четверг, 18 июля 2013 г.

Кто подожжет бикфордов шнур?

 Ирина Джорбенадзе


Грузия упразднила безвизовый режим с Ираном и заморозила его счета, несмотря на то, что Иран одним из первых признал ее независимость. Эксперты говорят о внешнем давлении. Зависимость Тбилиси от Вашингтона, конечно, очевидна. Впрочем, Россия тоже не решилась поставить Ирану С-300.


Грузия, имевшая вполне благостные отношения с Ираном, подставила ему подножку. Она отменила введенный президентом Саакашвили безвизовый режим с этой страной и заморозила около 150 банковских счетов иранских физических и юридических лиц.

Этот акт сопровождался весьма парадоксальной реакцией из Вашингтона. Вместо логичного, казалось бы, одобрения, оттуда посыпались противоречивые комментарии. Грузинские эксперты говорят, что кулуарно США выразили свое недовольство. Вслед за этим шум подняли неправительственные организации, функционирующие на американские деньги: как можно было отменять визовый режим с Ираном, возмутились они. С другой стороны, американская пресса подняла тему отмывания иранских денег в Грузии.

Как полагает грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили, всему виной "непонятная зигзагообразная внешняя политика США", а, точнее, полное отсутствие дипломатии как таковой, ее подмена давлением и угрозами в адрес тех стран, которые сотрудничают с Ираном. Америка, пояснил он "Росбалту", обеспокоена ростом влияния Ирана в регионе и на Ближнем Востоке, и "вообще ей нужен Иран, постоянно глядящий в рот Вашингтону и неукоснительно выполняющий его указания". А поскольку он этого не делает, давление на Иран осуществляется, в том числе, через другие страны.

В случае с Грузией, пояснил Чипашвили, произошло следующее. Президент Саакашвили по инициативе Ирана упразднил с ним визовый режим, сделав, тем самым, "единственный здравый, во внешней политике, шаг". Но, как видно, этот вопрос не был до конца согласован с Вашингтоном.

В итоге, поведал Чипашвили, в самый расцвет грузино-иранских экономических отношений "нынешняя "гордая" грузинская власть дрогнула и отменила визовый режим, заодно заморозив счета иранского бизнеса". "Вот вам и независимая грузинская внешняя политика. Причем, в отношении одного из тяжеловесов не только региональной, но и мировой политики", — сказал он.

Между тем, напомнил собеседник агентства, Иран всегда поддерживал территориальную целостность Грузии, в том числе, неоднократно на уровне резолюций ООН. И вообще он в числе первых признал суверенитет Грузии и установил с ней дипломатические отношения. Более того, Тегеран пошел на установление безвизового режима с Грузией в условиях подмоченной репутации последней после августовской войны 2008 года. Во время энергетического кризиса в Грузии оперативно оказал стране услугу в виде поставок газа. Правда, американцам это тогда тоже не понравилось, и они распорядились "закрыть лавочку" в течение месяца.

Как подчеркнул Чипашвили, в свое время отмена визового режима принесла Грузии одни только блага. Во-первых, в десятки раз возрос туризм из Ирана, то есть туристический поток был оттянут от Армении и Азербайджана. В стране активизировался иранский бизнес, внесший, за короткий срок, десятки тысяч евро в скудный грузинский бюджет.

Но – иные нынче времена. В Тегеране не скрывают, что действия Тбилиси отрицательно повлияют на двусторонние отношения между странами. Как заявил заместитель председателя комитета по иностранным делам и национальной безопасности иранского парламента Мансур Хакикатпур, "власти Грузии пытаются доставить удовольствие своим западным и американским господам, чтобы взамен получить от них какую-то пользу". А Аладдин Буруджерди, который возглавляет упомянутый комитет, констатировал: "Власти Грузии не уважают свои подписи под соглашением". Кстати, в силу оно вошло недавно — с конца января 2011 года.

С упразднением визового режима, полагает авторитетное турецкое издание Today’s Zaman, "Грузия переходит к сложным политическим требованиям". По ее мнению, средства массовой информации, писавшие, что Грузия косвенно помогает Ирану уйти от международных санкций, реальных доказательств этому не представили. Издание, кстати, отмечает, что отмена безвизового режима последовала вслед за статьей Wall Street Journal, в которой сказано о росте иранских инвестиций в Грузию. "Мнение, будто Бидзина Иванишвили помогает Ирану и не является проамериканским политиком - ложь. Также не обоснованы обвинения в том, что якобы в Грузии иранские банки занимается отмыванием денег".

"Такое развитие событий, — пишут турецкие эксперты, — порождает ряд вопросов. В первую очередь, как это повлияет на взаимоотношения между Ираном и Грузией, и во вторую – какую роль в этом играет Израиль". "Есть мнение, что упразднение безвизового режима с Ираном будет способствовать военному сотрудничеству Тбилиси и Тель-Авива. Введение визового режима с Ираном еще раз подтверждает, что Грузия не намерена отказываться от прозападной политики".

Словом, Ирану сейчас не позавидуешь, и не только из-за присоединения Грузии к санкциям против него. В регионе с ним не слишком церемонится и Азербайджан, который Иран рассматривает как проамериканское и произраильское государство. Азербайджан, в свою очередь, считает Иран вероятным противником, что обозначено в его доктрине национальной безопасности.

Таким образом, экономическим и оборонным партнером Ирана на Южном Кавказе можно считать на данном этапе только Армению, которая взяла на себя обязательство не участвовать в блокаде Ирана и не предоставлять свою территорию для нанесения военных ударов по этой стране.

Но Армения сама по себе слаба, и тоже сильно зависима, в первую очередь, от России. Между тем, СМИ Ирана обсуждают похожие проблемы и в российско-иранских отношениях, и тоже в контексте влияния Вашингтона на Москву. Срыв сделки по поставкам в Иран комплексов ЗРК С-300 и судебной тяжбы по этому поводу с российской компанией "Рособоронэкспорт" они связывают с "серьезным дипломатическим давлением" со стороны США. Рассматривается также версия "торга" и "сговора" России с США и Израилем.

Что же касается крупного регионального игрока – Турции, она пытается сдерживать влияние Ирана. Кстати, на Турцию же возлагает большие надежды Азербайджан в случае реализации тройственного союза Ирана, Армении и России.

Все это, впрочем, не означает, что Иран сдался. Опасаясь усиления влияния США и НАТО на Южном Кавказе, он еще может пойти на многое. Процессы на Ближнем Востоке и на Кавказе довольно сильно влияют друг на друга, и здесь может проявиться эффект бикфордова шнура. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий