понедельник, 19 декабря 2016 г.

Были вчера на спектакле вахтанговцев "Евгений Онегин".

Про театр.
Хотела написать в 2-х словах, но не получится, хотя гнев уже и утих.
Были вчера на спектакле вахтанговцев "Евгений Онегин".
Если не все, то почти все из нас к нашей классике относимся с пиететом. Многое смотрела "вживую" на московских сценах. Давно, в нулевые, не помню уже кто одарил контромарками в гоголевский театр на "Самый лучший любовник - последний". Состав был не основной, но мы пошли. Ушли не досмотрев даже первое действие. И после этого ходим только на актеров. Правильно-не правильно, но вот у меня только так. И осовремененное часто смотрели в Ленкоме. Все, что я там видела, было поставлено с такой любовью и уважением к русским классикам, к русской музыке и зрителю, с таким исполнением, что зрители боялись выдохнуть.
Онегина не спас даже звездный состав - Маковецкий, Максакова, Купченко, еще несколько узнаваемых артистов по современным телефильмам.
Туманис-Туминас - или как там его, привез супер-пупер именитый и отлауреченный спектакль, в котором актеры (особенно Онегины - их там несколько) отбывают срок на сцене. Им очень скучно, и они ждут, когда закончится вся эта тягомотина. Поэтому они постоянно бухают и курят на сцене. Няня (Максакова) тоже курит. Постановка бездарная (конечно, на мой неискушенный взгляд). Претенциозная и затянутая..Профессиональнейшая пошлятина, но продакшн безупречный. А в целом - салат: местами - КВН, местами - капустник, местами - попытка подражать западным кинорежиссерам, местами - русская клюква, как бы специально подчеркнутая, но и это уже избито. И скука, и стыд, и фальшь. Штампы Туминаса со снегом, валенками, каталажками, оказывается, переходят из спектакля в спектакль (я почитала об этом новомодном литовском худруке вахтанговцев) + медведи, балалайки. Заяц и балетная группа ни к селу ни к городу. Какой-то тормозной прибалтийский юмор.Три с половиной часа омерзительного действа, постоянно хотелось крикнуть:"А Пушкин где?" Очень гадко, что всякую мерзость называют большим искусством, да ещё и Пушкину приписывают. Так еще Александра Сергеевича никто не опускал. Да и нас тоже. И за что только премии этому спектаклю дали и кто это договаривался с проф. театральными критиками о позитивных рецензиях? Хотя.. Мы все помним недавний случай с Райкиным, и потом его встречу с Мединским.
Ладно, по порядку о своих впечатлениях. Если вкратце - то приобщились мы вчера к высокому искусству, посмотрели сцены из романа "Евгений Онегин" в 2х частях и несказанно обрадовались, что в 2х, а не в 3х, например. И, я завидую тем, кто его не смотрел и смотреть не будет, ибо послевкусие от этого шедевра отвратное. Жаль без пользы потраченного времени и денег. Но вкратце я не хочу, хочу разгромить, хоть и вербально. Значит так. На протяжении всего действа не покидало такое ощущение, что действия спектакля происходят в каком-то сумасшедшем доме. Никогда бы не подумала, что "Евгений Онегин" - это комедия.
В шоке пребываю до сих пор. Большего надругательства над гениальной поэзией А.С.Пушкина придумать трудно. Долго уговаривала себя попытаться понять, принять, но поняла только одно; что фантазия у режиссера не слабая. Чего там только не было - 2 Ленских и 3 Онегиных, Ольга с аккордеоном на протяжении всех своих сцен. Чего она весь спектакль мучается, таская этот громоздкий инструмент. Почему не гирю? Ленский лезет ей под аккордеон - такая вот завуалированность пылких чувств. Татьяна, таскающая кровать и скамейки не впечатляет, а озадачивает - не надорвёт ли позвоночник и детородность молодая актриса? В спектакле много таких "находок". Балет, степ, брейк-данс, пантомима, про курящую няню говорила уже, причем в монашеском одеянии, толстый хитрый заяц-проститутка и жалкий охотник (и заяц таки охотника победил. А как же иначе, он же заяц-проститутка), гей-парикмахер, чучело медведя и несколько отвратительных вокальных номеров. Но не было самого главного, собственно, магии Пушкинского слова. Всё слишком примитивно, сведено до гормонально - пошленького уровня, Невыразительные монологи актеров-мужчин и истеричный монолог Татьяны не в счет.
Что касается Маковецкого. Маковецкого, как актера я люблю, но истина дороже. Какой он Онегин!? Какая дура полюбит его до потери гордости? А голос? В роли, где голос главный инструмент актера, он хрипит, как алкоголик, требующий опохмелки. Я никогда не представляла себе Онегина на пенсии,а теперь (благодаря Туминасу) представляю. Только мне оно не нужно.
Как-же надо не любить Пушкина, чтобы с таким пренебрежением интерпретировать. Не знаю перевернулся ли Александр Сергеевич в гробу или нет, но точно знаю, что будь он жив, он вызвал бы Туминаса на дуэль. Хотя Туминас считает, что он бы поприветствовал его переосмысление. Я так не думаю. Наверняка Туминас не читал Пушкинского "Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля" Пусть бы прочел уже.
Спектакль поверг в ужас. Потому, наверное, весь этот поток из меня льется сюда. Либеральное мышление проникло вглубь прекрасного русского театра и разъедает его под видом черной эстетики. Мракобесие. По-моему все эти современные трактовки с "режиссерскими решениями" от бесталанности. Дрались тогда на дуэли из-за пустяка, из за брошенной вскользь фразы, в том числе и сам Александр Сергеевич. Влюблялись, страдали, но по своему, не так как сегодня. Думается мне, что с гармошкой таки барышни не бегали, не то воспитание было, кровати и скамейки не ломали. Режиссерских находок много - да, а потеря только одна - Пушкин.
В антракте встретила знакомого. Мега-современного и продвинутого. Ну как?- спрашиваю. -Татьяна заводная. Всё.
Далее подслушала разговор двух матрон-театралок (лет под 70 обеим) - Девушка с домрой (а не с балалайкой) это ИСКАВЕРКАННАЯ ЖИЗНЬ (судьба) ....Неужели Вы этого не поняли? Господи, я безнадежно отстала, хотя и надела ради выхода в свет все свое самое лучшее и модное. )) Но в основном зал хлопал, видимо потому, чтобы не подумали, что не разбирается народ в классике и современных постановках. И из-за почтения к мэтрам, разумеется.
Считаю постановку интеллектуальным терроризмом и провокацией одновременно. К сожалению, дело Дантеса живо. Ну, не может ставить ПУШКИНА посредственность!
И всё равно наш Пушкин останется в веках (простите за высокопарность) а Туминас уедет домой в Литву, и о нём никто не вспомнит. Так надругаться над Пушкиным мог только презирающий Россию европеец. Поощрять это - значит, не уважать самих себя до степени мазохизма. Как Ефремов стал в некотором роде могильщиком МХАТа, так Туминас угробит театр Вахтангова насаждением прибалтийского колорита Презрение к России, ненависть к ее истории и народу, неуважение к зрителям - полный набор, чтобы получился модный и признанный спектакль. В этом смысле он удался на 100%. Что хочется сказать в завершении. В мире столько классики, которую можно подправить, что таким деятелям, как Туминас, на родине которого, кстати, и править нечего, скучно не будет. Хочется проводить г-на Туминаса на вокзал / в аэропорт и лично со слезами радости на глазах посадить на поезд / самолет с билетом Москва-Вильнюс в один конец.
К этой постановке подходят еще слова Высоцкого: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято, нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!" Ну и складывается впечатление, что это не спектакль, а успешный бизнес - проект.

Комментариев нет:

Отправить комментарий