четверг, 11 июля 2013 г.

Размышления о субкультуре бедности


Ирина Шкадина


“Власти Индии решили радикально бороться с проблемой голода в стране - правительство республики объявило о создании системы распределения сухих пайков за государственный счёт”.
Сергей Шахов, РБК
Казалось бы, все должны радоваться – и бедняки, и фермеры, которые продадут наконец государству залежавшуюся крупу. Ан, нет! Придирчивые эксперты-экономисты отмечают, что, даже если забыть о коррупции (а уровень её в современной Индии чрезвычайно высок), то лучше бы потратить эти деньги на создание рабочих мест, путем строительства ирригационных систем, например, вместо того чтобы подсаживать миллионы бедняков на иглу бесплатных пайков, приучая их к безделью на пособиях.
И тут на ум невольно приходит другая крупа – та самая “миска риса”, которую Мао обещал обеспечить каждому, кто трудится. Эту цитату часто, перевирая, выдёргивают из контекста и толкуют так, будто бы Мао призывал самоотверженно работать, строя социализм, всего лишь за миску риса. Но нет! В стране, которая голодала веками, если не тысячелетиями, в которой приветственные словосочетания (типа “Здравствуйте” или “How do you do?”) звучат как “Вы завтракали?” или “Вы не голодны?”, в этой стране Мао пообещал, что каждый сможет получить свою миску риса. Если будет трудиться.
Пособия – порождение стыдливого капитализма, не только унижающие их получателей, но и приучающие к постоянному унижению. Труд – повод для самоуважения.
***
Понятие “субкультуры бедности” ввёл в 1961 году американский социолог Оскар Льюис. Он изучал это явление в Мексике и описал его основные черты. Однако на Кубе, несмотря на видимую абсолютную бедность большинства населения, он не обнаружил того самого “комплекса бедности” - апатии, пессимизма, отчуждения от власти и т.д. После революции 1961 года кубинцы, наоборот, переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. И потомуОскар Льюис пришел к выводу, что экономические и культурные показатели бедности не всегда связаны друг с другом.
И вот какими чертами наука социология (обязательная теперь для изучения даже в технических ВУЗах) характеризует субкультуру бедности:
     повышенная агрессивность и озлобленность;
     культ силы и равенства, отчуждение и политическая пассивность;
     отсутствие жизненных планов и уверенности в себе, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям;
     обвинение других в своих собственных бедах;
     девиантное поведение (наркомания, алкоголизм, проституция), ранний секс;
     повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы), доминирующее положение женщины в семье (внимание, приверженцы МД!).
***
Согласно определению, бедность – это невозможность удовлетворять те или иные потребности. Ах, но как же их все удовлетворить! У кого-то суп жидкий, у кого-то бриллианты мелкие… Бедность не в уровне жизни, она – в головах. В восприятии мира. Ребенок с детства впитавший психологию бедности, воспитанный в её субкультуре никогда не вырвется из замкнутого круга. Это и означает “плодить нищету”.
Невозможно уничтожить бедность путем увеличения уровня доходов. Вместо этого нужно изменить самих бедных или их детей.
Пособия фиксируют существующее положение, позволяют сохранить статус-кво. Они не меняют психологию. Труд заставляет человека развиваться, толкает его вперёд.
***
В СССР не было субкультуры бедности. В нынешней России она расцвела пышным цветом. И не в среде пенсионеров – воспитанные при Советской власти, они не опускают планку. Нет, она смотрит на меня из глаз девушек, до дыр зачитывающих гламурные журналы, и молодых людей, считающих должность охранника в супермаркете венцом своей карьеры; из глаз, вовсе не бедных на вид, новоиспеченных звёзд шоу-бизнеса, пускающихся во все тяжкие, чтобы схватить всё, до чего могут дотянуться… “хватай, пока можешь”… ну, с олигархами я не знакома, ничего сказать не могу…
Взращиваемая и лелеемая субкультура бедности… не просто отсутствие социальных лифтов, но искусственно создаваемые преграды… плохой садик – плохая школа – в так называемых колледжах не готовят к сдаче ЕГЭ… Тупик. Уже сформировавшиеся районы, где первоклассники, которых родители не сумели (или даже не озаботились этим вопросом) устроить в лучшие школы, идут учиться в классы, в которых половина детишек едва-едва говорит по-русски… Они там чему-то научатся или наоборот? Безграмотность и невежество – не чья-то вина, а закономерное порождение расцветающей субкультуры бедности…
В тот момент, когда труд перестал считаться почетным делом и превратился в занятие для лохов, не сумевших устроиться получше… когда богатство, независимо от своего происхождения, стало символом успеха… страна покатилась по наклонной плоскости.
И годы правления коммунистов тут совершенно ни при чём.

Комментариев нет:

Отправить комментарий