Татьяна Волкова
Я не интересуюсь политикой, а занимаюсь правозащитой. По большому счету, мне все равно, какая группировка находится у власти, хотя ворюга мне, пожалуй, несколько милей, чем кровопийца. Мне важно принудить любую власть соблюдать верховенство закона, и, в частности, не допускать принятия нелегитимных законов.
Однако на прошедшей неделе от политики нигде невозможно было укрыться. Замкнулся круг продолжительностью в 12 лет.
Менеджеров высшего звена принято благодарить перед проводами на пенсию. В четверг 20-го декабря одного из них поблагодарили перед всей страной: Спасибо, Вова!
Произнести это было доверено той самой Марии Соловьенко, которой на подобной пресс-конференции в феврале 2007 года было поручено поприветствовать: Здравствуйте, несравненный Владимир Владимирович!
Мнения большинства политических комментаторов свелись к вариациям на тему песенки герцога Мантуанского из Риголетто, и я даже готова поверить как комментаторам, так и в случайность, но Владимира Владимировича, еще когда он был Вовой, учили не верить в случайности.
Вот он и не сдержался в кулуарах, брякнув в сердцах, будто бы на Ю. М. Лужкова заведено множество уголовных дел.
Вспомним, как все это начиналось. 24 марта 1999 года Е. М. Примаков развернул самолет над Атлантикой; 12 мая он был отправлен в отставку с поста председателя правительства. Свыше 80% опрошенных россиян, считавших, что Примакову удалось добиться экономической и политической стабилизации, подержали его против Ельцина.
10 декабря того же года Б. Н. Ельцин разоткровенничался в Китае: «Билл Клинтон вчера позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами». Его собеседник Цзян Цзэминь мудро промолчал. Через три недели Ельцин плакал, рассказывал, что уходит «не по состоянию здоровья, а по совокупности всех проблем», и просил, совсем за другое, прощения у граждан России.
В тот момент операция «Наследник», проводившаяся Семьей против группировки Лужкова-Примакова, вступила в завершающую фазу. В. В. Путин стал и. о., вскоре победил на президентских выборах, и перехватил у противника популярный слоган о стабильности.
Вернемся к последним событиям вокруг пресс-конференции. Не секрет, что наше разделение властей работает по несложной процедуре: законодатели получают команду из УВП и, в частичном соответствии со статьей 10 Конституции, самостоятельно выполняют распоряжение начальства. Однако дело на сей раз было ответственным, законодателям его не доверили, и, судя по сообщению телеканала «Дождь», «сиротский закон» диктовал лично г-н Володин.
Несмотря на сиротское прозвище, родители у закона есть. В частности, вышеупомянутый В. В. Володин, Первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, возглавлявший на последних президентских выборах штаб кандидата В. В. Путина.
Начиналась и эта история в том же 1999 году, когда Вячеслав Викторович Володин был избран депутатом Государственной Думы третьего созыва от блока «Отечество — Вся Россия». Затем он стал заместителем председателя, а с сентября 2001 года, после решения Е. М. Примакова об уходе с тем, чтобы возглавить Торгово-промышленную палату России, занял его место, председателяфракции ОВР.
Странная должность, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, отвечающий за внутреннюю политику… Предшественником соратника господ Лужкова и Примакова г-на Володина на этом месте был бывший телохранитель М. Б. Ходорковского В. Ю. Сурков, впоследствии занимавший при Ходорковском ряд руководящих должностей в Объединении кредитно-финансовых предприятий «Менатеп».
Может возникнуть ощущение, что внутренняя политика в приоритетах В. В. Путина занимает последнее место. Хотя вряд ли. В таком случае, его, наверное, в КГБ учили безоговорочно вручать свою судьбу в руки перебежчиков из вражьего стана? Тоже верится с трудом.
Так или иначе, на пресс-конференции, прекрасно режиссированной г-ном Песковым, г-ну Путину, несмотря на полное взаимопонимание с г-ном Обамой, пришлось «развернуть над Атлантикой свой самолет», а также напомнить о российском арсенале ракет и гарантированном взаимном уничтожении.
Ошибка. Никакого взаимного уничтожения. Уничтожено только положение Путина в качестве «решалы» в вашингтонском и в ряде других обкомов. Хотя сохрани он этот статус, мог бы уйти работать, скажем, в Федерацию дзюдо, или просто на пенсию, оставаясь одним из самым влиятельных людей в России.
Фиаско начальника, по всей видимости, нисколько не огорчило пресс-секретаря. Он даже позволил себе дезавуировать заявление своего шефа в отношении уголовного преследования Ю. М. Лужкова, заявив, что «кто-то некорректно изложил» эту информацию. В кругах, близких к Сергею Николаевичу, батюшке организатора пресс-конференции Дмитрия Сергеевича Пескова, будут рады возможности перестать, наконец, путать известное здание напротив Соловецкого камня, принадлежавшее в свое время петербургскому страховому обществу «Россия», с ленинградским вокзалом.
За что же все это? Как известно, 28 сентября 2010 года «в связи с утратой доверия» Ю. М. Лужков был отправлен в отставку президентом Д. А. Медведевым, находившимся в Китае. Опыт старших товарищей: за 2 года до того Д. А. Медведев начал войну с Грузией; тогда В. В. Путин находился в Китае.
Американские как бы разведывательно-аналитические ресурсы, такие как Stratfor, тогда немедленно принялись оживленно спекулировать об ожидаемых ответных мерах Лужкова. Обсуждалась возможность срыва структурами Батуриной строительства олимпийских объектов в Сочи, активизация «московской мафии» и т. п. На все лады повторялось словосочетание «ответный удар».
Взглянуть на происходившее у них под носом американские аналитики не удосужились. На следующий день после отставки Лужкова, 29 сентября, в Конгресс США был внесён законопроект о запрете въезда в США лицам, предположительно причастным к коррупции по делу Hermitage Capital и смерти С. Л. Магнитского, знаменитый список Кардина.
Китайское алиби не впечатлило патриарха лужковской команды Е. М. Примакова, которому достаточно было просмотреть за кофе утренние газеты, чтобы принять верное решение о направлении ответного удара.
В результате «Россию без Путина» мы, пожалуй, уже получили. Удастся ли «команде Лужкова» воспользоваться плодами своих трудов, «Семья» ли сумеет немного продлить пребывание Путина в должности, чтобы подготовить к коронации нового наследника, или, как часто бывает, ситуацией воспользуется третья сила – не столь важно.
Кто бы ни пришел к власти, и какие бы надежды с этим приходом ни связывали наши неистощимые Укропы Помидоровичи, все снова закончится похмельем в чужом пиру.
Пока, на трезвую голову, необходимо признать сокрушительную эффективность инструмента, которым воспользовались матерые «бульдоги под ковром». Это универсальная юрисдикция гуманитарного права. Потребуется упорно разрабатывать данное перспективное направление, чтобы принудить тех, кто придет на смену Путину, соблюдать верховенство закона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий