понедельник, 15 июля 2013 г.

Лиетува – земля польских слез.

Лиетува – земля польских слез
Денис Гайшун
"Свободу польскому языку", "Поляки хотят равенства и уважения", "Нет дискриминации поляков" - и это высказывания не времен развала Речи Посполитой и подавления Российской империей восстания Костюшки. Такие призывы слышны все чаше на территории Лиетува (*), националистическое правительство которой проводит внутреннюю политику, направленную на принижение прав польского народа.
На днях лиетувские правоохранители озаботились содержанием переписки в сети Facebook, которую вели граждане страны польской национальности. И с ужасом обнаружили, что многие из них не рады жить в лиетувском демократическом унитарном государстве, а требуют автономии Виленского края, где преобладает польское население.
История польско-лиетувских противоречий имеет древние корни, которые уходят во времена Речи Посполитой, когда происходила миграция населения Польши в Великое княжество Литовское (ВКЛ) в рамках единой федерации.
В крупных городах ВКЛ, таких как Вильно, возникали мощные польские диаспоры. В 1916 году в Вильно проживало 54% населения польской национальности. О многом говорит и тот факт, что в окрестностях Вильно родился главный герой современной Польши, основатель довоенного польского государства (1918-1939 годы) Юзеф Пилсудский.
Не удивительно, что образовавшаяся после развала царской России квазигосударство Срединная Литва (Vidurinė Lietuva - "Видурине Лиетува") в 1923 году присоединилось к Польше. (Эта история хорошо известна. Это было "восстание" поляков против литовских властей, только это были части польской армии, переставшей неожиданно подчиняться центральному командованию)
(Автор страдает явной однобокостью и избыточной любовью к Польше. Для объективности хорошо бы вспомнить хотя бы что Ржеч Посполита возникла путём обмана и махинаций из Великого княжества Литовского, с которым поляки слились в надежде спастись от постоянных набегов немцев. Кроме того, знающий историю согласится с тем, что в ВКЛ более-менее равны были все языки. Многие государственные документы писались на русском, было мощное книгопечатание в том числе и на русском и на белорусском языках. С превращением ВКЛ в РП политика резко меняется. Господствуют магнаты и польская шляхта с помощью еврейских проценщиков и шинкарей. Местное население интенсивно "ополячивается". Так бОльшая часть нынешних поляков Литвы - это бывшие литовцы и белоруссы, записанные 80 - 100 или более лет назад поляками. То же самое происходило и южнее на землях Галиции - Галицкой Руси. Там население, признававшее себя русскими или изгонялось или регистрировалось как польское ещё начиная с Первой империалистической, т.е. с 1914 года. Так что, когда УПА и Бандеровцы устроили там резню поляков в 1940х гг., то уничтожались по большей части русские, ставшие поляками лет за 30 до этого, т.е. первое-второе поколение. Возможно, что именно по этой причине польский Сейм и не переживает по поводу годовщины Волынской резни...) А чтобы не было  впечатления, что я сильно не люблю поляков, повторюсь, что один из моих дядюшек, будучи офицером польской армии, погиб, доблестно защищая Польшу от немцев в 1939 году. 
После того, как Виленский край вошел в состав Советского Союза и Вильно был определен столицей Литовской ССР, возникли предпосылки для недовольства коренного населения, большую часть которого составляли поляки. С обретением независимости и созданием Лиетувы, началась кампания по "лиетувизации" города. Два десятилетия город "заселяли" лиетувцами, однако польский дух в нем остался. Да и польская речь сегодня звучит на улицах города примерно с той же частотой, что и лиетувская. Отказываться от своего национального "я" местные поляки явно не собираются. Тем более теперь, когда за них активно вступилась официальная Варшава.
Лиетувская Республика - многонациональное государство, однако в некоторых районах польское меньшинство местного происхождения составляет большинство жителей: в Шальчининкайском районе проживают 79% поляков, в Вильнюсском районе - 61%, а в столице Вильнюсе - 18,7%. (К вопросу о том какая речь звучит на улицах чаще! К тому же и сегодня в Вильнюсе русских, белорусов и украинцев вместе больше, чем поляков, не говоря уже о других "русскоязычных")
Вполне логично было при таком процентном отношении учитывать национальные особенности граждан Лиетувы. Однако правительство боится польского сепаратизма, о чем свидетельствуют высказывания ряда политических деятелей и принимаемые в лиетувском сейме законы.
К примеру, бурю возмущения вызвало высказывание экс-министра иностранных дел Лиетувы Аудрониса Ажубалиса, который заявил в интервью польскому телеканалу TVP1, что "тот, кто призывает молодых людей (в Лиетуве) изучать польский язык, оказывает "медвежью услугу". Он лишает их конкурентоспособности на рынке труда, поскольку такие люди не могут занимать должность выше помощника на стройке".
Не менее откровенным был и глава комиссии по внешним делам сейма Юстинас Каросас: "Если поляки хотят жить в Лиетуве, они должны сближаться с ней, а не отдаляться от нее. Те, кто хочет, чтобы было по-другому, пусть едут в Польшу, ведь существует свобода передвижения". А что можно здесь возразить?
Масла в огонь подлил и лидер партии "Избирательная акция поляков Лиетувы" Вальдемар Томашевский. По его мнению, это лиетувцы, а не поляки, должны интегрироваться в вильнюсское общество. "Мы не должны интегрироваться. Мы всегда здесь жили... Это вы должны в этом крае интегрироваться, так как приехали сюда... Сходите на старые вильнюсские кладбища - там только польские фамилии", — сказал Томашевский. ( Это не правда, там есть и мои родственники)
Список польских претензий к Лиетуве довольно длинный.
Особенное беспокойство вызывает то, что лиетувское правительство игнорирует положения Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств (статья 22) и Трактата между Лиетувой и Польшей, где оговаривается, что ситуация национальных меньшинств должна улучшаться. На деле - все наоборот: в образовательной политике Лиетувы, начиная с 1990 года, шаг за шагом делается все, чтобы эту ситуацию ухудшить.
Так, в Вильнюсском и Шальчининкайском районах школы национальных меньшинств подчиняются, как это и должно быть, самоуправлениям. Скромные бюджеты самоуправлений в меру возможности финансируют нужды этих школ. А лиетувские школы - преимущественно государственные школы, не подчиненные самоуправлениям. Они пользуются особым статусом, значительно лучше оборудованы, специально для них строятся эксклюзивные здания, несоразмерные потребностям. В этих школах оборудуются бассейны, им выделяется больше школьных автобусов, государственного финансирования, им оказывается всяческая забота и внимание. А тем временем в одной из самых крупных школ национальных меньшинств в Вильнюсском районе - гимназии имени К.Парчевского в Неменчине - и по сей день нет даже актового зала.
Более того, недавно в Лиетуве вступил в силу новый закон об образовании, по которому в школах национальных меньшинств увеличилось число предметов, преподавание которых должно вестись по-лиетувски. Теперь с 1-го класса вводится предмет "Я и мир", отдельные темы которого изучаются на лиетувском языке. Получается, что польские дети, приходящие в школу, еще не научившись читать на родном языке, не говоря уж о лиетувском, должен уже изучать озера и города Лиетувы на лиетувском. С 5-го класса на лиетувском - история Лиетувы.
В 2013 году министерство вводит единый экзамен по лиетувскому языку как для учеников лиетувских школ, так и для учеников школ нацменьшинств. Польские дети должны будут за два года прочитать сотни лиетувских романов, которые их лиетувские сверстники учили 12 лет. Это и переполнило чашу терпения, поляки вышли на улицы с протестом. После волнений министр образования Лиетувы объявил о восьмилетнем переходном периоде. Единый экзамен никто так и не отменил, но дали льготы - дополнительный час на экзамене, количество допустимых ошибок не 24, как для лиетувских школ, а 36, а также разрешили пользоваться словарями, хотя и в лиетувских школах ими можно пользоваться, так что это вообще никакая не льгота.
Вот еще очередной яркий пример дискриминации поляков.
26 августа 1991 года правительство Республики Польша признало независимость Лиетувы, а буквально через 8 дней власти Лиетувы приступили к силовой расправе с властями "польских" районов. Настало время репрессий по отношению ко всей польской общественности Лиетувы. Особенно болезненно это отозвалось в проблеме возврата земли.
На протяжении первых двух лет независимости Лиетувы проблемой возврата национализированной в 1940 году земли занимались самоуправления. Но на территории Виленского края самоуправления не существовали почти два года независимости: 4 сентября 1991 года Верховный совет Лиетувы распустил советы Вильнюсского и Шальчининкайского районов. Предлогом для этих радикальных мер была мнимая поддержка районными советами путча в Москве. Обвинение было надуманным и ничем не доказанным. Настоящим же поводом этого антипольского действа было стремление центральных властей исключить участие и малейшее влияние поляков на процесс возвращения земли жителям Виленского края даже на уровне самоуправлений (а именно поляки и составляют там большинство населения).
Более того, 10 ноября 2011 года сейм Лиетувы принял поправки к закону о возвращении земли, которые вошли в жизнь с 1 февраля 2012 года. Новая редакция закона предусматривает возможность выбора денежного способа компенсации за занятую землю, которая была в границах города на 1 июня 1995 года, которой нет возможности вернуть в натуре. Также претенденты могут изменить уже выбранный способ компенсации за землю, если административное решение еще не принято. Размер денежной компенсации составляет 6240 (после индексации - 9984) литов за 1 гектар городской земли, если она до момента национализации (22 июля 1940 года) была сельскохозяйственного назначения. Размер этой компенсации является чудовищно низким, а период выплаты не определен в сроках. Сам размер компенсации даже близко не дотягивает до 1 процента реальной стоимости национализированной земли. Фактически это является узаконенным грабежом, и все свидетельствует о том, что государство в очередной раз хочет обобрать своих граждан и даже принуждает их выбирать денежную компенсацию за не возвращенную землю.
Лиетувцы ущемляют поляков даже в самом святом - свободе вероисповедания. Несмотря на общую и для лиетувцев, и для поляков католическую церковь, исторически существуют разделение приходов. В самом Вильнюсе "чисто польским" считается только один костел, но зато едва ли не самый знаменитый: Иконы Матери Божьей Остробрамской, который лиетувцы почему-то называют "Воротами рассвета" (Аушрос Вартэй). (К сведению г.Гайшуна: Икона Божей Матери Остробрамской написана почти наверняка итальянским мастером по заказу Иоанна Палеолога и подарена Ольгертую На острых вратах появилась 14 апреля 1431г. Другие версии кране мало убедительны. Не следует забывать, что Католицизм почти не знает икон  в отличие от Православия).  В межвоенный период, когда Виленский край принадлежал Польше, этот костел стал причиной серьезного межэтнического противостояния, когда поляки боролись за право наносить надписи в своем приходе на родном языке. (С кем они боролись, являясь де факто хозяевами? Они опять проводили привычную политику полонизации, записывая всех католиков поляками, а не католиков всеми силами изгоняя и притесняя. По "польскому вопросу" рекомендую обратиться к Черчиллю - лицу не заинтересованному, но очень чётко охарактеризовавшему суть происходящего... Не поленюсь, процитирую: Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны, обаятельны, постоянно проявляет такие нехватки почти во всех аспектах своей государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя; гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных! И все же всегда существовали две Польши: одна боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости»). 
Также постоянным поводом для межэтнической напряженности остается польское военное кладбище в Вильнюсе в районе Антакальнис, где похоронено сердце Юзефа Пилсудского. Так, в ноябре 2012 года полиция сообщила, что на кладбище "Расу" за могилой Пилсудского замечен плакат с надписью "Томашевский, перестань вредить Лиетуве или твое место здесь", а позже на том же месте была найдена картонная коробка с надписью "поляки умрут, вызывайте ментов, осторожно бомба".
Еще свежи воспоминания о польских жертвах, погибших от рук лиетувских "лесных братьев".
Сегодня полякам демонстративно показали их место в лиетувском обществе. Точнее, дали понять, что никакого достойного места для них нет. Даже в местах компактного проживания польского населения польский язык - чужой язык для современной Лиетувы. Он не только не обладает каким-либо особым статусом, но и вообще воспринимается "чистыми" лиетувцами как какая-то "цыганщина". Дело дошло до того, что лиетувские власти запрещают в паспортах этнических поляков написание фамилии в соответствии с законами родного языка.
Хотя польский язык существует на основе латиницы, в нем есть некоторые буквы, которых нет в лиетувском языке, из-за чего польские фамилии в паспортах часто искажаются. Например, буква "w" изъята из оборота, и в паспортах заменяется на "v". Мелочь? Да как сказать... На фоне прочих антипольских "штучек" в лиетувском духе - деталь заметная и обидная для поляков. "Паспортная проблема" сразу стала поводом для резких выпадов политиков обеих стран друг против друга.
На фоне данных противоречий острая борьба развернулась между Томашевским и лиетувским руководством. Для лиетувского истэблишмента Томашевский, как бельмо на глазу. В прошлом году лидер лиетувских поляков решил баллотироваться в президенты страны. Власти всеми силами стремились не зарегистрировать его как кандидата на этот пост. "Мне препятствовали на разных этапах, вплоть до стремления не дать документы для сбора подписей, - рассказывал Вальдемар Томашевский. - А уже когда я собрал больше всех, - 37 тысяч подписей - придирались к каждой букве, много забраковали, но все оказалось бесполезно. Были и другие неожиданные трудности. Стали искать преграды для моего участия в выборах в моем происхождении. Я предоставил документы о родителях. Тогда затребовали документы о дедушках и бабушках. Выяснилось, что все они родились в Вильнюсском крае в период 1900 - 1907 годов".
Томашевский, понятное дело, в современной Лиетуве избран президентом быть не мог: поляк "на троне" - это уж слишком! Но он проявил характер и показал, что бороться надо. В 2012 году лидер литовских поляков избран в Европарламент, где смело и решительно поднимает вопросы о нарушении прав польского национального меньшинства в Лиетуве.
Кстати, в июне 2013 года благодаря его усилиям 27 депутатов Европарламента обратились с открытым письмом к руководству ЕС с требованием оказать давление на Лиетуву, дискриминирующую польское национальное меньшинство.
Европарламентарии приводят в письме список лиетувских законов, которые, по их мнению, ущемляют интересы нацменьшинства. В список включен Закон об образовании, ограничения использования польского языка в госучреждениях, запрет на двуязычные надписи. Кроме того, составители письма обращают внимание на неподобающие действия властей в отношении поляков: "Дискриминационные действия власти оказывают влияние на растущее количество поступков с проявлениями расизма, ксенофобии и антисемитизма, примером которых было шествие 11 марта 2011 года с лозунгами "Лиетува для лиетувцев", "За родную Лиетуву, расу и нацию".
На лицо жесткая реальность современной лиетувской жизни: поляки не признаются лиетувскими политиками и значительными кругами "этнически чистых" лиетувцев полноценными гражданами лиетувского государства. Они - не лиетувцы! Сегодня в Лиетуве этим сказано все. Когда нужно бороться "за чистоту крови", нынешний Вильнюс готов воевать на нескольких фронтах: и против русских, и против поляков, и против евреев, а если надо - и против белорусов.
Хорошо, что поляки не столь темпераменты как арабы, иначе эти противоречия давно привели бы страну к гражданской войне и гуманитарной катастрофе. Подобная ксенофобия на государственном уровне - проблема не только Лиетувы и Польши. Являясь фактором дестабилизации региональной безопасности, она должна быть внесена в повестку заседаний всех европейских институтов безопасности, таких как СЕ, ОБСЕ, ЕС.
* - Современную "Lietuva" (Лиетува) сегодня многие ошибочно "по-советски" называют "Литвой", что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это в свою очередь создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали "литвины" - получившие в царской России название "белорусцы" и именуемые в настоящее время "белорусами". Современные же "лиетувцы" - это потомки "жамойтов и аукшайтов", составляющих 1% населения ВКЛ.


Предельно тенденциозная статья, написанная с непонятными намерениями. Она не только значительно искажает реальную историческую картину, но просто сеет национальную рознь. При этом делается это в отношении самой спокойной в национальном отношении страны Балтии - Литвы, где все проживавшие в республике на момент отделения от СССР получили одинаковые права гражданства. И сверх того, автор берётся защищать "обиженных" поляков Литвы, возможно забывая, что у Польши имеются территориальные претензии и к России, и к Белоруссии, и к Украине. А только перечень претензий Польши к России многотомно превышает их претензии к Литве. Так что авторская позиция по крайней мере непонятна и странна. Возможно, он идёт по пути печально известных Шахрая и Ко, с азартом фальсифицировавших документы по Катыни и т.п.....

Комментариев нет:

Отправить комментарий