Когда представители «тройки» приезжают в Дублин, им приходится постараться, чтобы в районе штаб-квартиры на Меррион-сквер найти признаки глубокой рецессии. В ресторане Patrick Guilbaud c двумя звездами Мишлен нет отбоя от посетителей, хотя самый недорогой набор из трех блюд обойдется в 105 евро. И у других питейных заведений неподалеку от отеля Merrion Hotel толпится народ. «К сожалению, все столики на выходные забронированы»,- слышно во многих шикарных ресторанах Дублина.
Уже который месяц у евро-чиновников во время визитов в Ирландию создается впечатление, что совсем немаленькая прослойка ирландцев оказалась незатронутой мерами экономии последних лет. Несмотря на то, что жители с минимальным уровнем дохода сильно страдают от нового курса экономии, пример Ирландии показывает, что просьбы кризисных стран о помощи вовсе не означают, что в этих странах нет состоятельной прослойки.
Справедлива ли политика спасения?
Исследование Европейского центробанка о благосостоянии граждан в странах еврозоны неспроста вызвало оживленные дискуссии. Германия по размеру частных домашних хозяйств оказалась на девятом месте после Испании, Италии и даже Франции. В этой связи возникает вопрос - насколько справедлива политика спасения? На что из Южной Европы последовало возражение, мол, немцы получают более высокие пенсии, и, следовательно, уровень их благосостояния выше.
Однако размер будущих пенсий тяжело рассчитать. Вместе с тем, обзор европейских социальных систем показывает, что граждане в зависимости от страны живут в абсолютно разных условиях.
Особенно заметен контраст в отношении общего трудового стажа. В то время как в Германии он составляет в среднем 37,4 лет, в Испании этот показатель равен 34,5 годам, во Франции 34,3, в Греции 32,1, а в Италии 29,7 годам (данные Евростата на 2011 год).
Государства боятся сильных изменений
Под давлением кризиса некоторые страны подняли пенсионный возраст. Испания в 2011 году приняла решение, до 2027 года постепенно поднять пенсионный возраст до 67 лет. Весной этого года власти страны ввели меры, согласно которым более ранний уход на пенсию становится невыгодным. В Ирландии в следующем году пенсионный возраст будет начинаться с 66 лет, а в 2028 году с 68 лет. Однако с кардинальным изменением сложившейся на протяжении десятилетий пенсионной системы Ирландия не спешит. Министр социальной защиты Джоан Бертон (Joan Berton) планирует весной представить проект масштабной пенсионной реформы, однако пока что ожидает результатов исследования ОЭСР об ирландской пенсионной системе.
Франция также опасается значительных сокращений, хотя ей не грозит срочное урезание социальных расходов для снижения бюджетного дефицита, который должен составить в этом году 3,7 процентов. Президент Франсуа Олланд (Francois Hollande) вспоминает с ужасом о демонстрациях и забастовках при его предшественнике Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), который в 2010 году повысил пенсионный возраст на два года. «Мы не будем трогать пенсионный возраст», - успокаивает граждан премьер-министр Жан-Марк Эро (Jean-Marc Ayrault). Французы, как и прежде, будут уходить на заслуженный отдых в 62 года. Не считая Латвии, это самый низкий возраст во всей Европе.
Бессмысленные надбавки
Французы ведут поистине расслабленный образ жизни. Общее количество рабочих часов по итогам года во Франции оказалось значительно меньше, чем в Германии, Великобритании, Испании, Италии и Нидерландах. Более того, Пятая республика оказалась по этому показателю на последнем месте. При полной занятости французы работают в среднем 1679 часов в год. Это еще меньше, чем в 1999 году, когда этот показатель составлял 1950 часов.
«Французы слишком рано уходят с рынка труда», - говорит французский промышленник Луи Галлуа (Louis Gallois). В то время как в Германии 59,9% людей в возрасте от 55 до 64 лет еще работают, во Франции это показатель составляет всего 41,5%. Непонятно, каким образом Олланд собирается увеличить продолжительность трудовой жизни французов, не затрагивая пенсионный возраст. Также неясным остается пока, каким образом будут устранены несправедливые аспекты из социальной системы. Такие профессии, как рыбак, акушер, судебный исполнитель десятки лет назад были квалифицированы как специальности с повышенным риском, их представителям полагаются надбавки, которые на сегодняшний день не всегда оправданы. Однако пока неизвестно, станет ли французское правительство заниматься этим вопросом.
Аргумент о том, что во Франции доля работающего населения в последующие годы снизится не так значительно, как в Германии, не представляется весомым. Если французская пенсионная система не будет изменена, до 2020 года пенсионной казне грозит дефицит размером 20 миллиардов евро, говорит премьер Эро. Это связано, прежде всего, с более высокой по сравнению с Германией продолжительностью жизни. Поскольку французы умирают позже, в среднем они 23,8 лет проводят на пенсии, в то время как немцы – только 19,3 года.
Высокая продолжительность жизни наблюдается и у итальянцев, которые на пенсии проводят в среднем 22 года. Бывший премьер-министр Италии Марио Монти в 2011 году первым делом взялся за пенсионную реформу и повысил пенсионный возраст. С 2018 года он будет начинаться с 66 лет против прежних 58 лет. В это же время были на два года заморожены пенсии, за исключением в нижней части шкалы доходов.
Тогда аналитики аплодировали решительным мерам премьер-министра. Изображения расплакавшегося министра по вопросам льгот и субсидий Эльзы Форнеро (Elsa Fornero), объявлявшей в итальянском парламенте о необходимых мерах экономии, обошли весь мир. Однако реформа еще не закончена. Еврокомиссия обеспокоена тем, что Италия тратит на пенсионное обеспечение больше, чем другие страны ЕС (более 15 процентов от ВВП). Поскольку население с 2038 года будет сокращаться, будущему правительству (неважно, кто это будет) необходимо будет пересмотреть решение социальных вопросов.
Кризисные страны выплачивали огромные пенсии
На протяжении долгого времени итальянцы могли похвастаться большими пенсионными выплатами. В 2010 году (более актуальные данные не имеются) размер пенсии составлял 79,5% от трудовых доходов брутто. Это выше, чем в среднем по ЕС (48%) и в Германии (40,5%). Даже испанцы (72,4%), греки (59,3%) и португальцы (56,9%) получали тогда боле высокие пенсии, чем немцы.
С принятием мер экономии ситуация изменилась. Прежде всего, это касается стран, получающих помощь из стабфонда. В Португалии конституционный суд подтвердил, что вычеты до 40% от пенсий госслужащих, получавших более 1350 евро, были произведены на законных основаниях.
Налоги на высокие пенсии
Совсем иная ситуация в Ирландии, где бывшие работники государственных организаций сумели избежать сокращений пенсионных выплат. Правительство аргументирует это тем, что с юридической точки зрения эти претензии не могут быть выдвинуты, даже если речь идет по сегодняшним меркам об очень значительных суммах.
«Мы прилагаем усилия, для того чтобы отойти от расточительной политики в области заработной платы и пенсионного обеспечения, сложившейся за последние десятилетия», - говорит министр по реформам государственного сектора Брендан Хоулин (Brendan Howlin). «Это крайне трудный процесс», - отмечает он.
Для ограничения чрезмерно высоких пенсий ирландское правительство планирует ввести специальный налог на все пенсии размером более100 тысяч евро в год. Этот шаг в первую очередь имеет символичное значение. Так, бывший премьер-министр Ирландии Берти Ахерн (Bertie Ahern) в будущем должен иметь пенсию в размере 142655 евро в год вместо сегодняшних 150163 евро. Но и с такой пенсией он будет чувствовать себя намного комфортнее, чем многие его европейские коллеги. Размер пенсии бывшего британского премьера Тони Блэра (Toni Blair) составляет в 80 тысяч евро в год, а бывшего канцлера ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schröder) и того меньше.
Пример Ирландии хорошо иллюстрирует, что и в кризисные времена экономят не обязательно в тех сферах, где сокращения причиняют наименьший вред. В Португалии конституционный суд принял решение приостановить отмену новогодних бонусов служащим. Таким образом, и судьи застраховали свои 13-е и 14-е зарплаты. Это решение повлечет за собой дополнительные меры экономии в социальной сфере, которая и так не купается в деньгах.
Португалия оказывает лишь незначительную поддержку социально нуждающимся слоям. Одинокие бездетные старики получают по данным ОЭСР от 2010 года 26% от среднего заработка в качестве социальной субсидии. В Ирландии этот показатель составляет целых 77%, а в Германии 47%.
Во многих южных странах не приходится говорить о «социальном гамаке». По данным ОЭСР, в Греции одинокие пенсионеры не получают социальной поддержки. На Кипре период выплаты пособия по безработице не превышает 156 дней. Кто стремится к лучшим условиям, может переехать в Бельгию, где пособие по безработице на второй год хотя и снижается до 40% от рекомендованного заработка, тем не менее, не ограничено во времени.
Интересно, что исследование Европейского центробанка показывает относительно небольшие различия при более низких заработках (включая пенсионеров и получающих пособие), за исключением Португалии и Словении. В Германии средний годовой доход хозяйства, относящегося к 20% с наименьшим уровнем благосостояния, составляет 16 тысяч евро в год (несколько ниже среднего показателя по еврозоне в размере 17400 евро). Намного более существенные различия наблюдаются в самых малообеспеченных домашних хозяйствах. В Германии и во Франции беднейшие слои населения живут в долгах, в то время как в южных странах многие из них обладают собственным жильем.
Министр промышленности Франции Арно Монтубур (Arnaud Montebourg) на днях потребовал от Германии создать «сеть безопасности» в социальной сфере. По всей видимости, споры о том, где же заканчивается «сеть» и начинается «гамак», будут еще некоторое время будоражить Европу.
Оригинал публикации: Reichtum trotz Rettungsschirm
Комментариев нет:
Отправить комментарий