МНЕНИЕ ХАЗИНА
Михаил Леонидович, скажите, а существуют ли какие-то экономические предпосылки размышлений Киссинджера о том, что к 2022 году Израиль как государство существовать перестанет? Или этот вопрос лежит исключительно в политической плоскости? И повлияло ли на эту ситуацию предсказанное вами избрание Трампа? Ведь Киссинджер наверняка исходил в своих предположениях из победы Клинтон...
Начиная с XVI века модель экономического развития предполагала расширение рынка. К началу XX века весь мир уже состоял всего из четырех экономических систем, по мере возникновения: британская, германская, американская и японская. Ну, японская была в стадии формирования.
А к тридцатым годам добавилась пятая система — советская, но она на самом деле представляла из себя обломок германской, который получился в результате поражения Германии в Первой мировой войне.
После Второй мировой войны осталось всего две системы: американская и советская. После 1988 года осталась одна — американская. То есть мировая система разделения труда, построенная на американском долларе, и ее центром являются США.
Соответственно, правило, порядок, детали и все остальное — с этого момента описываются США. Этот процесс получил название «глобализации», то есть в начале XX века было четыре глобализации, после Второй мировой войны осталось две системы глобализации, и, соответственно, после 1988 года осталась одна — и она форматировала под себя все правила.
Проблема состоит в том, что эта система себя исчерпала: больше она расширяться не может. Возникает новая система. И вот какая эта новая система — никто не знает. Нет ни философского, ни экономического, ни прочего осмысления вариантов этой системы.
(В этом отношении Хазин демонстрирует свою неосведомлённость. Ниже (в других постах) опубликованы фрагменты работы Бондарева, где упоминается антропософская система троичного устройства государства, которое могло бы быть самым оптимальным на сегодняшний день для стран центральной Европы и России. Эта система во многом близка системе копного права.)
Точнее сказать, существуют какие-то обрывки старых систем. Например, кто-то говорит: а давайте это будет система коммунистическая. В ответ на это капиталисты говорят: ни за что, не допустим! Один раз мы коммунизм победили — победим и еще раз.
А другой вариант: давайте сделаем религиозную систему — это ИГИЛ. Теперь уже все (и коммунисты, и капиталисты) говорят: нет, мы не допустим. Дальше предлагают: давайте сделаем националистическую систему — Третий рейх. Ну, понятно, что националистическая система не может быть глобальной, потому что национальностей много, среди них много сильных, и тогда нужно устроить грандиозную войну, чтобы всех убили, а одна нация осталась.
Кроме того, существуют разного рода мистические варианты. Ну, например, религиозные, которые тоже предлагают нечто. У нас это описано в теории, которую мы назвали «Теория глобальных проектов».
Человечество категорически отказывается от того, чтобы жить локально, потому что все понимают преимущества глобальных систем. Чем глобальнее система, тем теоретически уровень жизни выше, по крайней мере у верхушки. А поскольку каждый мнит себя именно в элите, то по этой причине люди норовят поучаствовать в разного рода глобальных процессах.
Поскольку сегодня понятно, что американская система глобализации разрушается, то дальше возникают альтернативные центры новых глобализаций. И один из этих альтернативных центров представляет команда, за которую выступает Киссинджер. И, соответственно, он в рамках этой виртуальной картины описывает ее последствия так, как он их видит.
Разумеется, видение это немножко различается. Например, очень хорошо его интерпретирует Андрей Девятов в рамках своей картины, которая во многом носит некий концептуально-мистический характер. Я описываю эту же картину с точки зрения финансово-прагматической, то есть в следующей логике: если Великобритания будет создавать свою зону (а ей это нужно) и если эта зона будет на базе арабского мира, то ей для создания этой зоны потребуется сверхидея, которой только и можно объединить арабов (которые вообще-то обладают достаточно склочным характером).
Для этого нужна ликвидация Израиля. Если предположить, что Киссинджер выступает за ту же команду, которая доминирует в Лондоне, — тогда это понятное объяснение. Но я напоминаю, что когда Киссинджер это говорил, то все считали, что в США будет править финансовая элита. А к власти пришел Трамп.
Поэтому я склонен считать, что в Лондоне политику изменили, и теперь у них политика не объединения арабов (с ликвидацией Израиля), а наоборот: разрушение Евросоюза с контролем над частью рынков Евросоюза. Я тоже могу ошибаться (могу только предлагать некоторые концептуальные варианты), но я по крайней мере объясняю, откуда они взялись (у меня объяснение материалистическое).
У Андрея Девятова оно, еще раз повторю, концептуально-мистическое. У кого-то, может быть, еще какое-то другое — например, религиозное. Напомню, что хасиды не признают государство Израиль, потому что государство Израиль сделали конкретные люди (сионисты), а по мнению хасидов это должен быть Машиах. А больше никто не имеет права создавать государство Израиль. Таким образом, хасиды, живущие в Иерусалиме, государство Израиль не признают, в армии Израиля не служат и так далее (не все, но некоторые).
Нужно понимать, что для того, чтобы описать мнение конкретного человека, нужно прежде всего понять, какое у него концептуальное описание той модели, которая образуется после разрушения «глобализации по-американски». Или, выражаясь цитатой из нашей книги, каким будет конец «Pax Americana».
Мне кажется, что я представляю себе модель Киссинджера (ну, во всяком случае, в материалистической части), а Андрей Девятов ее описывает в концептуально-мистической части.
Что будет с арабским миром, если у Британии поменялись планы? В этом случае британский мир преобразуется. Если сегодня в исламском мире есть несколько стран-лидеров, которые представляются достаточно сильными (это Египет, Саудовская Аравия, эмираты залива), то по мере того, как роль нефти будет падать, а контроль над частью нефти перейдет к шиитам Ирана, арабский мир на карте мира превратится примерно в ту же картинку, каким он был до появления нефти. То есть будет представлять собой большое количество слабых государств, которые непрерывно между собой «лаются».
khazin.ru/articles/179
Комментариев нет:
Отправить комментарий