понедельник, 1 июля 2013 г.

Престиж Америки опасносте!

Already Yet


Я надеюсь, что многие читатели уже посмотрели замечательный фантастический фильм Кристофера Нолана "Престиж". Этот фильм повествует о судьбе двух знаменитых фокусников Альфреда Бордена и Роберта Энджена и об их натурально смертельном противостоянии в деле создания иллюзий для потехи развлекаемой ими публики. Смертельных во всех отношениях иллюзий. В центре же повествования находится идея престижа. Не того престижа, который означает в русском языке "известность кого-либо или чего-либо, основанную на высокой оценке и уважении в обществе", а оригинального французского слова prestige, которое изначально обозначало "обман, иллюзию и надувательство".

Именно о таком "престиже" и хочу рассказать сегодня я своим читателям. Ведь речь идёт не просто о престиже, а престиже Америки! Причём о престиже во всех смыслах этого многозначного слова.


Часть первая. Наживка

Все конечно же слышали о сланцевом газе и о сланцевой нефти. Стараниями проплаченных пропагандистов в США и за рубежом всем и каждому последовательно и в деталях объяснили о всех преимуществах и всех достижениях "сланцевой революции", которая уже практически создала месторождения газа и нефти в пределах каждого незалежного хутора.
Практически все страны мира были объявлены счастливыми обладателями миллионов (если не миллиардов) баррелей нефти и триллионов кубометров природного газа. Каждый Мухосранск в пределе развития революции должен был быть переименован в Клондайк или, как минимум — в Нью-Васюки.

Кроме того, апологеты "сланцевой революции" увлечённо рассказывали однотипные и похожие истории всем желающим — о том, что себестоимость добычи нефти и газа с применением новых технологий опускается до неимоверных глубин (причём в пределе, наверное, нефть и газ должны были выносить ещё и долларовую массу прямо из глубин Земли), что запасы сланцевых пород бесконечны и неисчерпаемы и что обеспечить рост добычи из них — дело плёвое и практически ненапряжное.

При этом в пример всегда приводились данные о добыче сланцевой нефти и сланцевого газа в Америке. Америка — наш рулевой! Град на холме, центральный обком партии и вообще — неугасимый светоч всего и вся. В том числе — и "сланцевой революции".

Ну и конечно же, при этом все ссылались на официальную статистику американской добычи. Которая ведётся для всех желающих структурным подразделением Министерства Энергетики США (DOE, Department of Energy), которое называется EIA (Energy Information Administration). Эта статистика доступна любому желающему и легко проверяема — сайт EIA открыт всем и каждому, и статистические данные находятся там в очень простой и усвояемой форме. Ведь, как помните "фокусник должен доказать всем и каждому, что они имеют дело с самым обычным предметом, не эфемерным, самым реальным".

Часть вторая. Исчезновение

Однако, кроме EIA, вопросами статистики, касающейся добычи нефти и газа, озабочены ещё как минимум с десяток американских структур и ведомств. Эти ребята отвечают за небольшие куски информации, которые собираются на "низовом" уровне и представляются для интересующихся ими специалистов в весьма необработанном и убогом виде. Ну ведь, в самом деле, кому интересна добыча нефти в одном округе громадного штата Техас? Тем более, если кругом-бегом всего таких округов (county) целых 254!

Однако, если я скажу вам, что добыча сланцевой нефти растёт лишь в 10 (прописью: десяти) округах из общего количества в 254 округа нашей родной Техасщины, то вы, пожалуй, гораздо больше заинтересуетесь этими вестями из американских Зажопинсков и Дальнезалупинсков. Ну и, безусловно сравните данные этих провинциальных ведомств с данными уважаемого и достопочтенного EIA. А данные у нас такие....

Во-первых, Техас. Штат "Одинокой звезды" и родина настоящей, нефтяной революции в США. Агентством, которое собирает и учитывает данные по добыче нефти и газа в крупнейшем штате США является Техасская Железнодорожная Комиссия (The Railroad Commission of Texas. RRC или Texas Railroad Commission, TRC). Данное ведомство было организовано ещё в седом и древнем 1891 году и вплоть до 1960-х годов успешно выполняло функции, присущие сейчас такой уважаемой организации, как ОПЕК. TRC, начиная с начала ХХ века де-факто осуществляло контроль за всеми и за каждым баррелем нефти, которые добывались или покидали пределы Техаса.

Всё дело в том, что Техас в то время был аналогом современного Персидского Залива, а производство нефти и газа было сосредоточено в начале ХХ века именно в США. Поэтому деятельность TRC была направлена с одной стороны — на всемерное развитие добычи газа и нефти в штате, но, с другой стороны — на жёсткий и постоянный контроль за добытыми объёмами углеводородов, для недопущения всплесков цены и ситуаций физической недостачи нефти и газа.

В силу этого, базируясь на целом ряде законов штата Техас, TRC получает информацию о всех и о каждом добытом барреле нефти или кубометре газа со всех компаний, осуществляющих деятельность в штате Техас. Поэтому, данные TRC — это наиболее точная и полная информация о добыче нефти и природного газа в Техасе. Да, не все компании подают отчёты в TRC "день в день" но, в целом, информация TRC — это именно та "первичка", которая ближе всего приближена к ситуации на местах. И что мы видим в этой первичке? Странное. Эфемерное. Совершенно оторванное от "реальности" данных EIA:



Для понимания ситуации с статистическими данными: к концу 2012 года EIA рапортовало нам о более чем 60 млн. баррелей нефти в месяц добычи в Техасе, в то время, как TRC имело информацию с мест не более, чем о 45 млн. баррелей добытой нефти за месяц. То есть — расхождение составило более 25% и, появившись впервые в 2010 году, весь 2011 и весь 2012 год продолжало лишь нарастать. Кроме того, в последнем квартале 2012 года по данным TRC было зарегистрировано вообще падение добычи нефти и газового конденсата в Техасе, в то время, как по данным EIA эта цифра продолжила уверенный и постоянный рост.

Для понимания важности разницы между 60 и 45 млн. баррелей добытой нефти на Техасщине — эта разница составляет около 0,5 млн. баррелей в день. Знаменитый же Баккен в Северной Дакоте — флагман "сланцевой революции" — выдаёт сейчас чуть меньше 0,73 млн. баррелей в день (по данным на апрель 2013 года). Однако к Баккену мы ещё вернёмся. Ведь там тоже есть свои провинциалы из северодакотских Задрищенсков и Ново-Ебеневых, которые тоже сообщают нам данные с мест.

Как я уже сказал чуть выше — весь рост техасской нефти обусловлен лишь двумя районами Техаса (обозначенными на графике 01_oil и 02_oi)l, в то время, как остальные районы продолжают уверенный и постоянный спад добычи нефти — в полном соответствии с моделью Хабберта. То есть, птичка уже исчезла, и второе действие — "превращение" уже идёт вовсю на наших с вами глазах.

Ведь похожая ситуация у нас происходит и в Мексиканском Заливе. Только в роли дурачка-провинциала здесь выступает Бюро по контролю за энергией Океана (Bureau of Ocean Energy Management, BOEM). Здесь цифры начали своё расхождение чуть позже, чем в случае Техаса и TRC, но почин уже положен:



Вплоть до 2011 года серии данных для EIA и для BOEM были в полном соответствии друг с другом, но в 2012 году случился капитальный разрыв. EIA утверждает нам, что в Заливе в 2012 году было добыто в среднем 1,2 млн. баррелей в день, в то время, как находящийся ближе к заветным Пердям и Урюпинскам BOEM — что добыто всего 0,9 млн. баррелей в день. Вроде как 300 тысяч баррелей и немного — но это ведь 40% добытого на Баккене!

А что там у нас на Баккене? Ведь, как я уже сказал, в Северной Дакоте тоже есть свои провинциалы. И ситуация в Задрищенске и Ново-Ебенёво развивается по похожему сценарию. Однако тут у нас в роли местного дурачка-провинциала — Агенства статистики правительств штатов Северная Дакота (North Dakota govenment statistics) и Монтана (Montana Dakota govenment statistics).
И, если ситуация в Северной Дакоте всё же более-менее находится в соответствии с прогнозами и с ожиданиями EIA, то вот в Монтане всё уже плохо. Точнее — очень плохо. Всё дело в том, что формация Баккен находится в нескольких американских штатах и частично — в Канаде. Вот её карта:



В штате Монтана расположена меньшая часть Баккена, а в Северной Дакоте — большая. Кроме того, половина Баккена вообще находится в Канаде. Канадские нефтяники пока находятся в позиции "плюс-минус" похожей на ситуацию в Северной Дакоте — у них ещё есть участки для перспективного бурения. А вот в Монтане, в силу того, что штат оказался "на краешке" Баккена, золотые деньки по превращению Задрищенска в нефтяной Клондайк уже позади:



Пик 2004-2010 годов в Монтане уже давно позади и усилия вернуться к уровню 100 000 баррелей в день пока тщетны. В общем, как в жизни: "Хочешь увидеть свою жену через 20 лет — посмотри на тёщу". Хочешь увидеть Северную Дакоту через три года — посмотри на Монтану. Ведь проблемы Северной Дакоты очень похожи на проблемы Техаса или Монтаны — всё производство сланцевой нефти в штате сосредоточено всего в четырёх округах, а поимённо — в округах Dunn, Mc Kenzie, Mountrail и Williams. В этих четырёх округах добывается 90% всей нефти Северной Дакоты. Вот наши голубки, которые теснятся в северо-западном углу Северной Дакоты:



Как эта местность выглядит сейчас? Да вот так. Через каждые 2-3 километра в каждую сторону от искомой точки вы легко находите чёткие квадратики добычных вышек, каждая из которых уже сидит на каком-то из сладких кусочков - "вишенок" Баккена (по-английски sweet spots). За пределами этих четырёх округов, несмотря на то, что сланцевая нефть есть и там, активность добывающих компаний резко снижается — дураков закапывать деньги в полупустой сланец там уже нет. Что, безусловно, отражается и на графике добычи нефти в Северной Дакоте:



При взгляде на этот график вы полны оптимизма. Но, на самом деле 20 млн. добытых баррелей нефти в месяц — это всего лишь около 0,66 млн. баррелей нефти в день.
А из местных отчётов, напомню, исчезло 0,5 млн. баррелей в день в Техасе и 0,3 млн. баррелей в день в Мексиканском Заливе.

"В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите. Потому что вы и не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым" Вы хотите знать разгадку? Вот она:




Синяя линия — данные EIA по добыче нефти в США. Общий же график построен по данным этих грязных провинциалов из TRC и BOEM. Как видите — разница между данными EIA и данными местных статистических ведомств вполне соответствует общему объёму добычи "сланцевой нефти" в Техасе и в Северной Дакоте, на двух самых знаменитых "сланцевых слонах" — месторождениях Баккен и Игл Форд.

Часть третья. Престиж

Что это означает? Это означает, что бедную канарейку фокусник уже таки прихлопнул складывающейся клеткой, а показывает вам её подругу из соседней клетки.
Престиж. Это означает, что несмотря на успехи в деле добычи сланцевой нефти — Америка стремительно теряет добычу нефти традиционной. В темпе, сравнимом с ростом добычи сланцевой нефти. И, итоговая цифра добычи нефти в США, скорее всего, по объективным обстоятельствам добычи сланцевой нефти (смотрим на Монтану, господа) — неизбежно покатится вниз. Как-то вот так:




Ну и знак "вопроса", который сопровождает пунктирную линию будущего потребления нефти в США — он тоже там не зря.
Ведь и в самом деле. Россия с населением в 142 миллиона потребляет сейчас всего около 3 млн. баррелей нефти в день. Почему бы Америке, с её населением в 300 миллионов жителей, не потреблять около 9 миллионов баррелей нефти к 2025 году? Ведь всё равно, в расчёте на душу населения это будет в полтора раза больше, чем в России сейчас. И это, чёрт побери, будет справедливо.

"Но вы не спешите хлопать. Ведь заставить предмет исчезнуть — это ещё не всё. Его следует вернуть." Откуда Америка может взять недостающее? Газ?




И снова у нас на графике — исчезновение птички. В США стремительно растёт добыча метана из угольных пластов и добыча "сланцевого газа". Однако данные добычи природного газа, сообщаемые нам провинциалами Техасщины (TX-RRC на графике) вновь разительно отличаются от данных EIA. Но, даже если добыча газа "немного растёт" или "почти не падает", а сланцевый газ и шахтный метан выходят на экспоненту, то это означает, что добыча традиционного газа в США просто коллапсирует.

Все буровые заняты на сланце, там им дают скважину за скважиной — так зачем им бурить жалкие 1-2 скважины на традиционном газе? Да ещё и на месторождении где-нибудь у чёрта на куличках, куда надо будет только месяц перевозить буровую?

Вы подумали, что может быть у США ещё есть уран? Да есть. Но, по сравнению с аппетитами США на потребление урана — это лишь скудный завтрак. И который возможен отнюдь не завтра:




Из этого графика неплохо видно, что даже с учётом сверхдорогого урана (со стоимостью в 260 долларов за килограмм) США могут рассчитывать на производство 9 тысяч тонн урана в год на своей территории. Для сравнения — даже сейчас потребление урана на нужды АЭС США составляет около 19 000 тонн урана в год — или 29,3% от общемирового спроса. Ну а собственная добыча США, как вы видите, составляет сейчас около 2 тысяч тонн урана.

Уголь? Старый, добрый уголь Вайоминга и Монтаны и Северной Дакоты? Может хоть он спасёт нефтяного гегемона? Нет, тут у нас тоже "фокус с исчезновением".




Это — прогноз ещё одних провинциалов. Американского Министерства геологии (United States Geological Survey). Ребята, может быть, и плохо знают, что такое рынок энергии, но вот что такое уголь — они знают досконально. Антрацита в США уже почти что нет — есть коксующийся, длиннопламенный и жирный уголь и немного бурого угля. Вот на такой херне мы и полетим в светлое будущее.

"Вот для этого и нужна третья, самая сложная часть номера. Которую мы называем "престиж"." Без престижа Америке теперь никак. Во всех смыслах. Стабильность? Прогнозируемость? Честность? Это удел стран третьего мира. Которым не надо убивать птичек складывающимися клетками и не надо рисовать дутые цифры в отчётах:




Пора валить в США? Никола Тесла именно так и сделал. Правда, в конце XIX века. Но с тех пор ситуация поменялась разительно. Престиж. Без него теперь — никак. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий