пятница, 26 апреля 2013 г.

Ближневосточное турне Чака Хейгела: Антииранский альянс сосредотачивается


 Иран.ру

Одна из основных целей ближневосточного турне министра обороны США Чака Хейгела по Израилю, Иордании, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египту была четко обозначена им самим. В первый же день своего визита в Израиль, глава Пентагона назвал готовящиеся поставки крупных партий оружия на сумму свыше 10 миллиардов долларов союзникам США на Ближнем Востоке «очень ясным» сигналом Ирану, демонстрирующим возможность применения силы для нейтрализации возможно ядерной угрозы. «Я не думаю, что могут быть сомнения относительно того, что это еще один очень ясный сигнал Ирану», сказал Хейгел. Разумеется, в своем заявлении он отметил, что применение военной силы должно быть последним средством сдерживания Ирана на пути к обладанию ядерным оружием, но готовить это «последнее средство» стоит уже сейчас.

Собственно, поездка Хейгела и готовящееся подписание соглашений на поставку вооружений – типичный пример работы по принципу «куй железо, пока горячо». Главе Пентагона предстоит на уровне конкретных соглашений закрепить те принципиальные договоренности с союзниками США в регионе, которые уже были достигнуты до него, госсекретарем Джоном Керри и лично Бараком Обамой. Суть этих договоренностей заключается в том, что Вашингтон приступил к реализации плана нынешней администрации Белого дома по упрочению американских позиций на Ближнем Востоке на новой основе, с учетом уже состоявшегося вывода контингента из Ирака и готовящегося ухода из Афганистана и предстоящих задач по «сдерживанию» Ирана.

Что предстоит сделать американской стороне в рамках реализации этого плана? Вопрос о $ 10 миллиардах от оружейных контрактов, при всей манящей грандиозности этой суммы, достаточно вторичен. Вкладывая эти деньги в стратегическое партнерство, США ничем не рискуют, партнеры вполне платежеспособны, даже Иордания и Египет, за которые гарантированно заплатят те же монархии Персидского залива (ну и, как выясняется – теперь еще и «демократическая» Ливия). Гораздо важнее достижение политических целей.

Во-первых, Вашингтону необходимо развеять опасения Израиля и монархий Персидского залива в том, что они утратили свое значение стратегических партнеров для Белого дома. Эти опасения существуют, как существуют и достаточно объективные, по мнению Тель-Авива и Эр-Рияда, основания для них: сокращение военного присутствия США после вывода контингентов из Ирака и Афганистана, снижение зависимости Штатов от импорта энергоносителей из региона, финансовые проблемы Америки, ставящие под вопрос дорогостоящее развертывание армейских контингентов на Ближнем Востоке… И, пожалуй, главное – «поворот в Азию» (под которой понимается Китай и ЮВА), о котором Обама заявил в минувшем году.

Выступая на прошлой неделе на «круглом столе» в CSIS Gulf председатель комитета начальников штабов Мартин Демпси еще раз успокоил партнеров США по региону: «США по-прежнему привержены принципу «общей заинтересованности в общем будущем». И это действительно так. Американские политические элиты считают, что Соединенные Штаты не могут ослабить своего присутствия на Ближнем Востоке, особенно – в разгар происходящих там преобразований, которые по своему масштабу сравнимы с изменениями в Европе и Евразии после распада СССР. Эта точка зрения встречает полное понимание и у союзников США в регионе, которые абсолютно уверены в том, что «Ближний Восток требует американского лидерства».

Во-вторых, Соединенные Штаты заинтересованы в укреплении региональной антииранской коалиции. Страх монархий Персидского залива перед Тегераном, ненависть Тель-Авива и региональные амбиции Анкары в эту антииранскую коалицию укладываются почти идеально, создавая прочный фундамент сотрудничества между основными проамериканскими силами в регионе.

В-третьих, администрации Белого дома необходимо обеспечить внешнюю поддержку внутренней стабильности союзных монархий Персидского залива и Иордании, что становится особенно значимым в формировании суннитской коалиции, призванной дестабилизировать и разорвать формирующийся «шиитский полумесяц» от Кувейта и Бахрейна до Пакистана.

Разумеется, есть и «в-четвертых», и «в-пятых», и «в-шестых»… Есть задача закрепления Египта в формирующемся альянсе, «сирийский узел», проблематика турецко-израильских отношений. Но все это задачи скорее оперативно-тактического уровня, которые будут решаться в рамках реализации общего плана «Большого Ближнего Востока» и «Пути в Персию». Ближневосточное турне Хейгела – как раз и есть шаг по реализации данного плана. И каждой из пяти стран, которые он посетит, будет предложен свой пакет соглашений, закрепляющих место это страны в новой региональной коалиции.

Израиль

Тель-Авив – пожалуй, самый сложный пункт переговоров для Хейгела, с которым он, судя по имеющейся информации, вполне справился, развеяв опасения ряда американских политиков и произраильского лобби в том, что «слишком мягок к Ирану и слишком критичен к Израилю». «Готовящиеся оружейные контракты должны, в первую очередь, укрепить качественное военное превосходство Израиля в регионе перед лицом растущей военной мощи Тегерана и его ядерных амбиций», - буквально с трапа самолета заявил Хейгел.

Согласно подписанным контрактам, Израиль теперь сможет приобретать у американских подрядчиков Боинг KC-135 Stratotanker – самолет-заправщик, «противорадиолокационные» ракеты, способные уничтожать радары ПВО противника, новые передовые радары и V-22 Osprey – легендарные американские конвертопланы, сочетающие в себе возможности самолета и вертолета. При этом Таймс Израиль станет первым иностранным государством, который получит V-22 Osprey.

Но израильтяне не были бы израильтянами, не попробуй они выторговать себе дополнительные бонусы. На переговорах с Хейгелом был поднят вопрос о содействии Вашингтона в вопросе размещения израильских самолетов на военно-воздушной базе севернее Анкары. При этом Тель-Авив готов предложить Турции противоракетные технологии Израиля, в частности – систему ПРО «Хец» (Эрроу), способную перехватывать иранские «Шехаб» и «Седжил» и, что немаловажно, синхронизированную с американскими системами ПРО, уже размещенными в Турции.

Очевидно, что использование авиацией Израиля турецкой базы повышает шансы на успех операции ВВС Израиля против ядерных объектов Ирана. Но столь же очевидна и авантюристичность этой затеи и ее катастрофические последствия для региона. Поэтому Хейгел ограничился обещанием «провести консультации по данному вопросу со всеми заинтересованными сторонами», уклонившись от более конкретных обязательств.

Иордания

Задачей Хейгела в Иордании является определение дальнейших перспектив уже действующего там контингента из 200 американских военнослужащих. Планируется развернуть в Аммане командный пункт армии США, который будет координировать подготовку иорданских вооруженных сил к действиям по обеспечению безопасности. Причем, трактовка понятия безопасности на переговорах Хейгела и Абдаллы II достаточно широка – и «действия на случай расширения сирийского конфликта» и помощь в случае возможного мятежа против монарха, который становится все более вероятным.

КСА и ОАЭ

В Эр-Рияде опасения по поводу того, что США оставят Королевство один на один с Ираном - достаточно распространены. Но опасения эти напрасны. Командующий USCENTCOM Джеймс Н. Матисс (James N. Mattis) недавно заявил: «В трудные времена королевство продемонстрировало свою готовность и способность использовать свои вооруженные силы для борьбы в рамках созданной США коалиции против региональных угроз. Поддержание военного потенциала Саудовской отпугивает враждебные государства, углубляет партнерство США и Саудовской Аравией и положительно влияет на стабильность мировой экономики».

Кроме того, о чем не любят распространяться в Вашингтоне, USCENTCOM выполняет еще одну деликатную миссию – реализует программу, направленную на укрепление потенциала сил безопасности. Ожидается, что после визита Хейгела помимо высокоточных ракет для F-16 Королевство получит и новейшее снаряжение (в частности – специализированные беспилотники) «для борьбы с повстанцами» в Восточной провинции и в Бахрейне, а также технологии и оборудование для создаваемой «стены» на границе с Йеменом. ОАЭ станет последним пунктом поездки Хейгела. В ходе переговоров с наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заид Аль Нахайян планируется подписать соглашение о приобретении Эмиратами 26-ти самолетов F-16.

Египет

Закрепление Египта в формирующемся альянсе и восстановление американо-египетского ВТС в полном объеме станет задачей Хейгела в Каире. Собственно, никаких особых препятствий для этого не ожидается. Правительство США уже направило $ 83 миллиона на модернизацию и подготовку персонала военно-воздушной базы «Каир-Западная», где размещаются поставленные Египту недавно истребители F-16.

Новое египетское военное командование является убежденным сторонником военного сотрудничества с США. Более того, само это командование «состоялось» и сформировалось именно в период альянса Вашингтона с Мубараком. Может ли выступать против сотрудничества с американцами новый главнокомандующий и министр обороны Египта Абдель-Фаттах аль-Сиси, возглавлявший до этого своего назначения военную разведку, которую «ставили» и пестовали американцы? Разумеется, нет, и сам аль-Сиси во всех своих заявлениях подчеркивает необходимость к углублению сотрудничества с США для «увеличения и развитии боевых возможностей египетских вооруженных сил», «для поддержания безопасности и мира в регионе».

Третий человек в нынешней египетской армии, генерал-майор Мохамед Эль Ассар вообще считается одной из ключевых фигур в отношениях Египта с Вашингтоном, поскольку «состоялся» на военно-техническом сотрудничестве с США еще в период президентства Мубарака. Один из чинов Пентагона накануне поездки Хейгела вполне откровенно высказал точку зрения министерства обороны США на нынешний Египет: «Новый Египет по-прежнему остается врагом Аль-Каиды и конкурентом Ирана. Он по-прежнему хочет западных туристов и инвестиций. Поэтому - он будет вести себя как ответственный член мирового сообщества».

Впрочем, в установлении доверительных контактов с новым военным руководством Египта Вашингтон действует достаточно деликатно. В частности, США заменили весь штат своего представительства военной разведки в Каире, который был ориентирован на представителей старого командования, не сумевших договориться с Мурси. Сейчас представительство возглавил ветеран Ирака бригадный генерал Р.Кларк, у которого отношения с новым министром обороны аль-Сисси, а также начальником генерального штаба генералом С.Собхи складываются вполне рабочие.

***

Итак, как уже говорилось выше, ближневосточное турне Хейгела – это шаг на пути формировании новой региональной коалиции. Стратегическая цель этой коалиции вполне очевидна – обеспечить США доминирование в регионе через систему союзов и альянсов. Само формирование, как показывают разворачивающиеся события, идет достаточно легко и даже с определенным энтузиазмом государств, решивших «сплотиться вокруг лидера». Дело осталось за малым – «переформатировать» Иран. Ну а дальше… Нужно ли будет такой коалиции присутствие в регионе других игроков, вроде России и Китая?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий