воскресенье, 23 декабря 2012 г.

«Бисер» катится по постсоветскому пространству


("Magyar Nemzet", Венгрия)

Все глубже пропасть между навязываемой СМИ картиной и действительностью. Показательным примером является отношение в регионе к Белоруссии.

Габор Штир (Stier Gábor)
Флаг Белоруссии


На общественное мнение влияют главным образом два фактора. С одной стороны – созданное СМИ информационное пространство, с другой стороны – личные впечатления. И эти два фактора на постсоветском пространстве совсем не совпадают. И, как было сказано на седьмом минском форуме европейских и азиатских медиа (FEAM), в этом серьезную роль играет то, что Запад, считающий себя центром цивилизации, вместо настоящих ценностей через СМИ опять распространяет только поддельный красиво сверкающий «бисер», а региональные медиа вместо собственных оценок крутятся вокруг чужих моделей.

Ведущий социолог украинского отделения Research&Branding Group Евгений Копатько обнародовал очень интересные, неожиданные результаты исследования постсоветского пространства во время встречи за круглым столом, на котором обсуждались вопросы медийной глобализации и локализации. Как выяснилось, несмотря на подсказки местной, но в основном прозападной прессы, украинцы, главным образом опираясь на свои личные впечатления, говорят о том, что испытывают по отношению к Белоруссии братские чувства. И только на одну десятую от этих 31,2 процентов населения отстают те, кто испытывает к белорусам «просто» дружеские чувства. 61,8 процента положительно оценивают официальные отношения с Белоруссией. Какие же события в соседней стране вызывают интерес? В отличие от западной прессы деятельность оппозиции интересует 6,3 процента населения, и гораздо больше интересует информация об общественно-политических процессах, происходящих в стране (44,7 процента), в деловой сфере (26,3) или области культуры (9 процентов). И что шокирует еще больше, это то, что в Украине, являющейся демократическим лидером в регионе, 60 процентов населения считают, что у северных соседей выше уровень жизни, и только 7 процентов придерживаются противоположной точки зрения.

Данное исследование демонстрирует то, что после распада Советского Союза народы, выбравшие разные дороги, несмотря на попытки власти разъединить их, все же чувствуют себя очень близкими друг другу. Но что еще важнее, – сложившееся о регионе ошибочное мнение в значительной степени сформировано преднамеренно.

И здесь имеет смысл поговорить о так называемых Twitter-революциях. Факт, что каждый участник круглого стола признал, что роль социальных сетей сильно выросла, но при этом их значение в организации данных процессов сильно преувеличена. Владимир Гидин, главный редактор «Белорусской думки» сказал, что в Египте количество пользователей Twitter (1741) и Facebook (5199780) во время так называемой революции увеличилось лишь на 83 тысячи человек, что в масштабах страны означает увеличение влияния на 6,46 процента. Это соотношение в Тунисе было 19,53 процента, а в России – 2,7 процента. Соглашаясь с тем, что развитие технологий оказывает влияние на общественные процессы, он отметил, что в 1917 году почта и телеграф сыграли важную роль в революции этого года, но никто не называл события тех дней «телеграфной революцией». Нельзя смешивать причины и следствия, и гораздо более важным является в обоих случаях изменение общественного настроения.

В отношении Twitter-революций необходимо отметить, что пропасть между реальной и виртуальной политической активностью все глубже. Гидин отметил, что во время протестов в Минске в 2011 году, в последние дни перед закрытием портала ВКонтакте, в общественную группу «Революция» зарегистрировалось 33229 человек, в то время как в уличных демонстрациях приняли участие лишь 3-4 тысячи. В связи с этим украинский политолог Володимир Фесенко напомнил анекдот о новом Майдане, согласно которому в Facebook имеется десять тысяч протестующих, а перед избирательной комиссией – только тысяча. Таким образом, можно говорить о том, что настроения, царящие в СМИ, сильно отличаются от действительности, и аналитик призвал в будущем обращать особое внимание на те политические и общественные последствия, которые могут возникнуть в связи с этим. Как и на то, какую роль играют всемирные медиа в сегодняшних процессах, и на то, что движение на постсоветском пространстве, представляющее свои ценности и интересы, не очень заметно рядом с CNN и Euronews.

На это указывал и российский аналитик Сергей Михеев, считая недопустимым то, что на постсоветском пространстве в СМИ идет дискуссия о том, есть ли жизнь вне Запада. Он с сожалением отметил, что это чуждая модель мышления. И до тех пор бесполезно говорить о восточной интеграции, пока регион играет по чужим нотам. По сути, об этом говорил и Александр Искандарьян, директор Института Кавказа в Ереване, упоминая о том, что люди его поколения прекрасно понимают азербайджанцев того же поколения, даже если и не согласны с ними, но молодой армянин лучше знает Америку, чем Грузию, хотя туда мог бы попасть просто на автобусе. Молдавский писатель Юрий Роска, ранее занимавший серьезные политические посты, заявил, что регион через СМИ захлестывает псевдокультура, «американская мечта», шоу бизнес, бренды и тренды, вместо западной модели – ее подделка, и только немногие понимают, что красных комиссаров надо менять не на голубые (так в русском сленге называют гомосексуалистов), а вместо копирования Запада нужно вернуться к собственным ценностям.

Философски относясь к вопросу, Дмитро Выдрин отметил, что нынешняя технологическая, социальная, политическая и культурная глобализация в какой-то степени повторяет методы всеобщей торговой глобализации прошлых столетий. Символом этого процесса был бисер, который предлагали колониям в обмен на содержание «центров модернизации». По мнению советника украинского президента, вместо прежних стеклянных бусин сегодня используются дешевые подделки современной экономики и современных ценностей, которые несут обществу западные СМИ, приняв на себя роль банков, демократических институтов и партий. Но Выдрин обратил внимание на то, что эта глобализация уже двусторонняя, ведь подделки уже вливаются в «центры цивилизации», где в сейфах, хранящих ценности, уже больше стеклянных бусин, чем драгоценных камней.
Оригинал публикации: Guruló „üveggyöngyök” a posztszovjet térben

Комментариев нет:

Отправить комментарий