воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Зорин Н.А. КРУГОВОРОТ ПОРОКОВ, БОЛЕЗНЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ


Бумажную сокращенную версию см: Альманах Центра исследований экономической культуры 2016, специальный выпуск "Экономика пороков и добродетелей". М., СПб.: Из-во Института Гайдара., 2016.
Важное примечание. Этот текст – расширенный вариант моего доклада на конференции по экономике пороков и добродетелей Петербург, полуторагодичной давности (май  2015 (!). Все что отмечено синим цветом было,  при подготовке к печати в Альманахе, удалено из моей статьи некими неизвестными мне цензорами-ханжами[1].
Зорин Н.А. (Москва) [2]
КРУГОВОРОТ ПОРОКОВ, БОЛЕЗНЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ©
Аннотация
Сделана попытка взглянуть на экономические корни этоса и механизмы перераспределения богатства и власти, используемые в управлении поведением человека. Понятия пороков, добродетелей и некоторые болезни рассматриваются как взаимозаменяемые инструменты регулирования экономически значимого поведения. Они представляют собой три «агрегатных состояния» одного и того же поведения, которое в зависимости от формы экономической эксплуатации получает новые Имена, что  позволяет направить его в нужное русло в интересах третьих лиц.
Ключевые слова: история морали, регуляция поведения, медицинское отпущение грехов, создание болезней, «нравственный фрекинг».
Z13 экономическая социология
А14 Социология экономики

Z19
Культурная Экономика: Другое


Nikita A.Zorin[3]
THE CYCLE OF VICES, DISEASES AND VIRTUES AS TOOLS FOR THE MANAGEMENT OF ECONOMICALLY RELEVANT BEHAVIOR
Abstract
 Attempt to look at the economic roots of the ethos and mechanisms of redistribution of wealth and the power used in management of behavior of human behavior is made. Concepts of vices, virtues and certain diseases are considered as interchangeable instruments of regulation of economically significant behavior. They are three «aggregate states» of the same behavior, which, depending on the form of economic exploitation get new names, which allows to guide the behavior in the right direction in the interests of third parties.

Keywords: history of morality, behavior regulation, «medical absolution», the establishment of disease, «moral freking»,
КРУГОВОРОТ ПОРОКОВ, БОЛЕЗНЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, КАК ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ©
ЗОРИН Н.А.(Москва)[4];
Общество специалистов доказательной медицины (ОСДМ)
«Сформировав в сознании граждан цепочку мыслей, вы сможете гордиться тем, что исполняете роль их вождей и хозяев. Глупый деспот приковывает рабов железными цепями; истинный политик связывает их еще крепче цепью их собственных мыслей; первое ее звено он закрепляет в надежной точке – в разуме. Связь эта тем крепче, что мы не знаем, чем она держится, и считаем ее делом собственных рук. Отчаяние и время разъедают скрепы из железа и стали, но бессильны против привычного соединения мыслей, разве лишь укрепляя его. На мягких волокнах мозга возводится прочный фундамент мощнейших империй»
Жозеф Мишель Антуан Серван 1767г.
 приводится по М.Фуко (М.Foucault1999 с.150)
«Ничего личного - только бизнес»
Аль-Капоне.
«У кого нет миллиарда, могут идти в жопу!»
С. Полонский, 2000-е[5]
Эта работа - попытка посмотреть на экономические корни этоса.
Начать хочу с цитирования предисловия к книге Марии Оссовской, вдохновлявшей меня на это труд: «Нет такой сферы общественной и личной жизни, которая не становилась бы предметом моральной оценки и регуляции» (А.А.Гусейнов и К.А.Шварцман,1987a,с.11)
Человеку свойственно видеть моральные нормы как «незыблемые», однако они таковыми не являются. Обычно, для удобства управления массами,распространяется мнение о существовании якобы «общечеловеческих ценностей» и, соответственно, о такой же морали. Суждение, которое неоднократно оспаривалось[6].
Для большинства ныне живущих людей мораль проходит по ведомству Церкви. В России, где некоторое время ее замещала КПСС, ей эту ответственностьвозвратили едва ли не официально. Однако понятия греха, порока и добродетели могут быть сформулированы и в светских терминах (в чем преуспел, например, Б. Франклин). Между тем, Церковь, которую людям хочется видеть «над схваткой», всегда была не чужда денежных вопросов (индульгенции, пожертвования и т.п.), ныне – субъект серьезных экономических отношений
и, соответственно, политических дрязг. Сюда же можно отнести и интерес Православной Церкви к банковскому делу (В.Чаплин,2015).
Церковь, давно подчинившая мораль экономической целесообразности, очевидно, первый и самый известный институт контроля над поведением человека, а теперь есть институты и посерьезнее. В эпоху развитых политтехнологий и нарастающего цинизма, манипулятивная миссия Власти уже почти не скрывается[7]https://www.youtube.com/watch?v=0QQwCzw_UcM 
 С экономической точки зрения мораль – совокупность норм и санкционируемых ими поступков, материально выгодных третьим лицам. То есть здесь мораль является набором инструментов управления поведениемв деле перераспределения богатства и властиЕе предназначение здесь – обуздать непослушание (обычно это «пороки»), поощрить конформизм (обычно это «добродетели»), позволив при этом ее создателям и хранителям забрать себе чужое, если не все, то хотя бы процент от него. В поведенческой сфере это – подчинение, а в плане умственном – не новая уже попытка сделать всех виноватыми. Человек, живущий с перманентным чувством вины и нечистой совести – легкая добыча для лиц, налагающих штрафы и/или продающих различные типы индульгенций. Учитывая, что пороки и добродетели – ключевые составляющие морали, и забегая немного вперед, так и хочется сказать, что современная добродетель это порок, переданный в управление третьим лицам. Ключевое слово здесь – «третьи лица» – бенифициары любого сорта, будь то официальная власть или владельцы частных корпораций.
Пороки – древнейшие и лучшие друзья экономики. Невольно вспоминается розановское: Rei publicae natae sunt ex feminis publicis – «Первые государства родились из инстинкта женщины проституировать» (В. Розанов, 2008, с.11). Они же – самая доходная статья и бюджета и теневого бизнеса. Государству, а тем более частным владельцам «инкубаторов пороков» выгодно иметь группы «порочного» населения, что противоречит обычно провозглашаемому желанию при этом сохранить этих людей еще и для «общественно полезного» труда[8]. Поэтому, часто их возвращение в общество возможно, только в том случае, если у них еще остались деньги для продолжения порочной жизни. Правда, всегда считалось, что при достижении «критической массы» пороки – уже статья расходная, и угроза обществу. Но времена меняются.
При беглом взгляде на значительную часть Пороков и Добродетелей кажется, что они укладываются в две поведенческие группы, лежащие в основе двух, уже экономически-значимых форм активности. Их большинство образует пассионарную категорию неподчинения (обычно активного) нередко ведущего к непродуктивной растрате (средств, энергии и т.п.). Даже Уныние являет собой форму пассивного неподчинения и потому – непродуктивно. Добродетели напротив – образец смиренного подчинения и бережливости. Однако не все они вписываются в эту дихотомию и уж точно, так было не всегда. Но что,
пожалуй, было и будет всегда – это деление по принципу Quiprodest – полезно неким третьим лицам или не выгодно для них[9].
Понятия пороков и добродетелей постоянно пересматривались по большей части под давлением экономических обстоятельств.
Весьма показательно, что в протестантизме, в списке христианских добродетелей, любовь (Love) в 1611 г. была заменена на Благотворительность (Charity), и хотя эта замена втягивает нас скорее в лингвистический спор[10], я склонен считать это весьма символичным для нашей темы процессом, когда перемена Имени ведет к вполне материальным последствиям – изменению поведения с экономически значимыми эффектом.
М. Оссовской (1973d,с.352) описаны постепенные изменения бюргерской этики, устранявшие одно за другим предубеждения, которые сдерживали свободное развитие капитализма: изменения отношения к благотворительности, к нищим и бедным, одобрение высоких цен и низкой заработной платы, превращение экономической эксплуатации в общественный долг и т.д.
Список пороков и добродетелей и сегодня пополняется и подправляется: «экономизм» (Донских О.А., 2015), «конкуренция» (Мельников В. В.,2015), «доверчивость» (vs. «доверие») (Шмаков А.В.,2015a). Под подозрение попал даже «спорт» (Нуреев Р. М.2015). Мы также являемся свидетеляминападок на«Клятву Гиппократа»,как якобы сдерживающей материальные притязания врачей и, по их мнению, являющейся инструментом регулирования поведения работников здравоохранения, обязывающим их к смирению и непротивлению чиновничьему «беспределу» и позволяющим, едва ли не бесплатно, эксплуатировать их[11]. Одним словом, добродетели, пороки и, соответственно, заповеди пересматриваются с возрастающей частотой. Возможно, вскоре появится такой, вполне современный, документ, как «Десять заповедей Х пересмотра».
Периодическая ревизия института морали, и пересмотры списка добродетелей, пороков и заповедей, вызвано необходимостью поставить под контроль, все технологии обращения богатства. Процесс это не ослабевал никогда, но если прежде все объявлялось угодным Богу, то ныне это место прочно заняли новые означаемые Нравственности, вербальные «пятна Роршаха»: «Свобода» и «Демократия». И что уж точно, нынешнее понятие добродетели далеко от аристотелевского ее определения как умеренности во всем, включая богатство.
В статье с тематическим для нас названием «Пол Кругман:как добродетель убила мировую экономику» (И.Соломонова, 2014) приводятся слова нобелевского лауреата: «Добродетельность – это идея, что прощение долга в любом виде будет поощрять дурное поведение,…» То есть «Прощение» уже не добродетель. Ею стал запрет на прощение (долга) и Кругман как бы предлагает вернуться к Прощению, ибо «… траты одного – это доход другого» (Ibid). Простить в нынешнем экономическом устройстве становится выгоднее, чем  по старинке  заботится о «нравственном поведении», надо списать долг, чтобы некто хоть что-то заработал на «разблокировании» движения денег.
То есть, если добродетели мешают экономике, то они могут переименовываться в пороки и наоборот.
Пороки, болезни и добродетели как три «агрегатных состояния» инструментария управления поведением.«Медицинское отпущение грехов».
Существует еще одно «агрегатное состояние» порочного человеческого поведения – болезнь. Для многих «классических» пороков можно подобрать соответствующую болезнь (Таблица № 1). Можно видеть, что все они предмет психиатрии, образующие внутри нее пересекающиеся группы расстроенного, непокорного поведения: пагубных пристрастий, и расстройств влечений.
Рис.1 «Агрегатные состояния» экономически значимых инструментов управления поведением

Явление
Порок
(неподчинение; неудобство для третьих лиц)
Болезнь
(ограниченная ответственность)
Добродетель
(подчинение, смирение и/или передача полномочий третьим лицам)
Накопительство
Алчность, Сребролюбие
«синдром Плюшкина»
«Человек достойный кредита!» (Б.Франклин) управление активами третьими лицами
Потребление и траты
Расточительство
«Навязчивое покупательство» (Baying)
Благотворительность; потребление под контролем третьих лиц


Сексуальная жизнь
Содомия и пр.
Гомосексуализм, др. перверсии секс. ориентации
ЛГБТ - сообщество. Отделение от фертильного партнера.
Распутство
 «Повышенное половое влечение», (промискуитет и нимфомания)
Совокупление без зачатия и зачатие без совокупления

Любовь
«Избыточная любовь» (забота ювенальной юстиции)
«Избыточная любовь» как симптом «неустойчивой эмоциональности»
Благотворительность (протестант.);
Отмеренная любовь под руководством третьих лиц
Потребление алкоголя
Пьянство
Алкоголизм
Потребление до момента причинения беспокойства третьим лицам (лечение, аресты, преступления и т.п.)
Потребление психоактивных веществ (ПАВ)
Сам факт употребления (мешает эксплуатации)
Токсикомания, Наркомания
«Общенародные наркомании» (чай, кофе, табак, кола, иногда марихуана, ЛСД).
Игра
Игра (вместо труда)
Игромания
Игры на/за деньги (!) с государством/частным бизнесом.
Пищевое поведение
Чревоугодие
Булимия, Нервная анарексия
Потребление под руководством третьих лиц. (Пьянство под руководством сомелье, чревругодие под контролем «гастрономических специалистов»).
Настроение
Уныние (непродуктивн.)
Депрессия
Настроение обеспечивающее уровень активности, полезный третьим лицам
Смерть/Жизнь
Грех самоубийства
Суицид
Эвтаназия
Болезни тут вновь обретают древний статус «наказаний за грехи». Медицина, правда, как бы снимает долю вины с их обладателя и частично берет на себя функцию Церкви, осуществляя «медицинское отпущение греха» – лечение («изгнание дьявола»….).
Вина и, стало быть, ответственность, уменьшаются по мере продвижения от порока к болезни и далее вовсе исчезают, меняя знак на противоположенный. Именно такому представлению обязано своим происхождением судебно-психиатрическое понятие «частичной вменяемости». Болезнь здесь – нестойкое, промежуточное состояние греха на пути к добродетели. Но движение в «обратную сторону» также возможно.
Часть пороков, используемых в качестве инструментов управления поведением, путем переименования, можно обозначить как «количественные». Они меняют «агрегатное состояние» по мере нарастания/убывания количества «порокообразующих субстанций»(веществ, чувств и т.п.) и/или сопутствующего им поведения (e.g.употребление ПАВ, сексуальные эксцессы и даже доверие [12] и т.п.). Они могут существовать сразу в нескольких «агрегатных состояниях», попадание в которые зависит от степени социальной терпимости явления. Эти пороки двусмысленны и внутренне противоречивы. Их как бы нет, пока они удобны третьим лицам, а их кристаллизация может быть иллюстрацией «парадокса кучи».
Точка перехода, когда количество переходит в качество – экономическая рентабельность явления. Нечто объявляется пороком/болезнью в тот момент,когда доходы от прежде терпимого явления становятся меньше затрат на него (лечение, тюрьмы и пр.).Или когда приносящий доход процесс угрожает прекратить обогащение эксплуататора (см. ниже «драпетоманию» и «эндогенное нежелание работать»). То есть, «количественные пороки» это – улица с двусторонним движением.
Другие пороки – меняются дискретно и качественно. Классический пример – вся группа ЛГБД, прошедшая путь от безусловного Порока, через недолго просуществовавшую Болезнь, к столь же безусловной Добродетели[13]. Здесь
движение в обратную сторону также возможно, но оно случается реже и не происходит столь быстро, как в группе предыдущей, ибо такие перемены именуются «завоеваниями» (Прогресса и пр.), а таковые, как известно, быстро не сдают. Используя ту же метафору можно сказать, что движение вспять возможно тут только по другой улице, которую еще нужно проторить.
При переходе в иное «агрегатное состояние» меняется не содержание, а Имя явления. Происходит присвоение ему другого означаемого, чтобы потребитель мифа смог по-новому ощутить происходящее. Об этом см. у Р. Барта (R. Barthes 1989). В технологии «окон Овертона» процесс начинается с изменения Имени (Е. Хавренко, 2015).
Что определяет трансформацию?
 Перемена Имени этих явлений, во многом определяется экономически. Когда получение прибыли и от эксплуатации порока и от борьбы с ним попадает в одни руки, образуется «замкнутый цикл». Если наркомафия «крышует» лечебницы для наркоманов, порок будет объявлен болезнью. Это позволит одновременно поднять толерантность и снизить градус борьбы с ним, обеспечив ротацию «материала» по схеме: притон-лечебница-притон, существенно не снижая доходов бенифициаров[14]. Однако, с появлением частных тюрем, те же явления уже с бОльшей вероятностью переименуют в наказуемые грехи – преступления. И, наконец, то же самое поведение в отмеренных третьими лицами границах, может объявляться добродетелью, если приносит прибыль, не причиняя им вреда. Выбор пути будет определяться не только структурой и формой собственности бенефициаров, но и их близостью к законотворческим структурам, лоббистским группам, общественным «борцам за права» и т.п. А перетекание границ может всегда найти общественно одобряемое оправдание.
Почему именно болезни?
Система тотального контроля это – раздел всех сфер жизни между различными институтами надзора и наказания. Поскольку предмет регулирования, не всегда укладывается в обветшавшую оппозицию Порок-Добродетель, а образует множество переходных форм, которые стали ускользать от опеки прежних контроллеров, то отбившихся от рук подобрали другие участники экономической деятельности, не несущие на себе идеологической печати «тоталитарности», присущей, например, политическим партиям и в значительной мере Церкви. Из существующих институций, безусловно «гуманистической репутации», на эту роль лучше всего подходила медицина, давно и прочно вросшая в социальную ткань, ставшая «государством в государстве» и даже дублирующая его структуры. Она сформировала свою мораль «здорового образа жизни» [15], свою систему управления – здравоохранение, и даже свою исправительную и пенитенциарную систему (лепрозории, закрытые психиатрические клиники, лечебно-трудовые мастерские и т.п.) и во многих вопросах потеснила Церковь. М.Фуко (FoucaultM. a,1998): «Здоровье замещает спасение – говорил Гардиа»[16]. Медицина как бы объективизирует, придает организменную материальность существованию некой проблемы[17], которую должны решать (обогащаясь), или как теперь говорят, «контролировать», третьи лица. Самолечение поощряется, но лишь в той мере, которую определили авторы концепции «ответственного самолечения», где границы самодеятельности заданы рынком рекламы лекарственных средств (Зорин Н.А 2013). Однако самое главное то, что, современная медицина представляет собой производство, а, стало быть, субъекта экономической деятельности и участника глобального Рынка[18].
То, что не удалось обработать в поле медицины, попадает в институты контроля гибридного толка. Наиболее известные – продукты совокупления психиатрии и Права, возникшие, чтобы прибрать к рукам область перехода патологии в весьма условную категорию «психической нормы», ускользающую от психиатрии, и иных участников экономической деятельности. Наиболее знаменитые и взаимопроникающие – психоанализ и его идеологическая преемница: ювенальная юстиция, а также порожденная ими, обширная сеть медико-психолого-социальных заведений. Их филогенетическую общность выдает используемый язык – это смесь юридических и медицинских, в основном психиатрических, понятий. Все они – эффективные производства, получающие прибыль и рекрутирующие клиентов путем формирования наученной беспомощности[19] на ими же определяемом поле пороков и на острие чувства вины и ответственности. Важно сделать так, чтобы человек чувствовал себя или больным или нарушителем, если не Закона, то неких «конвенциональных норм» (обычно приписываемых «цивилизованным странам»).
 На роль «промежуточных» (между «нормой» и патологией) специалистов подошли психологи, ставшие своего рода «политруками обыденной жизни».
Советской психиатрии, которую прежде обвиняли в «изобретении психических болезней для диссидентов» далеко до нынешних масштабов манипуляций. Сегодня каждой «проблеме» предназначен свой социальный институт (Центр «коррекции» или «медико-психолого-социального сопровождения» и т.п.) которые дают неплохо оплачиваемые «рабочие места», иногда параллельно маскируя скрытую безработицу[20].
Контролю подвергается вся повседневная жизнь, каждый шаг, в особенности – физиологические отправления и, конечно же, сексуальная жизнь в силу своей неизбежности и высокой значимости, представляющие собой идеальные объекты, где «корректоры» будут всегда обеспечены работой[21].
По мере развития «сети» таких учреждений охватывают все более ранний возраст и конечно вторгаются в семью. В идеологическом основании лежат, как бы бесспорные вещи: детишек, а так же более зрелых особей, надо оградить от всех видов «насилия» и/или «защитить их права» (кто бы возражал?). Дело за малым: надо это насилие/«нарушение прав», обнаружить пытливым взглядом специально подготовленных людей. Подготовка же столь филигранна, что «эксперты» обнаруживают искомое еще на стадии намерения [22].
Определены допустимые пределы проявления чувств, чья «избыточность» объявлена патологией, сопряженной с «неуравновешенностью психики»
(«избыточная любовь», «удушающая любовь к ребенку» - термины ювенальной юстиции) (Петрунина Е., 2014) [23]. Любовь уже подчинена правилу «количественных пороков». Оказалось, что подобно алкоголю, она может быть избыточной! Наверное, впервые безусловную Добродетель – Любовь (в возвышенном смысле), удалось обратить в порок![24]
Семантическое поле понятия «Любовь» простирается от любви к Богу до самых низменных форм, что открывает широкие горизонты для манипуляций. В плане освещаемой тематики вспоминается анекдот о француженке, объяснявшей своей дочери, что любовь – это слово, которое придумали русские, чтобы не платить женщинам деньги!
Экономическая борьба это, в частности, борьба за источники энергии. Обуздание сексуальности представляет собой, наверное, самую древнюю и эффективную технологию устранения конкурентов. Она простирается от древних прямых методов (кастрации, поедания тестикул поверженного врага и присвоения самок), создания ритуальных ограничений светского и религиозного толка до изощренных непрямых методов нынешнего времени, которые убивают сразу двух зайцев: блокируя сексуальность, заставляют за это еще и заплатить. Ее цель, очевидно, в том, что устраняется первичная биологическая энергия, без которой жизнь индивида/сообщества теряет пассионарную составляющую и существенную долю смысла дальнейшего существования, что открывает дорогу уже другим техникам дальнейшей его деструкции и подчинения. Контроль касается как величины, так и направленности сексуальности, и проводится через создание табу, псевдомедицинских и «нравственных» проблем, то есть, с помощью технологий перераспределения богатств и власти, чей язык также опирается на понятия порока, болезни и добродетели. Здесь можно вспомнить эпоху борьбы со «страшным злом» – онанизмом, объявленного сначала священниками, затем врачами, виновником всех бед и болезней, когда идеи буквально двигали камни, меняя архитектуру дортуаров учреждений, для лучшего контроля над рукоблудящими детьми…. (М. Фуко, 2004.FoucaultM. 2004)(Т.Сас, Szasz, T.S.2008).От ханжеских предостережений об опасности этого порока не удержался в своих письмах к сыну даже З.Фрейд – изобретатель одной из самых прибыльных, квазимедицинских технологий перераспределения богатства (Зорин Н.А,1996 c.). Сегодня эти архетипические страхи чудесным образом возродились в России [25]
Интересна также свежая череда арестов и осуждения «за педофилию» ряда учительниц Европы и США, совращавших своих несовершеннолетних, но иногда уже вполне половозрелых учеников и, что особенно примечательно, получивших тюремные сроки, превышающие таковой у террориста Бревика….[26] (Summumus– summainjuria). Видно как размываются половые роли. Мужчине уже отказано в традиционном «половом превосходстве» и активности. Он такая же жертва, какой прежде могла стать только женщина. Эрекция – не в счет (хотя непонятно, как она могла возникнуть по принуждению т.к. об этом можно только мечтать….)[27]. Учитывая, что все это происходит на фоне шумных ЛГБД-парадов, легализации гомосексуальных браков, разрешения усыновления такими семьями детей, и т.д. и т.п., то, вне какого-либо личного отношения к проблеме, логично думать, что целенаправленно формируется, подкрепляемая законом, инверсия в сфере половой ориентации.
Существует еще один механизм формирования добродетелей, минуя стадию болезни. Это «возгонка» порока в добродетель путем его романтизации – присвоения Знака принадлежности к Высшему обществу, Богеме. С появлением «среднего класса», деньги которого нужно осваивать («Вы этого достойны!»), это явление стало уже достаточно массовым (пьянство под руководством сомелье, чревругодие под контролем «гастрономических специалистов», затем фитнес….). Такое взращивание пороков иногда рассматривается как процесс «…. ложного придания им некоего атрибута свободы личности» (Г. И. Мойсейчик 2015), с чем не всегда можно согласиться [28]
Сферы регуляции
Регуляция поведения пронизывает витальную сферу (половой и пищевой инстинкты), чувства (любовь), сознание (ПАВ, алкоголь) и существование в целом – смыслы и сценарии жизни: «Homoconsumens», «американская мечта», «Золушка», «зеленый образ жизни» [29] и т.п.).
«Человек потребляющий» размножается и потребляет, потребляет и размножается. …Все это нужно контролировать. Если довести до логического конца формулировки потенциально добродетельного образа жизни, для некоторых объектов регуляции это будет выглядеть следующим образом.
·        Регуляция народонаселения (никто не смеет размножаться бесплатно, да еще в несметном количестве).
Отделения зачатия от удовольствия, произошедшее в эпоху массово используемых противозачаточных средств, уже недостаточно. Грядет время «совокупления без зачатия и зачатия без совокупления» через отделение производителя от потенциально фертильного объекта (однополые браки и т.п.). Теперь даже случайность не приведет к беременности. Платным оплодотворением займутся другие, а вынашивание и деторождение, как в стратифицированном муравейнике, будет осуществляться «матками». Последующее воспитание будет обезличенным, и передано институциям, осваивающим частные и государственные деньги. То есть вся цепочка прежде сугубо частной жизни будет передана третьим лицам – владельцам высокотехнологичных и рентабельныхпредприятий: учреждений экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, приемных семей и т.п.
·        Регуляция потребления (потреблять то, что положено и в отмеренном третьими лицами количестве).
«Общество потребления и сверхпотребления», как бы входит в противоречие с добродетелью бережливости и посему последняя передана третьим лицам: «храните деньги в сберегательной кассе!». Траты приветствуются, но только в рамках кредита (согласно Б.Франклину, добродетельным является «человек достойный кредита» (М.Оссовская,1987,e. с.240). Отсюда и призывы к «прощению долга», которое на деле еще глубже засасывает «прощенного» в долговую яму.
·        Создание медицинских и психологических проблем (лечиться от болезней, созданных производителями средств медицинского применения; исправлять «неправильное» поведение, выявленное психиатрами и психологами, осваивать «должное» поведение, прописанное ими).
Изобретение болезней как экономический феномен
Признать некие формы поведения человека болезнями, значит поставить их под контроль и сделать потенциальными источниками обогащения.
 Производители средств медицинского применения, уже давно наладили маркетинговую политику в виде продажи болезней и уже последующей продажи лекарств, устройств и пр. для их диагностики и лечения. (L.S.Christopher, 2007; M.Petersen, 2008). В ход идет убеждение от лица Науки, подкуп аппарата здравоохранения и других лиц, формирующих требуемую ментальность потребителей. «Научное сотрудничество» на деньги производителей средств медицинского применения в идеале направлено на вмешательство в создание медицинских систематик, которые, будучи однажды созданными, начинают сами формировать восприятие окружающего мира. Врачи, получающие знания в готовом виде, начинают путать классификации с Природой. Болезни обретают для них «природную овеществленность», данность, статус кантовской «вещи в себе».
Стараниями заинтересованных лиц на свет появляются и воспринимаются как всегда существовавшие, «опрощенные» до обывательского уровня расстройства и варианты патологизации обыденной жизни[30]: «Повышенное половое влечение» (ICD. F52.7)[31], «Социальные фобии» (ICD. F40.1), «Предменструальное дисфорическое расстройство» (2015 ICD-10-CM DC N94.3); «Синдром генитального беспокойства» (Aquino CC, Mestre T, Lang AE.,2014) и многие другие. Процесс не новый. Вот гости из прошлого: «Драпетомания» - «навязчивое стремление к свободе» (С. Картрайт, SA. Cartwright, 1851) в эпоху рабства в США, и «эндогенное нежелание работать» (В. Филлингер) в эпоху нацизма в Германии (П.Т. Петрюк., А. П. Петрюк 2011). Естественно, что при таком положении дел, показатели эпидемиологической обстановки в обществе будут прогрессивно ухудшаться (Зорин.Н.А.,2006,b)[32].
Мотивы и ускорение трансформации морали
Замена привычных, ветшающих со временем понятий необходима для возвращения чувства «плотности бытия». Подобно моде, которая помимо служения индустрии постоянно занята реактуализацией Тела, пересмотр моральных ценностей реактуализирует Дух. Можно поддерживать постоянную иллюзию Прогресса сменой терминологии, ценностей, списка правил, свода законов и т.п. вещей [33]. Заодно это дает возможность извлекать прибыль там, где она еще не была получена, и чего требует изменение масштабов манипуляций (разрастание ТНК, замещающих государственные структуры, глобализация рынка). Подобно сланцевым технологиям использования уже выдоенных скважин, делается попытка выжать еще что-то из выдоенных пороков, через превращения их в болезни и добродетели (этакий «нравственный фрекинг»). Деньгообразующие технологии проникли в прежде жестко отрегулированные, казавшиеся незыблемыми вещи: в сам факт физического существования со всеми его отправлениями, жизнь/смерть, деторождение, воспитание потомства. Соответствующие коммерческие структуры торгуют органами, производят и продают органы искусственные, выращивают детей вне организма родителя, отнимают и воспитывают детей вне их родной семьи и т.д. и т.п.). О том же см. А. В. Толстокорова (Толстокорова А.В.2015).
В этой связи все чаще вспоминаются немодные ныне классики. Например, марксовская теория обмена (Королев А.В.2015 b) и работы об отчуждении труда. Взаимопревращение вещей под действием денег, и в том числе пороков и добродетелей, были описаны Марксом: «… деньги превращают каждую из этих сущностных сил в нечто такое, чем она сама по себе не является, т. е. в ее противоположность» <…> «В качестве этой извращающей силы деньги выступают затем и по отношению к индивиду и по отношению к общественным и прочим связям, претендующим на роль и значение самостоятельных сущностей. Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость» (К. Маркс. 1974).
Процессы превращения и отчуждения ныне достигли своего апогея. В 1844 г К.Маркс писал: «…человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным» [Ibid].
Сегодня отчуждение распространилось тотально и добралось до самых интимных вещей. Человек под фанфары декларируемой Свободы уже нигде больше не чувствует себя свободным. Не только труд и производимый продукт, но даже собственные дети и органы, и те «не мои»![34]
Формируется нравственная среда, где господствует «экономизм». И хотя он сегодня рассматривается как один из пороков (О.А. Донских,2015) defactoон уже достоинство. В этой среде логическим завершением изложенного становится
крылатое высказывание С.Полонского: « У кого нет миллиарда – могут идти в жопу!»…..
Заключение
             «Сама по себе экономика пороков и добродетелей в обществе всеобщей пользы (выделено мною, НЗ) есть процесс непрерывного становления и перехода смыслов, и потому предметом отдельного научного рассмотрения быть не может» (Румянцев, 2015). Боюсь, что «всеобщая польза» – такой же миф, как и «всеобщая мораль». Кроме того, развалины древних, экономически успешных цивилизаций напоминают нам о том, что «процесс становления и перехода смыслов» иногда прерывается….
Я не подвергаю сомнению приоритет стратегии выживания Вида над стратегией выживания безразличного для экономики индивида. Однако мне, как индивиду, так же как тому больному «….наплевать, что кто-то выздоровеет вместо меня, чтобы выполнить норму!»[35]. Экономика – не только «рациональные операции с количеством» (которая оттого, якобы «…не порочна и не добродетельна») [ibid.]. Это еще и те, кто оперирует и кем оперируют для приращения количества. И именно это и было предметом моего исследования.
Ныне распространяется взгляд, что за описанными метаморфозами лежит чей-то злой умысел, сознательная политическая инженерия, например «разрушение морали неугодных стран»[36]…и т.п. Конечно, любое явление можно поставить на службу достижения чьих-то целей (что и происходит контекстуально), но вряд ли все это планируется заранее. « Ничего личного!...» Скорее сверхзадачей на пути к обогащению тут является создание идеальной манипуляционной среды – подавленного сопротивления в атмосфере тотального чувства вины и неполноценности (как моральной, так и организменной). А уже потом такая среда может использоваться для достижения любых интересов, любых социальных групп, конечной целью которых всегда является экономической господство.

[1]
                [1]В советское время мои тексты не публиковала или коверкала советская цензура. Наступила «демократия» мои тексты не публикуют или коверкают «либеральные» журналы и СМИ. Кажется я на верном пути…. Автор, НЗ.
[2]
                [2]СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕЗорин Никита Александрович
                Профессия: психиатр;
                Уч. cтепень: кандидат медицинских наук
                Уч. звание: старший научный сотрудник (экв. - доцент).
                Представляемая организация: Межрегиональное Общества Специалистов Доказательной Медицины (ОСДМ).  
                Должность: член правления московского отделения Общества Специалистов Доказательной Медицины (ОСДМ).
[3]
                [3] THE AUTHORNikita A. Zorin M.D., Ph.D, Associate Professor
                Occupation: psychiatrist
                Organization represented: Russian Society for Evidence Based Medicine (RSEBM)
                 Position: Member of the Board of the Moscow branch of RSEBM.
[4]
                [4]nzorin@inbox.ru
[5]
                        [5]"У кого нет миллиарда, могут идти в жопу!" Так говорил Полонский URL:http://www.kommersant.ru/doc/122853431.08.2009
[6]
                [6]« … мы хотели показать классовую неоднородность морали, о которой учебники этики писали до сих пор в единственном числе, как о чем-то едином и вечном» (М.Оссовская, 1987 b,с.483) 
[7]
                [7]«…как только все люди поймут основу своего «я» <…> манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. <… .> любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. <…>, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов, и огромной машины, которая спущена на головы, СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле <…> все СМИ все равно заняты построением, сохранением страт ....» (Г. Греф, 2012). https://www.youtube.com/watch?v=0QQwCzw_UcM
[8]
                [8]СССР фарисейски «заботился о гражданах», одной рукой спаивая их, а другой наказывая за это и извлекая экономическую прибыль из бесплатной эксплуатации спившихся (ночные профилактории - принудительное лечение при заводах и т.п. «Из запоя – в забой…»), а население держали в состоянии перманентного чувства вины. 
                        [9]Смысл оппозиции добродетель/порок - служить интересам якобы всеобщего блага. Но «путать личную шерсть с государственной» начали не сегодня, и на идеологическом уровне однажды оформилась теория «гармонии интересов», которая, как пишет М.Оссовская, «…. пыталась оправдать предпринимательский эгоизм, доказывая, что лучший способ служения обществу — забота о своей собственной выгоде» (М.Оссовска,1987с, с.352). На эту же тему (ШишкинаТ.М. 2015).
[10]
                        [10]«До XVII века во всех классических английских переводах Писания, <…> слово «любовь» переводилось как love. <…> в 1611 году <…> слово love было заменено на charity. Понятия love и charity неравнозначны. Слово charity, восходящее к лат. caritas со временем утратило в англ. языке исключительный смысл «милосердия, отзывчивости, сострадания» как альтруистической любви; впоследствии к нему добавились «милостыня, филантропическое (в том числе денежное) пожертвование».(URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Христианские добродетели[Электронный ресурс] (дата обращения 26.10 2015)
                        [11]Клятва Гиппократа. Мифы и реальность Форум «Врачи России» URL: http://vrachirf.ru/concilium/13942.html(дата обращения 8.5.2015).
                        [12]«… «доверие» является благом только до тех пор, пока его уровень не превышает определенного пограничного значения, после которого «доверие» превращается в «доверчивость» и становится отрицательным качеством, духовным недостатком, приводящим к снижению уровня общественного благосостояния. (Шмаков А.В.,2015 b).
[13]
                        [13]За «неполиткорректное» выражение иной точки зрения (фарисейски получившее медицинскую приставку «фобия» - e.g. гомофобия) или даже за отсутствие восторженного одобрения человеку грозит социальное преследование. Это усиление жестокости было отмечено М. Оссовской в изменениях этики современной борьбы: «…fairpla yдопускал отказ от некоторых форм целесообразности в пользу моральных норм; теперь же наоборот: моральные ценности подчинены соображениям эффективности, что придает борьбе особую беспощадность»(М.Оссовская, 1987, d). Ловко подверстав, например, гомофобию к фашизму инженеры новых добродетелей уже создали у людей, имеющих иное суждение на этот счет, устойчивое чувство вины, изменившее поведение. Все как бы стыдливо отворачиваются от «скользких» вопросов, как по волшебству ставших политическими…. Все это имеет удивительное сходство с нашим недавним прошлым:«Идеология в СССР была не столько набором философских понятий, культурных кодов, социальных программ, сколько формой политического капитала, и каждый акт идеологически мотивированного превращения добродетели в порок (например, признание врагом народа невинного человека) был актом, совершавшимся с участием этого капитала и служившим интересам его роста» (Королев А.В . 2015a).
                [14]Один из искренних аргументов наркологов в пользу высокой платы за лечение: «Если они нашли деньги на наркотики, значит, найдут и на лечение!»
                [15]Свежее (2015): «Главным же предметом психогигиены являются здоровые люди (выделено мною Н.З.). Важной задачей психогигиены является создание и обеспечение условий для формирования гармонически развитой личности, а также условий для полного проявления её положительных свойств» (Ю.И. Полищук , 2015).
[16]
                [16]М.Фуко: « В управлении человеческим существованием она (медицина НЗ) занимает нормативное положение, авторизуя не только простое распространение советов о мудрой жизни, но оправдывая его для управления физическими и моральными связями индивида и общества, в котором он живет» (М.Фуко, b,1998; FoucaultM.1963)
[17]
                        [17]Медицинский портал объясняет нам, что счастье – в деньгах, т.к. это (цитата) «ученые (!НЗ) доказали».http://www.univadis.ru/medical-news/183/Lyudi-chuvstvuyut-sebya-luchshe-...(Дата обращения: 29 10 2015).
[18]
                [18]Очевидный, но крайне непопулярный у врачей факт (они предпочитают видеть в ней «искусство» или «науку»….).
[19]
                [19]Дело идет к тому, что скоро никто подтереться не сможет без «медико-социального сопровождения»….
                [20]Из опыта работы автора в 90-е годы психиатром во Франции: в дневном стационаре, где в группе на 10 детей приходилось 8 (!) человек персонала, работники (между питьем кофе и курением) не переставали жаловаться на “перегруженность” и говорили о необходимости создания еще одного дневного стационара (который и был вскоре организован!), ибо “работать с группой более пяти человек нет никакой возможности!”....(Зорин Н.А. b2006 ) Как можно видеть, едва ли не навязчивая идея о социальном благе путем «создании рабочих мест» порой создает «гнезда социального разврата».
[21]
                        [21]К стиранию граней половой принадлежности можно отнести попытку едва ли не законодательно заставить европейских мужчин мочиться только сидя… («Шведских мужчин заставят писать сидя URL:http://9tv.co.il/news/2013/04/27/149926.html. 27.04.2013 ; Дата обращения: 29 10 2015).Целесообразность этого обосновывалась по-медицински (профилактика заболеваний простаты), религиозно (мудрые мусульмане); и даже «научно-гигиенически» – (Физики посоветовали мужчинам писать сидяURL:http://polit.ru/news/2013/11/08/ps_splash/08 .10.2013; Дата обращения: 29 10 2015).,а по сути, была потенциально экономической: (З.Мишина 2015).
[22]
                        [22]Здесь пригодился психоанализ. Из личных наблюдений во Франции (1995): неактуальная уже «проблема» рукоблудия ныне заменена на «проблему инцеста», которую повсюду выявляют как специалисты, так и обыватели. Кошмарные последствия этого показаны в замечательном франко-бельгийском фильме «Présumé coupable», снятому по реальным событиям (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4780623).
                        [23]Судя по прецедентам, есть основания опасаться, что «экспертами» в оценке достаточности/избыточности чувств и влечений, с предсказуемым результатом будут выступать некие «карлыдельпонты», или старые девы, ибо кто лучше способен выявить развратные намерения окружающих?
[24]
                [24]«Избыточная любовь» колеблется между наказуемым отклонением и диагнозом (симптом «неустойчивой эмоциональности») и, соответственно, трактуется заинтересованными лицами так, как в данный момент им удобно.
[25]
                        [25]Чем вредна мастурбация. История мастурбации. Честно о последствиях онанизма. Благодарение №7 2014 с.21-25.
                        [26]В США учительница английского, совратившая трех учеников, приговорена к 30 годам тюрьмы.URL:http://www.newsru.com/crime/10jul2015/wmteachpedo3snt30y.html(дата обращения 26.10.2015). «Не убий», впрочем, всегда, как официально, так и «по-понятиям», в системе наказаний котировалось ниже, чем «не прелюбодействуй»….
[27]
                [27]Вне проблемы взаимоотношений учитель-ученик (благородно прикрывающую истинную подоплеку происходящего), снова видны взаимопревращения Добродетелей и Пороков. То, что в былые времена считалось за благо (подготовка мальчика к сексуальной жизни), для чего даже нанимали опытных в таких делах женщин, (см. например, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького) ныне, в обществе еще недавно воспевавшем «сексуальную революцию», однозначно и ханжески, расценивается как порок.
[28]
                [28]Против, безусловно, идеологического определения «ложный» хочется возразить. Невозможно испытывать ложные чувства, так как критерием их «истинности» является сам факт их существования (идея, отраженная в трудах Л. Витгенштейна). Это действительно свобода, например, всегда присущая Богеме или не дававшая покоя желающим возвысится над толпой («Тварь я дрожащая или право имею?»). Идеологическая подоплека в том, что такая свобода не только материально обогащает определенные (как правило, преступные) группы людей, но и создает неудобства тем, кто за этими группами потом подчищает (как правило – государству).
                        [29]«Зелёный образ жизни» — это прогресс или это попытка блокировать экономический рост стран-конкурентов? (П.М. Лукичёв, a, 2015).
                [30]Для некоторых дан шифр Международной классификации болезней (МКБ -ICD).
[31]
                [31]Включение сатириазиса и нимфомании в эту группу отдает удобной для манипуляций обывательщиной, ибо их спецификой является не сила влечения, а поведение, в структуре сложных патологических синдромов.
[32]
                        [32]Главный психиатр МЗ РФ З.Кекилидзе заявил, что 70% российских школьников страдает психическими расстройствами и аномалиями развития (Вопросы к главному психиатру URL: http://www.edinstvo-news.ru/infolenta/novosti-dnya/10185-voprosy-k-glavnomu-psihiatru.html(дата обращения 14.10.2015); Зав. Отдел. Московской психиатр. больницы №1 им. Н.А. Алексеева А. Шмилович:  «… анонимный опрос, <…>, показал, что от 70% до 80% студентов нуждаются в той или иной помощи психиатра, начиная консультацией и заканчивая лечением. «Студентам окажут психиатрическую помощь»http://www.vademec.ru/news/2016/11/07/v-moskovskikh-vuzakh-zapustyat-pilotnyy-proekt-psikhiatricheskoy-pomoshchi-studentam/(дата обращения 18.11 2016).
                [33]Такие слова, как «дорожная карта» («план»), «вызовы» («проблемы или вопросы»), «хаб» («перегрузочный узел»), «кластер» («комплекс») и т.д. успешно имитируют развитие даже на фоне нарастающей стагнации….
[34]
                        [34]Тут впору иначе посмотреть на цитируемого К. Марксом Фауста Гете: “Тьфу, пропасть! Руки, ноги, голова / зад — твои ведь, без сомненья? Гёте. “Фауст” (слова Мефистофеля), часть I, сцена четвертая (“Кабинет Фауста”). 
                [35]Слова больного, которые привел на французском съезде врачей Андре Моруа, касаясь проблемы личного и всеобщего.
[36]
                [36]Разрушение начали сначала в своих собственных странах
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
·        Барт Р. (1989) Миф сегодня// Избранные работы Семиотика . Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М. Прогресс1989 С.616 . R. Barthes. Mythologies. Paris, Seuil, 1957. (ISBN 2-02-002582-5, 1republication).
·        Греф Г; июнь 2012 г.; выступления на сессии «Сбербанка России» в Санкт-Петербурге URL:http://www.youtube.com/watch?v=0QQwCzw_UcM (дата обращения 28.10.2015).
·        Донских О.А.a,b(2015) «Экономизм как порок» Из тезисов конгресса Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург с 31
·         Зорин Н.А. (1996) Скромное обаяние психоанализа. Независимый психиатрический журнал III, с. 66-71
·         Зорин Н.А. a,b.(2006) Катастрофа: треть Европы больна психически? (Комментарий референта)Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина №01
·        Зорин Н.А. (2013) О вреде рекламы лекарств и «ответственном самолечении», URL:http://osdm.org/blog/2013/06/29/n-a-zorin-novaya-statya/ (дата обращения: 23 10. 2015).
·        Королев А.В . (2015 a,b). Экономика добродетелей и пороков как история и типология обмена Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая 2015 г., Санкт-Петербург с. 46.
·        ЛукичёвПМa,b. (2015).«Зеленый образ жизни»: цель или средство выживания?» Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург с.59.
·         Маркс К.. (1974)Экономическо-философские рукописи 1844 года К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, стр. 41-174?
·        Мельников В.В(2015) Конкуренция — добродетель или порок? Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург C.67.
·         Мишина З. (2015) «Немцам разрешили писать стоя»http://mobile.utro.ru/articles/2015/01/23/1230873.shtml23.01.2015
·         Мойсейчик Г. И.(2015).Экономика семиотики как экономика пороков и добродетелей эпохи постмодерна Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербургc.68
·        Нуреев Р. М. (2015). Спорт: добродетель или порок? Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург С.74.
·        Оссовская М. (1987) a.b.c.d.e. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск. К.В.Душенко/ Общ. ред. А.А.Гусейнова; Вступ.ст. А.А.Гусейнова и К.А.Шварцман. – М.: Прогресс, –528 с.
·        Петрунина Е. (2014) «О возможности введения ювенальной юстиции в России» Власть ’05 с.177-180
·        Петрюк П.Т., Петрюк А.П.(2011) Психиатрия при нацизме: проведение «Акции T-4» с активным участием психиатров. Сообщение 3 // Психічне здоров’я. — № 2. — С. 53–63. http://www.psychiatry.ua/articles/paper398.htm(дата обращения 24.10.2015).
·         ПолищукЮ.И. Почему понятие психогигиены исчезает из российской психиатрии? Социальная и клиническая психиатрия 2015, т. 25 № 2 с. 83-85.
·        Розанов В., (2008) «Уединенное» ЛитРес, URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2573085 Апокалипсис нашего времени / Василий Розанов; [вступ. ст., коммент. А. Николюкина]: Эксмо; Москва; ISBN 978-5-699-29082-6 (дата обращения 26.10.2015)
·        Румянцев М.А.(2015) Экономика пороков и добродетелей: философско-хозяйственный контекст Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая Санкт-Петербург c.90
·         Сас Т.(2008). Фабрика безумия: [сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье] / Томас Сас; пер. с англ. А. Ишкильдина. - Екатеринбург: Ультра. Культура, C.300Szasz, T.S.The Manufacture of Madness: A Comparative Study of the Inquisition and the Mental Health Movement. New York: Harper Row 1970.
·        Соломонова И.(2014) «Кругман П. Как добродетель убила мировую экономику»URL:http://slon.ru/economics/pol_krugman_kak_dobrodetel_ubila_mirovuyu_ekono.... (дата обращения: 26.10 2015)
·         ТолстокороваА. В.Экономика желаний: «ящик Пандоры» эпохи глобализаци Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая 2015 г.,Санкт-Петербургc.106 .
·        Фуко М. (1998 a,b). Рождение клиники /пер. с фр. Тхостова А.Ш.. М.: Смысл, с.295; Foucault M. Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical, 1963
·         Фуко М.(2004).Ненормальные / Перев. с франц. А. В. Шестакова. СПб.: Наука,.URL:http://magazines.russ.ru/oz/2004/6/2004_6_29.html
·        Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Перевод с французского В.Наумова, «Ad Marginem», Москва 1999 С.460.Foucault, Michel. Surveiller et punir: Naissance de la prison. — Paris: Gallimard, 1975. — 318 с. — ISBN 978-2070291793
·         ХавренкоЕ.(2015) Окно Овертона, Как противостоять намеренно аморальному,http://www.chaskor.ru/article/okno_overtona_39429(дата обращения: 16 .10. 2015).
·        Чаплин В.: Православный банкинг спасет от кризиса URL: http://www.kp.ru/daily/26323.5/3204367/ (дата обращения 30.10.2015).
·        Шишкина Т.М. (2015): Стремление к личной выгоде как добродетель: Легитимизация homoEconomicus в ранней политической Экономии. Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург. С 124
·        Шмаков А.В. a,b (2015). Доверие — добродетель или порок Экономика пороков и добродетелей Программа конференции и тезисы Центр исследований экономической культуры СПбГУ при участии МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» 15-16 мая, Санкт-Петербург с.126
·        Aquino C.C, Mestre T, Lang A.E. (2014). Restless genital syndrome in Parkinson disease. JAMA Neurol.;71:1559-1561
·        Cartwright S. A.,(1851) «Report on the diseases and physical peculiarities of the Negro race», The New Orleans Medical and Surgical Journal:691-715 (May) URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Драпетомания(дата обращения16.10.2015)
·        Christopher L.S.(2007).How Normal Behavior Became a Sickness. 263 pp., New Haven, CT, Yale University Press,. ISBN: 978-0-300-12446-0)
·         Petersen M. (2008). How the Pharmaceutical Companies Transformed Themselves into Slick Marketing Machines and Hooked the Nation on Prescription Drugs (432 pages. Publisher: Farrar Straus Giroux; 1 edition (18 Mar.) ISBN-10: 0374228272; ISBN-13: 978-0374228279

Комментариев нет:

Отправить комментарий