воскресенье, 23 декабря 2012 г.

США готовы делать другие ставки на Ближнем Востоке

 Эль-Мюрид
Смена бешеной Хиллари на осторожного договороспособного Керри может означать существенный разворот американской внешней политики. Не в целях – они, естественно, остаются прежними, – но в методах и подходах.

После отказа Сюзан Райс выдвигаться на пост госсекретаря Соединенных Штатов президент Обама выдвинул на эту должность известного американского политика Джона Керри. Ветеран вьетнамской войны и одновременно активнейший участник антивоенных пацифистских движений того периода, опытный политик, умело сочетающий публичные выступления и подковерную борьбу – скандал «Иран-контрас» был инициирован после его доклада. Керри – жесткий глобалист, американский демократ чистейших кровей по своим убеждениям, в то же время связанный родственными узами со многими политическими кланами современной Америки. В общем, биография из серии: «Характер нордический, выдержанный. Истинный ариец».

При этом Керри, как и Обама, не любит быстрых и жестких решений, предпочитает договариваться и умеет искать компромиссы. Безусловно, должность госсекретаря оставляет мало возможностей для личных пристрастий, однако как раз личные качества могут как помочь, так и помешать выполнению поставленной задачи. Обама уже не раз доказывал, что для своей политики он подбирает наиболее подходящих людей. Скорее всего, здесь подобный расчет тоже присутствует.

Смена бешеной Хиллари на осторожного договороспособного Керри может означать существенный разворот американской внешней политики. Не в целях – они, естественно, остаются прежними, – но в методах и подходах.

Команда Клинтон (она сама, директор ЦРУ Дэвид Петреус и министр обороны Леон Панетта) – группа, которая определяла политику США в «арабской весне». Политика признана ошибочной и неэффективной – судя по весьма экстренной процедуре и крайне некрасивой отставке Петреуса, провал этой политики стал неприятным сюрпризом для Обамы. Ставка команды Клинтон на войну чужими руками – а руки эти, как известно, принадлежат исламистам-радикалам – практически исчерпала себя. Бородатые фанатики прекрасно раскачивают ситуацию в любом месте, однако неспособны на организованные и структурные действия – ни по захвату власти, ни по ее удержанию. Стратегия управляемого хаоса выглядит цельной только в том случае, если есть возможность этим хаосом именно что управлять. США утратили во многом эту способность – и поэтому команда Клинтон списана в утиль.

При этом нужно понимать, что общее направление внешней политики США остается неизменным – они не могут допустить, чтобы Китай стал доминирующей страной в мире. Решения 18-го съезда КПК оставляют Штатам слишком мало времени и все более сужающееся поле для маневров. Дедлайн ограничен примерно 25-м годом, но свои задачи США должны выполнить еще раньше. И для этого им нужно создать мощный противостоящий Китаю блок из большинства государств мира, начать контролировать все транзитные пути движения сырья и товаров в Китай и из Китая и, главное, не дать Китаю овладеть современными технологиями, которые вместе с его индустриальной мощью выведут Поднебесную на первые позиции в мире.

Для этого Соединенным Штатам критически важна становится позиция России, которая должна безоговорочно принять сторону США. Нынешнее руководство России не в полной мере отвечает этим требованиям – и поэтому должно быть заменено.

Собственно, одна из целей разворачивающейся сейчас на Ближнем Востоке войны и связана как раз с решением этой задачи. Для США очень важно провести передел европейского газового рынка, перенасытив его ближневосточным газом. Падение цен, ожесточение конкурентной борьбы должны привести к выдавливанию российского Газпрома из Европы.

Стратегия Путина на построение «энергетической сверхдержавы», и без того сомнительная в своей основе, должна рухнуть окончательно. Его позиции и позиции стоящих за ним промышленных кланов, которые объективно противостоят американской экспансии, должны быть подорваны. К власти в таком случае неизбежно приходят и закрепляют в ней доминирующее положение кланы финансовые. Ориентированные на Запад и США.

Создание новой Антанты и будущая война с Китаем до последнего русского солдата – именно это и провозгласил Збигнев Бжезинский еще год назад на Ярославском форуме. И его призыв – это и есть квинтэссенция современной американской политики.

Понимая это, можно понять и задачи, которые решают американцы на Ближнем Востоке сегодня. Сирия – транспортный коридор для будущих газовых потоков в направлении Европы. Один поток – египетский AGP, проходящий от Синая до Турции. Второй поток пока не определен. Им может стать как магистраль из Катара, так и магистраль из Ирана до сирийского Банияса. В сущности, США безразлично, какой именно газ появится в Европе.

Пока Америка сделала ставку на ближневосточные монархии, дав им карт-бланш на любые действия в Сирии. Помогая им – хотя и без фанатизма. Но не выходит каменный цветок у Данилы-мастера. Пока не выходит. Как он ни тужится. Два года – более чем достаточный срок.

Назначение Керри – четкий сигнал шейхам, эмирам и королям. Не справляетесь – мы пойдем другим путем. Есть и другие желающие попасть со своим газом в Европу. Иран, например. Читали утренние газеты? Да-да, то самое место, где Иран заявил о начале строительства газопровода в направлении средиземноморского побережья? Во-о-от. Вы почитайте на досуге – очень интересно.

Есть очень большой шанс на то, что в том случае, если шейхи так и не сумеют сломить Сирию до инаугурации Обамы, тот с сожалением, но вполне твердо развернет политику США в направлении Ирана. Сдавать союзников – дело вполне привычное. Спросите у старины Мубарака.

У шейхов остается месяц. От силы полтора. Сумеют они дожать ситуацию в Сирии – останутся на коне. Нет – им придется возвращаться в свою пустыню и, кусая локти, смотреть, как живительной струей мимо них потечет в заветном направлении иранский газ. Ничего личного – только политика... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий