваемых в убийстве российских дипломатов, Омара Абдаллу Дада. Он признал свою причастность к похищению и, как считали тогда СМИ, лично обезглавил двух дипломатов. Его приговорили к смерти в 2010 году. Другого похитителя, стрелявшего в Аглигулина на видео, ликвидировали в октябре 2008 года в ходе спецоперации. Иракская полиция в ходе совместного расследования с американской стороной обезвредила еще троих боевиков, причастных к убийству российских дипломатов.
Тела погибших были доставлены на родину лишь спустя шесть лет после смерти. Подлинность останков подтверждали с помощью ДНК-экспертизы.
"Поиски тел нашего коллеги и сотрудников посольства не прекращались ни на день после их гибели в Ираке в 2006 году. Проводились соответствующие оперативные мероприятия, велась агентурная работа. В результате мы своего добились", – заявил сотрудник спецслужб, участвовавший в передаче тел.
Выстрел в спину
Похищение или убийство дипломатов часто используется для дестабилизации двусторонних отношений. В 2013 году жертвой политических интриг стал сотрудник российского посольства в Абхазии, первый секретарь посольства Дмитрий Вишернев. Как вице-консул, Дмитрий Вишернев, среди прочего, занимался вопросами защиты имущественных прав русскоязычных граждан в Абхазии.
9 сентября, в годовщину установления дипломатических отношений между Россией и Абхазией, преступник подошел к собиравшемуся выезжать из гаража Вишерневу и выстрелил дипломату в затылок. Ранена была и супруга дипломата, она скончалась в больнице через неделю.
Уже 13 сентября предполагаемый убийца был задержан в Батуми (Грузия) – сообщалось о его попытке скрыться Турции. Им оказался Юсуп Лакаев, уроженец Чеченской республики - по версии российских следователей, именно он совершил покушение на представителя России в Абхазии.
Предполагаемый убийца секретаря посольства РФ в Абхазии - Юсуп Лакаев (слева)
В ходе следствия выяснилось, что преступник снимал квартиру в том же доме, где жил Вишернев, откуда следил за передвижениями первого секретаря и готовил муляж бомбы. В итоге грузинский суд приговорил Лакаева к 12 годам лишения свободы – причем не за совершение двойного убийства в Абхазии, а за незаконное приобретение, хранение и ношение оружия, а также нападение на сотрудника полиции Грузии. Запрос России об экстрадиции преступника остался без ответа.
Осенью 2013 года в Нальчике был задержан сообщник Лакаева Исхан Сабанчиев. Следствием прорабатывалась версия о политически мотивированном убийстве. Эксперты отмечали, что убийство могло быть связано с подготовкой к Олимпиаде с целью лишить Россию надежного союзника в сфере безопасности в регионе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий