Профессор Валентин Катасонов об идее наделить Центральный банк дополнительными полномочиями …
Я уже неоднократно писал по поводу решения наших властей о создании так называемого финансового мегарегулятора. Речь идет о централизации функций надзора и регулирования всего финансового сектора экономики, всех финансовых организаций, всех финансовых рынков, всех финансовых потоков в стране.
1. ЦБ как финансовый мегарегулятор. На ранних стадиях появления идеи обсуждались разные варианты того, кто может выступить в качестве такого финансового мегарегулятора. Называлась Федеральная служба финансовых рынков (ФСФР) – ведомство, входящее в состав исполнительной ветви власти. Предлагалось создать принципиально новую организацию. Рассматривался вариант Центрального банка Российской Федерации (Банк России). Всем серьезным экспертам было понятно с самого начала, что на самом деле выбор был уже сделан, а обсуждение разных вариантов было необходимо в качестве «дымовой завесы», для создания видимости «демократичности» принятия решений. Конечно же, окончательный выбор пал на ЦБ.
ЦБ и до этого был гигантской организацией, имеющей помимо центрального аппарата кучу других структурных подразделений: восемь десятков территориальных учреждений (Главные управления ЦБ по областям, Национальные банки в республиках), сеть денежных хранилищ по стране, инкассаторские службы, учебные центры и т.д. и т.п. В общей сложности в системе ЦБ работает около 80 тысяч человек. Но это все количественные характеристики. Важнее качественные. Главное, что ЦБ независим от государства, что прямо зафиксировано в федеральном законе о Центральном банке Российской Федерации. Это также вытекает из формулировок Конституции Российской Федерации (статья 75). Получается, что ЦБ имеет статус, который можно назвать: «государство в государстве». Полномочия у ЦБ просто грандиозные: он управляет золотовалютными резервами, объем которых превышает полтриллиона долларов, причем государство не имеет к ним доступа. ЦБ осуществляет надзор над коммерческими банками, количество которых примерно равно одной тысяче. Подавляющая часть всех расчетов и платежей осуществляется также через сеть расчетно-кассовых центров Банка России (количество РКЦ – порядка тысячи). Уже не приходится говорить о том, что он занимается регулированием денежного обращения, т.е. контролирует «циркуляцию крови» в теле, называемом «экономика России». Правильнее сказать, что не просто «регулирует» и «контролирует», а занимается систематическим удушением экономики через сжатие денежной массы и поддержанием ставки рефинансирования на запредельно высоком уровне.
И вот теперь ЦБ как финансовый мегарегулятор получит еще дополнительные полномочия. Он будет контролировать и регулировать всю страховую деятельность в стране, деятельность негосударственных пенсионных фондов, организаций микрофинансирования. Плюс к этому он приобретает полномочия контролировать и регулировать фондовый рынок страны (то, чем ранее занималась ФСФР). Фондовый рынок – купля-продажа акций и облигаций самых разных эмитентов (организаций, выпускающих ценные бумаги). Если вы получаете возможность контролировать фондовый рынок, тем самым вы можете влиять на участников этого рынка: покупателей, продавцов, посредников, первичных эмитентов. У нас большая часть крупных предприятий сегодня выходит на фондовый рынок. Следовательно, ЦБ получает возможность через фондовый рынок управлять всей экономикой. Специалистам это понятно. И наиболее серьезные эксперты указывали на то, что ЦБ через фондовый рынок станет регулятором всей экономики страны.
2. ЦБ как силовое ведомство? Минфин опубликовал поправки в 47 федеральных законов, которые направлены на создание единого финансового мегарегулятора. Готовили их не «народные избранники», а чиновники Центрального банка, Администрации Президента, Минфина и ФСФР. При этом руководители Минфина (судя по всему, на них возложены основные обязанности по проталкиванию проекта мегарегулятора) в своих выступлениях повторяли одну и ту же мысль: законодательные поправки не ведут к каким-то качественным изменениям в финансовом секторе. Речь, мол, идет о простом перемещении функций и полномочий из одного ведомства в другое (из ФСФР в ЦБ). Опять лукавство и обман, рассчитанные на полную неосведомленность и невежество общественности. В частности, пакет поправок содержит следующую новацию: обновляется статья 58 закона «О Центральном банке». Она дополняется нормой о праве ЦБ получать от кредитных организаций всю информацию об операциях, счетах, вкладах и даже о конкретных сделках клиентов и иных третьих лиц. Аналогичной нормой дополняется и статья 26 («Банковская тайна») закона «О банках и банковской деятельности». В этой статье дополнительно устанавливается запрет сотрудникам банков сообщать клиентам, что их операциями заинтересовался регулятор. Данные поправки можно квалифицировать как еще шаг по ликвидации в России банковской тайны, по созданию «банковского колпака» над всем населением страны. В этой связи любопытно заявление недавно подавшего в отставку заместителя министра финансов Алексея Саватюгина: «В России много силовых ведомств, которые уже сейчас имеют право при необходимости запрашивать всю эту информацию, и банки не вправе им отказать. Нет необходимости в наличии еще одного органа, который может аккумулировать эту информацию». Но это личное мнение экс-замминистра. Не исключено, что у инициаторов проекта создания финансового мегарегулятора есть намерение наделить Центральный банк Российской Федерации функциями и полномочиями силового ведомства. Недаром почти одновременно с началом обсуждения темы финансового мегарегулятора была запущена еще тема создания в стране финансовой полиции. Как всегда разговор пошел о том, на кого можно было возложить эту почетную «обязанность». Пока дискуссия идет в «демократическом» режиме и называются разные кандидатуры. Но чует мое сердце, что единственным претендентом «на выходе» опять окажется наш единственный и незаменимый Банк России. И тогда он станет не просто «организацией с полномочиями силового ведомства», а самым настоящим силовым ведомством.
3. ЦБ: от технического осмотра автомобилей до тотального контроля над обществом. Как-то в тени оказалась та сторона ЦБ, которая связана с его полномочиями регулировать страховой рынок. Но об этой стороне нам неожиданно напомнил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что уже в этом году Центральный банк возьмет под свой контроль… технический осмотр автомобилей. Об этом Шувалов, возглавляющий комиссию по безопасности дорожного движения, сказал на съемках телепрограммы «Главная дорога». В частности, чиновник подчеркнул, что нормы, регулирующие прохождение технического осмотра автомобилей, должны быть приведены в порядок. «Отменить технический осмотр невозможно, и нужно сделать так, чтобы это была не филькина грамота», – заявил Шувалов в эфире программы. Далее, развивая свою мысль, он отметил, что уже во второй половине текущего года должен появиться ряд процедур, устанавливающих надзор за страховыми организациями, – эта задача будет возложена на Центральный банк. «Мы надеемся, что уже во второй половине текущего года будет создан единый регулятор, и Центральный банк будет внедрять специальные процедуры надзора за страховыми организациями. В том числе – по тому, чтобы не нарушался порядок прохождения технического осмотра».
Что же, это «первая ласточка». Давайте вспомним, что наши страховщики занимаются не только автомобилями и безопасностью транспортных средств. Они также осуществляют страхование рисков в строительстве, атомной энергетике, в сфере добычи и транспортировки нефти и природного газа, при транспортировке грузов по железной дороге и по морю, в сфере медицины и экологии… Список страхуемых рисков очень длинный. И по соответствующим видам рисков существуют свои надзоры. Представляете, какие возможности открываются у Центрального банка. Конечным надзирателем всего этого хозяйства будут банкиры с Неглинки! Так что технический контроль автомобилей центральным банков – это «цветочки». «Ягодки» - технический контроль атомной промышленности, всей транспортной инфраструктуры страны, добычи нефти, газа и других природных ресурсов. В общем, всех сфер реального сектора экономики. Вот вам и «финансовый мегарегулятор»! Думаю, что после этого правительство с его министерствами и ведомствами будет уже мало нужным атрибутом нашей жизни. Впрочем, ненужность и беспомощность исполнительной ветви власти мы все почувствовали на днях, когда слушали отчет премьер-министра о работе правительства. Даже либерально настроенные эксперты из Высшей школы экономики признают, что создание на базе ЦБ финансового мегарегулятора приведет к тому, что Банк России станет более влиятельным ведомством, чем правительство со всеми его министерствами, агентствами и службами, вместе взятыми.
Все это признаки того, что мы ускоренными темпами к новому мировому порядку, при котором все функции контроля над обществом возьмут на себя банки. А главными надзирателями станут центральные банки. Грядет мировая диктатура банков.
Валентин Юрьевич Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
1. ЦБ как финансовый мегарегулятор. На ранних стадиях появления идеи обсуждались разные варианты того, кто может выступить в качестве такого финансового мегарегулятора. Называлась Федеральная служба финансовых рынков (ФСФР) – ведомство, входящее в состав исполнительной ветви власти. Предлагалось создать принципиально новую организацию. Рассматривался вариант Центрального банка Российской Федерации (Банк России). Всем серьезным экспертам было понятно с самого начала, что на самом деле выбор был уже сделан, а обсуждение разных вариантов было необходимо в качестве «дымовой завесы», для создания видимости «демократичности» принятия решений. Конечно же, окончательный выбор пал на ЦБ.
ЦБ и до этого был гигантской организацией, имеющей помимо центрального аппарата кучу других структурных подразделений: восемь десятков территориальных учреждений (Главные управления ЦБ по областям, Национальные банки в республиках), сеть денежных хранилищ по стране, инкассаторские службы, учебные центры и т.д. и т.п. В общей сложности в системе ЦБ работает около 80 тысяч человек. Но это все количественные характеристики. Важнее качественные. Главное, что ЦБ независим от государства, что прямо зафиксировано в федеральном законе о Центральном банке Российской Федерации. Это также вытекает из формулировок Конституции Российской Федерации (статья 75). Получается, что ЦБ имеет статус, который можно назвать: «государство в государстве». Полномочия у ЦБ просто грандиозные: он управляет золотовалютными резервами, объем которых превышает полтриллиона долларов, причем государство не имеет к ним доступа. ЦБ осуществляет надзор над коммерческими банками, количество которых примерно равно одной тысяче. Подавляющая часть всех расчетов и платежей осуществляется также через сеть расчетно-кассовых центров Банка России (количество РКЦ – порядка тысячи). Уже не приходится говорить о том, что он занимается регулированием денежного обращения, т.е. контролирует «циркуляцию крови» в теле, называемом «экономика России». Правильнее сказать, что не просто «регулирует» и «контролирует», а занимается систематическим удушением экономики через сжатие денежной массы и поддержанием ставки рефинансирования на запредельно высоком уровне.
И вот теперь ЦБ как финансовый мегарегулятор получит еще дополнительные полномочия. Он будет контролировать и регулировать всю страховую деятельность в стране, деятельность негосударственных пенсионных фондов, организаций микрофинансирования. Плюс к этому он приобретает полномочия контролировать и регулировать фондовый рынок страны (то, чем ранее занималась ФСФР). Фондовый рынок – купля-продажа акций и облигаций самых разных эмитентов (организаций, выпускающих ценные бумаги). Если вы получаете возможность контролировать фондовый рынок, тем самым вы можете влиять на участников этого рынка: покупателей, продавцов, посредников, первичных эмитентов. У нас большая часть крупных предприятий сегодня выходит на фондовый рынок. Следовательно, ЦБ получает возможность через фондовый рынок управлять всей экономикой. Специалистам это понятно. И наиболее серьезные эксперты указывали на то, что ЦБ через фондовый рынок станет регулятором всей экономики страны.
2. ЦБ как силовое ведомство? Минфин опубликовал поправки в 47 федеральных законов, которые направлены на создание единого финансового мегарегулятора. Готовили их не «народные избранники», а чиновники Центрального банка, Администрации Президента, Минфина и ФСФР. При этом руководители Минфина (судя по всему, на них возложены основные обязанности по проталкиванию проекта мегарегулятора) в своих выступлениях повторяли одну и ту же мысль: законодательные поправки не ведут к каким-то качественным изменениям в финансовом секторе. Речь, мол, идет о простом перемещении функций и полномочий из одного ведомства в другое (из ФСФР в ЦБ). Опять лукавство и обман, рассчитанные на полную неосведомленность и невежество общественности. В частности, пакет поправок содержит следующую новацию: обновляется статья 58 закона «О Центральном банке». Она дополняется нормой о праве ЦБ получать от кредитных организаций всю информацию об операциях, счетах, вкладах и даже о конкретных сделках клиентов и иных третьих лиц. Аналогичной нормой дополняется и статья 26 («Банковская тайна») закона «О банках и банковской деятельности». В этой статье дополнительно устанавливается запрет сотрудникам банков сообщать клиентам, что их операциями заинтересовался регулятор. Данные поправки можно квалифицировать как еще шаг по ликвидации в России банковской тайны, по созданию «банковского колпака» над всем населением страны. В этой связи любопытно заявление недавно подавшего в отставку заместителя министра финансов Алексея Саватюгина: «В России много силовых ведомств, которые уже сейчас имеют право при необходимости запрашивать всю эту информацию, и банки не вправе им отказать. Нет необходимости в наличии еще одного органа, который может аккумулировать эту информацию». Но это личное мнение экс-замминистра. Не исключено, что у инициаторов проекта создания финансового мегарегулятора есть намерение наделить Центральный банк Российской Федерации функциями и полномочиями силового ведомства. Недаром почти одновременно с началом обсуждения темы финансового мегарегулятора была запущена еще тема создания в стране финансовой полиции. Как всегда разговор пошел о том, на кого можно было возложить эту почетную «обязанность». Пока дискуссия идет в «демократическом» режиме и называются разные кандидатуры. Но чует мое сердце, что единственным претендентом «на выходе» опять окажется наш единственный и незаменимый Банк России. И тогда он станет не просто «организацией с полномочиями силового ведомства», а самым настоящим силовым ведомством.
3. ЦБ: от технического осмотра автомобилей до тотального контроля над обществом. Как-то в тени оказалась та сторона ЦБ, которая связана с его полномочиями регулировать страховой рынок. Но об этой стороне нам неожиданно напомнил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что уже в этом году Центральный банк возьмет под свой контроль… технический осмотр автомобилей. Об этом Шувалов, возглавляющий комиссию по безопасности дорожного движения, сказал на съемках телепрограммы «Главная дорога». В частности, чиновник подчеркнул, что нормы, регулирующие прохождение технического осмотра автомобилей, должны быть приведены в порядок. «Отменить технический осмотр невозможно, и нужно сделать так, чтобы это была не филькина грамота», – заявил Шувалов в эфире программы. Далее, развивая свою мысль, он отметил, что уже во второй половине текущего года должен появиться ряд процедур, устанавливающих надзор за страховыми организациями, – эта задача будет возложена на Центральный банк. «Мы надеемся, что уже во второй половине текущего года будет создан единый регулятор, и Центральный банк будет внедрять специальные процедуры надзора за страховыми организациями. В том числе – по тому, чтобы не нарушался порядок прохождения технического осмотра».
Что же, это «первая ласточка». Давайте вспомним, что наши страховщики занимаются не только автомобилями и безопасностью транспортных средств. Они также осуществляют страхование рисков в строительстве, атомной энергетике, в сфере добычи и транспортировки нефти и природного газа, при транспортировке грузов по железной дороге и по морю, в сфере медицины и экологии… Список страхуемых рисков очень длинный. И по соответствующим видам рисков существуют свои надзоры. Представляете, какие возможности открываются у Центрального банка. Конечным надзирателем всего этого хозяйства будут банкиры с Неглинки! Так что технический контроль автомобилей центральным банков – это «цветочки». «Ягодки» - технический контроль атомной промышленности, всей транспортной инфраструктуры страны, добычи нефти, газа и других природных ресурсов. В общем, всех сфер реального сектора экономики. Вот вам и «финансовый мегарегулятор»! Думаю, что после этого правительство с его министерствами и ведомствами будет уже мало нужным атрибутом нашей жизни. Впрочем, ненужность и беспомощность исполнительной ветви власти мы все почувствовали на днях, когда слушали отчет премьер-министра о работе правительства. Даже либерально настроенные эксперты из Высшей школы экономики признают, что создание на базе ЦБ финансового мегарегулятора приведет к тому, что Банк России станет более влиятельным ведомством, чем правительство со всеми его министерствами, агентствами и службами, вместе взятыми.
Все это признаки того, что мы ускоренными темпами к новому мировому порядку, при котором все функции контроля над обществом возьмут на себя банки. А главными надзирателями станут центральные банки. Грядет мировая диктатура банков.
Валентин Юрьевич Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
Комментариев нет:
Отправить комментарий