понедельник, 8 мая 2017 г.

Г.А. Бондарев События на Украине и возможный сценарий будущего

Г.А. Бондарев

События на Украине и возможный сценарий будущего

Очерки





Оглавление 
I. Историческая симптоматология
II. Россия земная и небесная
III. "Панмонголизм! - Хоть слово дико…"

В этих очерках читатель найдёт описание ряда современных политических событий, тесно переплетённое с изложением ряда принципов методологии Духовной науки Рудольфа Штайнера; причём второе значительно преобладает над первым. В читателе, ищущем сенсаций, это должно вызвать непроходимую скуку. И это только обрадует нас, поскольку мы апеллируем к вдумчивому читателю, способному в процессе познания приводить в действие свою душу сознательную, стремящемуся во всех явлениях докапываться до их основ. Основы же эти очень часто бывают необыкновенно глубоки, как говорится, "не от мира сего". (Нужно ещё сказать, что содержание очерков довольно плотное и было бы хорошо их не просто прочитать, а поработать с ними.)
I. Историческая симптоматология

Историческая симптоматология является одним из наиболее значительных разделов всеобщей антропософской методологии. В соответствии с нею любые факты, события мировой истории рассматриваются лишь как симптомы того, что совершается на плане сверхчувственной действительности, где ведут своё бытие реальные чисто духовные субъекты, где возникают, метаморфизируются и преходят духовные импульсы внешней феноменологии истории, её прафеномены.
Историк, а также политик, социолог впервые встаёт в своих исследованиях на твёрдую почву лишь в том случае, если дорабатывается до познания этих прафеноменов. Такая работа имеет большое значение не только для познания, но и для становления личности самого исследователя ввиду своеобразия души сознательной, развитие которой в нашу, 5-ю послеатлантическую культурную эпоху составляет первостепенную задачу человека.
Душа человека трёхчленна. Об этом знали ещё греки. Аристотель называл эти члены так: оректикон, кинетикон, дианоэтикон. В Духовной науке Рудольф Штайнер называет их душой ощущающей, душой рассудочной, или характера, и душой сознательной. Их развитием обусловливается весь культурно-исторический процесс.
Душа ощущающая достигает своего особенного расцвета как душа эстетическая, что в истории культуры с особым блеском заявило о себе, например, в эпоху ренессанса, в итальянской живописи, в итальянской музыке. Душа рассудочная обусловила характер эпохи французского просвещения. Вольтер, энциклопедисты творили исходя из неё. Душа сознательная пока что своей эпохи не создала. В больших, мировых масштабах она заявляет о себе в англосаксонской политике, поскольку в англосаксонском этносе она, будучи, говоря канцелярским языком, поставленной на повестку дня развития целой эпохи, является врождённой. Англосаксы уже рождаются с задатками души сознательной, а это предполагает расширение самого непосредственного интереса отдельной индивидуальности до масштаба интересов всего человечества. По этой причине англосаксам всегда есть дело до всего мира. Но поскольку всё врождённое носит инстинктивный характер, то британская, а теперь уже британо-американская политика оказывается узко эгоистичной. Не будучи хоть как-то преодолеваем, национальный эгоизм правящих групп этих стран имеет тенденцию делаться безграничным. Вот почему там стремятся к мировому господству.
В душе ощущающей человек изживает себя в первую очередь в сфере чувств. Если её развитие не облагораживается, то человек оказывается марионеткой своих склонностей, страстей, вожделений. Их волны постоянно сокрушают в нём доводы рассудка, власть ума, и как проявляется такой человек внешне: добрым или злым, - это зависит по большей части не от его личности, а от внешних обстоятельств, к которым следует отнести и его спонтанные внутренние настроения. Как правило, люди, в характере которых доминирует душа ощущающая, заполняют ныне множество самых разных сект; из них формируют свой "электорат" политические игроки. Ими широко пользуется мировая политика, когда ей бывает нужно вызвать какие-либо массовые волнения, протесты и т.п.
