Причина наших бед в том, что политики и экономисты, стоящие у руля политической и монетарной власти, не очень понимают всю серьёзность положения.
Но на самом деле всё не так уж и сложно для понимания. Основной тезис очень прост: вечный рост невозможен. Рано или поздно он должен прекратиться, иначе субъект этого роста начнёт разрушать собственную среду, что неминуемо приведёт к гибели последнего. ФРС всеми силами пытается заставить долг расти, чтобы вернуться к состоянию, которое принято называть "нормальным". Но проблема в том, что то, что мы имели в прошлом, не было нормальным.
Нижеприведённый график, наверное, знаком всем. Он показывает объём задолженности в США в процентах относительно ВВП. Где-то в 80-х годах прошлого века ситуация с долгом начала меняться, он начал ползти вверх быстрее ВВП. Вот здесь-то и кроется основная причина того, почему попытки придерживаться и далее данной модели, в конце концов, закончатся провалом.
Долг США как процент от ВВП
Невозможно постоянно наращивать долг быстрее, чем доходы. Однако начиная с 1980 года именно это и происходило, а все политики настоящего и управленцы ФРС за 33 прошедших года (с 1980 по 2013) решили, что именно так и устроен мир.
В общем, они пытаются вернуть нас на прежний путь всеми доступными способами. Откуда такое стремление? Оттуда, что за прошедшие 33 года каждый крупный центр влияния, неважно в Вашингтоне или на Уолл-Стрит, адаптировал всё своё мышление и свои системы управления под эту схему. Как только завершится экспансия долга, многие финансовые компании, а также и политики просто прекратят свою деятельность.
То, что экспансия завершится - это математическая неизбежность. Маловероятно, что ФРС или Вашингтон добровольно прекратят свои попытки оживить эту порочную практику много и быстро брать в долг. Поэтому следует ожидать некоего финансового инцидента, который, наконец-то, взломает эту ошибочную установку в голове руководства страны.
Попробуем провести мысленный эксперимент, чтобы разобраться, в чём же заключается эта "математическая неизбежность".
Для начала вспомним, что показатель совокупного объёма долга кредитного рынка (англ.TCMD) включает в себя все возможные формы задолженности в США: корпоративная, государственная, федеральная, а также потребительская. Сюда входят и кредиты на образование, и на автомобиль, ипотека, а также муниципальные и федеральные долги.
Однако показатель не учитывает любые необеспеченные обязательства (дефициты). Поэтому туда не входит дефицит системы социального страхования и пенсионного обеспечения на государственном или корпоративном уровне. Поэтому TCMD - это просто долг в чистом виде.
Как видно на следующем графике, показатель TCMD рос по экспоненте, начиная с 1970 года. Обведённый зелёным волнистый участок линии - это события 2008-2009 годов, которые почти что уничтожили мировую финансовую систему.
Общий долг кредитного рынка
Теперь задолженность снова возрастает, причём очень быстрыми темпами. Это из-за того, что ФРС монетизирует федеральный долг США в попытке залатать дыры в системе. Исходя из данных графика, можно ожидать, что ФРС не прекратит валютное стимулирование до тех пор, пока домохозяйства и корпорации снова не начнут активно брать в долг.
Почему же задолженность не может постоянно расти? Вот вам объяснение. Вернёмся всё в тот же 80-й год прошлого века, когда задолженность начала заметно возрастать. В период между 1980 и 2013 годами общий объём задолженности рос с невероятной скоростью - 8 процентов в год. Это невероятно, потому что всё, что растёт на 8 процентов в год, будет удваиваться каждые девять лет.
Теперь попробуем просчитать, что случиться, если текущая политика ФРС окажется успешной, и в течение следующих 30 лет общий размер задолженности будет расти в том же темпе, как и предыдущие 30 лет - такой вот незамысловатый расчёт. Во что превратятся текущие 57 триллионов долга согласно TCMD через 30 лет при сохранении темпов роста 8 процентов в год? Они превратятся в 573 триллиона долларов. Это превращение изображено на графике ниже.
Общий долг кредитного рынка при 8-процентном росте
Просто для общей картины стоит отметить, что совокупный ВВП всей планеты в 2012 году составлял порядка 85 триллионов долларов. Даже если предположить, что в течение следующих 30 лет глобальный ВВП будет расти на 4 процента в год, то даже тогда он не будет поспевать за ростом задолженности в США, которая к 2043 году будет в два раза превышать ВВП всего мира.
Конечно, сложно себе представить, что что-нибудь может заставить корпорации и потребителей взять в долг 500 триллионов долларов в течение последующих 30 лет. Поэтому давайте несколько смягчим наши прогнозы и вместо 8 процентов возьмём 4-процентный рост. Что же произойдёт тогда? Тогда через 30 лет мы получим 185 триллионов долларов, то есть более чем трёхкратное увеличение по сравнению с сегодняшним днём. Это продемонстрировано на графике ниже.
Общий долг кредитного рынка при 4-процентном росте
И опять возникает вопрос: зачем нам могут понадобиться 128 триллионов долларов в течение следующих 30 лет? Можно с уверенностью утверждать, что темпы роста задолженности в периоде 1980 - 2013 годах не сохраняться и в 2013 - 2043 годах, но лишь при одном допущении: доллар сохранит свою стоимость. Если же доллар потеряет 90 процентов своей стоимости (например, потому что наш ЦБ печатает слишком много новых денег), тогда вышеупомянутые фантастические цифры могут стать реальностью.
Вывод: для того, чтобы ФРС удалось вывести темпы роста кредитования на уровень предыдущих 30 лет, доллару придётся растерять большую часть своей стоимости. В общем-то, именно в этом и заключается план ФРС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий