вторник, 30 апреля 2013 г.

Трансатлантическая зона свободной торговли против Китая и "включение России в Запад"


 Дмитрий Семушин

18, 19 и 20 апреля 2013 года в Братиславе состоялся очередной форум по политике безопасности региона Центральной Европы под названием Globsec. Это восьмой по счету с 2005 года форум подобного рода, организуемый в столице Словакии. В этом году для участия в Globsec собралась весьма представительная аудитория: прибыли министры иностранных дел стран Вышеградской группы (V4, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии), а также 650 гостей, среди них главы государств, правительств, министры, представители международных организаций ООН, ОБСЕ, ОЭСР. На мероприятии, в частности, присутствовали президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, премьер-министр Македонии Мило Джуканович. На форум Globsec впервые за всю его историю прибыл министр иностранных дел Польши. Радослав Сикорский стал играть на форуме роль негласного лидера. Одной из главных достопримечательностей Globsec-2013 стал гуру Холодной войны 85-ти летний Збигнев Бжезинский.

Форум открыл его организатор в нынешнем году – премьер-министр Словакии Роберт Фицо. В своем выступлении он связал проблемы безопасности региона с общими проблемами ситуации долгового кризиса в Европе. Социально-экономическая стабильность, экономический рост и занятость непосредственно определяют уровень, как региональной, так и европейской безопасности в целом. Таким образом, по Фицо, безопасность стран региона Центральной Европы во многом зависит от внутренних факторов: устойчивости ЕС, его способности справиться с экономическими проблемами и умением вести консолидированную внутреннюю и внешнюю политику.

Мероприятие подобного рода как Globsec, как правило, отличаются обилием выступлений общего по содержанию характера. Так случилось, по большей части, и на минувшем форуме. По существу, можно констатировать, что министры иностранных дел Вышеградской группы использовали форум Globsec в качестве своего планового мероприятия к предстоящему саммиту ЕС по политике безопасности, запланированному на декабрь 2013 года. Главный итог этой встречи – декларация министров иностранных дел V4 под названием "За более эффективную и сильную общую политику безопасности и обороны".(1) Документ включает три раздела:

– расширять эффективность, видимость и влияние Общей политики безопасности и обороны (SCDP);
– совершенствовать развитие военного потенциала;
– укреплять европейскую оборонную промышленность.

Декларация свидетельствует, что партнерам по Вышеградской группе важно продемонстрировать, что, несмотря на различие их национальных интересов, им удается работать в одной команде вместе. Им, по-прежнему, важно, что Вышеград – это не просто бессодержательный символ региона, но гораздо более важное, а именно система внутри ЕС с элементами стратегического сотрудничества. При этом участники Вышеградской группы хотели бы верить в свои общие ценности и общую идентичность.

Фундаментальным фактором безопасности Центральной Европы, как засвидетельствовал форум, остается система трансатлантических отношений, – читай блок НАТО, возглавляемый американцами. Президент Эстонии Тоомас Ильвес выразил опасения по поводу судьбы Европы без США. "Если США, – сказал он, – имеют все меньший интерес к Европе [с точки зрения обеспечения безопасности]... это значит, что мы должны протереть наши очи, чтобы проснуться и сказать: "Что мы будем делать? Ведь мы оказались в мире Гоббса [т. е. в ХVIII веке в мире войны всех против всех]". Все министры иностранных дел V4 говорили об общих "евроатлантических ценностях", что подразумевает консолидированную позицию по идее опоры безопасности Европы на США. Этот тезис министры иностранных дел в своих выступлениях на форуме подкрепляли заявлениями в связи с американскими пожеланиями, что Европа нуждается в построении общей сильной внешней политики и политики безопасности. С одной стороны, это означает укрепление в Брюсселе общеевропейских структур внешней политики, а, с другой, увеличение расходов на оборонную политику и политику безопасности, как на национальном, так и общеевропейском уровне.

Проблема отношений Центральной Европы с Россией прямо не обсуждалась на конференции, хотя образ нашей страны незримо присутствовал как в зале, так и кулуарах конференции. В вводной части конференции – в выступлениях министров иностранных дел, о значении России наряду с Турцией для стран Вышеградской группы говорил разве что только министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи. Означенное обстоятельство связано скорее с национальной стратегией Венгрии "открытости на Восток", провозглашенной в 2010 году премьером Виктором Орбаном. Конкретно, в восточном векторе отношения с Россией важны для Венгрии для уменьшения ее дисбаланса в торговле двух стран, не более того. В выступлениях же остальных трех министров иностранных дел – Польши, Чехии и Словакии, Россия даже не упоминалась.

Тем не менее, в проблемах безопасности региона Центральной Европы Россия, в первую очередь, подразумевалась на конференции, когда в ее повестке дня речь зашла о такой специфической области, как проблема энергетической безопасности региона. Энергетика стала первой темой, которую участники Globsec обсудили после выступлений министров иностранных дел на открытии конференции. Правда, в этом аспекте форум Globsec в идейном отношении не дал ничего нового в сравнении с прежней программой, предполагающей, как известно, диверсификацию поставщиков и источников поставки энергии для региона при общей связанности в единую энергетическую инфраструктуру его пространства. Определенные надежды возлагаются на применение технологии добычи сланцевого газа (Польша) и поставок сжиженного природного газа через балтийский и адриатический терминалы. В качестве дополнительной меры для снижения зависимости по газу предусматривается и сохранение атомной энергетики с дальнейшим развитием этой отрасли. Действенное средство, как полагают центральноевропейцы, это единство их действий в энергетической политике стран региона Центральной Европы с опорой на ЕС.

В целом, безопасность региона предполагается обеспечивать не военными, а, главным образом, наступательными внешнеполитическими средствами. Снижение военных расходов воспринимается, как необходимое зло. О необходимости их наращивания в рамках концепции "умной обороны" на конференции существовало единство, по крайней мере, на уровне риторики. Поэтому приоритетом Вышеградской группы является содействие интеграции в ЕС на востоке – Украины и Белоруссии, на юге – государств т. н. Западных Балкан для увеличения восточного буфера, отделяющего центральноевропейский регион от России, и придания ему политической устойчивости. Конкретно это означает продолжение программы Восточного партнерства.

Показательно, что в одно время с конференцией по безопасности в Братиславе, 18 и 19 апреля 2013 года в Варшаве прошло совещание начальников штабов стран Вышеградской группы. Главным вопросом в повестке дня стояла проблема создания совместной боевой группы из подразделений Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Участники видят в своем участии в боевой группе средство для развития многонационального военного потенциала и армейского взаимодействия. 19 апреля на совещание прибыл начальник генерального штаба вооруженных сил Украины генерал-полковник Владимир Замана, который обсудил со своими коллегами из стран Вышеградской группы возможность военного сотрудничества с Украиной. Венгры в связи с этим сразу же вспомнили о старом проекте создания боевой группы из воинских подразделений стран V4 + Австрии и Украины. Австрия в означенном проекте нужна только для изображения симметрии для подключения к европейскому проекту Украины. В целом, боевая группа стран V4 (фактически, это легкая бригада быстрого реагирования) не имеет большого военного значения, и возможное участие Украины в подобном проекте является чисто политическим мероприятием, призванным демонстрировать дрейф Украины в сторону ЕС.

 Все ждали на конференции Globsec выступления Бжезинского. В своем выступлении ветеран Холодной войны признал, что США в 2000-е годы существенно ослабили себя войной и оккупацией Ирака, которые стоили им в общей сумме $ 3 трлн. Более того, война и полицейская операция лишили легитимности США в качестве "лидера свободного мира". В этой ситуации стала особенно очевидной диспропорция в отношениях США и Европы. Излишняя опора Европы на США в вопросах безопасности делает американское общество более скептическим по отношению к Старому свету, – признал Бжезинский.

Что касается Европы, то он отметил, что некоторые восточноевропейские страны рассматривают ЕС в качестве "копилки" субсидий, в то время как "самодовольные" и "потворствующие собственным слабостям" южные страны жаждут получить спасение с севера. "В Западной Европе сегодня наличествует недостаток исторического воображения и глобальных амбиций, – констатировал Бжезинский, – Там нет ни Черчилля, ни де Голля, ни Аденауэра. В современном политическом дискурсе преобладают узкие перспективы". Главная проблема Европы, по мнению Бжезинского, в том, что она существует больше для банков, чем для людей, ее населяющих. "Она благоволит скорее удобству коммерции, нежели устремлениям чувств европейских народов", – сказал он. Отдельно досталось британскому союзнику США. По мнению Бжезинского, Великобритания преуспела, прежде всего, в продвижении интересов своего Сити. Тем не менее, именно в коммерции Бжезинский видит средство для придания новой энергии Западу. Создание свободной зоны торговли между США и Европой, по его мнению, станет конкретным проектом, способствующим этому. "У этой концепции существует огромный потенциал", – сказал он и добавил, – "Это может способствовать созданию дополнительных трансатлантических связей..., одновременно с этим генерируя для Запада новую жизненную силу и бóльшую сплоченность". План создания свободной трансатлантической зоны свободной торговли Запада своим острием направлен против Китая. Об этом Бжезинский говорил открыто на конференции.

Бжезинский вновь пообещал России включение и полноправный статус в составе Запада. Новый нюанс – это должно стать одной из мер против упадка Запада. Ключевой опорой в этом процессе, по замыслу Бжезинского, должен стать российский "космополитичный" и "креативный" средний класс. Обещание "включения России в Запад", таким образом, неявно обуславливается сменой политического режима в нашей стране. Подобного рода надежды, адресованные России для сохранения ее европейского политического вектора, в дополнение к проводимой политике Восточного партнерства призваны нейтрализовать усилия России по созданию Евразийского Союза. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий