воскресенье, 27 октября 2013 г.

ЭКОНОМИКА СЕРГЕЯ ГЛАЗЬЕВА

ЭКОНОМИКА СЕРГЕЯ ГЛАЗЬЕВА

Очевидно, академик Сергей Глазьев в представлениях не нуждается. Равно как и его взгляды и приверженность новому экономическому укладу. В начале 2013 года в Москве прошла презентация его книги «Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо».

НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ

— Сергей Юрьевич, какие проблемы Вы видите в механизме функционирования современной российской экономики?
— Отсутствуют ключевые составляющие — нет системы управления развитием, нет механизмов поддержки инновационной и инвестиционной активности. Зато есть чрезмерный балласт в форме раздутого, некомпетентного и коррумпированного госаппарата, бесящегося с жиру олигархата и бессчетного количества спекулянтов — все они обременяют экономику. Как говорится, на одного с сошкой — семеро с ложкой.
Фактически наша экономика развивается не благодаря, а вопреки деятельности институтов ее регулирования. Она напоминает полузатонувший корабль, у которого паруса спущены, руль сломан, команда отдыхает, а сам он вяло дрейфует по воле ветра, ожидая, пока кто-нибудь возьмет на буксир. При этом помощники капитана жестко пресекают попытки матросов привести судно в порядок.
— Каковы механизмы воздействия государства в условиях рыночной экономики на ее развитие?
— Таковых четыре. Денежно-кредитная политика, за которую отвечает Центральный Банк, налогово-бюджетная политика, находящаяся в ведении правительства, регулирование хозяйственной деятельности, осуществляемое соответствующими государственными регуляторами, а также управление собственностью, находящейся в ведении госпредприятий. Но сегодня все эти механизмы включены на торможение развития экономики.
Судите сами. На фоне нарастающей эмиссии мировых валют с поддержанием отрицательных ставок рефинансирования в реальном выражении и снятием каких-либо количественных пределов, российские денежные власти вернулись к прежней политике ограничения денежного предложения, стерилизуя значительную часть нефтегазовых доходов бюджета, поднимая ставку рефинансирования и увеличивая государственные заимствования.
— И каков, давайте напомним, результат этой политики?
— Мы видим, что ухудшается и без того ограниченный доступ к кредиту для производственных предприятий, провоцируется экспансия иностранного спекулятивного капитала на российском финансовом рынке. Также увеличивается ориентация российских заемщиков на внешние источники кредита, снижается конкурентоспособность отечественной банковской системы и устойчивость российской экономики.
— Да-да, к чему это приводит — мы хорошо знаем: повышается уязвимость нашей экономики по отношению к атакам иностранного спекулятивного капитала, не так ли?
— Совершенно верно. В 1990 годы эти атаки привели к банкротству государства, а в 2008 году — крупнейших российских корпораций, которые были спасены от поглощения зарубежными кредиторами масштабной государственной помощью. Денежные власти в третий раз повторяют те же ошибки, ставя российскую экономику в зависимость от иностранной конъюнктуры и исключая возможность достижения целей ее развития, поставленных Президентом России.
— Тогда такой вопрос: может ли российская экономика самостоятельно развиваться?
— Нет, пока что не может. По причине слабости внутренних механизмов кредитования и привязки денежной эмиссии к приросту валютных резервов. Она следует за внешним спросом на сырье и иностранными инвесторами. При этом использование внутреннего потенциала сбережений, производственных фондов, интеллектуального капитала остается крайне низким.
— А ведь это действительно огромный резерв!
— Приведу такую цифру. Треть сбережений, большая часть производственных мощностей обрабатывающей промышленности, основная часть накопленных знаний не вовлекаются в экономический оборот вследствие недостатка оборотных средств и недоступности кредита.
Для формирования внутренних источников долгосрочного кредитования модернизации и развития экономики необходим переход к принципиально иной политике денежного предложения. Она должна быть обеспечена не покупкой иностранной валюты Центральным банком, а внутренним спросом на деньги со стороны реального сектора экономики и государства. А также национальными сбережениями, как это делается в развитых и успешно развивающихся странах.

НАЛОГОВЫЙ ФАКТОР И РЕЗЕРВЫ

— Что Вы скажете относительно налогов в контексте развития экономики нашей страны?
— Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности. Плюс приоритетное выделение бюджетных ассигнований на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов.
Исходя из его структуры и опыта передовых стран, необходимо существенное относительное и абсолютное увеличение расходов на здравоохранение, науку, образование, поддержку инвестиционной и инновационной активности, модернизацию инфраструктуры. При этом увеличение финансирования следует концентрировать на тех перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в которых российские организации имеют конкурентные преимущества.
Для поддержания необходимого для обеспечения модернизации экономики уровня бюджетных ассигнований, помимо нефтегазовых доходов, следует задействовать не использовавшиеся до последнего времени резервы повышения бюджетных доходов.
— Что Вы имеете в виду? Конкретизируйте, пожалуйста, для читателей «Спецназа России».
— Я имею в виду систему мер по налогообложению несанкционированного вывоза капитала. То есть возмещение НДС экспортерам только после поступления экспортной выручки, взимание НДС при перечислении поставщикам-нерезидентам импортных авансов, введение санкций за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам. Следующий момент. Приведение экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых на природный газ в соответствие с налогообложением нефти — в расчете на единицу условного топлива.
Далее. Установление экспортных пошлин на вывоз ограниченного перечня энергоемких и углеводородоемких товаров (металлов, продуктов нефтепереработки, минеральных удобрений и т. п.) пропорционально объему потребленных при их производстве энергии и углеводородного сырья; введение налога на вывоз капитала и валютообменные операции.
Отмечу также перечисление в федеральный бюджет в полном объеме прибыли Банка России; восстановление прогрессивной шкалы подоходного налога; установление прогрессивного экологического налога — платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных норм.
Наряду с мобилизацией источников бюджетных доходов в целях стимулирования инновационной активности следует расширить финансовые возможности предприятий: предоставить им права по переоценке основных фондов по восстановительной стоимости и установлению нормы ускоренной амортизации на вновь вводимое оборудование.
Необходимо восстановить в бухучете накопительные счета по амортизационным отчислениям и ввести обязательный контроль за их целевым использованием. Также освободить предприятия от уплаты налога на имущество с активной части приобретаемых основных фондов в течение первых трех лет их эксплуатации. Еще один важный момент: установить нормы возврата им налога на прибыль, уплачиваемого в текущем периоде в части средств, направленных на техническое перевооружение.

ССУДНЫЙ ФОНД

— В чем Вы, Сергей Юрьевич, видите главную причину хронической нехватки средств для целей развития российской экономики?
— В чем именно? В ориентации финансовой политики на имеющиеся возможности государственного бюджета. Они не позволяют одновременно решать задачи поддержания текущей социально-экономической стабильности и структурно-технологической модернизации.
Решение последней задачи возможно только посредством развития банковского кредита. Для этого предназначен ссудный фонд, который, являясь инструментом Центрального Банка, в настоящее время не используется для реализации социально-экономической политики государства.
— С Вашей точки зрения, что требуется для активизации ссудного фонда и развития кредита?
— Необходимо широкое использование процедур целевого рефинансирования коммерческих банков в увязке с задачами бюджетной, промышленной и структурной политики при кардинальном повышении роли внутренних источников денежного предложения. Однако государственные регуляторы поражены коррупцией и скорее угнетают производительную деятельность, чем способствуют ей. Об этом можно судить по опросам предпринимателей, одному из самых низких в мире рейтингу условий ведения бизнеса, бегству капитала, запредельному росту регулируемых тарифов, чрезмерным злоупотреблениям монополистов, захвативших контроль над многими отраслями экономики.
И, наконец, предоставленные сами себе государственные предприятия мало чем отличаются от частных по взвинчиванию цен, проеданию капитала, безответственному отношению к потребителям. Государство не ставит перед ними целевых ориентиров, и они управляются директорами в собственных интересах.

ФИЛОСОФИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

— Вы не раз указывали, что в основу современной экономической политики должна быть положена философия опережающего развития. Что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?
— Реализация этой стратегии предполагает проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов. Ее реализация невозможна без национальной финансово-инвестиционной системы. Такой системы, которая способна обеспечить переток капитала в развитие новых производств и опирающейся на внутренние источники кредита.
Для формирования этой системы необходимы три составляющие.
Первая — создание системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию;
Вторая — формирование институтов финансирования проектов создания и развития производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции;
Третья — обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада макроэкономических условий.
Таким образом, важнейшей предпосылкой успешного выхода на новую длинную волну экономического роста является научно обоснованная стратегия развития нового технологического уклада в российской экономике. Она должна сочетать: стратегию лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство, стратегию догоняющего развития в направлениях со значительным отставанием и стратегию опережающей коммерциализации в остальных направлениях.
— А финансовая политика? В чем она должна заключаться, чтобы активизировать научно-производственный потенциал?
— Перечислю главные ее компоненты. Во-первых, создание институтов долгосрочного кредитования развития производства и механизмов проектного финансирования перспективных, но рискованных научно-технических разработок.
Во-вторых, освобождение инновационной деятельности от налогообложения.
В-третьих, активное государственное стимулирование прорывных направлений НТП, включая финансирование фундаментальных исследований.
В-четвертых, софинансирование прикладных разработок.
В-пятых, венчурное финансирование перспективных нововведений посредством широкой сети разнообразных финансовых институтов.
Необходимой предпосылкой быстрого становления нового технологического уклада является механизм целевого предоставления кредитов, выделяемых государством для поддержки долгосрочных инвестиций. В частности, меры по преодолению последствий финансового кризиса должны быть увязаны со стратегическими целями долгосрочного социально-экономического развития страны. А те, в свою очередь, должны предусматривать широкое применение ключевых технологий нового технологического уклада.
Российские денежные власти направили подавляющую часть эмитированных для преодоления кризиса денег на поддержку коммерческих банков без каких-либо обязательств с их стороны. А что в большинстве развитых стран? Там первоочередное внимание было уделено целевому расходованию антикризисных денег на поддержку модернизации экономики и инновационной активности.
— Небольшое уточнение. Имеются ли какие-то данные на этот счет? Чтобы можно было сравнить, что к чему.
— Естественно. К примеру, доля расходов на развитие передовых технологий в целях модернизации энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры в антикризисной программе Кореи составила 80,5 %, ЕС — 58,7 %, Китае — 37,8 %, в то время как в России — не более 1,5 % при 15,6 % по миру в целом.
Исходя из изложенного, меры по преодолению финансового кризиса должны быть направлены на опережающее развитие нового технологического уклада и формирование отечественной инвестиционной системы. Необходимо воздержаться от секвестирования расходов федерального бюджета на науку и образование, а также на стимулирование инвестиций и финансирование целевых программ, ориентированных на развитие нового технологического уклада.
— Сохранить… или увеличить?
— И сохранить, и увеличить. В том числе те, которые ориентированы на импорт новейших технологий и защиту прав интеллектуальной собственности российских лиц за рубежом. Следует привести долю расходов на науку и образование в государственном бюджете в соответствии с нормами передовых стран, увеличив их не менее чем в полтора раза.
Таким образом, главное условие успеха — кардинальное повышение качества управления. Наряду с механизмами государственного стратегического планирования необходимо формирование адекватной требованиям инновационного развития культуры управления. Под этим я подразумеваю введение принципов конкурсности, профессионализма и объективности в систему подбора и расстановки руководящих кадров.
Права трудовых коллективов в участии в управлении предприятиями и контроле за соблюдением норм законодательства менеджментом — эти права должны быть расширены. Необходимо также предоставить гражданам права требования отставки любого чиновника по мотивам его недобросовестности или профессионального несоответствия в судебном порядке. Активные и неравнодушные люди должны быть вовлечены в борьбу с коррупцией. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий