суббота, 4 июня 2016 г.

Во что обходится рядовым москвичам программа «расчистки столицы»

КОГДА гражданин Собянин, высочайшим повелением назначенный в 2010 году мэром столицы, вдруг ударился менять московские асфальтовые тротуары на некую плитку, многие москвичи задались вопросом: зачем тратить громадные деньги на подобные тротуарные реформы , если в Москве и без того достаточно проблем, а средств на их решение, как всегда, не хватает? Кому асфальт-то помешал?
К тому же плитку в авральном порядке укладывали рабочие, приехавшие из Средней Азии, которые вряд ли имеют богатую практику в этом деле. Использование дешёвой, но неквалифицированной рабсилы сразу обернулось провалами и ямами на тротуарах.
Но мэрия бросила на информационное обеспечение своей затеи все силы придворного пиара, внушая москвичам, что срок службы плитки составляет 25—30 лет (куда больше, чем асфальта) и что именно плитка сделает столицу шедевром градоустройства. Ладно, пусть лежит , — махнули рукой горожане. Они даже предположить не могли, что на всю затею в 2011-м было потрачено около четырёх миллиардов рублей, которые бы весьма пригодились для решения неотложных социальных нужд. Лихорадка вернулась через четыре года: долговечную плитку стали менять, и дотошливые эксперты выяснили, что только за 9 месяцев 2015 года власти Москвы угрохали на ремонт улиц более 20 миллиардов рублей.
Тогда же, в разгар работ на московских улицах, вице-мэр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пётр Бирюков осчастливил столичных жителей известием: за три года заботливая власть поменяет в Москве все бордюры, на что самоотверженно потратит (с учётом Новой Москвы) около 10 миллиардов рублей. При этом под предлогом нехватки средств проводилась оптимизация , то есть сокращение расходов на социальную сферу.
В своё время Юрия Лужкова упрекали за непомерные траты на строительство МКАД: дескать, за такие деньги дорогу можно было бы выложить золотыми слитками. Похоже, господин Собянин решил творчески освоить опыт своего предшественника. И умостить Москву… ну не слитками, конечно, а дорогостоящей плиткой. Возникает закономерный вопрос: кому выгоден этот аттракцион неслыханной щедрости?!
Москвичам? Но им-то все эти обновлённые бордюры до лампочки. А вот миллиарды могли бы пригодиться, например, на финансирование поликлиник и больниц, которые в рамках придуманной неизвестно кем реформы здравоохранения (имена её авторов скрывают тщательнее, чем доходы чиновников в офшорах) реорганизовывали по принципу две в одну , сокращая число врачей и медсестёр и божась при этом народу, что в городской казне не хватает денег.
Не к ночи будь упомянутая реформа здравоохранения обернулась для граждан большими сложностями: трудно стало попасть к врачу, причём не только к специалисту, но и к привычному участковому. И многие из тех, у кого ещё остались какие-то средства, были вынуждены выбрать платную медицину. А московские чиновники, видимо, отчитались, что установка на замену бесплатной медицины на платную выполняется успешно.
Следующим направлением атаки мэрии стала борьба чиновников с так называемыми объектами розничной торговли. Началось массовое уничтожение ларьков в подземных переходах, палаток и небольших магазинчиков на улицах, площадях и возле станций метро. Под бредовыми предлогами — по причине незаконного оформления (кем — самими чиновниками?!) до проплаченных пацанских объяснений на телекамеру, что ларьки мешали с дефчонкой погулять . Официально представленная логика авторов ларьково-палаточного разгрома даже внешне выглядела абсурдной. Московские власти своими руками уничтожали торговые площади, по наличию которых столица РФ и без того сильно отстаёт от большинства столиц Европы. Исчезали малые предприятия, которые не только давали работу десяткам тысяч людей, но и приносили немалые деньги в московскую казну в виде налогов. По подсчётам экспертов, на программу Моя улица в 2015 году столичный бюджет выделил более 21 миллиарда рублей, что почти на 3 миллиарда больше всего годового бюджета Казани — одного из самых благоустроенных городов-миллионников России.
Вот что сказал президент коалиции киоскёров Владлен Максимов: Три года назад в Москве полностью были заменены нестационарные торговые объекты, не только киоски, но и павильоны, модульные магазины. Сами представители правительства Москвы распорядились в своё время их установить. Теперь оказалось, что эстетически это всё не годится, что всё плохо. И нужно новое что-то .
Во-первых, если новые торговые объекты будет устанавливать власть, то, очевидно, она же и будет распределять заказы на их возведение. Монопольно. То есть большой куш может отхватить очень узкая группа лиц. Во-вторых, давно известна практика получения лучших мест для торговли в самых доходных точках города — тут случайностей не бывает. В-третьих, ходят упорные слухи, что зачистку заказали чиновникам крупные торговые сети, чтобы убрать с улиц мелкорозничных конкурентов, а такие заказы бесплатно не делаются. Кто даст гарантию, что эти подозрения беспочвенны?
И самое главное: в Москве сокращался торговый сектор, то есть ещё больше сжимался и без того стагнировавший в кризис потребительский рынок, который является одним из основных элементов развития экономики. Другими словами, Собянин и его подчинённые своими руками разрушали механизмы экономического роста.
Зачем? Из-за декларированного стремления открыть и расчистить панорамы улиц и площадей столицы . А также сделать вновь тёмными и безлюдными подземные переходы?! Некоторые эксперты высказали гораздо более простую версию: власти предполагали, что торговцы пойдут переоформлять свои объекты заново. И от единоличной воли очень конкретных чиновников будет зависеть, где и на каких условиях позволят торговать не потерявшим оптимизма мелким бизнесменам.
Возвращаясь к плитке, самое удивительное, что вновь кинулись её менять в тех местах, где укладывали в 2011-м. Тот же вице-мэр П. Бирюков божился, что об этом очень просили москвичи. Сюжет другой сказки мэрии: старую новую плитку перевозят на склад для последующего использования . Если бы это было правдой, то расходы на демонтаж, перевозку, отмывку и дальнейшее хранение превращали бы эти грубые булыжники действительно в золотые слитки! Однако общественники докопались, что по сметной документации демонтированное покрытие должно уничтожаться. Поздравляем, господа чиновники, соврамши!
Чего здесь больше: бесхозяйственности и разгильдяйства этих господ или вполне конкретного корыстного умысла? Конечно, ответы должны искать правоохранительные органы. Но и общественникам удалось выявить много странностей при проведении аукционов по программе Моя улица , где победителями становились предприниматели, наиболее близкие к московским властям.
Другими словами, возникли подозрения на коррупционную составляющую во всей этой плиточной лихорадке : огромные бюджетные средства, собранные за счёт дополнительных поборов с граждан (ЖКХ, парковки и т.д.), без каких-либо серьёзных обоснований выделяются на непонятные проекты, выгодные заказы на выполнение работ получают свои люди. Господа из мэрии — подчинённые С. Собянина — даже не пытаются объяснить общественности, зачем швыряют на ветер народные деньги, и отделываются нелепыми аргументами.
Похожие мысли возникают и относительно ряда других инициатив Собянина и его команды. От объединения школ (причём хорошие переводили, как правило, под начало плохих ) до завышения ставок за пресловутый капремонт: если после соответствующего решения Госдумы региональные власти установили в среднем по стране ставку за капремонт в размере 7 рублей с квадратного метра жилплощади, то столичные власти решили брать по 15 рублей. А уж о множестве платных парковок как средства выдаивания из москвичей дополнительных миллиардов в пользу столичных чиновников столько писано!
Очевидно, что пришелец из Западной Сибири и его подручные во всей красе продемонстрировали своё неуважение к мнению жителей столицы, затевая, не спрося их, очень разрушительную реорганизацию с таким трудом сложившейся городской среды.
Сегодня нынешний мэр для многих москвичей — это чиновник, который решает за счёт людей персональные проблемы свои и своей компании столоначальников, оставив горожанам лишь тухловатую морковку в виде проката велосипедов, на которых в Москве и ездить-то негде.
Кстати, о езде. Очередным мэрским подарком москвичам нынешней весной стали перекопанные мостовые почти в центре города. Власти любезно предупредили: это, мол, связано с работами по благоустройству и реконструкции 70 столичных улиц. То есть горожан нагнала третья со времён воцарения Собянина дорожно-плиточная волна . Руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников радостно сообщил, что на это дело в текущем году по программе Моя улица планируется потратить 30 миллиардов рублей. Они присовокупятся к тем десяткам миллиардов(!), которые были угроханы в прежние годы, не дойдя до больниц и школ.
И творится это нынче, по утверждениям чиновников, якобы из-за слёзных просьб москвичей: мэрскую затею, мол, поддержали более 83 процентов жителей, дескать, проголосовавших на каком-то там специальном сайте. Энтузиасты тут же кинулись искать хотя бы несколько человек из этих поддержавших , однако, когда они спрашивали встречных об отношении к новой инициативе властей, люди почему-то сразу переходили на ненормативную лексику.
Короче, мэр и его подручные с маниакальным упорством продолжают копать московскую землю. Это прибавило пробок в центральной части города, которая и так страдает от обилия автомобилей. Судя по всему, о своих обещаниях решения такой проблемы, как перегруженность города автотранспортом, Собянин не только позабыл, — он лишь усугубил её. 
Официальные социологи пока помалкивают, но независимые эксперты прогнозируют, что негативное отношение москвичей к нынешней городской власти проявится при голосовании на выборах в Госдуму, куда Собянин по привычке поведёт «через Москву» партию ЕР. Остаётся добавить, что при всём этом большинство новаций гражданина мэра оправдывают и активно прикрывают из Кремля.

Алексей ВОРОБЬЁВ. г. Москва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий