Центральный банк Аргентины. Фото ©AFP
Аргентине грозит второй дефолт за 10 лет
Кредитный рейтинг Аргентины 27 ноября был снижен агентством Fitch сразу на пять уровней до "СС", что близко к уровню дефолта. Не исключено, что в ближайшее время южноамериканская страна, как и 10 лет назад, окажется финансово несостоятельной. Причиной тому могут послужить старые долги перед частными инвесторами, не выплаченные еще во времена предыдущего банкротства.
В свое время Аргентина пережила "финансовое цунами", похожее на то, что охватило сейчас страны Южной Европы. Реформы МВФ 90-х, ориентированные на рост частных инвестиций в страну из-за рубежа при жесткой привязке местной валюты к доллару, потерпели крах, и после массового оттока капитала республика оказалась один на один с долгом в 100 миллиардов долларов.
Современной Греции и Испании может прийти на помощь Брюссель. Аргентине приходилось полагаться только на себя - и этих усилий было недостаточно. Полномасштабный экономический кризис, сопровождавшийся беспорядками на улицах и "касероласо" ("маршами пустых кастрюль"), вынудил правительство сосредоточиться на решении текущих проблем населения, а не инвесторов. В 2002 году государство решилось на объявление суверенного дефолта, который стал самым крупным отказом от обязательств в истории.
Задолженность по кредитам МВФ Буэнос-Айрес все-таки вернул, а вот держателям облигаций страны повезло куда меньше. Им удалось договориться о реструктуризации задолженности на условиях выплаты Аргентиной 30 процентов от тела долга. Однако не все согласились с таким положением дел. Часть облигаций была скуплена за бесценок так называемыми "инвесторами-стервятниками", которые решили получить задолженность по номиналу через суды.
"Марш пустых кастрюль", 2002 год. Архивное фото Reuters
В частности, хедж-фонд Elliott Capital американского миллиардера Пола Сингера приобрел бумаги Аргентины у отчаявшихся заимодавцев на 1,3 миллиарда долларов (сумма покупки была в разы, если не на порядок, меньше). Суды первой инстанции удовлетворили требования инвестора, но денег он так и не получил. Тогда фонд объявил Аргентине финансовую войну. В 2007 и 2010 годах он дважды пытался арестовать президентский самолет. В октябре 2012 года Elliott Capital все же преуспел в аресте корабля аргентинских ВМС "Либертад". Но и тогда Буэнос-Айрес остался непреклонен.
Параллельно инвесторы вновь подали в суд с требованием очертить период возврата искомых ими денег, а также предусмотреть конкретные санкции за невозврат. 23 ноября федеральный суд Нью-Йорка во главе с судьей Томасом Гризой внял увещеваниям "стервятников" и постановил совершить все выплаты до 15 декабря. Кроме того, от Bank of New York Mellon, который осуществляет операции с иностранными (в том числе и аргентинскими) облигациями, потребовали не проводить никаких транзакций для Аргентины. То есть, если долг перед Elliott Capital не будет оплачен, Буэнос-Айрес не сможет вернуть задолженность и другим кредиторам, которым страна обязана выплатить около 20 миллиардов долларов, ранее реструктурированных.
Положение в экономике Аргентины сейчас далеко от идеального, судя по тому, какими драконовскими мерами государство борется с утечкой капитала. Но трудности не настолько велики, чтобы Буэнос-Айрес не смог вернуть 1,3 миллиарда долларов - всего лишь 0,24 процента ВВП. Дело в другом. Если президент страны Кристина Киршнер пойдет на уступки, это откроет "ящик Пандоры" - в игру вступят другие держатели таких нереструктурированных задолженностей. А это уже куда более солидная сумма - около 11 миллиардов долларов.
Так что неудивительно, что в ответ раздалось твердое "нет". Министр экономики Аргентины Эрнан Лоренcино заявил 23 ноября, что правительство страны отказывается принимать решение суда и намерено его обжаловать. Еще до заседания выступила Киршнер с жестким заявлением о том, что правительство не заплатит "ни единого доллара".
На стороне Буэнос-Айреса в данном случае оказались кредиторы, согласившиеся с реструктуризацией. Они рискуют потерять и ту часть денег, которая им все-таки причитается, причем должник формально будет не виноват. Они пытались убедить судью Гризу в этом во время процесса, но их доводы показались нью-йоркскому суду недостаточно сильными.
Самое интересное, что Аргентина, отказавшись платить, особенно ничего не теряет, по крайней мере на уровне правительства. Для Кристины Киршнер жесткая позиция - отличный способ повысить свое политическое влияние, несколько пошатнувшееся в последнее время из-за ряда непопулярных законов, включая ужесточение контроля над вывозом валюты из страны. В том, что Буэнос-Айрес не должен платить ничего кроме того, о чем он договорился с кредиторами, сходятся представители всех партий и политических взглядов южноамериканского государства.
Не особенно ужасным является и дефолт как таковой - аргентинцам это уже не впервой. После государственного банкротства 2002 года иностранное кредитование государства практически прекратилось. Аргентина уже 10 лет избегает зарубежных кредитов в любой форме - и конец света для нее, в общем, не наступил. Нет оснований полагать, что в этот раз будет как-то иначе.
А вот психологический эффект недооценивать не стоит. Дефолт станет еще одной причиной подрыва уверенности инвесторов в аргентинской экономике после скандала с национализацией крупнейшей нефтяной компании страны YPF и мерами "неортодоксальной" финансовой политики. Частный сектор в результате может сильно пострадать от нехватки вливаний из-за рубежа, так как аргентинская экономика недостаточно велика, чтобы процветать в условиях инвестиционного "железного занавеса".
Между тем аналитики практически уверены, что дефолт Аргентины в декабре все-таки произойдет. Это выражается не только в снижении рейтингов, но и в показателях кредитных дефолтных свопов для страны. Последние указывают на вероятность отказа по обязательствам в 75 процентов. Остается лишь гадать, не станет ли дефолт второстепенной с точки зрения мировой экономики страны катализатором очередного потрясения на уровне глобальных финансов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий