пятница, 5 июля 2013 г.

Смена власти в Египте: новый «персидский пасьянс».

 Иван Гладилин


За внутриполитической схваткой в Египте просматриваются отнюдь не египетские интересы

Совершенный в Египте в ночь с 3 на 4 июля военный переворот (армия, впрочем, призывает США и весь мир называть его не переворотом, а лишь «претворением в жизнь непреодолимой воли народа») не привел страну к успокоению. Сегодня в Каире раздались выстрелы и появились новые жертвы. Когда сторонники отстраненного от власти президента Мохаммеда Мурси пришли к зданию, где он предположительно содержится под стражей, военные якобы открыли по ним огонь. В завязавшейся перестрелке три человека были убиты. Кто – пока непонятно. По состоянию на 18:00 мск военными было объявлено, что они вообще не стреляли в демонстрантов, а лишь использовали против них слезоточивый газ... Словом, в египетской столице начинается новая заваруха.

Пока же армия шлет примирительные сигналы всему миру, чтобы тот не думал, что военные узурпировали власть. Правительство Египта заверяет США, что низложение президента Мухаммеда Мурси не является военным переворотом и не должно нанести урон стратегическим отношениям с США, заявил в телефонном разговоре с американским госсекретарем Джоном Керри глава египетского МИД Мухаммед Камель Али Амр. «Американская сторона является стратегическим партнером Египта, благосостояние которого важно для Штатов», – заверил он Джона Керри.

Внешне американцы (как, впрочем, и весь мир) даже в некоторой растерянности – как реагировать на то, что совершен явный переворот, но при этом не «обидеть» новые власти Египта, с которыми у США действительно налажены отношения стратегического партнерства. Да и Мурси Вашингтону не жалко: изначально это была явно не их креатура в ходе событий «арабской весны». А тут египетская армия его сама свергает, открывая дорогу к власти вскормленным американцами либерально-светским силам Египта. Так что с осуждением переворота торопиться не надо. И президент США Барак Обама лишь заявляет о «глубокой озабоченности решением Вооруженных сил Египта о смещении президента Мухаммеда Мурси и приостановке действия конституции страны». «Сейчас я призываю египетских военных действовать быстро и ответственно в направлении возвращения всей полноты власти демократически выбранному гражданскому правительству как можно скорее путем инклюзивных и транспарантных процессов, избегать произвольных арестов президента Мурси и его сторонников», – добавил Обама.

Но быстро вернуться к гражданской форме правления в стране, образовав некое переходное правительство, у египетских военных пока не получается. Вчера лидер либерально-светской оппозиции, бывший глава МАГАТЭ Мухаммад эль-Барадеи отказался возглавить временное правительство Египта. Теперь переговоры ведутся с проживающим в Лондоне бывшим управляющим Центробанка Египта Фаруком аль-Окда.

Любопытная тройка рассматривается египетскими военными в качестве потенциальных кандидатов на пост премьер-министра, комментирует в своем «ЖЖ» известный эксперт «Эль Мюрид». Мохаммед аль-Барадеи, бывший руководитель МАГАТЭ и откровенно проамериканский политик, идет первым в списке. Есть и два не менее знаковых персонажа – бывший премьер переходного правительства в 2011-12 годах Камаль аль-Ганзури и бывший главный банкир страны Фарук аль-Окда.

Время кандидатов из народа закончилось. Все три кандидата – откровенные антиисламисты и выходцы из высшей номенклатуры. Однако на этом признаке похожесть заканчивается. Барадеи рассматривается как прямой ставленник администрации США. В свое время он было пофрондировал перед бушевской администрацией, но старшие товарищи его поправили, и с тех пор генеральная линия МАГАТЭ не очень отклонялась от предписанной. Тем не менее симпатий к республиканцам Барадеи не испытывает, но вот с демократами, похоже, у него полная любовь и взаимность. Во время революционных событий 2011 года Барадеи шел в тогдашних списках тоже на первых позициях, но как раз тогда прикрученность к США была скорее отягощающим признаком, и американцы притормозили с его кандидатурой, предоставив событиям развиваться без их прямого участия. Сегодня антиамериканизм никуда не делся, но антиисламистская волна сильнее. Самое время.

Бывший премьер Ганзури опирается на египетский истеблишмент. Из всех трех кандидатов он самый опытный именно в аппаратных и управленческих нюансах. Эдакий египетский вариант идеи чучхе с опорой на внутренние силы и выстраивания баланса между всеми внешними.

Фарук аль-Окда по роду предыдущей деятельности органично встроен в международные финансовые круги. В какой-то мере он противоположен Барадеи. Война, которую ведут в заоблачных сферах наднациональные элиты, как в капле воды, отразилась в египетских раскладах. Военные лишь озвучили тех персонажей, за которыми стоят совершенно разные игроки с совершенно разной стратегией, вплетающей в себя Египет.

Скорее всего, от мнения военных зависит очень немного. Стоящие за кандидатами силы вдалеке от Египта должны провести между собой короткую, незаметную, но вполне ожесточенную схватку. Ганзури в этой тройке символизирует развитие событий, если схватка «наверху» окончится вничью. Вполне вероятно, что все решается прямо сейчас, и в ближайшие часы или дни военным скажут, кого именно они должны будут поддержать. Пока ставки делают на Барадеи, что вполне похоже на правду: в борьбе между группировкой Обамы и международных финансистов Обама сегодня ведет по очкам, пишет Эль Мюрид.

Тем временем временно исполняющий обязанности президента (которого назначили военные) экс-глава Конституционного суда Египта Адл Мансур принимает поздравления от лидеров арабских государств Персидского залива (сами они, правда, считают этот залив отнюдь не «персидским»). Но в этом «персидском» раскладе (во всяком случае, в том, что касается Египта) за последнее время, оказывается, произошли важные перемены.

Когда неделю назад произошла смена власти в Катаре, пишет в своем «ЖЖ» эксперт Сергей Филатов, многие высказывали опасения того, что молодому и неопытному эмиру, 33-летнему шейху Тамиму придется нелегко в штормовой атмосфере региона. Испытание не заставило себя ждать.

В момент коронации принца мало кто вспомнил и подумал о Египте, правительство которого пало ровно через неделю после завершения торжеств в Дохе, пишет Simeon Kerr в статье «Fall of Egypt’s Mohamed Morsi is blow to Qatari leadership« («Падение Мурси – это удар по катарскому лидерству») в Financial Times.

Отстранение от власти Мухаммеда Мурси и «Братьев-мусульман» стало сильнейшим ударом по чрезвычайно активной внешней политике Катара. Каир – сердце арабского мира, и поддержка Катаром «Братьев-мусульман» по всей Северной Африке и арабскому миру была главным направлением внешней политики Дохи с начала «арабской весны». Катар бросил на поддержку Египта более 8 миллиардов долларов и был главным спонсором Мурси. Теперь эта поддержка навечно связана с именем обреченного лидера и будет негативно влиять на имидж и восприятие политики Катара в регионе. Майкл Стефенс из Royal United Services Institute в Дохе комментирует: «Климат вокруг внешней политики Катара таков, что все чувствуют: ею стоит заниматься более тщательно. Египетский кризис – тяжелый жернов на шее Катара».

Один из экономистов прокомментировал крах внешнеполитических авантюр Катара: «Катар ошибся в Ливии, за этим последовали миллиарды, закачанные в Сирию, и вот теперь – Египет. Они хотели купить этими деньгами политическое влияние, но они поставили не на того коня». Между тем ожидается, что переходному правительству Египта окажут немедленную финансовую помощь ОАЭ и Саудовская Аравия, заключает автор статьи.

Эту же мысль проводит в своей статье и обозреватель «Российской газеты» Евгений Шестаков: «В Катаре, который традиционно поддерживал финансами движение египетских «Братьев-мусульман», сменилась верховная власть. Это повлекло отставки влиятельных державших в руках ниточки египетской политики катарских сановников. В итоге способность Катара влиять на египетскую политику резко ослабла. На первый план вышла державшаяся прежде в тени Саудовская Аравия. Но саудовские принцы поддерживают в Египте движение салафитов, которые в отстранении Мурси увидели для себя реальный шанс прийти к власти. А потому поддержали протесты светских сил против египетского президента, а впоследствии призвали своих сторонников не вступать в стычки с армией».

«Но очередная революция не принесет в Египет процветания, – считает автор. – Кто бы ни пришел к власти в этой стране доверия к нему у мирового сообщества не будет. Тем более его не будет у инвесторов. Во время правления Мурси Международный валютный фонд проявил осторожность в вопросе о выделении Египту пятимиллиардного кредита, и теперь, как выяснилось, оказался абсолютно прав. Маловероятно, что эти деньги получит Египет при временном преемнике Мурси. За тем, какую позицию в отношении Египта займет МВФ, следят инвесторы: когда они видят, что Фонд осторожничает, то вряд ли вложат средства в египетскую экономику. Так что уже в ближайшее время Каир пойдет за финансами к персидским монархиям. Те деньги дадут, но только в случае прихода к власти салафитов, возможно, в союзе с «Братьями-мусульманами». Светским партиям Египта в этой новой политической конфигурации рассчитывать не на что», – считает эксперт.

Тем временем события в Египте продолжают стремительно развиваться: назначенный военными временный президент Мансур Адли только что издал указ о роспуске Консультативного совета (верхняя палата парламента). Военные продолжают отрицать, что применяли сегодня оружие для разгона сторонников Мурси. Между тем арабские и западные СМИ ранее сообщили, что в перестрелках между египетскими военными и сторонниками Мурси, которые пытались штурмом взять штаб-квартиру Республиканской гвардии, три человека погибли, десятки ранены. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий