Ежегодный отчет Credit Suisse изобилует поразительными фактами, однако один из них особенно заинтересовал журналиста Foreign Policy Кристиана Кэрила: оказывается, 35% всех богатств России принадлежат 110 российским миллиардерам.
В результате страна занимает первое место в мире по имущественному неравенству. Казалось бы, американцы могут вздохнуть спокойно - у них все не так плохо. Однако журналист не видит поводов для радости. По его мнению, в России наблюдается крайнее проявление общемирового тренда - разгула олигархии.
"Проблема не в том, что в современном мире некоторые люди сказочно богаты, - утверждает автор публикации. - Дело в том, что несоразмерное богатство все чаще сопровождается несоразмерной властью". Россия - классический пример того, насколько опасным может быть данное явление.
В начале 1990-х кучка бизнесменов сумела извлечь выгоду из своего знакомства с Борисом Ельциным и принять участие в приватизации сокровищ российской промышленности. Впоследствии они не стеснялись использовать экономическое могущество в политических целях: проплатили переизбрание Ельцина на второй срок, назначали своих министров и диктовали правительству политику. Неудивительно, что их стали называть "олигархами": по-гречески "олигархия" - власть немногих.
Один из олигархов, Борис Березовский, устроил возвышение Владимира Путина, однако благодарности от ставленника так и не дождался. Став президентом, Путин тут же выжил Березовского из страны.
Новый хозяин Кремля покончил с властью олигархов ельцинской эпохи, возвысив новую группу бизнесменов со связями в советских спецслужбах. Один из них, Игорь Сечин, возглавляет крупнейшую нефтяную компанию России и считается самым могущественным человеком в стране после Путина.
Данная проблема характерна не только для России, отмечает Кэрил. Процессы глобализации привели к формированию крошечной новой элиты. Можно называть ее представителей сверхклассом, плутократами или "глобальной меритократией", суть от этого не меняется. Она символизирует связь богатства и политической власти. В Китае, например, страной правят 7 членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Другими словами, несколько семей обладают неограниченной властью над одной из крупнейших мировых экономик.
В развитых странах Запада игроков гораздо больше, однако для американцев это слабое утешение. Если верить экономисту Джозефу Стиглицу, в 2012 году 22% доходов населения США приходились на долю 1% ее населения. Кроме того, последняя перепись показала, что за последние четверть века медианный доход в стране остался прежним.
В то же время, невиданная мягкость американских законов в области лоббирования и финансирования политических кампаний позволила зажиточным элитам захватить контроль над политическими процессами. Согласно недавнему исследованию, в 2012 году 40% пожертвований на предвыборные кампании поступили от 100 семей, принадлежащих к богатейшему проценту населения.
Это не означает, что на капитализм можно махнуть рукой, подчеркивается в статье. По данным экономистов, глобализация принесла относительное процветание многим жителям планеты, которые раньше не могли о нем и мечтать.
Настала пора новых политических движений, способных объединить силу отдельных людей и дать внятный ответ концентрации власти в руках кучки людей наверху. "Существует даже вероятность того, что кто-то из наиболее просвещенных плутократов подскажет, как вернуть власть большинству, - заключает Кэрил. - Где же Билл Гейтс, когда он так нужен?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий