Сергей Шиптенко
В процессе синтеза государственной идеологии все постсоветские республики (включая непризнанные) обратились к поиску символов, используя которые можно было бы с большей уверенностью говорить об исторической преемственности оказавшихся у власти политических кланов (элит), о традициях государственности (якобы утраченных и восстановленных), легитимности и даже сакральности власти конкретного руководителя постсоветского образования. Особого успеха на данном поприще добились постсоветские среднеазиатские республики, в частности, Туркмения. Намного сложнее обосновать суверенитет оказалось для искусственно созданных квазигосударственных образований, чьё "новое дворянство" сформировалось в советскую эпоху, а в постсоветский период номинальной независимости еще более расширилось за счёт потомков третьей и четвёртой каст, а также чандалы - неприкасаемых. Характерной чертой последних является особое влечение к образу жизни господ, аристократической символике, стремление преодолеть своё естество и воплотить мечту персонажа Роберта Луиса Стивенсона:
- Скажи, Окорок, долго мы будем вилять, как маркитантская лодка? Клянусь громом, мне до смерти надоел капитан! Довольно ему мной командовать! Я хочу жить в капитанской каюте, мне нужны ихние разносолы и вина.
После событий 1917 и 1991 годов многие представители внекастового сообщества примеряли "капитанский китель" и даже пытались передавать его по наследству, основывая подобие династий. В то же время многие из них явно или подсознательно ощущали свою неполноценность, стремясь породниться с потомками родовой аристократии. Данные процессы не были уникальными для России и прослеживаются, например, в истории Франции, пережившей так называемую "буржуазную революцию". До французской резни с рудиментами традиционного общества пытался покончить Оливер Кромвель, не устоявший перед соблазном передать власть по наследству сыну Ричарду. Как бы ни рядились потомки английского лорда-протектора и императора французской республики в "капитанские кители", из-под них проступало естество чандалы, что было особенно заметно современникам.
Особенностью Белоруссии является то, что её русское дворянство в своё время было поставлено перед выбором: либо утратить привилегии дворянства, сохраняя свою русскость с православным вероисповеданием, либо принять католичество и пополнить когорту дворянства польской короны. При разделах Речи Посполитой русский посол Николай Репнин сообщал императрице Екатерине II: создать партию из русского дворянства невозможно - потомки Рюриковичей едва ли не землю пашут, как простые крестьяне, лоббистов приходится нанимать за деньги. В итоге к Российской империи отошли исторически русские земли с русскими простолюдинами и польской шляхтой.
После Отечественной войны 1812 года, 200-летний юбилей которой в современной Белоруссии упорно стараются не замечать и даже не называть Отечественной, к России отошли и земли собственно Польши, с её дворянством, мечтавшем о восстановлении Речи Посполитой. Уже тогда многие задались вопросом о "троянском коне" в виде Царства Польского. Вскоре опасения скептиков нашли наглядное подтверждение в "ноябрьском" мятеже 1830 года и "январском" мятеже 1863 года, целью которых было провозглашено восстановления Речи Посполитой как польского национального государства. Как и в период Отечественной войны 1812 года, так и в ходе последующих мятежей перед населением Белоруссии, как говорится, ребром был поставлен вопрос о лояльности к официальному Петербургу. Многие исследователи (русские и польские, в разные века) отмечали: степень лояльности местного населения к русскому престолу была детерминирована сословной принадлежностью и этно-конфессиональной принадлежностью. Многие исследователи истории Белоруссии отмечают: начале XIX века не приходится говорить об иной шляхте белорусских губерний, кроме как о католической по вероисповеданию и польской по культурной принадлежности. Причём представителей шляхты было так много, что в Петербурге задались вопросом: а все ли из них шляхтичи? Была активизирована работа по так называемому "разбору шляхты", поводом для чего стали обнаруженные поддельные бумаги о благородном происхождении, отпечатанные, по некоторым признакам, в тех же типографиях, где печаталась и нелегальная литература.
Прямым следствием отсутствия русского дворянства у русского населения белорусских губерний, образованных из отошедших к Российской империи земель бывшей Речи Посполитой, стало отсутствие иной интеллигенции, кроме как польской. После отмены крепостного права в 1861 году ситуация не многим улучшилась: и в 1863 году, и позднее в Северо-Западном крае империи наблюдается активность польской шляхты и польской интеллигенции.
Во II половине XIX века активно развивался западнорусизм, объявленный большевиками "реакционной" и "черносотенной" идеологией. Большевики (а наиболее последовательно - троцкисты) видели в западнорусистах ту консервативную русскую силу, которая препятствовала реализации их планов как в масштабах Советской России, так и пресловутой "мировой революции". БССР должна была появиться, чтобы продемонстрировать всему миру бескомпромиссность реализации программы партии, ленинских принципов национальной политики. Задачи, которые ставили перед собой большевики, совпали с задачами представителей местной обедневшей польской шляхты, активно включившейся в проект создания "белорусской автономии", а затем - "белорусской государственности". Не случайно "белорусизацию" в БССР проводили те, кто резко критиковал большевиков до Октября 1917 года, кто провозглашал и поддерживал "Белорусскую народную республику", кто не считал государственной изменой или предательством народа обращение к германскому кайзеру Вильгельму II о протекторате над БНР во время Первой мировой войны.
Не случайно в учебниках по истории БССР и Республики Беларусь, в подарочном издании каждому белорусскому школьнику от президента XIX век представлен польской шляхтой. Причём польские дворяне, родившиеся на территории современной Белоруссии или жившие в своих имениях на данной территории, сначала были названы "нашими знаменитыми земляками", а затем и вовсе записаны в "белорусское дворянство". Логика проста и базируется на игнорировании культурно-исторического контекста, бескомпромиссном отвержении фундаментальных научных основ и прямолинейности мышления: если в XIX веке была Белоруссия, если в Белоруссии жило дворянство - то, значит, оно было белорусским дворянством, и Адам Мицкевич, например - знаменитый белорусский литератор, а Доминик Радзивил - знаменитый белорусский полководец. Из такой логики исходят Минобразования и Минкультуры Белоруссии, Белтелерадиокомпания и другие госорганы, а также та часть "необелорусизаторов", которая не присоединилась к альтернативным проектам конструирования новой идеологии для новой нации (псевдобалтский и др. проекты).
В начале XIX века император всероссийский предпочитал иметь дело с тем дворянством, которое есть, недооценивая фактор широких народных масс, самоидентифицирующих себя как русских и православных. Граф Михаил Муравьёв (впоследствии - генерал-губернатор Виленский, усмиритель польских мятежей 1830 и 1863 гг) годами пытался убедить официальный Петербург в том, что следует проводить политику в интересах народных масс края, а не польской шляхты. Муравьёв был услышан лишь тогда, когда Северо-Западный край был охвачен "кровавым пуфом" мятежа 1863 года, а виленский генерал-губернатор Владимир Назимов из последних сил старался угодить шляхте, тормозившей реформу 1861 года и костёлу, поддерживавшему шляхту и проводившему политические "похоронные процессии". В конце XX века история во многом повторилась, а ставка на "диалог с действующей властью" является отличительной чертой внешней политики Москвы по отношению к бывшим окраинам некогда единого и мощного государства. Образно говоря, в XXI веке назимовы взяли исторический реванш над муравьёвыми.
С конца 90-х годов XX века власти Белоруссии приложили немало усилий (и вложили немало средств) в конструирование государственной идеологии. С 1994 года очередной волне принудительной "белорусизации" был противопоставлен новый курс Александра Лукашенко, заявившего: "Белорусы - это русские со знаком качества". С начала XXI века данный курс выродился в "перехватывание знамён" у "необелорусизаторов" и получил практическое воплощение в ряде поручений руководителя республики, указах, законах и иных актах, а также в государственных программах, реализуемых Советом министров и местными органами власти. Среди таковых - отраженный в протоколе поручений президента Белоруссии план мероприятий по расширению и популяризации использования белорусского языка в жизни общества, госпрограмма "Замки Беларуси" и др.
Если во II половине 90-х годов XX века была надежда на исторический реванш западнорусистов, воплощение их идей в госидеологии РБ, то сегодня эти иллюзии развеялись. Польская шляхетская символика прочно вплетена в концепт госидеологии, заявления о триединстве великороссов, белорусов и малороссов больше не озвучиваются с высоких трибун, западнорусизму противопоставлено сразу несколько идейных концептов и комплексов практических мероприятий, финансируемых как из госбюджета РБ, так и из средств зарубежных фондов. Как и в 20-е годы XX века, западнорусизм объявлен враждебной идеологией, враждебной самой идее "белорусской государственности". На самом деле западнорусизм никогда не уделял столь пристального внимания вопросам политического управления и, будучи изначально связан с Русской православной церковью, отдавал приоритет вопросам культуры, церковной истории и т.д. - в отличие от "нацдемов", большевиков, "идеологической вертикали РБ", уделявших вопросам политуправления первостепенное значение.
Сегодня в Белоруссии наблюдается трогательный союз вчерашних непримиримых оппонентов, сплотившихся на ниве ненасильственной, скорее - латентной "белорусизации". Культурой белорусов объявлено достояние польской шляхты, официально заявляется о наличии тысячелетней белоруской государственности и даже о "белорусской цивилизации". Данные положения входят в противоречие не только с научно установленными фактами и даже официальной историографией, зато по нарастающей финансируются из госбюджета, несмотря на экономические кризисы и внешнеполитическую полуизоляцию. Госбюджет, из которого финансируются соответствующие госпрограммы и мероприятия, пополняется налогоплательщиками - потомками тех самых русских простолюдинов, которых ясновельможные паны именовали "быдлом" (скотиной), а также поступлениями от льготной торговли с "имперской Россией", от имперскости которой остался лишь двуглавый орёл. Из данных средств власти финансируют те проекты, которые должны с течением времени представить белорусскую нацию, государство-нацию - несмотря на все пертурбации глобализации.
Родовая резиденция литовско-польских магнатов Радзивиллов в Несвиже (Минская область) объявлена культурной столицей Белоруссии 2012 года. В 1993 году правительство Белоруссии приняло постановление "О мерах по возрождению историко-культурного наследия и развития г. Несвижа", согласно которому на базе дворцово-паркового ансамбля и других памятников истории и культуры города создавался "Национальный историко-культурный заповедник "Несвиж". С 1996 года в Несвиже проводится ежегодный республиканский фестиваль старинной и камерной музыки "Музы Несвижа" с участием Национального академического концертного оркестра Белоруссии под руководством Михаила Финберга. В нынешнем году власти стараются привлечь особое внимание к "культурной столице": выставки сменяют фестивали, фестивали - концерты и т.д.
Выставка масонских артефактов "Масонская коллекция из собрания Вацлава Федоровича" была доступна посетителям с 6 августа по 18 сентября в выставочном зале несвижского дворца Радзивиллов. Посетители могли осмотреть знаки русских и польских лож из фонда Витебского областного краеведческого музея. В витебский музей они попали от родственников известного в дореволюционной России общественного деятеля и учёного Вацлава Петровича Федоровича (1848 - 1911), который был членом-корреспондентом Краковской Академии наук, инициаторам и основателем Благотворительного католического общества в Витебске, а также известным знатоком и собирателем древностей. В 1923 г. на основе коллекции Федоровича был создан "Музей белорусско-польских (местных) древностей", экспонаты которого в 1924 г. стали частью Витебского отделения Белорусского государственного музея.
На сегодняшний день витебские музееведы являются хранителями уникального собрания из 95 предметов масонской коллекции, датируемых кон. XVIII - нач. XIX в.: печатные и рукописные документы, отличительные знаки русских и польских лож, общемасонские отличительные знаки и знаки разных степеней и должностей, масонские ленты, запоны и карманы-кошели. В 2011 году коллекция масонского наследия (в т.ч. часть фонда Федоровича) демонстрировалась в Гомельском дворцово-парковом ансамбле Румянцевых и Пацкевичей. В прошлом году Гомель был назначен "культурной столицей".
Также в Несвижском замке по выходным дням с августа по октябрь включительно проходили концерты музыки в рамках программы "Музыкальные сокровища Европы". Вниманию туристов предлагались полонез "Прощание с Родиной" Михаила Клеофаса Огинского, дивертисмент Матея Радзивилла и другие произведения. По словам организаторов концертной программы, свободных мест было более чем достаточно несмотря на скидки для школьников. С нового учебного года "на Радзивиллов" возили экскурсии пионеров: согласно сложившейся в Белоруссии практике, членов возрождённой Белорусской республиканской пионерской организации, а также их более старших товарищей из Белорусского республиканского союза молодёжи (считается правопреемником ЛКСМБ) регулярно привлекают к заполнению мест в ледовых дворцах, а также иным массовым мероприятиям. Организации скаутов и гайдов избавлены от этой повинности.
Экскурсионное бюро госучреждения "Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" предлагает более десятка обзорных и тематических экскурсий, в т.ч. тематическую экскурсию "Костёл", обзорную экскурсию "Оборонительная система замка Радзивиллов" и др. Туристам предлагается посмотреть на саркофаги с останками Радзивиллов в подвале костёла Божьего Тела (он же Фарный костёл), осмотреть заложенные по указанию Радзивиллов парки, осмотреть копии портретов Радзивиллов в музее восстановленной городской ратуши.
В ратуше периодически проходят различные мероприятия, связанные с историей Польши, Несвижа и рода Радзивиллов. Так, 1 июля в несвижской ратуше состоялось торжественное мероприятие: полковник Войска Польского Анджей Кривчек передал в музей ратуши реконструированный штандарт 27-го уланского полка польской армии (им. короля Стефана Батория). Полк был образован в 1920 году (период правления Юзефа Пилсудского) и с 1922 по 1939 год расквартирован в Несвиже, входил в состав Новогрудской кавбригады Владислава Андерса. Полк принимал участие во Второй мировой войне, однако недолго: 27 сентября 1939 27-й уланский полк в составе других частей Андерса, отступавших под ударами вермахта, в районе деревни Сутковице был полностью разбит 148-м кавполком Красной Армии. Андерс оказался в советском плену и впоследствии возглавил сформированную в СССР "Польскую армию на Востоке", которая покинула Советский Союз в 1942 году - в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, когда судьба нашей Родины решалась под Сталинградом, когда умирал в блокаде Ленинград. Сформированные и укомплектованные в СССР части "армии Андерса" вместе с членами семей отправились в Иран, затем - в Ирак, затем - в Египет, после чего оказались в Италии. Но это уже немного иная история.
Масштабная реконструкция Несвижского замка прошла после пожара 2002 года. История замка отсчитывается с XIII века, долгое время он был родовой резиденцией литовско-польской фамилии, весьма влиятельной в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и межвоенной Польше. После воссоединения Западной Белоруссии и БССР в результате Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года, Несвижский замок был национализирован и использовался как объект культуры и отдыха. Вплоть до 90-х годов XX века в резиденции магнатов Речи Посполитой располагался пансионат - советские пролетарии отдыхали в спальнях князей и принимали пищу в каминном зале. В то же время по замку экскурсоводы водили группы туристов.
Вспоминается интересный случай. Однажды по замку проходила экскурсия. Гид рассказывал о богатстве и влиянии рода Радзивиллов, роскошной отделке замка и т.д. Внимание группы привлекли огромные двери с тяжелым кованым механизмом замка. Группа так увлеклась рассказом гида о спальне княгини, что, когда открылись двери опочивальни и оттуда вышла дама в трико с махровым полотенцем через плечо, возникла классическая немая сцена. Через несколько секунд все опомнились, экскурсия продолжилась.
После пожара 2002 года власти направили миллиарды бюджетных средств на реставрацию дворцово-замкового комплекса в Несвиже, приобретение картин и вещей, принадлежавших Радзивиллам. С 2008 года часть несвижского комплекса открыта для посетителей. Злые языки утверждают, что о реставрации в Несвиже можно говорить с большой долей условности, а выполненные работы следует называть словом "новодел". Власти не смущает "критика снизу", они полны решимости вывести комплекс на самоокупаемость и сделать из него важный туристический центр. В июне состоялось торжественное официальное открытие несвижского замка Радзивиллов.
Александр Лукашенко с сыном Николаем 20 июля посетил отреставрированный дворцово-парковый ансамбль XVI - XIX веков в Несвиже, пообщался с потомками рода Радзивиллов и передал в дар музею "пояс слуцкого типа". По всей видимости, это была недешевая даже по нынешним временам копия "слуцкого пояса", вытканная из шелковых и серебряных позолоченных нитей в стиле продукции мануфактур Речи Посполитой кон. XVIII века. По мнению Лукашенко, шляхетский "слуцкий пояс" является едва ли не сакральным символом. Выступая в Нацсобрании 8 мая, он заявил: "К иконе в каждом доме белоруса должен быть "слуцкий пояс". Не всем потомкам крепостных по карману приближенные к оригиналу копии. В настоящее время известно о нескольких единицах оригинальных поясов, которые в своё время стоили целое состояние, да и сейчас стоят немало - фигурируют суммы $ 90 тыс и даже $ 300 тыс. Хорошая современная копия этого предмета магнатской роскоши сегодня может стоить кратно дешевле и быть сопоставимой со стоимостью квартиры в Минске. Наверное, что-то серьёзное должно произойти в сознании белорусов, чтобы после прошлогоднего кризиса они ринулись приобретать такие пояса.
Так называемые "слуцкие пояса" никогда не были элементом одежды собственно белорусов - мода имела распространение исключительно среди наиболее богатой части польско-литовской шляхты, покупавшей первоначально персидские пояса. В дальнейшем началось "импортозамещение" - роду Радзивилов принадлежала самая известная Слуцкая мануфактура-"персиарня" по изготовлению этих поясов (производство было налажено и в Несвиже). Потребителями их продукции были собственно Радзивиллы, а также представители польско-литовской знати. Для предков нынешних белорусов "слуцкий пояс" был таким же недоступным предметом роскоши, как "Боинг" Туркменбаши. Пока что белорусы предпочитают иконы "сарматским" поясам знати Речи Посполитой.
В настоящее время УП "Национальная киностудия "Беларусьфильм", ООО "ПерваяКиноВидеоКомпания" и ЗАО "Второй национальный телеканал" (ОНТ) снимают в Несвиже художественный фильм "Следы апостолов" - о поиске в годы Великой Отечественной войны семейной реликвии рода Радзивиллов. В основе сюжета сериала легенда о серебряных статуях апостолов, якобы принадлежавших роду Радзивиллов и спрятанных на территории Белоруссии. Рекламную поддержку данному проекту оказывает Белтелерадиокомпания и крупнейшие госСМИ Белоруссии. С конца прошлого века киностудия "Беларусьфильм" не могла преодолеть череду откровенных провалов, однако "кино о немцах" является её визитной карточкой - не зря в творческой среде за ней закрепилось второе название - "Партизанфильм". На пятки наступают украинские и российские киностудии с мини-сериалами ("Баллада о бомбере", "Смерть шпионам" и др.). Мистика, нацистская символика и сокровища Радзивиллов - считается, что такая постановка должна иметь успех.
С 30 июня по 1 июля в Несвиже проходил театральный фестиваль "Театр Уршули Радзивилл" - в память о представительнице рода магнатов, основавшей в Несвижском замке в 1746 году придворный крепостной театр. Мероприятие было посвящено роду Радзивиллов и широко освещалось государственной прессой, фестиваль курировал министр культуры Павел Латушко. Три государственных театра представили свои постановки: минский Купаловский - пьесу Франтишки Уршули Радзивилл "Похищение Европы", витебский Коласовский - "Леониды не вернутся на Землю" по мотивам романа Владимира Короткевича "Нельзя забыть", Национальный академический театр имени Горького (в недавнем прошлом - государственный русский драматический театр им. М.Горького) - "Пане Каханку" (прозвище Кароля Станислава Радзивилла).
Минский областной драматический театр также принял участие в несвижском фестивале с постановкой "Полонез на прощание" - о личности польского композитора Михала Клеофаса Огиньского, автора известного полонеза "Прощание с родиной" и, как считают некоторые авторы - гимна "Ещё Польша не погибла" (известен также как "Мазурка Домбровского" или "Марш Домбровского", его автором считают также Юзефа Выбицкого). Данный театр, один из самых молодых в республике, создан в 1991 году на основе Молодечненского народного театра городского Дома культуры. Участников арт-фестиваля в Несвиже ждали также и другие представления - песни и танцы, рыцарский турнир, блюда средневековой кухни и т.д.
С июля по август в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Белоруссии проходила выставка "Миракль об Уршуле", посвященная Уршуле Радзивилл. Кукольный театр "Радзивиловский" 13 июля в Минске представил спектакль об этой представительнице рода магнатов. Также были продемонстрированы три портативные кукольные театры "Несвижская ратуша", "Кредене" и ряд других экспонатов. Обращает на себя внимание то, что Радзивиллы никогда не питали особых симпатий к своим крепостным "русской веры", что наглядно проявилось в истории Пинского восстания 1648 г., Кричевского восстания 1740-1744 гг. (при этом лидер восстания Василий Ващило именовал себя внуком Богдана Хмельницкого) и ряде других эпизодов белорусской истории. Деятели, одержимые со времён горбачёвской "перестройки" восхвалением польско-литовской шляхты, не замечают очевидного факта: аутентичная народная культура сохранилась отнюдь не в среде шляхты. Новые мифы создаются не просто на незнании прошлого, но на непонимании более ранних мифов. Почему-то выбирается самый извращённый, противоестественный путь конструирования государственной идеологии.
Если уж тратятся деньги налогоплательщиков на госпрограмму "Замки Беларуси", в результате реализации которой будут восстановлены резиденции польско-литовской шляхты, то, может быть, найдётся немного средств на воссоздание уголков быта кричевских крестьян и пинских ремесленников? Если с манией установки памятников князьям литовским никак нельзя совладать, то, может быть, удастся изыскать возможность установить хотя бы мемориальные доски народным героям? Если Радзивиллы - это "белорусское всё" в понимании руководителей госагитпропа РБ, то, может быть, имеет смысл не скрывать всех страниц истории этого рода и не забывать таких его представителей, как Лев Радзивилл?
На 2012 год в Несвиже запланировано проведение Ночи музеев в радзивилловском дворце, фестиваля Юрия Башмета и ряда других мероприятий, например - балов. Во время состоявшегося в сентябре посещения Несвижа делегацией руководителей туристических организаций Польши, организованного Польской туристической палатой и Национальным агентством по туризму Белоруссии, была наглядно представлена перспектива проведения балов в родовой резиденции польского магнатского рода.
Проходят в отреставрированной резиденции Радзивиллов и официальные мероприятия. Например, 21 сентября в несвижском дворце состоялось заседание Совета министров юстиции стран СНГ. С докладом перед гостями выступил председатель Совета министров юстиции СНГ - министр юстиции Белоруссии Олег Слижевский. В ходе официальной части мероприятия чиновники обменялись мнениями о представлении универсальных периодических обзоров в Совет по правам человека ООН (со спецдокладчиком которого официальный Минск отказался сотрудничать), а также рассмотрели ход выполнения плана работы Совета министров юстиции СНГ на 2008-2012 годы и проект плана работы Совета на 2013-2017 годы.
Вскоре дошло дело и до бала, о котором экс-министр культуры Белоруссии Павел Латушко объявил 10 октября на торжественной церемонии по случаю празднования Дня работников культуры. Латушко отметил, что несвижский бал инициирован Минкультуры Белоруссии при поддержке Минского облисполкома, будет реализован с привлечением средств спонсоров. Последние не были названы - по всей видимости, это госпредприятия, получающие поддержку от властей, а также особо близкие к властям частные компании.
По словам Латушко, в рамках акции "Несвиж - культурная столица Белоруссии" в 2012 году было реализовано около 50 проектов - "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" (посетило около 4300 человек), и первый форум драматических театров "Театр Уршули Радзивилл" (посетило более 2700 человек) и др. Он отметил, что с начала года несвижскую резиденцию Радзивиллов посетило более 270 тыс. туристов и на 1 октября доходы несвижского музея-заповедника от туристов превысили 8,5 млрд белорусских рублей ($ 1 млн в эквиваленте). Сколько было вложено в этот комплекс, каков срок окупаемости проекта - остаётся неясным. Известно, что на будущий год Минкультуры РБ получит ещё больше средств, которые можно будет потратить на не менее амбициозные проекты реставрации памяти о польских панах.
В поздравлении Лукашенко, зачитанном 10 октября в Несвиже на торжественной церемонии по случаю празднования Дня работников культуры, отмечено, что "самобытная национальная культура является одним из краеугольных камней в фундаменте белорусского государственности". Руководитель Белоруссии подчеркнул: "За годы независимости в нашей стране много сделано для сохранения исторического наследия и обогащения современной белорусской культуры, которая развивается как никогда активно, приобретая мировое признание". В тот же день состоялась церемония вручения госнаград, в которой приняли участие первый заместитель главы Администрации президента Белоруссии Александр Радьков и министр культуры Павел Латушко. В ходе церемонии министр отметил, что белорусская культура представляет собой "источник духовного здоровья нации и фундамент для развития нашей государственности".
Вскоре, 20 октября "Еврорадио" проинформировало о том, что на 21 октября запланировано торжественное освящение трёх колоколов, подаренных потомком магнатского рода Матеем Радзивиллом - с этой целью в костел Святого Ежи прибудет епископ Антоний Демьянко. По словам католического связенника, самый большой из колоколов имеет имя "Радзивилл" и содержит дарственную надпись от Матея Радзивилла.
Предстоящий бал в Несвиже более месяца активно анонсировали государственные и оппозиционные издания - от районных газет до центральных телеканалов Белтелерадиокомпании. Со ссылкой на пресс-службу Минкультуры Белоруссии сообщалось, что в меропириятии примут участие около 170 артистов из Белоруссии, России, Германии, "звёзды мировой величины", полтора десятка "творческих коллективов". Организаторы бала отмечали: "В первую очередь сохранится традиция открытия бала полонезом". Также сообщалось о запланированном показе спектаклей по мотивам одной из представительниц польского магнатского рода - Уршули Радзивилл. Министерство проинформировало: организаторами бала выступают Организаторы проекта - министерство культуры и Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" при поддержке Минского облисполкома, а исполнительным продюсером проекта является ООО "Берин Арт Менеджмент". На балу состоится аукцион, прибыль от которого будет направлена на восстановление Новогрудского замка в Гродненской области Белоруссии.
Бал в несвижском дворце состоялся 10 ноября. За несколько часов до его начала печатный орган Администрации президента Белоруссии - газета "Советская Белоруссия" со ссылкой на режиссера мероприятия Веронику Ильяш сообщила: "Изысканные яства, фейерверк и много музыки - старинной и современной. Все это - Дворцовый бал, который завтра пройдет в Несвижском замке. Откроют его первые красавицы Белоруссии и Ирландии - Ольга Хижинкова и Розанна Дэвидсон. А гостями станут более полутысячи человек, среди которых Виктор Манаев, Александр Ефремов, Станислав Говорухин, Анастасия Волочкова, Дмитрий Харатьян. Организаторы шоу обещают, что на протяжении одного вечера сменятся 5 эпох. Бал продлится с 20.00 до 2 часов ночи. Известно, что во дворе установят шатер (так называемый Большой бальный зал), куда смогут войти лишь vip-персоны. Для них будет играть симфонический оркестр". Бал в родовой резиденции Радзивиллов осветили все государственные телеканалы. Особый акцент был сделан на выписанных из РФ артистов, "дочь известного певца Криса де Бурга Розанну Дэвидсон", а также полонез и мазурку. Вести бал доверили российскому актёру Марату Башарову и белорусской журналистке Алине Кравцовой.
"Одной из первых на красную дорожку ступила прима Волочкова, - сообщил телеканал ОНТ. - Вторили дворцовым интригам романсы гардемарина Харатьяна". Телеканал СТВ сообщил: "Атмосфера старинных шляхетных балов царила накануне вечером в Несвижском дворце. Там впервые со времен Радзивиллов состоялся грандиозный светский прием. Гости резиденции знатного рода смогли совершить своеобразное путешествие сквозь столетия и поучаствовать в популярных развлечениях аристократов 19 века - игре в фанты и спиритических сеансах. Кроме того, профессиональные танцоры помогали всем желающим освоить мастерство вальса и мазурки". Ведущий воскресной телепрограммы "В центре внимания" на телеканала "Беларусь-1" Юрий Прокопов, рассказывая о мероприятии в Несвиже, назвал Радзивиллов "белорусскими магнатами".
Открывая бал, министр культуры Белоруссии заявил, что данным мероприятием "мы возрождаем и возобновляем старые традиции". С ним был солидарен директор Национального художественного музея Белоруссии Владимир Прокопцов, отметивший важность воспитания на национальной истории. "Манеры, традиции, ритуалы" отметил Дмитрий Харатьян. Видимо, не будучи в курсе истории места пребывания и особенностей "реставрационных" работ после пожара, не отличая подлинника от новодела, Марат Башаров выразил благодарность властям Белоруссии за то, что они "сохранили это потрясающее место, этот чудесный замок".
До открытия бала Латушко сообщил приглашенным журналистам: "Мы провели переговоры с организаторами Дрезденского бала, и я надеюсь, что в следующем году в Минске состоится Дрезденский бал. Кроме того, обсуждаем возможность проведения в Белоруссии Венского бала. Почему бы его не принять Несвижу?". Чиновник отметил также, что проведение аристократических балов "очень важно для понимания глубины нашей истории, глубины наших корней".
Среди участников мероприятия аристократов не просматривалось, хотя сообщалось о прибытии из Парижа одного из представителей рода Шереметевых. Были ли на данном мероприятии представители рода Радзивиллов - организаторы не проинформировали. По всей видимости, на "аристократическом балу" в родовой резиденции рода польских магнатов танцевали мазурку потомки их бывших крепостных.
Стараниями Минкультуры Белоруссии, католической церкви и местных властей с каждым годом Несвиж всё больше становится похож на небольшой уютный городок Малой Польши.
- Скажи, Окорок, долго мы будем вилять, как маркитантская лодка? Клянусь громом, мне до смерти надоел капитан! Довольно ему мной командовать! Я хочу жить в капитанской каюте, мне нужны ихние разносолы и вина.
После событий 1917 и 1991 годов многие представители внекастового сообщества примеряли "капитанский китель" и даже пытались передавать его по наследству, основывая подобие династий. В то же время многие из них явно или подсознательно ощущали свою неполноценность, стремясь породниться с потомками родовой аристократии. Данные процессы не были уникальными для России и прослеживаются, например, в истории Франции, пережившей так называемую "буржуазную революцию". До французской резни с рудиментами традиционного общества пытался покончить Оливер Кромвель, не устоявший перед соблазном передать власть по наследству сыну Ричарду. Как бы ни рядились потомки английского лорда-протектора и императора французской республики в "капитанские кители", из-под них проступало естество чандалы, что было особенно заметно современникам.
Особенностью Белоруссии является то, что её русское дворянство в своё время было поставлено перед выбором: либо утратить привилегии дворянства, сохраняя свою русскость с православным вероисповеданием, либо принять католичество и пополнить когорту дворянства польской короны. При разделах Речи Посполитой русский посол Николай Репнин сообщал императрице Екатерине II: создать партию из русского дворянства невозможно - потомки Рюриковичей едва ли не землю пашут, как простые крестьяне, лоббистов приходится нанимать за деньги. В итоге к Российской империи отошли исторически русские земли с русскими простолюдинами и польской шляхтой.
После Отечественной войны 1812 года, 200-летний юбилей которой в современной Белоруссии упорно стараются не замечать и даже не называть Отечественной, к России отошли и земли собственно Польши, с её дворянством, мечтавшем о восстановлении Речи Посполитой. Уже тогда многие задались вопросом о "троянском коне" в виде Царства Польского. Вскоре опасения скептиков нашли наглядное подтверждение в "ноябрьском" мятеже 1830 года и "январском" мятеже 1863 года, целью которых было провозглашено восстановления Речи Посполитой как польского национального государства. Как и в период Отечественной войны 1812 года, так и в ходе последующих мятежей перед населением Белоруссии, как говорится, ребром был поставлен вопрос о лояльности к официальному Петербургу. Многие исследователи (русские и польские, в разные века) отмечали: степень лояльности местного населения к русскому престолу была детерминирована сословной принадлежностью и этно-конфессиональной принадлежностью. Многие исследователи истории Белоруссии отмечают: начале XIX века не приходится говорить об иной шляхте белорусских губерний, кроме как о католической по вероисповеданию и польской по культурной принадлежности. Причём представителей шляхты было так много, что в Петербурге задались вопросом: а все ли из них шляхтичи? Была активизирована работа по так называемому "разбору шляхты", поводом для чего стали обнаруженные поддельные бумаги о благородном происхождении, отпечатанные, по некоторым признакам, в тех же типографиях, где печаталась и нелегальная литература.
Прямым следствием отсутствия русского дворянства у русского населения белорусских губерний, образованных из отошедших к Российской империи земель бывшей Речи Посполитой, стало отсутствие иной интеллигенции, кроме как польской. После отмены крепостного права в 1861 году ситуация не многим улучшилась: и в 1863 году, и позднее в Северо-Западном крае империи наблюдается активность польской шляхты и польской интеллигенции.
Во II половине XIX века активно развивался западнорусизм, объявленный большевиками "реакционной" и "черносотенной" идеологией. Большевики (а наиболее последовательно - троцкисты) видели в западнорусистах ту консервативную русскую силу, которая препятствовала реализации их планов как в масштабах Советской России, так и пресловутой "мировой революции". БССР должна была появиться, чтобы продемонстрировать всему миру бескомпромиссность реализации программы партии, ленинских принципов национальной политики. Задачи, которые ставили перед собой большевики, совпали с задачами представителей местной обедневшей польской шляхты, активно включившейся в проект создания "белорусской автономии", а затем - "белорусской государственности". Не случайно "белорусизацию" в БССР проводили те, кто резко критиковал большевиков до Октября 1917 года, кто провозглашал и поддерживал "Белорусскую народную республику", кто не считал государственной изменой или предательством народа обращение к германскому кайзеру Вильгельму II о протекторате над БНР во время Первой мировой войны.
Не случайно в учебниках по истории БССР и Республики Беларусь, в подарочном издании каждому белорусскому школьнику от президента XIX век представлен польской шляхтой. Причём польские дворяне, родившиеся на территории современной Белоруссии или жившие в своих имениях на данной территории, сначала были названы "нашими знаменитыми земляками", а затем и вовсе записаны в "белорусское дворянство". Логика проста и базируется на игнорировании культурно-исторического контекста, бескомпромиссном отвержении фундаментальных научных основ и прямолинейности мышления: если в XIX веке была Белоруссия, если в Белоруссии жило дворянство - то, значит, оно было белорусским дворянством, и Адам Мицкевич, например - знаменитый белорусский литератор, а Доминик Радзивил - знаменитый белорусский полководец. Из такой логики исходят Минобразования и Минкультуры Белоруссии, Белтелерадиокомпания и другие госорганы, а также та часть "необелорусизаторов", которая не присоединилась к альтернативным проектам конструирования новой идеологии для новой нации (псевдобалтский и др. проекты).
В начале XIX века император всероссийский предпочитал иметь дело с тем дворянством, которое есть, недооценивая фактор широких народных масс, самоидентифицирующих себя как русских и православных. Граф Михаил Муравьёв (впоследствии - генерал-губернатор Виленский, усмиритель польских мятежей 1830 и 1863 гг) годами пытался убедить официальный Петербург в том, что следует проводить политику в интересах народных масс края, а не польской шляхты. Муравьёв был услышан лишь тогда, когда Северо-Западный край был охвачен "кровавым пуфом" мятежа 1863 года, а виленский генерал-губернатор Владимир Назимов из последних сил старался угодить шляхте, тормозившей реформу 1861 года и костёлу, поддерживавшему шляхту и проводившему политические "похоронные процессии". В конце XX века история во многом повторилась, а ставка на "диалог с действующей властью" является отличительной чертой внешней политики Москвы по отношению к бывшим окраинам некогда единого и мощного государства. Образно говоря, в XXI веке назимовы взяли исторический реванш над муравьёвыми.
С конца 90-х годов XX века власти Белоруссии приложили немало усилий (и вложили немало средств) в конструирование государственной идеологии. С 1994 года очередной волне принудительной "белорусизации" был противопоставлен новый курс Александра Лукашенко, заявившего: "Белорусы - это русские со знаком качества". С начала XXI века данный курс выродился в "перехватывание знамён" у "необелорусизаторов" и получил практическое воплощение в ряде поручений руководителя республики, указах, законах и иных актах, а также в государственных программах, реализуемых Советом министров и местными органами власти. Среди таковых - отраженный в протоколе поручений президента Белоруссии план мероприятий по расширению и популяризации использования белорусского языка в жизни общества, госпрограмма "Замки Беларуси" и др.
Если во II половине 90-х годов XX века была надежда на исторический реванш западнорусистов, воплощение их идей в госидеологии РБ, то сегодня эти иллюзии развеялись. Польская шляхетская символика прочно вплетена в концепт госидеологии, заявления о триединстве великороссов, белорусов и малороссов больше не озвучиваются с высоких трибун, западнорусизму противопоставлено сразу несколько идейных концептов и комплексов практических мероприятий, финансируемых как из госбюджета РБ, так и из средств зарубежных фондов. Как и в 20-е годы XX века, западнорусизм объявлен враждебной идеологией, враждебной самой идее "белорусской государственности". На самом деле западнорусизм никогда не уделял столь пристального внимания вопросам политического управления и, будучи изначально связан с Русской православной церковью, отдавал приоритет вопросам культуры, церковной истории и т.д. - в отличие от "нацдемов", большевиков, "идеологической вертикали РБ", уделявших вопросам политуправления первостепенное значение.
Сегодня в Белоруссии наблюдается трогательный союз вчерашних непримиримых оппонентов, сплотившихся на ниве ненасильственной, скорее - латентной "белорусизации". Культурой белорусов объявлено достояние польской шляхты, официально заявляется о наличии тысячелетней белоруской государственности и даже о "белорусской цивилизации". Данные положения входят в противоречие не только с научно установленными фактами и даже официальной историографией, зато по нарастающей финансируются из госбюджета, несмотря на экономические кризисы и внешнеполитическую полуизоляцию. Госбюджет, из которого финансируются соответствующие госпрограммы и мероприятия, пополняется налогоплательщиками - потомками тех самых русских простолюдинов, которых ясновельможные паны именовали "быдлом" (скотиной), а также поступлениями от льготной торговли с "имперской Россией", от имперскости которой остался лишь двуглавый орёл. Из данных средств власти финансируют те проекты, которые должны с течением времени представить белорусскую нацию, государство-нацию - несмотря на все пертурбации глобализации.
Родовая резиденция литовско-польских магнатов Радзивиллов в Несвиже (Минская область) объявлена культурной столицей Белоруссии 2012 года. В 1993 году правительство Белоруссии приняло постановление "О мерах по возрождению историко-культурного наследия и развития г. Несвижа", согласно которому на базе дворцово-паркового ансамбля и других памятников истории и культуры города создавался "Национальный историко-культурный заповедник "Несвиж". С 1996 года в Несвиже проводится ежегодный республиканский фестиваль старинной и камерной музыки "Музы Несвижа" с участием Национального академического концертного оркестра Белоруссии под руководством Михаила Финберга. В нынешнем году власти стараются привлечь особое внимание к "культурной столице": выставки сменяют фестивали, фестивали - концерты и т.д.
Выставка масонских артефактов "Масонская коллекция из собрания Вацлава Федоровича" была доступна посетителям с 6 августа по 18 сентября в выставочном зале несвижского дворца Радзивиллов. Посетители могли осмотреть знаки русских и польских лож из фонда Витебского областного краеведческого музея. В витебский музей они попали от родственников известного в дореволюционной России общественного деятеля и учёного Вацлава Петровича Федоровича (1848 - 1911), который был членом-корреспондентом Краковской Академии наук, инициаторам и основателем Благотворительного католического общества в Витебске, а также известным знатоком и собирателем древностей. В 1923 г. на основе коллекции Федоровича был создан "Музей белорусско-польских (местных) древностей", экспонаты которого в 1924 г. стали частью Витебского отделения Белорусского государственного музея.
На сегодняшний день витебские музееведы являются хранителями уникального собрания из 95 предметов масонской коллекции, датируемых кон. XVIII - нач. XIX в.: печатные и рукописные документы, отличительные знаки русских и польских лож, общемасонские отличительные знаки и знаки разных степеней и должностей, масонские ленты, запоны и карманы-кошели. В 2011 году коллекция масонского наследия (в т.ч. часть фонда Федоровича) демонстрировалась в Гомельском дворцово-парковом ансамбле Румянцевых и Пацкевичей. В прошлом году Гомель был назначен "культурной столицей".
Также в Несвижском замке по выходным дням с августа по октябрь включительно проходили концерты музыки в рамках программы "Музыкальные сокровища Европы". Вниманию туристов предлагались полонез "Прощание с Родиной" Михаила Клеофаса Огинского, дивертисмент Матея Радзивилла и другие произведения. По словам организаторов концертной программы, свободных мест было более чем достаточно несмотря на скидки для школьников. С нового учебного года "на Радзивиллов" возили экскурсии пионеров: согласно сложившейся в Белоруссии практике, членов возрождённой Белорусской республиканской пионерской организации, а также их более старших товарищей из Белорусского республиканского союза молодёжи (считается правопреемником ЛКСМБ) регулярно привлекают к заполнению мест в ледовых дворцах, а также иным массовым мероприятиям. Организации скаутов и гайдов избавлены от этой повинности.
Экскурсионное бюро госучреждения "Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" предлагает более десятка обзорных и тематических экскурсий, в т.ч. тематическую экскурсию "Костёл", обзорную экскурсию "Оборонительная система замка Радзивиллов" и др. Туристам предлагается посмотреть на саркофаги с останками Радзивиллов в подвале костёла Божьего Тела (он же Фарный костёл), осмотреть заложенные по указанию Радзивиллов парки, осмотреть копии портретов Радзивиллов в музее восстановленной городской ратуши.
В ратуше периодически проходят различные мероприятия, связанные с историей Польши, Несвижа и рода Радзивиллов. Так, 1 июля в несвижской ратуше состоялось торжественное мероприятие: полковник Войска Польского Анджей Кривчек передал в музей ратуши реконструированный штандарт 27-го уланского полка польской армии (им. короля Стефана Батория). Полк был образован в 1920 году (период правления Юзефа Пилсудского) и с 1922 по 1939 год расквартирован в Несвиже, входил в состав Новогрудской кавбригады Владислава Андерса. Полк принимал участие во Второй мировой войне, однако недолго: 27 сентября 1939 27-й уланский полк в составе других частей Андерса, отступавших под ударами вермахта, в районе деревни Сутковице был полностью разбит 148-м кавполком Красной Армии. Андерс оказался в советском плену и впоследствии возглавил сформированную в СССР "Польскую армию на Востоке", которая покинула Советский Союз в 1942 году - в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, когда судьба нашей Родины решалась под Сталинградом, когда умирал в блокаде Ленинград. Сформированные и укомплектованные в СССР части "армии Андерса" вместе с членами семей отправились в Иран, затем - в Ирак, затем - в Египет, после чего оказались в Италии. Но это уже немного иная история.
Масштабная реконструкция Несвижского замка прошла после пожара 2002 года. История замка отсчитывается с XIII века, долгое время он был родовой резиденцией литовско-польской фамилии, весьма влиятельной в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и межвоенной Польше. После воссоединения Западной Белоруссии и БССР в результате Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года, Несвижский замок был национализирован и использовался как объект культуры и отдыха. Вплоть до 90-х годов XX века в резиденции магнатов Речи Посполитой располагался пансионат - советские пролетарии отдыхали в спальнях князей и принимали пищу в каминном зале. В то же время по замку экскурсоводы водили группы туристов.
Вспоминается интересный случай. Однажды по замку проходила экскурсия. Гид рассказывал о богатстве и влиянии рода Радзивиллов, роскошной отделке замка и т.д. Внимание группы привлекли огромные двери с тяжелым кованым механизмом замка. Группа так увлеклась рассказом гида о спальне княгини, что, когда открылись двери опочивальни и оттуда вышла дама в трико с махровым полотенцем через плечо, возникла классическая немая сцена. Через несколько секунд все опомнились, экскурсия продолжилась.
После пожара 2002 года власти направили миллиарды бюджетных средств на реставрацию дворцово-замкового комплекса в Несвиже, приобретение картин и вещей, принадлежавших Радзивиллам. С 2008 года часть несвижского комплекса открыта для посетителей. Злые языки утверждают, что о реставрации в Несвиже можно говорить с большой долей условности, а выполненные работы следует называть словом "новодел". Власти не смущает "критика снизу", они полны решимости вывести комплекс на самоокупаемость и сделать из него важный туристический центр. В июне состоялось торжественное официальное открытие несвижского замка Радзивиллов.
Александр Лукашенко с сыном Николаем 20 июля посетил отреставрированный дворцово-парковый ансамбль XVI - XIX веков в Несвиже, пообщался с потомками рода Радзивиллов и передал в дар музею "пояс слуцкого типа". По всей видимости, это была недешевая даже по нынешним временам копия "слуцкого пояса", вытканная из шелковых и серебряных позолоченных нитей в стиле продукции мануфактур Речи Посполитой кон. XVIII века. По мнению Лукашенко, шляхетский "слуцкий пояс" является едва ли не сакральным символом. Выступая в Нацсобрании 8 мая, он заявил: "К иконе в каждом доме белоруса должен быть "слуцкий пояс". Не всем потомкам крепостных по карману приближенные к оригиналу копии. В настоящее время известно о нескольких единицах оригинальных поясов, которые в своё время стоили целое состояние, да и сейчас стоят немало - фигурируют суммы $ 90 тыс и даже $ 300 тыс. Хорошая современная копия этого предмета магнатской роскоши сегодня может стоить кратно дешевле и быть сопоставимой со стоимостью квартиры в Минске. Наверное, что-то серьёзное должно произойти в сознании белорусов, чтобы после прошлогоднего кризиса они ринулись приобретать такие пояса.
Так называемые "слуцкие пояса" никогда не были элементом одежды собственно белорусов - мода имела распространение исключительно среди наиболее богатой части польско-литовской шляхты, покупавшей первоначально персидские пояса. В дальнейшем началось "импортозамещение" - роду Радзивилов принадлежала самая известная Слуцкая мануфактура-"персиарня" по изготовлению этих поясов (производство было налажено и в Несвиже). Потребителями их продукции были собственно Радзивиллы, а также представители польско-литовской знати. Для предков нынешних белорусов "слуцкий пояс" был таким же недоступным предметом роскоши, как "Боинг" Туркменбаши. Пока что белорусы предпочитают иконы "сарматским" поясам знати Речи Посполитой.
В настоящее время УП "Национальная киностудия "Беларусьфильм", ООО "ПерваяКиноВидеоКомпания" и ЗАО "Второй национальный телеканал" (ОНТ) снимают в Несвиже художественный фильм "Следы апостолов" - о поиске в годы Великой Отечественной войны семейной реликвии рода Радзивиллов. В основе сюжета сериала легенда о серебряных статуях апостолов, якобы принадлежавших роду Радзивиллов и спрятанных на территории Белоруссии. Рекламную поддержку данному проекту оказывает Белтелерадиокомпания и крупнейшие госСМИ Белоруссии. С конца прошлого века киностудия "Беларусьфильм" не могла преодолеть череду откровенных провалов, однако "кино о немцах" является её визитной карточкой - не зря в творческой среде за ней закрепилось второе название - "Партизанфильм". На пятки наступают украинские и российские киностудии с мини-сериалами ("Баллада о бомбере", "Смерть шпионам" и др.). Мистика, нацистская символика и сокровища Радзивиллов - считается, что такая постановка должна иметь успех.
С 30 июня по 1 июля в Несвиже проходил театральный фестиваль "Театр Уршули Радзивилл" - в память о представительнице рода магнатов, основавшей в Несвижском замке в 1746 году придворный крепостной театр. Мероприятие было посвящено роду Радзивиллов и широко освещалось государственной прессой, фестиваль курировал министр культуры Павел Латушко. Три государственных театра представили свои постановки: минский Купаловский - пьесу Франтишки Уршули Радзивилл "Похищение Европы", витебский Коласовский - "Леониды не вернутся на Землю" по мотивам романа Владимира Короткевича "Нельзя забыть", Национальный академический театр имени Горького (в недавнем прошлом - государственный русский драматический театр им. М.Горького) - "Пане Каханку" (прозвище Кароля Станислава Радзивилла).
Минский областной драматический театр также принял участие в несвижском фестивале с постановкой "Полонез на прощание" - о личности польского композитора Михала Клеофаса Огиньского, автора известного полонеза "Прощание с родиной" и, как считают некоторые авторы - гимна "Ещё Польша не погибла" (известен также как "Мазурка Домбровского" или "Марш Домбровского", его автором считают также Юзефа Выбицкого). Данный театр, один из самых молодых в республике, создан в 1991 году на основе Молодечненского народного театра городского Дома культуры. Участников арт-фестиваля в Несвиже ждали также и другие представления - песни и танцы, рыцарский турнир, блюда средневековой кухни и т.д.
С июля по август в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Белоруссии проходила выставка "Миракль об Уршуле", посвященная Уршуле Радзивилл. Кукольный театр "Радзивиловский" 13 июля в Минске представил спектакль об этой представительнице рода магнатов. Также были продемонстрированы три портативные кукольные театры "Несвижская ратуша", "Кредене" и ряд других экспонатов. Обращает на себя внимание то, что Радзивиллы никогда не питали особых симпатий к своим крепостным "русской веры", что наглядно проявилось в истории Пинского восстания 1648 г., Кричевского восстания 1740-1744 гг. (при этом лидер восстания Василий Ващило именовал себя внуком Богдана Хмельницкого) и ряде других эпизодов белорусской истории. Деятели, одержимые со времён горбачёвской "перестройки" восхвалением польско-литовской шляхты, не замечают очевидного факта: аутентичная народная культура сохранилась отнюдь не в среде шляхты. Новые мифы создаются не просто на незнании прошлого, но на непонимании более ранних мифов. Почему-то выбирается самый извращённый, противоестественный путь конструирования государственной идеологии.
Если уж тратятся деньги налогоплательщиков на госпрограмму "Замки Беларуси", в результате реализации которой будут восстановлены резиденции польско-литовской шляхты, то, может быть, найдётся немного средств на воссоздание уголков быта кричевских крестьян и пинских ремесленников? Если с манией установки памятников князьям литовским никак нельзя совладать, то, может быть, удастся изыскать возможность установить хотя бы мемориальные доски народным героям? Если Радзивиллы - это "белорусское всё" в понимании руководителей госагитпропа РБ, то, может быть, имеет смысл не скрывать всех страниц истории этого рода и не забывать таких его представителей, как Лев Радзивилл?
На 2012 год в Несвиже запланировано проведение Ночи музеев в радзивилловском дворце, фестиваля Юрия Башмета и ряда других мероприятий, например - балов. Во время состоявшегося в сентябре посещения Несвижа делегацией руководителей туристических организаций Польши, организованного Польской туристической палатой и Национальным агентством по туризму Белоруссии, была наглядно представлена перспектива проведения балов в родовой резиденции польского магнатского рода.
Проходят в отреставрированной резиденции Радзивиллов и официальные мероприятия. Например, 21 сентября в несвижском дворце состоялось заседание Совета министров юстиции стран СНГ. С докладом перед гостями выступил председатель Совета министров юстиции СНГ - министр юстиции Белоруссии Олег Слижевский. В ходе официальной части мероприятия чиновники обменялись мнениями о представлении универсальных периодических обзоров в Совет по правам человека ООН (со спецдокладчиком которого официальный Минск отказался сотрудничать), а также рассмотрели ход выполнения плана работы Совета министров юстиции СНГ на 2008-2012 годы и проект плана работы Совета на 2013-2017 годы.
Вскоре дошло дело и до бала, о котором экс-министр культуры Белоруссии Павел Латушко объявил 10 октября на торжественной церемонии по случаю празднования Дня работников культуры. Латушко отметил, что несвижский бал инициирован Минкультуры Белоруссии при поддержке Минского облисполкома, будет реализован с привлечением средств спонсоров. Последние не были названы - по всей видимости, это госпредприятия, получающие поддержку от властей, а также особо близкие к властям частные компании.
По словам Латушко, в рамках акции "Несвиж - культурная столица Белоруссии" в 2012 году было реализовано около 50 проектов - "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" (посетило около 4300 человек), и первый форум драматических театров "Театр Уршули Радзивилл" (посетило более 2700 человек) и др. Он отметил, что с начала года несвижскую резиденцию Радзивиллов посетило более 270 тыс. туристов и на 1 октября доходы несвижского музея-заповедника от туристов превысили 8,5 млрд белорусских рублей ($ 1 млн в эквиваленте). Сколько было вложено в этот комплекс, каков срок окупаемости проекта - остаётся неясным. Известно, что на будущий год Минкультуры РБ получит ещё больше средств, которые можно будет потратить на не менее амбициозные проекты реставрации памяти о польских панах.
В поздравлении Лукашенко, зачитанном 10 октября в Несвиже на торжественной церемонии по случаю празднования Дня работников культуры, отмечено, что "самобытная национальная культура является одним из краеугольных камней в фундаменте белорусского государственности". Руководитель Белоруссии подчеркнул: "За годы независимости в нашей стране много сделано для сохранения исторического наследия и обогащения современной белорусской культуры, которая развивается как никогда активно, приобретая мировое признание". В тот же день состоялась церемония вручения госнаград, в которой приняли участие первый заместитель главы Администрации президента Белоруссии Александр Радьков и министр культуры Павел Латушко. В ходе церемонии министр отметил, что белорусская культура представляет собой "источник духовного здоровья нации и фундамент для развития нашей государственности".
Вскоре, 20 октября "Еврорадио" проинформировало о том, что на 21 октября запланировано торжественное освящение трёх колоколов, подаренных потомком магнатского рода Матеем Радзивиллом - с этой целью в костел Святого Ежи прибудет епископ Антоний Демьянко. По словам католического связенника, самый большой из колоколов имеет имя "Радзивилл" и содержит дарственную надпись от Матея Радзивилла.
Предстоящий бал в Несвиже более месяца активно анонсировали государственные и оппозиционные издания - от районных газет до центральных телеканалов Белтелерадиокомпании. Со ссылкой на пресс-службу Минкультуры Белоруссии сообщалось, что в меропириятии примут участие около 170 артистов из Белоруссии, России, Германии, "звёзды мировой величины", полтора десятка "творческих коллективов". Организаторы бала отмечали: "В первую очередь сохранится традиция открытия бала полонезом". Также сообщалось о запланированном показе спектаклей по мотивам одной из представительниц польского магнатского рода - Уршули Радзивилл. Министерство проинформировало: организаторами бала выступают Организаторы проекта - министерство культуры и Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" при поддержке Минского облисполкома, а исполнительным продюсером проекта является ООО "Берин Арт Менеджмент". На балу состоится аукцион, прибыль от которого будет направлена на восстановление Новогрудского замка в Гродненской области Белоруссии.
Бал в несвижском дворце состоялся 10 ноября. За несколько часов до его начала печатный орган Администрации президента Белоруссии - газета "Советская Белоруссия" со ссылкой на режиссера мероприятия Веронику Ильяш сообщила: "Изысканные яства, фейерверк и много музыки - старинной и современной. Все это - Дворцовый бал, который завтра пройдет в Несвижском замке. Откроют его первые красавицы Белоруссии и Ирландии - Ольга Хижинкова и Розанна Дэвидсон. А гостями станут более полутысячи человек, среди которых Виктор Манаев, Александр Ефремов, Станислав Говорухин, Анастасия Волочкова, Дмитрий Харатьян. Организаторы шоу обещают, что на протяжении одного вечера сменятся 5 эпох. Бал продлится с 20.00 до 2 часов ночи. Известно, что во дворе установят шатер (так называемый Большой бальный зал), куда смогут войти лишь vip-персоны. Для них будет играть симфонический оркестр". Бал в родовой резиденции Радзивиллов осветили все государственные телеканалы. Особый акцент был сделан на выписанных из РФ артистов, "дочь известного певца Криса де Бурга Розанну Дэвидсон", а также полонез и мазурку. Вести бал доверили российскому актёру Марату Башарову и белорусской журналистке Алине Кравцовой.
"Одной из первых на красную дорожку ступила прима Волочкова, - сообщил телеканал ОНТ. - Вторили дворцовым интригам романсы гардемарина Харатьяна". Телеканал СТВ сообщил: "Атмосфера старинных шляхетных балов царила накануне вечером в Несвижском дворце. Там впервые со времен Радзивиллов состоялся грандиозный светский прием. Гости резиденции знатного рода смогли совершить своеобразное путешествие сквозь столетия и поучаствовать в популярных развлечениях аристократов 19 века - игре в фанты и спиритических сеансах. Кроме того, профессиональные танцоры помогали всем желающим освоить мастерство вальса и мазурки". Ведущий воскресной телепрограммы "В центре внимания" на телеканала "Беларусь-1" Юрий Прокопов, рассказывая о мероприятии в Несвиже, назвал Радзивиллов "белорусскими магнатами".
Открывая бал, министр культуры Белоруссии заявил, что данным мероприятием "мы возрождаем и возобновляем старые традиции". С ним был солидарен директор Национального художественного музея Белоруссии Владимир Прокопцов, отметивший важность воспитания на национальной истории. "Манеры, традиции, ритуалы" отметил Дмитрий Харатьян. Видимо, не будучи в курсе истории места пребывания и особенностей "реставрационных" работ после пожара, не отличая подлинника от новодела, Марат Башаров выразил благодарность властям Белоруссии за то, что они "сохранили это потрясающее место, этот чудесный замок".
До открытия бала Латушко сообщил приглашенным журналистам: "Мы провели переговоры с организаторами Дрезденского бала, и я надеюсь, что в следующем году в Минске состоится Дрезденский бал. Кроме того, обсуждаем возможность проведения в Белоруссии Венского бала. Почему бы его не принять Несвижу?". Чиновник отметил также, что проведение аристократических балов "очень важно для понимания глубины нашей истории, глубины наших корней".
Среди участников мероприятия аристократов не просматривалось, хотя сообщалось о прибытии из Парижа одного из представителей рода Шереметевых. Были ли на данном мероприятии представители рода Радзивиллов - организаторы не проинформировали. По всей видимости, на "аристократическом балу" в родовой резиденции рода польских магнатов танцевали мазурку потомки их бывших крепостных.
Стараниями Минкультуры Белоруссии, католической церкви и местных властей с каждым годом Несвиж всё больше становится похож на небольшой уютный городок Малой Польши.
Комментариев нет:
Отправить комментарий