В душе рассудочной живёт человек мыслящий. Занимаясь своим гармоничным развитием, такой человек не забывает и о воспитании свой души ощущающей, о её эстетическом и этическом воспитании и так освобождает свой ум от приступов её хаоса. В решениях ума он тогда пользуется добрыми чувствами. О таком человеке говорят, что у него ум с сердцем в ладу. Но человеку мыслящему свойственно впадать в догматизм, и как таковой он тоже легко подвержен разного рода манипуляциям, делается некритичным, слепым апологетом разных идеологий, мировоззрений, политических программ и т.п. Такой человек может манипулировать "электоратом", сам будучи при этом ужасно манипулируемым. Таковыми в нашем мире являются, по сути, все ведущие мировые политики. Такими были политики уже в начале ХХ в., и именно благодаря им могущественным оккультно-политическим силам тайных обществ удалось ввергнуть цивилизацию в страшный хаос. Душе рассудочной угрожает также чрезмерная абстрактность, иссушающая чувства, и тогда возникает хотя и умный, но, скажем так: бесчеловечный человек.
Как общая "язва" все три души разъедает, приводит их к упадку эгоизм. С ним дело обстоит особенно сложно, поскольку, с другой стороны, именно благодаря ему человек преодолел групповую форму сознания и стал личностью.
В процессе развития в себе трёхчленной души, которое длится уже не одно тысячелетие, поскольку в основе этого процесса происходит преобразование трёхчленной телесности: физического, эфирного и астрального тел, - человек сначала выработал свою первичную индивидуализацию, низшее "я", живущее по милости индивидуализированных восприятий чувств и рефлексии. Чтобы этого достичь, ему пришлось противопоставить себя групповому сознанию рода, племени, нации отчуждиться от них, начать ставить себе в жизни индивидуальные цели, преследовать узко личные интересы, учиться стоять в мире на собственных ногах. До сих пор те, кому это оказывается не по плечу, ищут, с каким бы групповым сознанием им слиться. По этой причине, например, некоторые старые члены коммунистической партии после ее падения чувствуют себя словно рыба, выброшенная на берег. Они совершенно не в состоянии стоять на собственных ногах, а тем более - развивать себя как свободную личность. Поэтому та партия была частично восстановлена, а также и в новые партии влилось множество таких, нужно прямо сказать, инвалидов духа. Они остаются ими, даже став носителями так называемых западных идеалов демократии.
Прохождение стадии индивидуализации, сопряжённой с обострением эгоизма, является объективной необходимостью, сколь бы этически отвратительно это подчас ни выглядело. Это просто необходимая промежуточная ступень эволюции человечества. С точки зрения задач развития лучше быть сегодня эгоистом, чем подверженным гипнозу групповой моральности в какой-нибудь религиозной секте.
В прошлом проходить эту трудную стадию людям помогали более высоко развитые водители, воспитатели человечества. О том, что они когда-то снова придут, люди продолжают мечтать до сих пор. Однако уже давно, с тех пор как феномен низшего "я" стал массовым, перед людьми стоит задача постепенно полностью взять управление жизнью в свои руки, опираясь на эту низшую индивидуализацию. В этих условиях особенно актуальным стало построение хороших общественных, государственных структур. Начался их поиск, в процессе которого возникали и утописты, и марксисты, и даже фашисты, и проч.
За свою индивидуализацию человеку приходится тяжело бороться, ибо она вызывает постоянно растущий протест тех космических сил, которые препятствуют нормальной эволюции. И это происходит в условиях, когда, в силу законов индивидуализации человека, великие водители человечества, иерархические и человеческие, свои функции передают в руки простых людей. Чтобы справляться с этой гигантской и необыкновенно важной задачей, и необходимо правильно развивать высший член души - душу сознательную. Она - волевой природы, и воля её должна быть направлена на совершение добрых дел. По-настоящему же добрые дела человек способен вершить, лишь становясь свободным духом, т.е. овладевая своим высшим Я. А для этого нужно развивать новую, "созерцающую силу суждения", которой владел Гёте и с которой начинается восхождение сознания к более высоким формам.
Душа сознательная - по преимуществу социальная. Её этическим идеалом является евангельское: "Возлюби ближнего, как самого себя". Для этого нужно учиться волить не инстинктивно, а свободно, развивать индивидуализированную моральность, для чего, в свою очередь, необходимо уметь вносить в мышление. Тогда человек, как это показано Рудольфом Штайнером в "Философии свободы", сможет мотивы своих поступков сделать свободными, черпая их из мира "нравственных интуиций", там, где, собственно, пребывают и прафеномены внешнего, экзотерического культурно-исторического процесса.
Эта цель достижима, собственно говоря, при условии восходящего развития всех трёх душ. Душа ощущающая при этом нуждается в этическом воспитании, осуществляемом как непосредственно, так и через эстетическое воспитание; душе рассудочной необходимо овладевать чистым мышлением, а сначала строго логическим; на вершинах души сознательной требуется апелляция не к групповой или заповеданной морали, а к морали, проистекающей из свободного понимания законов высшего развития. Весь мир высшего духа, куда мы стремимся при жизни и вступаем после смерти, высоко этичен. Там этика столь же естественна, сколь, скажем, естественен солнечный свет в условиях материального существования. В будущем человек станет жить только в духовном мире, и готовиться к этому нужно уже сейчас. Единственная альтернатива этому - полное небытие.
Благодаря овладению душой рассудочной чистым мышлением (что невозможно без очищения чувств), душа сознательная начинает мысли не продумывать, а воспринимать непосредственно из объектов восприятия, т. е. мыслить восприятийно, в созерцании. Это означает овладение человеком своей следующей эволюционной ступенью, что представляет собой, по сути, индивидуально вызванную видовую метаморфозу.
Для овладения восприятивным мышлением, созерцающей силой суждения нет лучшего упражнения, чем занятие исторической симптоматологией. Это наиболее доступная форма восприятийного мышления. В этом смысле антропософы "занимаются политикой".
Человек, овладевающий высшим Я, начинает понимать, что человечество едино, что никому просто не дано преуспеть в развитии, попирая интересы и права других людей. Он должен стать центром излучающегося добра, осуществлять добро путём претворения в него зла - как в самом себе, так и в социальной жизни.
Весь мир движется вперёд противостоянием и борьбой добра со злом. А зло следует понимать (естественно, ни в какой мере не потакая ему) как необходимый фермент развития. Оно сделалось неизбежным, как только человек подошёл к развитию своей индивидуальности.
От современных людей можно порой услышать: а я не хочу высшего развития; уж очень это хлопотно; я хочу просто жить. Но дело в том, что "просто жить" не дано никому. В том, как живёт человек, заинтересованы буквально сонмы самых разных духовных существ. Заинтересованы, как говорится, "кровно", поскольку от характера его жизни, от того, развивается ли он или, наоборот, деградирует, зависит также и их существование. Поэтому каждый просто вынужден делать выбор, на стороне каких духов он хочет стоять. "Просто жить", "жить как хочу" - это всё равно что, находясь в состоянии свободного падения, сказать себе: да ну его, этот парашют! Мне приятно просто падать! До чего захватывающее переживание!
Всё подвержено развитию, а развитие идёт поэтапно. Кто к концу одного этапа не созрел для восхождения на следующий, вынужден отставать. Где-то там, в самом низу, на завершающей стадии отставания кому-то предстоит пережить, услышать, так сказать, космический "бряк" своего бытия. А на пути к нему его ожидает всё большее впадение в групповое сознание, когда всё индивидуальное постепенно угасает. На каком-то этапе придётся жить с сознанием современного животного. А потом придётся превратиться в некоего рода "исходную глину", из которой мощные космические существа, враждебные Богом поволенной эволюции, надеются начать какую-то свою эволюцию. Какой она будет - сегодня не может сказать никто. Но одно ясно уже сейчас: возникших в нашем эволюционном цикле людей там не будет. Нужно сначала всё это понять, а потом пробовать продолжать "просто жить".
Таковы перспективы будущего, способные, надо сказать, устрашить человека и угрожающие ему в случае, если в борьбе низшего с высшим, добра со злом победит низшее и зло. В мировом масштабе этого никогда не произойдёт, но ничего нельзя сказать о дальнейшей судьбе отдельного человека, который может повернуть её в любую сторону. Понимание этого, конечно, не должно вселять никакого страха, ибо чувство страха - это уже признак упадка, деградации, возросшей власти в человеке Аримана, а только пробуждать серьёзное отношение к жизни.

* * *

В процессе культурно-исторического развития в духовной, социальной, политической, фактически, в любой сфере человеческой жизни идёт борьба прошлого с будущим, узкого эгоизма, уже отжившего свой век, с зарождающейся подлинной духовной любовью. Эта борьба настолько серьёзна, что никогда нельзя сказать, будет ли завтра ещё существовать сегодняшний мир. У развития имеется множество очень разных альтернатив. Оно подобно текущей воде. Поставь ей запруду в одном месте - она найдёт себе путь в другом. Однако не все пути одинаково хороши для человека. Ему нужны пути, так сказать, оптимальные. А за них нужно бороться. И чем лучше путь, т.е. чем больше ускоряется развитие, тем большего напряжения сил это требует. Чтобы эта борьба была правильной и успешной, нужно в первую очередь хорошо понимать смысл происходящего. Из понимания, а не из групповых внушений, сколь бы они порой ни были соблазнительными, должны приходить импульсы для работы во имя истинного блага человечества. Поэтому способность правильно понимать происходящее в разных областях жизни: в исторической, социальной, политической, да, собственно, и любой другой - является главным требованием, стоящим перед человеком в эпоху развития души сознательной. И понимание это должно завоёвываться в духовно-научном смысле, поскольку единая реальность является чувственно-сверхчувственной.
Перед желающим действительно познавать и бороться за истину Антропософия ставит задачу: отказаться в этой работе от всякой симпатии и антипатии. Как свойства души ощущающей они необходимы, особенно на начальной ступени её развития, но в дальнейшем они превращаются в серьёзные препятствия, в источник заблуждений, ибо истина, окрашенная симпатией и антипатией, уже не истина, а частное мнение.
Бесстрастно должно вестись духовно-научное познание исторической симптоматологии. Оно должно быть таким ещё и потому, что всё, происходящее внешним образом, само по себе мало о чём говорит. Оно всегда является выражением чего-то другого. Ход истории иносказателен. Внешний мир - в определённом смысле действительно большой театр. В общественной, политической жизни первичен, так сказать, "сценарий", по которому ставят социально-политическую драму. И именно за написание таких сценариев идёт борьба мировых сил: оккультно-политических на физическом плане и духовных на сверхчувственном. А кроме того, если даже события приобретают реально трагический характер, то и тогда не следует забывать, что они обусловлены чем-то глубоким, не сиюминутным: не позволительно затянувшимся сном разума, кармой - личной, групповой, кармой эпохи, народа и т.д.
Но может быть, кто-то скажет: даже если я и понимаю, что происходящее - театр, то всё-таки я не могу не ненавидеть "постановщиков" жестоких, бесчеловечных драм. Такое мнение, такое чувство легко понять, и всё же оно свидетельствует о недостаточной глубине знания, знания о законах кармы, о том, что каждый человек или группы людей вместе являются творцами всего, что происходит с ними в земной жизни. А кроме того, ненависть, да и чрезмерное негодование помрачают сознание, затемняют ясный взгляд на вещи, вызывают единственное стремление: победить насилие насилием. Тут возникают теории о правомерном насилии, о неправомерном. Мы ими заниматься не будем. Для нас важно другое: что, действуя из непонимания или из ложного понимания, мы часто служим не добру, а злу. Кто ненавидит, тот злом борется со злом. Зло от этого только выигрывает.
Это во-первых. А во-вторых, вопрос о мировом противостоянии добра и зла, о тайне зла принадлежит к числу глубочайших, сокровенных, "неизреченных" тайн, трудно постижимых земным рассудком. К их раскрытию идут путём посвящения. Сознание посвящённого на одну и более эволюционных ступеней выше обычного современного человеческого сознания, и такой человек видит, что многое, о чём знает он, просто не выразимо на современном языке. Душа рассудочная должна это понять и просто проявлять элементарную скромность.
