Евгений Попов
В общении с некоторыми знакомыми иногда приходится выслушивать предложение перестать тревожить наших «особо коренных» соседей по полуострову идеями о равенстве людей, культур, языков и религий. Вернувшиеся из Средней Азии люди сами поймут невыгодность конфронтации и рано или поздно придут к идее межнационального и межконфессионального мира в Тавриде. Попробуем рассмотреть вторую часть вопроса по возможности бесстрастно, т.е. не навязывая своё мнение, а только рассказывая об одной несколько конфликтогенной конфессии не только у нас, но, для примера в достаточно мусульманской стране, Сирии. Начнём с момента рождения ислама…
В 622 году приглашенный группой язычников, обращенных в ислам – Магомет во главе кучки последователей покинул Мекку и отправился в Ятриб (Медину).
Магомет сплотил пришельцев - мусульман в общину правоверных (Умма). Он проповедовал им религиозную систему морали, основанную на принципах солидарности, благотворительности, взаимопомощи и уважения. Ими должны были руководствоваться все мусульмане во взаимоотношениях друг с другом. Эти принципы, однако, должны применяться только в пределах Уммы и только для единоверцев. Отношения же с не мусульманами постепенно перерастали во вражду, и любая передышка использовалась ими как еще одно средство в борьбе с неверными.
Набеги на немусульман во славу Аллаха, во время которых война и религия взаимно дополняли друг друга, вдохновили многие стихи Корана, связанные с джихадом (священной войной) и двойным вознаграждением за него: военной добычей на этой земле и раем – в жизни грядущей.
Проповедуемая Магомету доктрина была очень проста. Коран – божественная книга, постепенно открывавшаяся Магомету через архангела Джабриила. Ислам – единственная вечная и истинная религия (Коран 3:17). Пророки Израиля и Иисус проповедовали ее и предсказывали пришествие Магомета, но евреи и христиане, позавидовавшие совершенству новой религии, отвергли ее и фальсифицировали свои собственные священные книги. Ислам настаивает на божественной природе Корана и проповедей Магомета: «Слушающий Посланника – слушает Бога». Магомет, как последний посланник Бога, призванный наставить человечество на путь истинный, является завершающим, звеном всей цепи пророчеств. Вот так, не больше и не меньше!
Ислам рассматривает все остальные религии как ложные (испорченные, заблудшие) и временные. В конечном итоге на Земле должна остаться только вера в Аллаха. Любой, кто против этого по сути своей неверен и не может быть прощен, подлежит наказанию пока не примет ислам. Поэтому любое сопротивление исламизации с точки зрения ислама должно быть уничтожено любыми методами. Этот подход оправдывает любые жестокости против неверных во время войны с ними, любые действия индивидуалов и коллективов против неверных. При этом любой адекватный и пропорциональный ответ противника воспринимается как выпад против порядка вещей в мире, против Аллаха, вызывает ещё большее озлобление. Используя ислам как стержень государственной политики государство может не только легко вербовать огромные массы граждан для завоевательных походов, но и также поддерживать фанатизм в ходе войны, легко отделять своих от чужих и направлять колеблющихся. В итоге войны государство получает возможность повсеместно материально поощрять тех, кто проявил максимум жестокости к неверным. При этом такое поощрение не требует никаких затрат - оно целиком оплачивается из награбленного в ходе войны. Такое поощрение, богатство, видимое и широко уважаемое в обществе на протяжении многих лет после набегов способствует рекламе набегов на неверных среди новых поколений мусульман.
Сложилось это еще на заре формирования исламского Халифата. В 628 году Магомет во главе Уммы Медины впервые захватил неисламскую общину оазиса Хайбар военным путём, жители оазиса сдались, но на определенных условиях – и соответствии с договором, известным под именем зимма . В соответствии с этим соглашением, Магомед разрешил иноверцам продолжать обрабатывать свой оазис, но с тем условием, что они будут отдавать захватчикам половину своего урожая; Магомет же сохранял за собой право разорвать соглашение и изгнать их, когда ему заблагорассудится. Постепенно все иноверные общины Аравийского полуострова подчинились мусульманам и в соответствии с условиями зимма – договора, впервые опробованного в Хайбаре, стали с тех пор образцом для последующих договоров арабских захватчиков с порабощенными народами, термин «зимма» позднее используется в качестве определения неравноправного договора, регулирующего отношения между мусульманами и побеждённым населением.*
Первоначально «набег ради добычи», джихад превратился в завоевательную войну, подчиненную определенным законам, и главной целью было – обращение неверных. Перемирие допускалось, но длительный мир - никогда. Приверженцы политеизма (язычники) должны были выбирать между смертью или обращением в ислам: жизнь, свободу вероисповедания и степени сохранность имущества допускались только в отношении евреев, христиан и зороастрийцев, а позднее, по необходимости, и последователей индуизма.
Джихад – глобальная концепция, разделяющая народы мира на два непримиримых лагеря: это – дар ал ‑ харб (земли войны, включающие в себя территории, населенные неверными), и дар ал ‑ ислам (земли ислама, родина мусульман, где соблюдаются законы ислама). Джихад – нормальное и постоянное состояние войны между дар ал ‑ ислам и дар ал ‑ харб, войны, которая может закончиться только окончательной победой над неверными и абсолютным владычеством ислама во всем мире. Юристы - мусульмане так оправдывали это постоянное состояние войны: они утверждали, что неверные обладают землями незаконно, и поэтому земли должны быть возвращены, согласно Божественному праву, приверженцам истинной религии. Так джихад стал средством, с помощью которого мусульмане «возвращают обратно» то, что было однажды узурпировано неверными. В этом смысле джихад – святая и законная война в психологии и мировоззрении «правоверных», так как она возвращает мусульманам земли и имущество, которые должны были быть частью территории дар ал ‑ ислам, но которые, якобы, незаконно присвоили жители дар ал ‑ харб. На этом основании любой военный акт в дар ал ‑ харб (не имеющей права на существование) воспринимается мусульманами как необходимый и легитимный, что исключает, какое либо неодобрение с точки зрения исламской морали.
Поскольку джихад – это состояние перманентной (непрерывной во времени) войны за веру, он в принципе исключает возможность постоянного мира с иноверцами, но допускает временное перемирие – в соответствии с требованиями политической ситуации. Это перемирие, могущее продолжаться не более десяти лет, должен прервать в одностороннем порядке всякий мусульманский правитель, но только после того, как он сначала предупредит врага. Наконец, джихад предусматривает, что все договоры с дар ал ‑ харб заключаются всегда только в рамках этой концепции, т.е. временного перемирия. Рассматриваемое мусульманами‑ теологами как одно из фундаментальных положений веры, участие в джихаде должно быть обязанностью, возложенной на всех мусульман, причем каждый правоверный должен не жалея сил трудиться на общее благо: будь это военное противоборство с неверными, материальная помощь «борцам за веру» или другие виды деятельности. Не влезая в дебри истории различных войн между мусульманами и христианами, между сторонниками той или иной ветви ислама, просто рассмотрим положение не совсем правоверных мусульман – алавитов и представителями традиционного исламского вероисповедания, суннитами.
Алавиты являются потомками населения христианского армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, в 1375 году Киликийское царство пало под ударами исламских соседей. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам шиитского направления сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства монофизитского толка. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси [один из сподвижников Мухаммеда и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама)]. Алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Поклоняются они также Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре. Алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. Многие европейские востоковеды уверены, что алавиты не признают у женщин души. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам, не допускают на свои богослужения. Объяснение этой информации очень простое, условиях враждебного окружения алавиты - мужчины держали в тайне большинство религиозных ритуалов и богослужений в секрете от женщин. Ведь они могли выйти замуж за человека из совсем другой общины и раскрыть их врагам. Но на этом вся "дискриминация" и заканчивается. Вообще, у алавитов очень редко встречается многоженство, которое в этой среде отнюдь не приветствуется. Большинство алавитских женщин - образованные и довольно свободные, у алавитов представительницы слабого пола куда более раскрепощены, чем живущие рядом мусульманки, они имеют право голоса, участвуют в дискуссиях с мужчинами, они сами зарабатывают деньги, особенно в сельской местности, а значит, уже во многом поэтому имеют определенную независимость от мужчины, что встречается далеко не во всех суннитских общинах. Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включают алавитов в свое число), а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).
По мнению отдельных специалистов - религиоведов, они как бы стоят на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»). В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией от алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозного прозелитизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно. За это своеобразие вне пределов Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они, тем не менее, считаются как бы своеобразной частью общины шиитов.
Потомки армян Киликийского царства, которые сохранили свою христианскую религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа и даже относятся к разным языковым семействам (первые, в основном, к семитскому, вторые - к индоевропейскому, как и живущие рядом курды). Как видите, для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Нам, русским лучше всего известны европейские славянские примеры: сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Первопричиной разделения единого народа явилось то, что хорваты - католики, а сербы - православные. Еще одна группа этого единого в прошлом народа, исповедующая ислам, называется босняками и живёт в мусульманском государстве Боснии и Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что они неоднократно воевали между собой. Как видите, религия, если она разная, настолько разобщает народ, что столкнувшийся с такой проблемой этнос иногда распадается. На Украине есть похожая ситуация: православные и униаты (греко – католики), если мне скажут, что они единый народ, то назовите, хоть одну причину для такого единения и отождествления.
Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры, некоторые из них утверждали; несмотря на то, что никто не имеет права отказать алавитам в праве считаться мусульманами, если они публично произнесут шахаду (свидетельство, что бог один, а Мухаммед является пророком), тем не менее, ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивали на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой.
По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Под прессом враждебности мусульман они довольно охотно и свободно переходили на сторону их религиозных и военных противников. Когда Османская империя стала дряхлеть и национально - религиозный пресс ослаб, алавиты консолидировались. В XVIII веке алавитский шейх Насиф Нассар уже мог выставить в поле несколько тысяч всадников отличной кавалерии и, владея богатыми землями и множеством замков, выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Парос в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.
Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египетском походе об участии алавитов в осаде Акки так: «Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причем половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трем вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды, очень хорошие люди. Генерал Виаль перешел через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооруженных всадников для похода на Дамаск».
После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамелюков и местных арабских шейхов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связями с Великобританией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы и религиозно – национальных репрессий, которая хотя и не приняла формы геноцида, но стала причиной ликвидации турками - османами значительной части тогдашней феодальной национальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов (особенно в Палестине, где власть алавитских шейхов сохранялась только в районе Латакии — Касьюна).
В XX веке после распада Османской империи, в Сирии, находившейся уже под французским мандатом Лиги Наций, в августе 1920 г. была создана «автономная территория алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленная «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. В 1930 г. переименована в «Санджак Латакия».
После общесирийского национального восстания «Государство Алавитов» было присоеденено к Сирии 5 декабря 1936 г., при этом, исходя из юридической системы французского мандата в Ливане, ведущие шейхи алавитских племен приняли ряд деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.).
В 1971 г. алавит Хафез аль Асад стал президентом Сирии. Так как в среде сирийского населения турками - османами, французами и англичанами веками разжигались интенсивные антиалавитские настроения, это вызвало недовольство многих мусульман, указывавших, что по Конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В 1973 г. имамы шиитов приняли фетву, что на алавитов распространются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Это усилило ваххабистские настроения суннитов в Сирии, ставшие знаменем оппозицонности алавитскому режиму.
В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами. Этот процесс был начат ещё президентом Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды обсуждается (и осуждается) спорный вопрос о якобы бытующем среди алавитов признании божественности Али, но это нисколько не мешает нынешней радикальной исламской суннитской оппозиции уничтожать физически данную группу населения Сирии.
Появление в Тавриде исламских суннитских радикалов ставит перед христианским и, не очень воинственными мусульманами, вопрос физического выживания. Внимательный читатель обратил внимание, что даже принятие ислама в той или иной форме не гарантирует новообращённым признания за ними прав и признания их членами мусульманской Уммы, ущемления в правах и социальной сфере. За иноверцами никаких прав не признаётся в принципе.** Поэтому любое заявление любой группы населения об особых правах в любой сфере социального общежития, особенно религиозного и национального, должно вызывать отторжение и сопротивление в любой форме остальных жителей Тавриды.
В 622 году приглашенный группой язычников, обращенных в ислам – Магомет во главе кучки последователей покинул Мекку и отправился в Ятриб (Медину).
Магомет сплотил пришельцев - мусульман в общину правоверных (Умма). Он проповедовал им религиозную систему морали, основанную на принципах солидарности, благотворительности, взаимопомощи и уважения. Ими должны были руководствоваться все мусульмане во взаимоотношениях друг с другом. Эти принципы, однако, должны применяться только в пределах Уммы и только для единоверцев. Отношения же с не мусульманами постепенно перерастали во вражду, и любая передышка использовалась ими как еще одно средство в борьбе с неверными.
Набеги на немусульман во славу Аллаха, во время которых война и религия взаимно дополняли друг друга, вдохновили многие стихи Корана, связанные с джихадом (священной войной) и двойным вознаграждением за него: военной добычей на этой земле и раем – в жизни грядущей.
Проповедуемая Магомету доктрина была очень проста. Коран – божественная книга, постепенно открывавшаяся Магомету через архангела Джабриила. Ислам – единственная вечная и истинная религия (Коран 3:17). Пророки Израиля и Иисус проповедовали ее и предсказывали пришествие Магомета, но евреи и христиане, позавидовавшие совершенству новой религии, отвергли ее и фальсифицировали свои собственные священные книги. Ислам настаивает на божественной природе Корана и проповедей Магомета: «Слушающий Посланника – слушает Бога». Магомет, как последний посланник Бога, призванный наставить человечество на путь истинный, является завершающим, звеном всей цепи пророчеств. Вот так, не больше и не меньше!
Ислам рассматривает все остальные религии как ложные (испорченные, заблудшие) и временные. В конечном итоге на Земле должна остаться только вера в Аллаха. Любой, кто против этого по сути своей неверен и не может быть прощен, подлежит наказанию пока не примет ислам. Поэтому любое сопротивление исламизации с точки зрения ислама должно быть уничтожено любыми методами. Этот подход оправдывает любые жестокости против неверных во время войны с ними, любые действия индивидуалов и коллективов против неверных. При этом любой адекватный и пропорциональный ответ противника воспринимается как выпад против порядка вещей в мире, против Аллаха, вызывает ещё большее озлобление. Используя ислам как стержень государственной политики государство может не только легко вербовать огромные массы граждан для завоевательных походов, но и также поддерживать фанатизм в ходе войны, легко отделять своих от чужих и направлять колеблющихся. В итоге войны государство получает возможность повсеместно материально поощрять тех, кто проявил максимум жестокости к неверным. При этом такое поощрение не требует никаких затрат - оно целиком оплачивается из награбленного в ходе войны. Такое поощрение, богатство, видимое и широко уважаемое в обществе на протяжении многих лет после набегов способствует рекламе набегов на неверных среди новых поколений мусульман.
Сложилось это еще на заре формирования исламского Халифата. В 628 году Магомет во главе Уммы Медины впервые захватил неисламскую общину оазиса Хайбар военным путём, жители оазиса сдались, но на определенных условиях – и соответствии с договором, известным под именем зимма . В соответствии с этим соглашением, Магомед разрешил иноверцам продолжать обрабатывать свой оазис, но с тем условием, что они будут отдавать захватчикам половину своего урожая; Магомет же сохранял за собой право разорвать соглашение и изгнать их, когда ему заблагорассудится. Постепенно все иноверные общины Аравийского полуострова подчинились мусульманам и в соответствии с условиями зимма – договора, впервые опробованного в Хайбаре, стали с тех пор образцом для последующих договоров арабских захватчиков с порабощенными народами, термин «зимма» позднее используется в качестве определения неравноправного договора, регулирующего отношения между мусульманами и побеждённым населением.*
Первоначально «набег ради добычи», джихад превратился в завоевательную войну, подчиненную определенным законам, и главной целью было – обращение неверных. Перемирие допускалось, но длительный мир - никогда. Приверженцы политеизма (язычники) должны были выбирать между смертью или обращением в ислам: жизнь, свободу вероисповедания и степени сохранность имущества допускались только в отношении евреев, христиан и зороастрийцев, а позднее, по необходимости, и последователей индуизма.
Джихад – глобальная концепция, разделяющая народы мира на два непримиримых лагеря: это – дар ал ‑ харб (земли войны, включающие в себя территории, населенные неверными), и дар ал ‑ ислам (земли ислама, родина мусульман, где соблюдаются законы ислама). Джихад – нормальное и постоянное состояние войны между дар ал ‑ ислам и дар ал ‑ харб, войны, которая может закончиться только окончательной победой над неверными и абсолютным владычеством ислама во всем мире. Юристы - мусульмане так оправдывали это постоянное состояние войны: они утверждали, что неверные обладают землями незаконно, и поэтому земли должны быть возвращены, согласно Божественному праву, приверженцам истинной религии. Так джихад стал средством, с помощью которого мусульмане «возвращают обратно» то, что было однажды узурпировано неверными. В этом смысле джихад – святая и законная война в психологии и мировоззрении «правоверных», так как она возвращает мусульманам земли и имущество, которые должны были быть частью территории дар ал ‑ ислам, но которые, якобы, незаконно присвоили жители дар ал ‑ харб. На этом основании любой военный акт в дар ал ‑ харб (не имеющей права на существование) воспринимается мусульманами как необходимый и легитимный, что исключает, какое либо неодобрение с точки зрения исламской морали.
Поскольку джихад – это состояние перманентной (непрерывной во времени) войны за веру, он в принципе исключает возможность постоянного мира с иноверцами, но допускает временное перемирие – в соответствии с требованиями политической ситуации. Это перемирие, могущее продолжаться не более десяти лет, должен прервать в одностороннем порядке всякий мусульманский правитель, но только после того, как он сначала предупредит врага. Наконец, джихад предусматривает, что все договоры с дар ал ‑ харб заключаются всегда только в рамках этой концепции, т.е. временного перемирия. Рассматриваемое мусульманами‑ теологами как одно из фундаментальных положений веры, участие в джихаде должно быть обязанностью, возложенной на всех мусульман, причем каждый правоверный должен не жалея сил трудиться на общее благо: будь это военное противоборство с неверными, материальная помощь «борцам за веру» или другие виды деятельности. Не влезая в дебри истории различных войн между мусульманами и христианами, между сторонниками той или иной ветви ислама, просто рассмотрим положение не совсем правоверных мусульман – алавитов и представителями традиционного исламского вероисповедания, суннитами.
Алавиты являются потомками населения христианского армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, в 1375 году Киликийское царство пало под ударами исламских соседей. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам шиитского направления сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства монофизитского толка. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси [один из сподвижников Мухаммеда и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама)]. Алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Поклоняются они также Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре. Алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. Многие европейские востоковеды уверены, что алавиты не признают у женщин души. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам, не допускают на свои богослужения. Объяснение этой информации очень простое, условиях враждебного окружения алавиты - мужчины держали в тайне большинство религиозных ритуалов и богослужений в секрете от женщин. Ведь они могли выйти замуж за человека из совсем другой общины и раскрыть их врагам. Но на этом вся "дискриминация" и заканчивается. Вообще, у алавитов очень редко встречается многоженство, которое в этой среде отнюдь не приветствуется. Большинство алавитских женщин - образованные и довольно свободные, у алавитов представительницы слабого пола куда более раскрепощены, чем живущие рядом мусульманки, они имеют право голоса, участвуют в дискуссиях с мужчинами, они сами зарабатывают деньги, особенно в сельской местности, а значит, уже во многом поэтому имеют определенную независимость от мужчины, что встречается далеко не во всех суннитских общинах. Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включают алавитов в свое число), а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).
По мнению отдельных специалистов - религиоведов, они как бы стоят на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»). В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией от алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозного прозелитизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно. За это своеобразие вне пределов Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они, тем не менее, считаются как бы своеобразной частью общины шиитов.
Потомки армян Киликийского царства, которые сохранили свою христианскую религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа и даже относятся к разным языковым семействам (первые, в основном, к семитскому, вторые - к индоевропейскому, как и живущие рядом курды). Как видите, для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Нам, русским лучше всего известны европейские славянские примеры: сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Первопричиной разделения единого народа явилось то, что хорваты - католики, а сербы - православные. Еще одна группа этого единого в прошлом народа, исповедующая ислам, называется босняками и живёт в мусульманском государстве Боснии и Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что они неоднократно воевали между собой. Как видите, религия, если она разная, настолько разобщает народ, что столкнувшийся с такой проблемой этнос иногда распадается. На Украине есть похожая ситуация: православные и униаты (греко – католики), если мне скажут, что они единый народ, то назовите, хоть одну причину для такого единения и отождествления.
Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры, некоторые из них утверждали; несмотря на то, что никто не имеет права отказать алавитам в праве считаться мусульманами, если они публично произнесут шахаду (свидетельство, что бог один, а Мухаммед является пророком), тем не менее, ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивали на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой.
По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Под прессом враждебности мусульман они довольно охотно и свободно переходили на сторону их религиозных и военных противников. Когда Османская империя стала дряхлеть и национально - религиозный пресс ослаб, алавиты консолидировались. В XVIII веке алавитский шейх Насиф Нассар уже мог выставить в поле несколько тысяч всадников отличной кавалерии и, владея богатыми землями и множеством замков, выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Парос в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.
Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египетском походе об участии алавитов в осаде Акки так: «Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причем половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трем вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды, очень хорошие люди. Генерал Виаль перешел через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооруженных всадников для похода на Дамаск».
После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамелюков и местных арабских шейхов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связями с Великобританией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы и религиозно – национальных репрессий, которая хотя и не приняла формы геноцида, но стала причиной ликвидации турками - османами значительной части тогдашней феодальной национальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов (особенно в Палестине, где власть алавитских шейхов сохранялась только в районе Латакии — Касьюна).
В XX веке после распада Османской империи, в Сирии, находившейся уже под французским мандатом Лиги Наций, в августе 1920 г. была создана «автономная территория алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленная «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. В 1930 г. переименована в «Санджак Латакия».
После общесирийского национального восстания «Государство Алавитов» было присоеденено к Сирии 5 декабря 1936 г., при этом, исходя из юридической системы французского мандата в Ливане, ведущие шейхи алавитских племен приняли ряд деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.).
В 1971 г. алавит Хафез аль Асад стал президентом Сирии. Так как в среде сирийского населения турками - османами, французами и англичанами веками разжигались интенсивные антиалавитские настроения, это вызвало недовольство многих мусульман, указывавших, что по Конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В 1973 г. имамы шиитов приняли фетву, что на алавитов распространются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Это усилило ваххабистские настроения суннитов в Сирии, ставшие знаменем оппозицонности алавитскому режиму.
В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами. Этот процесс был начат ещё президентом Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды обсуждается (и осуждается) спорный вопрос о якобы бытующем среди алавитов признании божественности Али, но это нисколько не мешает нынешней радикальной исламской суннитской оппозиции уничтожать физически данную группу населения Сирии.
Появление в Тавриде исламских суннитских радикалов ставит перед христианским и, не очень воинственными мусульманами, вопрос физического выживания. Внимательный читатель обратил внимание, что даже принятие ислама в той или иной форме не гарантирует новообращённым признания за ними прав и признания их членами мусульманской Уммы, ущемления в правах и социальной сфере. За иноверцами никаких прав не признаётся в принципе.** Поэтому любое заявление любой группы населения об особых правах в любой сфере социального общежития, особенно религиозного и национального, должно вызывать отторжение и сопротивление в любой форме остальных жителей Тавриды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий