среда, 2 января 2013 г.

Как уберечь Россию от происков нового «горбачева»?


 Павел Святенков

90 лет со дня образования СССР – хороший повод порассуждать о причинах его гибели

Как известно, формальным поводом для роспуска СССР послужила денонсация Союзного договора 1922 года. Решение об этом было принято в Беловежской пуще тремя руководителями республик-учредителей – президентом России Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем.

Но было ли законным это решение? Предупреждая возможные разговоры о том, «какое это имеет значение?», «зачем проверять юридическую состоятельность тех или иных решений?», замечу, что советских людей приучили не обращать внимания на детали, а особенно на юридически обязывающие документы. Советскому человеку можно сказать: «подпишите здесь и здесь», он подпишет, и в результате окажется без квартиры-машины-дачи-страны. Потом будет реветь, «размазывая по щетинистым мордасам детские слезы», восклицать: «ну как же так?!» и жаловаться в ООН. От дурной советской привычки надо отучаться. Вне зависимости от того, как вы относитесь к СССР – с любовью или критически, нужно точно знать нашу историю и понимать, к каким последствиям приводили те или иные решения.

Созданию Советского Союза предшествовала знаменитая дискуссия между Лениным и Сталиным. Сталин, главный в большевистской партии специалист по национальному вопросу, отстаивал план «автономизации» – вхождения советских республик, возникших в результате Гражданской войны, на правах автономий. Это означало реставрацию российской государственности, пусть в новых, большевистских декорациях.

Ленин выступил категорически против плана Сталина и Дзержинского, в своем обычном стиле назвав оппонентов «держимордами». В итоге прошел ленинский план объединения на основе союза четырех республик – РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация состояла из Армении, Азербайджана и Грузии и позднее прекратила существование).

Договор был подписан делегациями республик 29 декабря 1922 года и утвержден на следующий день Первым съездом Советов СССР. Эта дата, 30 декабря, и считается днем возникновения СССР.

В дальнейшем, уже в период перестройки, утверждалось, что этот Договор никогда не был отменен и потому стало возможным его расторжение и, как следствие, упразднение СССР. Но так ли это?

Прежде всего: существуют разные формы федераций – договорная и конституционная. Предполагается, что федерация, возникшая на базе договора между суверенными государствами, действительно может быть распущена их решением. Конституционная федерация не может быть уничтожена решением собственных субъектов. Это понятно: ведь Конституция принимается общефедеральным парламентом или специальным общефедеральным Конвентом.

СССР был именно что федерацией. Так что главный вопрос – договорной или конституционной?

Если внимательно вчитаться в Договор об образовании СССР, в нем сказано, что Съезд Советов СССР имел полномочия утверждать, изменять и дополнять договор, иначе говоря, делать с ним фактически все что угодно.

Обычно принято считать, что 30 декабря 1922 года СССР был учрежден, и на том процесс закончился. Но это противоречит исторической истине. Утверждением Договора об образовании СССР юридический учредительный процесс лишь был начат, поскольку Съезд поручил новообразованному ЦИК СССР принять с мест поправки к Договору и окончательно утвердить его на следующем Съезде.

ЦИК СССР в процессе приема поправок принял решение о создании Конституции СССР. В нее вошли Договор об образовании СССР в сильно расширенном виде (вместо изначальных 26 статей в нем содержались 72) и Декларация об образовании СССР (этот документ, принятый Первым съездом Советов СССР, не носил юридического характера).

Второй Съезд Советов утвердил Конституцию СССР в январе 1924 года, и таким образом она вступила в силу. Значит ли это, что Договор прекратил действовать? Или он остался как отдельный документ, стоящий над Конституцией, и потому его можно было денонсировать в 1991 году?

На деле произошло преобразование изначального Договора в Конституцию СССР. Полномочия Съезда в соответствии с самим Договором заключались в праве «утверждать, изменять и дополнять» его. Договор был изменен и дополнен таким образом, что стал Конституцией. Его правовая природа, таким образом, изменилась. Его уже нельзя было денонсировать решением республик. Правда, за последними резервировалось право свободного выхода из СССР, сохраненное и в последующих советских Конституциях.

Следовательно, исчезновение переработанного текста Договора об образовании СССР из сталинской Конституции было абсолютно законным. Договор был переработан и стал Конституцией 1924 года. С прекращением ее действия ушел в прошлое и сам Договор.

Но почему же стала возможной дискуссия о заключении нового Союзного договора в начале 90-х? Потому что об этом заявило горбачевское руководство СССР. Очевидно, что «новый» договор планировалось заключить взамен «старого». Так на политическом уровне было признано, что прежний Союзный договор действует. А если он действовал, да еще в том виде, в каком он существовал в 1922 году, то, естественно, его можно было денонсировать.

Этим юридическим казусом и воспользовались Ельцин и компания, торпедировавшие «новоогаревский процесс» и подписавшие Беловежские соглашения. Впрочем, даже если бы новый Союзный договор был подписан, распад СССР был бы неминуем, ибо он предполагал сохранение в руках Союза лишь внешней политики и обороны, что явно недостаточно для существования единого государства.

Так что СССР торпедировал Горбачев, выдвинувший идею заключения нового Союзного договора без всякого рассмотрения вопроса о том, действует ли старый, а если действует, то в какой форме. Болтовня про Союзный договор легитимизировала роспуск СССР через механизм денонсации прежнего Договора. Так Горбачев резко усилил республики и согласился на преобразование СССР из конституционной федерации в договорную.

Конечно, СССР мог бы распасться и в рамках прежней советской Конституции 1977 года. Ведь право на отделение у республик по-прежнему оставалось. Но для этого потребовались бы референдумы. А это значит, что Закавказье и Прибалтика могли бы покинуть Союз, но Россия, Белоруссия, Средняя Азия – остаться. При этом был шанс на сохранение и Украины, так как украинцы никогда не голосовали за выход из СССР в соответствии с Конституцией 1977 года, хотя и проголосовали за независимость страны 1 декабря 1991 года.

Путь же, избранный Горбачевым, почти автоматически вел СССР к краху, ибо передавал в руки республик решение судьбы единого государства и представлял Конституцию СССР как документ, производный от Договора и, следовательно, незначимый.

Какой урок мы можем извлечь из вышеописанной истории? Очень простой: необходимо интересоваться тем, что написано в юридически обязывающих документах, тем более в Конституции и законах. Необходимо знать юридические механизмы, на которых основано государство, его сильные и слабые стороны, иначе в момент слабости государственного механизма какой-нибудь новый «горбачев» опять сделает финт ушами и обрушит государственное здание. Чтобы этого не произошло, страна должна стоять на юридически прочном фундаменте. Конечно, не он один создает крепкое государство, но без него не обойтись никак.


Комментариев нет:

Отправить комментарий