И, наконец, третье. Ещё в IV в. по Р.Х. великий посвящённый Мани выразил главный принцип обращения человека со злом в соответствии с Импульсом Христа. Он говорил, что всё существующее в мире изначально проистекло из Бога и никуда из этого мира устранено быть не может. В том числе и зло, которое не изначально, а возникло лишь в процессе и ради процесса эволюции. Зло можно только претворить, метаморфизировать в добро и так победить его. И это как главную задачу своего делания имеет душа сознательная.
Таковы некоторые принципы познания исторической симптоматологии для того, кто ведёт его на основе Духовной науки, опираясь на её всеобщую методологию. Человек должен познавать как методолог, а не как простой собиратель отдельных фактов.
Какая от этого объективная практическая польза - это способен понять только тот, кто осознал двойной характер единой реальности. Он тогда не сомневается в том, что знание - это реальная сила. Ибо мир божественных Иерархий является, по сути, миром мышления, только не отражённого, а реального, творческого. Мысля, Иерархии одновременно и волят, и созидают. Человек, мыслящий и познающий в материальном мире, вносит свой вклад в их мышление, они учитывают его и используют в создании тенденций развития. Несмотря на своё колоссальное могущество, они всё же не могут вступать в материальный мир, который для них не реален. Но он достаточно реален для человека, который развивается в нём и тем самым служит развитию всего мира.
В развитии мира участвуют также люциферические, ариманические и азурические существа. Это они, ради своих односторонних интересов коррумпируя его, порождают в нём с помощью человека зло. Земному человеку непосредственно бороться с ними невозможно. Они ведь хотя и отставшие, но иерархические существа. Но им помогают сонмы самого разного рода элементарных существ. Они-то и атакуют человека. И с ними-то он должен энергично бороться. Это совершенно реальные существа, часто порождённые самим человеком. Они существуют до тех пор, пока человек даёт им субстанцию своими вожделениями, заблуждениями, преступлениями и т.п. Через человека они заполняют и социальную жизнь. Их красочно изображал Иероним Босх, Грюневальд, живописуя искушения св. Антония.
Иерархические существа отставшего рода также собирают плоды мышления и познания людей, но главным образом ложные, и противопоставляют их намерениям иерархических существ нормального развития. Эта их работа необыкновенно действенна. Если бы, как говорит Рудольф Штайнер, все люди однажды решили, что они не хотят высшего развития, то оно и прекратилось бы.
Особенно в наше время, когда сплошь и рядом в социальной жизни борются между собой лишь разные формы зла и каждая из них пытается убедить, что она есть добро, вести борьбу со злом необыкновенно трудно; поэтому люди часто с непозволительной лёгкостью решают, что есть добро. И это также ведёт к возникновению иллюзии, что зло можно уничтожить без всякого его претворения. Иллюзия эта настолько сильна, что люди часто просто не позволяют её рассеять. Чтобы в этом убедиться, возьмём актуальный пример из самых последних событий в России - присоединение Крыма к остальной части России. Перед этим событием в Крыму происходили массовые демонстрации. На одной из них - это было в Симферополе - можно было видеть (это показывали по телевидению) на переднем плане старушку с портретом Сталина в руках. Она стояла прямо перед телекамерами и никто: ни устроители митинга, ни участники - не попросили её тот портрет убрать. Далее, повсюду там мелькают советские флаги с серпом и молотом, попытки сносить памятники Ленину объявляются русофобией и т.д. Таким способом масс-медиа пытаются внедрить в массовое сознание убеждение, что возвращение Крыма, да и всей Украины в состав России означает возврат к "спасительной" сталинской системе, и иного пути в светлое будущее не существует. Так давайте теперь ответим на вопрос: где там находится добро, борющееся со злом?

* * *

Антропософскую историческую симптоматологию можно понимать как политологию, но при условии, что политология будет стремиться охватить обе части реальности; хотя также и в этом случае политология будет означать определённое сужение объема понятия "историческая симптоматология". Однако на это можно пойти ввиду практических целей познания. Политология - это, скорее, одна из проекций симптоматологии, и она способна облегчить овладение ею. В современном мире мы имеем в политологии два направления или даже два её вида, типа. Первый из них - это, скажем, предельно экзотерическая, совершенно внешняя политология, ежедневно заполняющая страницы тысяч газет, журналов и телевизионных программ. Она рассчитана на самого массового читателя и зрителя, воспринимающего её абстрактным умом, направляемым элементарными симпатиями и антипатиями, которые насаждает в нём эта же самая политология. Всё в ней апеллирует к пристрастиям. Она не имеет цели информировать. Её цель - манипулировать сознанием и маскировать подлинный ход и смысл событий. Не будет преувеличением сказать, что все масс-медиа в мире занимаются беспрерывным и тотальным промыванием мозгов и являются эффективным средством укрепления господства малых групп над самыми широкими массами населения. Таковы просто факты, и констатируя их, мы не занимаемся политической критикой - мы лишь характеризуем описываемый феномен.
Масс-медиа стали такими особенно с конца XIX в., поскольку именно тогда в цивилизованной части человечества начался сильный рост самосознания и определённым силам нужно было что-то предпринять, чтобы сохранить господство над ним. Мы знаем из Антропософии, что в 1879г. началась эпоха правления Архангела Михаэля, а также, что сонмы ариманических существ, свергнутых Михаэлем из духовного мира на землю, явились среди земных людей. Чтобы искажать их развитие в смысле ариманических целей, они, так сказать, и взнуздали прессу. Поэтому Рудольф Штайнер уже в первой четверти ХХ в. начал говорить о "чёрной магии журнализма". Журнализм принялся самым беспощадным образом искажать все социальные отношения людей. Ну а теперь, в наше время, это превзошло уже всякую меру. И люди это достаточно ясно осознают, о чём свидетельствует, например, частое отсутствие сочувствия, если в каких-то политических схватках убивают журналистов.
По своей сути экзотерическая политология насквозь материалистична. Она внушает людям, что всё в их жизни целиком "посюсторонне", а значит, в идущей в мире любого рода борьбе не действует никаких закономерностей, всё случайно, всё зависит от характера отдельных людей, от их субъективной мотивации, от их честолюбия, стремления к богатству, к власти. Всё в ней исчерпывается непосредственно данным. Например, вот - как учил нас Маяковский - случайно "родился в глубине Симбирска обыкновенный мальчик Ленин", подрос, быстро понял, какая царит в России социальная несправедливость, и, сказав: власть - "это стена, но трухлявая, ткни в неё пальцем, она и развалится", - ткнул, и она действительно развалилась. Вот и всё! И нечего мудрствовать, ища подоплёку октябрьского переворота! Ну да, есть ещё какая-то там диалектика развития, один класс отрицает другой, доводя это до смертоубийства, но это всё для "теоретиков", и вообще, разговоры об этом отходят в прошлое.
Или ещё пример: как понять кавардак, вызываемый ныне США в мире? "Шерше ля нефть", - советует историк Николай Стариков, - и ты поймёшь всё остальное, что происходит в современном мире. Погоней за источниками энергии объясняются все происки алчного капитализма! - Таков даже не ключ, а просто отмычка к пониманию мировой политики. Но в этом примере мы, правда, уже встречаем зачатки конспирологии.
Конспирология - это второй тип политологии. Он является полуэкзотерическим. В нём, пытаясь объяснять природу внешних событий политической жизни, стремятся проникнуть до таящегося за их кулисами. Там находят заговоры разного рода политических, экономических и иных группировок. Ничего необыкновенного в такой политологии нет. Давно и многим известно о существовании тайной дипломатии. А если она существует, то почему не существовать и тайным замыслам определённых группировок? И если их интересы не совпадают, то, естественно, они должны вести между собой борьбу. Успешнее всего она протекает, будучи скрытой от общественности, по типу борьбы мафий и т.д.
Конспирология пытается частично выражаться в духе… нет, не исторической, а чисто политической симптоматологии. Поэтому если из экзотерической политологии нельзя почерпнуть никакого знания о смысле происходящего в мире, то из конспирологических изысканий узнать об этом кое-что можно. Правда, и конспирология является средством манипуляции сознанием, и даже более опасным, чем первый тип политологии, поскольку даёт пищу более индивидуализированному уму. Уловить "также и избранных", как сказано в евангелии, - вот в чём состоит её цель. Проиллюстрируем на одном примере, как это делается. Первый тип политологии стоит на том, что никакой манипуляции сознанием в мире нет, по крайней мере этим не занимается "демократическая" пресса. Но вот известный и, несомненно, проницательный конспиролог Сергей Кара-Мурза публикует объемистый труд, который называется "Манипуляция сознанием". В нём он, как сказал поэт, "тонко и въедливо", профессионально вскрывает, описывает и разоблачает самые разные методы и формы действительно осуществляемой манипуляции сознанием масс, к которым прибегают определённые мировые силы. И он говорит, что написал книгу в профилактических целях, чтобы научить людей от тех манипуляций защищаться. Однако, читая её, обнаруживаешь, что всё это он делает с целью манипулировать сознанием читателя, но в пользу своей идеологии; а она у него просоветская, он симпатизирует возрождению сталинизма!
Занятие конспирологией напоминает хождение по минному полю, где в любом месте поросшего травкой и кустиками ландшафта может взорваться идеологическая мина и уничтожить в человеке зарождающийся здравый смысл. И тем не менее, только из исследований конспирологов можно хоть что-то узнать о подоплёке политической жизни мира, в которой происходят судьбоносные для целых народов и всего человечества события.
Мировая экзотерическая пресса ведёт с конспирологией непримиримую борьбу, и именно потому, что та нередко приподнимает "ковёр", под которым идёт свирепая тайная война "львов". Утверждается, что "теория заговора" порождена манией преследования, что это просто "паранойя". Это слово повторяется словно заклинание, чтобы принудить людей даже и в руки не брать сочинений конспирологов и чтобы дискредитировать и запугать самих их авторов. И это действует. Многие из них, прежде чем хоть что-то сказать, долго божатся, что они не конспирологи.
На наш взгляд, "теория заговора" - это не вымысел и уж, конечно, не мания преследования. Она взята из действительности. Но только даже в среде самих конспирологов она необыкновенна сужена, догматизирована. Более того, если заговор и существует, то его теории пока что просто не создано. Всё дело сводится лишь к описанию отдельных фактов, отдельных проявлений противостояния, а часто и совместного действия двух мировых сил: политизированного католицизма, возглавляемого орденом иезуитов, и мирового масонства. Откуда это противостояние взялось, почему те силы нередко взаимодействуют, в чём их суть помимо жажды власти, да и откуда взялась сама это непомерная жажда, - от конспирологов узнать нельзя.
Об этом можно узнать только из Духовной науки, поскольку она раскрывает глобальное, космическое противостояние божественным Иерархиям нормального развития той части Иерархий, которая отстала и стремится за счёт человека наверстать упущенное. При этом Антропософия объясняет и то, почему та часть отстала, с какой целью.
То изначальное противостояние и проецируется на план исторических, социальных, политических, да и вообще всех отношений земного человечества. И сам человек является необыкновенно важным звеном того противостояния. Та космическая борьба ведётся за человека и ради человека. Таковы начала подлинной "теории заговора".
Эту тему мы уже затрагивали в других наших работах, в "Антропософии на скрещении оккультно-политический течений современности", в 3-ем томе "Макрокосма и микрокосма". Пересказывать здесь сказанное там не имеет смысла. Заинтересованный читатель может сам это прочесть. А в незаинтересованном мы сами не заинтересованы.
В заключение мы ещё отметим, что в центрах земных мировых сил имеется ядро, состоящее из лиц более или менее осознающих связь со сверхчувственным силами, враждебными нормальному ходу эволюции. Поэтому большая мировая политика оккультна. Многие свои знания и силы она черпает из сверхчувственного, по большей части подфизического, подчувственного мира. Об этом, разумеется, просто так взять и рассказать широким массам, воспитанным в духе материализма или люциферизированной религиозности, невозможно. А когда конспирологи всё-таки пытаются это делать, то начинает звучать просто голос церковного обскурантизма.
Но когда об оккультно-политических центрах мировой власти говорит Антропософия, то она предпосылает этому большое учение о сверхчувственной реальности, о связи земной феноменологии с духовным космосом и о многом другом. Познание этого является непременным условием для всякого желающего овладеть методологией исторической симптоматологии. Путь к ней лежит через всеобщую методологию Антропософии. Овладение же ею - это одна из фундаментальных задач человека в эпоху души сознательной.
Антропософия, давая учение о двойном, чувственно-сверхчувственном характере единой реальности, содержит в себе и методологические основы политологии. Владея ими, можно, если умело наблюдать феномены, по симптомам распознавать ту деятельность, которая имеет целью увести развитие человечества на ложные пути. Эта деятельность, в какой бы части мира она ни осуществлялась, сказывается на судьбе всего человечества, и следовательно, на судьбе каждого без исключения человека.
Душа сознательная, побуждающая человека расширять свой отдельный интерес до масштабов интересов всего человечества, вызывает в нём стремление понимать, куда мировые, и в первую очередь сверхчувственные мировые силы, направляют ход развития. Такое понимание является просто долгом человека, и чтобы правильно исполнять его, нужно изо всех сил стараться возвышаться над мелкими пристрастиями, эгоизмом, симпатиями и антипатиями, излюбленными мнениями, честолюбием и т.п.

* * *

Антропософ доходит в политологии только до характеристики явлений, а не пытается давать им нравственную оценку. Его цель - познавать как можно более объективно. Он стремится не к борьбе, а к истине, не к революции, а к эволюции.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий