среда, 30 октября 2013 г.

Цель и механизмы модели управляемого хаоса

 Александр Бартош


Анализ проблем управляемого хаоса как угрозы национальной безопасности России рассматривался в ряде публикаций «НВО» (скажем, в номере от 12.07.13). В продолжение этого анализа было бы интересно рассмотреть подробнее базовые алгоритмы модели управляемого хаоса. Ведь они предполагают воздействие на сферу управления коллективной деятельностью людей, а также целенаправленную перестройку массового сознания и мировоззрения за счет манипулирования духовной сферой человека посредством целенаправленного применения современных информационных и социально-культурных технологий.

ПОД СТАНДАРТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В основе модели управляемого хаоса как концептуального инструмента, предназначенного для решения задач по направленной координации и организации развития конфронтационной спирали в выбранной стране или группе стран в интересах достижения заданных социально-политических, военных, экономических, пространственно-географических характеристик государства-мишени (или региона), лежат положения теории «управляемого хаоса» или «контролируемой нестабильности». В своей первоначальной версии теория хаоса разрабатывалась главным образом применительно к физическим или химическим процессам, например, в работе И. Пригожина и И. Стенгерса «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», вышедшей на Западе в 1979 году. 

Однако в конце прошлого века по мере развития глобализации под эгидой США, что потребовало радикального переустройства мира под стандарты единственной сверхдержавы, участились попытки изучения проблем контролируемой нестабильности применительно к социальным процессам.

Подчинение мирового развития управленческим импульсам, исходящим из единого центра, предполагается обеспечить за счет целенаправленного воздействия на сферу управления коллективной деятельностью людей, включая все три вида такого управления: административно-государственное (политическое) управление; управление культурно-мировоззренческой сферой; управление социально-экономической сферой. В условиях нестабильного мира особую значимость приобрело управление в военно-силовой сфере.

В основе модели управляемого хаоса, обеспечивающей реализацию алгоритмов воздействия в масштабах страны или региона, лежит свойство нестабильности сферы управления коллективной деятельностью людей, которое изначально присуще всем сложным структурам. В теории управляемого хаоса особую значимость имеет способность любой сложной структуры (в том числе и современного государства) в режиме повседневного функционирования контролировать и удерживать хаос в определенных рамках. Вместе с тем в другом режиме, например, в период искусственно созданного обострения – само это удержание посредством положительной обратной связи способствует лавинообразному нарастанию действия хаоса, что в конечном итоге может привести к распаду системы.

По замыслу идеологов управляемый хаос по его эффективности и последствиям способен сравниться с оружием массового поражения. При этом используются нетрадиционные, физически не разрушающие средства поражения, для которых не существует национальных границ. Нет и международно признанной нормативно-правовой базы для противодействия, технологии управляемого хаоса пока остаются вне сферы контроля со стороны международных организаций. Отсутствуют научно обоснованные критерии для контроля, соответствующие индикаторы, фиксирующие состояние ситуации на различных этапах действия модели.

Применительно к сфере политического управления начальные положения идеологии управляемого хаоса получили развитие в работах западных исследователей, например, Джина Шарпа «Ненасильственные действия: изучение контроля над политической властью» (Оксфорд, 1968) и некоторых других. Вскоре теоретически разработанные подходы прошли испытание практикой в качестве идейной основы «студенческой революции» 1968 года в Париже, затем в ходе дестабилизации стран Варшавского договора, развала СССР и при проведении ряда оранжевых революций в начале нового тысячелетия. Уже в 70-е годы технологии управляемой нестабильности привлекают все большее внимание ряда влиятельных политологических центров Запада: Римского и затем Бильдербергского клубов, Трехсторонней комиссии, фабрик мысли типа «Рэнд корпорейшн» и «Института Санта Фе». Разработанные общие принципы в дальнейшем были конкретизированы и получили практическое развитие в деятельности МВФ, Всемирного банка, ВТО.

В прямой постановке проблемы управляемого хаоса в повестке дня упомянутых организаций не фигурируют. Так, например, в текущем году заседание «теневого мирового правительства», как часто именуют Бильдербергский клуб, собравшее 140 человек из 20 стран мира, прошло в обычной обстановке закрытости. Среди вынесенных в официальный список тем для обсуждения на Бильдерберге-2013 упоминались проблемы киберпреступности, внешней политики США, развития ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, а также ускорение роста и создание рабочих мест в Европе и США. Проблемы актуальные, затрагивающие интересы многих серьезных международных игроков. По-видимому, прозвучавшие на заседании оценки и рекомендации могут послужить и для развития в нужном направлении ситуации в некоторых районах мира, включая и применение для этих целей технологий управляемого хаоса.

ОПРОБОВАНО НА ПРАКТИКЕ

В современных теоретических разработках довольно откровенно рассматриваются цели и задачи управляемого хаоса. Например, американец Стивен Манн в 1992 году подробно описал потенциальные возможности нового оружия в журнале Национального военного колледжа в Вашингтоне в работе «Теория хаоса и стратегическая мысль», в которой соединил теорию управляемого хаоса с новыми геополитическими установками США на глобальное доминирование. Он рассматривает управляемый хаос как инструмент обеспечения национальных интересов США за счет усиления эксплуатации критичности и создания обстановки управляемой нестабильности. Хаотизации подлежат структуры политического и военного управления, духовная, экономическая и социальная жизнь страны. В качестве механизмов создания хаоса в интересах самодезорганизации и самодезориентации государства-мишени называются содействие либеральной демократии и рыночным реформам, повышение экономических стандартов и ресурсных потребностей, преимущественное повышение жизненных стандартов у так называемых элит общества, вытеснение из общественного сознания традиционных ценностей и идеологии, переформатирование культурно-цивилизационного кода населения и создание среды, в которой комфортно чувствуют себя различные экстремистские движения. Вопросы применения технологий управляемого хаоса привлекли внимание и ряда современных отечественных исследователей: Батчикова С.А., Василенко И.А., Лепского В.Е. и некоторых других.

Технологии управляемого хаоса успешно использовались при развале СССР и организации Варшавского договора, на Балканах, а сегодня действуют в Ливии, Сирии, Египте. Недавно об опасности дестабилизации Ближневосточного региона откровенно высказался посол, Высокий представитель ООН по вопросам разоружения (2007–2012) Сержио Дуарте: «Государственный переворот в Египте и последовавшие столкновения противников и сторонников свергнутого президента Мохаммеда Мурси привели к тому, что в стране начался политический хаос. Введено чрезвычайное положение. Мировое сообщество пытается принять меры для стабилизации ситуации в стране, но все попытки мирным путем разрешить ситуацию пока тщетны. Беспокойство вызывает тот факт, что по египетскому сценарию могут пойти события в других странах региона и повлечь за собой новую волну нестабильности на всем Ближнем Востоке». Следует отметить, что дезорганизована не только политическая сфера. Разрушается экономика, серьезный ущерб наносится вооруженным силам Египта. Добавим, что при этом Запад демонстрирует виртуозное умение применять политику двойных стандартов при оценке событий и выработке мер влияния на обстановку в странах, ситуация в которых развивается по сценариям управляемого хаоса: от прямой поддержки вооруженной оппозиции в Сирии до довольно обтекаемых комментариев ситуации в Египте.

Анализ целей подобных действий применительно к Ближнему Востоку и северу Африки показывает, что речь может идти, например, об ослаблении позиций Китая, России и некоторых других государств, чьи интересы входят в противоречие с замыслами сил, претендующих на безраздельное доминирование в одном из ключевых регионов планеты. Однако разбуженные разрушительные действия хаоса могут выйти из-под контроля, и тогда деструктивный эффект модели бумерангом ударит по ее создателям.

Создаются условия для применения технологий управляемого хаоса и в других регионах, в том числе в Центральной Азии, на Кавказе. Важно подчеркнуть, что многие механизмы и ресурсы модели управляемого хаоса заблаговременно формируются на территории государства-мишени. Часть из них находятся в законсервированном «спящем» состоянии, некоторые действуют в достаточно скрытых, завуалированных за внешне невинными формулировками формах.

Использование механизмов модели управляемого хаоса позволяет организовать целенаправленное воздействие системы согласованных по целям, месту и времени пропагандистских, психологических, информационных и других мероприятий на «чувствительные точки» (центры принятия решений) административно-государственного (политического) управления, включая сферу обеспечения всех видов безопасности, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфер управления. Конечной целью такого воздействия является ориентация развития политики и экономики страны-мишени на стратегически бесперспективные, тупиковые направления, например, за счет втягивания экономики, финансов, науки в высоко затратные и одновременно неэффективные программы и проекты. Проводится система мероприятий по деиндустриализации страны, снижению объема высокотехнологичных производств, целенаправленно разрушается система профессионального образования. Применительно к военно-промышленному комплексу России в качестве первоочередных ставятся задачи затормозить развитие современных систем вооружения, добиться необратимой деградации национальной научной и промышленной базы, кадрового потенциала, снизить конкурентоспособность российского вооружения на зарубежных рынках.

КТО ЖЕ МУТИТ ВОДУ?

Способность государства проводить модернизацию и осуществлять перевод страны на инновационный путь развития целенаправленно снижается за счет актуализации системы мифов о якобы магической способности рынка урегулировать все проблемы, о необходимости отказа от стратегического планирования развития основных отраслей народного хозяйства. Противостоять подобному мифотворчеству невозможно без привлечения научного сообщества к управлению страной.

Наряду с этим мощное воздействие оказывается на человеческие ресурсы страны-мишени. Цель – исказить основы национальной культуры, посеять среди населения взаимное отчуждение и вражду, усилить сепаратистские настроения, под флагом различных псевдооппозиционных движений создать среди интеллигенции «пятую колонну», заставить ее двигаться в угодном для другой стороны русле, всемерно поддерживать, пропагандировать и проводить псевдореформы. В этих условиях непоправимое негативное влияние на качество человеческого потенциала может оказать отсутствие тщательно продуманной государственной политики в сфере реформирования науки и образования.

Отдельное внимание уделяется воздействию на молодежную среду с целью ее дезориентации, внедрения ложных ценностей, трансформации мировоззренческих и идеологических установок, создания условий для использования в качестве «горючего материала» во всевозможных внутренних конфликтах. Для этого задействуются средства массовой информации, потенциал политических партий и молодежных движений, религиозных конфессий и тоталитарных сект. Успешности их деятельности может способствовать несовершенство образовательной и воспитательной работы, которая нередко проводится в условиях размытости или полного отсутствия объединяющей общенациональной идеи. В то же время попытки объединить страну на основе националистических идей нередко придают дополнительную разрушительную динамику процессам управляемого хаоса и в конечном итоге создают условия для раскола и фрагментации государства.

Важное место отводится формированию в стране-мишени организационных основ для использования механизмов внешнего управления. Основным объектом воздействия является властная элита, лидеры части оппозиционных движений, некоторые религиозные деятели которых исподволь готовят к «перехвату» ключевых управленческих функций и к последующим действиям в соответствии с алгоритмами модели управляемого хаоса.

Программы такой подготовки разработаны и в течение многих лет успешно применяются рядом западных университетов и фондов. В их числе World Fellows при Йельском университете США, американские структуры, занимающиеся «развитием демократии и гражданского общества» за рубежом: Международный республиканский (IRI) институт, Демократический институт международных отношений США (National Democratic Institute for International Affairs), плеяда различных фондов – Сороса, Голдмана, Гугла, Генри Форда, Макартуров (Фонд Джона и Кэтрин Макартур), которые вкладывают средства в том числе и в воспитание будущих руководителей стран в духе западных либеральных ценностей, американских политических традиций и экономической мысли. Один из разработчиков концепции Национального фонда в поддержку демократии А. Вайнштейн еще в 1991 году откровенно заявил: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад делало ЦРУ».

Идеи экстремизма и сепаратизма пытаются внушить своим воспитанникам и некоторые религиозные центры, университеты и фонды.

Таким образом, главным объектом модели управляемого хаоса являются властные элиты государства-мишени. Применяемые технологии позволяют производить успешную замену ключевых игроков в элитах заранее подготовленными и управляемыми кандидатами. Именно эти люди в период искусственно созданного обострения обстановки способствуют лавинообразному нарастанию действия хаоса, что, в конечном итоге, может привести к распаду системы без применения военных средств и разрушения инфраструктуры.

Одним из базовых условий для развития в стране ситуации управляемого хаоса является наличие всепроникающих коррупционных связей, что наряду с углублением разрыва в доходах различных слоев населения способствует подрыву единства общества. С течением времени часть властной элиты перестает увязывать свои материальные интересы с жизненно важными интересами страны и народа, сосредотачивает усилия на сохранении своих материально-денежных активов путем вывода их за рубеж. Коррупция в вооруженных силах приводит к резкому снижению обороноспособности страны, влечет за собой прямое предательство части коррумпированной военной элиты, что было наглядно продемонстрировано, например, уже в начальной стадии вторжения в Ирак коалиционных сил в 2003 году.

РОССИЯ – ГЛАВНАЯ СТРАНА-ЦЕЛЬ

Таким образом, главным источником опасностей, рисков, вызовов и угроз национальной безопасности становится внутренняя среда государства, на которую нацеливается разнообразный деструктивный арсенал модели управляемого хаоса. С точки зрения стратегии развития страны создаваемая таким образом атмосфера хаоса и нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным, серьезным проблемам, связанным с сохранением единства государства, прогнозированием и государственным стратегическим планированием в экономике, внутренней и внешней политике.

В решающей степени способность государства противодействовать деструктивной угрозе со стороны модели управляемого хаоса определяется его геополитическим статусом, включающим географические, политические, социально-экономические и военные факторы.

По своему статусу Российская Федерация находится в числе лидеров современного мира и остается в эпицентре интересов ведущих государств. Однако далеко не все из них готовы сотрудничать на равноправной взаимовыгодной основе. К нашей стране выдвигается ряд экономических, политических, территориальных и иных претензий. Совокупность этих обстоятельств позволяет говорить о России как возможной цели модели управляемого хаоса. Нетрудно заметить, что рассмотренные выше условия, способствующие развитию управляемого хаоса, в ряде случаев в заметной мере кореллируются с характеристиками обстановки в современной России.

Однако Российская Федерация как современное развитое государство располагает достаточно широким арсеналом организационных технологий конструктивной направленности, использование которых позволяет снизить угрозу возникновения нестабильности и развития хаоса. В общем виде такие технологии представляют собой упорядоченные совокупности постоянно совершенствующихся методов и средств реализации управленческих решений, позволяющих избежать тупикового пути развития и деградации, укреплять единство страны, развивать и внедрять современные технологии, вести борьбу с коррупцией, поддерживать информационные и транспортные связи между регионами.

В духовной сфере важные усилия направляются на развитие диалога, соприкосновения и достижение консенсуса между всеми религиями в России в целом и в каждой конкретной и особенной геополитической зоне и этнической общности (в республике, регионе, мультинациональном городе, на общей для народов разных вероисповеданий территории).

Необходима продуманная кадровая политика, способная не допустить продвижения в институты власти корыстных, малоспособных к созидательной работе людей и создания сетевой агентуры. Важное внимание должно по праву отводиться совершенствованию обороноспособности государства, оснащению войск и сил флота современными системами оружия и военной техники. В основе всех этих действий должна находиться система государственного стратегического планирования, отчетности и контроля. Задача – перевести потенциальный заряд имеющихся технологий в кинетическую энергию развития.

Угроза возникновения управляемого хаоса в России и сопредельных государствах может быть нейтрализована сочетанием продуманных мер по внутреннему преобразованию страны и реализацией российской стратегии по созданию Евразийского союза за счет объединения близких в культурно-цивилизационном отношении России народов и государств. Наряду с этим назревают шаги по развитию и возможной трансформации ШОС в Евроазиатский союз континентальных цивилизаций с одновременным формированием на южном фланге Российской Федерации дружественного политико-экономического пространства.

Потеря времени и темпов реализации в национальных интересах доставшегося нам в наследство уникального геополитического потенциала в обозримом будущем способно привести к превращению страны в региональную державу, снижению ее международного статуса, усилению угроз территориальной целостности.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий