Леонид Савин
Тенденция перемещения центра мировой экономической и финансовой активности в Азию распространяется и на такую сферу, как производство вооружений и торговля оружием. И если в США и Европе под прессом мирового финансового кризиса военные бюджеты сокращаются, то в Азии ситуация выглядит противоположным образом. Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Тайвань - бесспорные лидеры по военным затратам в регионе, на их долю приходится около 90% расходов на вооружения в Азии, а Китай, Индия и Япония входят в десятку мировых лидеров по этому показателю за 2011 год… (1)
В минувшем году суммарные расходы на оборону этих пяти стран составили 225 млрд. долл., что примерно вдвое больше, чем 10 лет назад. В Китае зафиксирован наибольший темп роста - 13,4% за год, в Южной Корее - 4,8%; в Индии и Японии - 3,6% и 3,4% соответственно, а на Тайване - 1,8% (2).
Китай, Индия и Южная Корея входят в десятку стран с так называемыми активными вооруженными силами, что подразумевает низкие ежегодные затраты на каждого бойца. Они, как и Тайвань, в 2011 г. потратили от 28200 до 43600 долл. на одного военнослужащего, что сопоставимо с расходами Румынии (29100) или Кипра (44600). Для сравнения: в ЕС на эти цели тратится в среднем 140400 долл. в год на человека, в Австралии и США - 438000 и 504800. Эти цифры отражают приоритет количества над качеством в вооруженных силах этих азиатских стран.
Хотя увеличение оборонных бюджетов идет быстрыми темпами, оно не обязательно означает гонку вооружений. Расходы на оборону в Азии в большей степени связаны с экономическим ростом и необходимостью обновления боезапасов и тяжелого вооружения, чем с усилиями по противодействию открытым угрозам безопасности, хотя последнее тоже имеет место. Эксперты Центра стратегических и международных исследований из Вашингтона предупреждают, что отсутствие понимания природы и деталей этого роста оборонных расходов в Азии может привести к ошибочной интерпретации намерений и пейзажа региональной безопасности, что в потенциале приведет к нерациональному использованию Соединенными Штатами собственных ресурсов с учетом производимого Америкой «стратегического поворота» в сторону Азии.
Несколько иначе оценивают эту проблему специалисты из корпорации РЭНД. Как указано в недавнем исследовании, посвященном военному присутствию США за рубежом, в будущем пребывание американских военнослужащих в Азии будет обусловлено тремя ключевыми моментами: 1) необходимостью защиты союзников США от Китая и России; 2) продвижением интересов США в ключевых регионах (куда входят Китай и Восточная Азия); 3) необходимостью «отговорить» Китай и Северную Корею от гонки вооружений (3).
Эксперты из РЭНД настаивают на необходимости «увеличить военное присутствие в связи с расширением китайской и северокорейской угрозы». Военные базы в Японии и Южной Корее предлагается сохранить, но увеличить количество регулярных маневров и обеспечить постоянное военное присутствие на Филиппинах, в Таиланде, Сингапуре и Австралии. Кроме того, США должны рассмотреть возможность создания своих баз в Малайзии, Вьетнаме и Индонезии в связи с интересами КНР в Южно-Китайском море (4).
Неоконсерваторы в США традиционно выступают за рост расходов на вооружения. Такие структуры, как American Enterprise Institute, the Heritage Foundation и Foreign Policy Initiative создали новый общий аналитический центр с тавтологическим названием Defending Defense (5), который отстаивает интересы военно-промышленного комплекса США и лоббирует рост вооружений с поправкой на азиатскую стратегию Б. Обамы. В частности, аналитики Heritage Foundation говорят о необходимости серьезного расширения ВМС, ВВС и морской пехоты - нужны бомбардировщики дальнего действия нового поколения, дополнительное количество самолетов F-22, создание широкого ассортимента кораблей, авианосцев и подводных лодок (6).
Похоже, что «тихоокеанский век Америки», о котором объявил Б. Обама, будет всё больше подталкивать США к вмешательству в дела азиатских государств под предлогом сохранения «стабильности и безопасности». И если для комиссии по бюджетным ассигнованиям Конгресса США это звучит как призыв: «Дайте больше денег», то для некоторых стран Азии означает необходимость повышения собственной обороноспособности и поиск надежных партнеров.
13 декабря в столице Филиппин Маниле состоялась встреча военного руководства этой страны и представителей США, на которой стороны пришли к соглашению укрепить сотрудничество в сфере безопасности. Филиппинские военные и дипломаты открыто заявили, что ожидают от США больше кораблей, самолетов и военнослужащих для проведения учений и тренингов по различным операциям. Замминистра иностранных дел Филиппин по вопросам сотрудничества с США Карлос Соретта сказал в комментарии СМИ, что на переговорах речь шла об увеличении постоянного военного присутствия США на ротационной основе (7). При этом как США, так и Филиппины прямо заявляют, что причиной тому - территориальный спор с Китаем в Южно-Китайском море.
В Австралии на дежурство заступает контингент американской морской пехоты количеством в 2500 человек, возобновляется военно-техническая помощь Индонезии, а в Сингапуре развертывается военно-морское присутствие США (8). И это притом, что в Азии и Тихоокеанском регионе уже находится 54% военно-морского флота США (9).
Различные прогнозы и аналитические записки, подготовленные специальными центрами и ведомствами, также указывают на смещение фокуса интереса США в Азию. Например, в новом отчете Национального разведсообщества США “Global trends 2030: Alternative Worlds” отмечается, что рост могущества Китая идет более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее. Если несколько лет назад американские военные эксперты отмечали, что КНР потребуется как минимум 20 лет, чтобы подготовить качественный обученный персонал для морской авиации, то недавняя успешная посадка китайского истребителя на палубу авианосца свидетельствует о значительном прогрессе в этой области.
Индия тоже поступательно увеличивает свою боеготовность, в частности модернизирует стратегию «Cold Start», предусматривающую быструю мобилизацию и переброску ударных боевых групп, включая авиацию и механизированные части, для вторжения в Пакистан в качестве ответной меры на возможную военную атаку или террористическую акцию. Данная концепция предусматривает войну, пределом которой является применение ядерного оружия. Считается, что если Пакистан применит ядерное орудие, то Индия может ответить тем же.
Индийцы уже запустили новую программу переоснащения армии, которая помимо совершенствования ядерного оружия включает разработку ракет, подводных лодок, спутников, технологий «стелс», а также кибервойну и разведку.
Cеверная Корея тоже не стоит в стороне от всех этих процессов. Директор Центра военно-политического анализа Гудзонского университета Ричард Вайц, в частности, отметил, что Пхеньян удивил весь мир, успешно запустив трехступенчатую ракету “Unha”, которая вывела на орбиту спутник Kwangmyongsong-3 («Сияющая звезда-3»). По мнению Р. Вайца, это означает появление у Пхеньяна возможности пуска межконтинентальных баллистических ракет. Теперь северокорейские боеголовки могут достичь берегов Аляски и Калифорнии (10). Сравнительно недавно Северная Корея провела также очередные ядерные испытания, заявив после этого об обретении ею официального статуса ядерной державы. Соединённым Штатам, видимо, следует признать свою неспособность повлиять на процессы модернизации вооружённых сил КНДР.
В минувшем году суммарные расходы на оборону этих пяти стран составили 225 млрд. долл., что примерно вдвое больше, чем 10 лет назад. В Китае зафиксирован наибольший темп роста - 13,4% за год, в Южной Корее - 4,8%; в Индии и Японии - 3,6% и 3,4% соответственно, а на Тайване - 1,8% (2).
Китай, Индия и Южная Корея входят в десятку стран с так называемыми активными вооруженными силами, что подразумевает низкие ежегодные затраты на каждого бойца. Они, как и Тайвань, в 2011 г. потратили от 28200 до 43600 долл. на одного военнослужащего, что сопоставимо с расходами Румынии (29100) или Кипра (44600). Для сравнения: в ЕС на эти цели тратится в среднем 140400 долл. в год на человека, в Австралии и США - 438000 и 504800. Эти цифры отражают приоритет количества над качеством в вооруженных силах этих азиатских стран.
Хотя увеличение оборонных бюджетов идет быстрыми темпами, оно не обязательно означает гонку вооружений. Расходы на оборону в Азии в большей степени связаны с экономическим ростом и необходимостью обновления боезапасов и тяжелого вооружения, чем с усилиями по противодействию открытым угрозам безопасности, хотя последнее тоже имеет место. Эксперты Центра стратегических и международных исследований из Вашингтона предупреждают, что отсутствие понимания природы и деталей этого роста оборонных расходов в Азии может привести к ошибочной интерпретации намерений и пейзажа региональной безопасности, что в потенциале приведет к нерациональному использованию Соединенными Штатами собственных ресурсов с учетом производимого Америкой «стратегического поворота» в сторону Азии.
Несколько иначе оценивают эту проблему специалисты из корпорации РЭНД. Как указано в недавнем исследовании, посвященном военному присутствию США за рубежом, в будущем пребывание американских военнослужащих в Азии будет обусловлено тремя ключевыми моментами: 1) необходимостью защиты союзников США от Китая и России; 2) продвижением интересов США в ключевых регионах (куда входят Китай и Восточная Азия); 3) необходимостью «отговорить» Китай и Северную Корею от гонки вооружений (3).
Эксперты из РЭНД настаивают на необходимости «увеличить военное присутствие в связи с расширением китайской и северокорейской угрозы». Военные базы в Японии и Южной Корее предлагается сохранить, но увеличить количество регулярных маневров и обеспечить постоянное военное присутствие на Филиппинах, в Таиланде, Сингапуре и Австралии. Кроме того, США должны рассмотреть возможность создания своих баз в Малайзии, Вьетнаме и Индонезии в связи с интересами КНР в Южно-Китайском море (4).
Неоконсерваторы в США традиционно выступают за рост расходов на вооружения. Такие структуры, как American Enterprise Institute, the Heritage Foundation и Foreign Policy Initiative создали новый общий аналитический центр с тавтологическим названием Defending Defense (5), который отстаивает интересы военно-промышленного комплекса США и лоббирует рост вооружений с поправкой на азиатскую стратегию Б. Обамы. В частности, аналитики Heritage Foundation говорят о необходимости серьезного расширения ВМС, ВВС и морской пехоты - нужны бомбардировщики дальнего действия нового поколения, дополнительное количество самолетов F-22, создание широкого ассортимента кораблей, авианосцев и подводных лодок (6).
Похоже, что «тихоокеанский век Америки», о котором объявил Б. Обама, будет всё больше подталкивать США к вмешательству в дела азиатских государств под предлогом сохранения «стабильности и безопасности». И если для комиссии по бюджетным ассигнованиям Конгресса США это звучит как призыв: «Дайте больше денег», то для некоторых стран Азии означает необходимость повышения собственной обороноспособности и поиск надежных партнеров.
13 декабря в столице Филиппин Маниле состоялась встреча военного руководства этой страны и представителей США, на которой стороны пришли к соглашению укрепить сотрудничество в сфере безопасности. Филиппинские военные и дипломаты открыто заявили, что ожидают от США больше кораблей, самолетов и военнослужащих для проведения учений и тренингов по различным операциям. Замминистра иностранных дел Филиппин по вопросам сотрудничества с США Карлос Соретта сказал в комментарии СМИ, что на переговорах речь шла об увеличении постоянного военного присутствия США на ротационной основе (7). При этом как США, так и Филиппины прямо заявляют, что причиной тому - территориальный спор с Китаем в Южно-Китайском море.
В Австралии на дежурство заступает контингент американской морской пехоты количеством в 2500 человек, возобновляется военно-техническая помощь Индонезии, а в Сингапуре развертывается военно-морское присутствие США (8). И это притом, что в Азии и Тихоокеанском регионе уже находится 54% военно-морского флота США (9).
Различные прогнозы и аналитические записки, подготовленные специальными центрами и ведомствами, также указывают на смещение фокуса интереса США в Азию. Например, в новом отчете Национального разведсообщества США “Global trends 2030: Alternative Worlds” отмечается, что рост могущества Китая идет более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее. Если несколько лет назад американские военные эксперты отмечали, что КНР потребуется как минимум 20 лет, чтобы подготовить качественный обученный персонал для морской авиации, то недавняя успешная посадка китайского истребителя на палубу авианосца свидетельствует о значительном прогрессе в этой области.
Индия тоже поступательно увеличивает свою боеготовность, в частности модернизирует стратегию «Cold Start», предусматривающую быструю мобилизацию и переброску ударных боевых групп, включая авиацию и механизированные части, для вторжения в Пакистан в качестве ответной меры на возможную военную атаку или террористическую акцию. Данная концепция предусматривает войну, пределом которой является применение ядерного оружия. Считается, что если Пакистан применит ядерное орудие, то Индия может ответить тем же.
Индийцы уже запустили новую программу переоснащения армии, которая помимо совершенствования ядерного оружия включает разработку ракет, подводных лодок, спутников, технологий «стелс», а также кибервойну и разведку.
Cеверная Корея тоже не стоит в стороне от всех этих процессов. Директор Центра военно-политического анализа Гудзонского университета Ричард Вайц, в частности, отметил, что Пхеньян удивил весь мир, успешно запустив трехступенчатую ракету “Unha”, которая вывела на орбиту спутник Kwangmyongsong-3 («Сияющая звезда-3»). По мнению Р. Вайца, это означает появление у Пхеньяна возможности пуска межконтинентальных баллистических ракет. Теперь северокорейские боеголовки могут достичь берегов Аляски и Калифорнии (10). Сравнительно недавно Северная Корея провела также очередные ядерные испытания, заявив после этого об обретении ею официального статуса ядерной державы. Соединённым Штатам, видимо, следует признать свою неспособность повлиять на процессы модернизации вооружённых сил КНДР.
(1) Asian Defense Spending, 2000-2011. CSIS, Oct. 2012.
(2) Joachim Hofbauer, Guy Ben-Ari. Not an Arms Race: Parsing Asia's Defense Spending. 07 Nov 2012. http://www.worldpoliticsreview.com/articles/12482/not-an-arms-race-parsing-asias-defense-spending?utm_source=Weekly+Article+Alert&utm_campaign=535e970884-WPR_Weekly_11091211_9_2012&utm_medium=email
(3) Lynn E. Davis, Stacie L. Pettyjohn, Melanie W. Sisson, Stephen M. Worman, Michael J. McNerney. U.S. Overseas Military Presence. What Are the Strategic Choices? Santa Monica, RAND Corp. 2012, Р. 9.
(4) Ibidem. P.14.
(5) http://www.defendingdefense.org/
(6) Bruce Klingner, Dean Cheng. U.S. Asian Policy: America's Security Commitment to Asia Needs More Forces. August 7, 2012. http://www.heritage.org/research/reports/2012/08/americas-security-commitment-to-asia-needs-more-forces
(7) US military to boost Philippines presence; China tells army to be prepared. Dec 13, 2012. http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2012-12-13/us/35795910_1_philippines-presence-philippine-officials-pla-s-guangzhou
(8) Robert Dreyfuss. Fool’s Errand: America’s Pivot to Asia. December 05, 2012. http://thediplomat.com/2012/12/05/americas-pivot-has-no-clothes/?all=true
(9) Leatherman Matthew. Unpacking the Navy’s Pacific Shift. August 23, 2012. http://thewillandthewallet.squarespace.com/blog/2012/8/23/unpacking-the-navys-pacific-shift.html
(10) Richard Weitz. The North Korea Problem: From Bad to Worse. December 14, 2012. http://thediplomat.com/2012/12/14/the-north-korea-problem-from-bad-to-worse/?utm_source=The+Diplomat+List&utm_campaign=9271221c9e-Diplomat+Brief+2012+vol19&utm_medium=email
Комментариев нет:
Отправить комментарий