crustgroup
В детстве мир цикличен. Любой ребёнок воспринимает мир "здесь и сейчас" и для него нет извечного вопроса, мучающего всех взрослых: "Зачем я живу и почему я должен умереть?". В детстве же есть это замечательное и вечное "сегодня", которое длится из утра в вечер, из весны в осень, из первой четверти в четвёртую, а потом — в каникулы и в лето.
А ещё в детстве всегда есть сказки. Сказки добрые и тоже в чём-то вечные. Сегодняшние сказки для детей гуманны и веселы. Добро побеждает зло непринуждённо, легко и даже как-то с ленцой: Главный Герой даёт возможность Ужасному Злодею проявить всё Абсолютное Зло в полной мере и, наконец, в тот момент, когда Ужасный Злодей уже вот-вотизнасилуетпревратит в жабу какую-нибудь Прекрасную Принцессу, Главный Герой наконец-то выходит из катарсиса и нирваны и одним движением устраняет все проблемы и уже сам насилуетженится на Прекрасной Принцессе.
Собственно говоря, мои хулиганства с зачёркиваниями в предыдущем абзаце — не более чем визуализация того, что происходило с начальными текстами сказок на их длинном пути от лучин, каминов и грязных землянок к удобным коттеджам и трёхкомнатным квартирам с настольной лампой, креслом, ночничком и извечным: "... и жили они долго и счастливо! Спи, дружок, хороших снов..."
Сказки были другими. Нет, фабула "Золушки", "Белоснежки" или "Спящей Красавицы" была именно такой, как и сейчас, но вот детали... Дьявол — он именно в деталях. Сестра Золушки, чтобы влезть в маленькую туфельку, отрубает себе палец. Принц не целует Спящую Красавицу, а буквально насилует её, а просыпается она не от поцелуя, а от натуральной родовой боли — и через девять месяцев, как и положено "поцелованным" женщинам. В общем, сказки как сказки. Из жизни.
Но некоторые сказки вообще дошли до нас в первозданном, в практически неотцензурированном виде. Помните, как это было замечательно описано у классиков?
«Милая Аннушка! Нам здесь очень хорошо, и все мы здоровы. У соседки по койке сыпной ███, но есть и чёрная ████. В остальном всё в порядке. Еды у нас достаточно, и мы собираем на суп картофельную ██████ Слышала я, что пан Швейк уже ████ так ты как-нибудь разузнай, где он лежит, чтобы после войны мы могли украсить его могилу. Забыла тебе сказать, что на чердаке в тёмном углу в ящике остался щеночек фокстерьер. Вот уже сколько недель, как он ничего не ел, — с той поры как пришли меня ██████████. Я думаю, что уже поздно и пёсик уже отдал ████ душу».
Попробуем и мы вырваться рамок уютного цикличного детского взгляда на мир, как вечное и неизменное колесо образца "солнце-лето-снег-зима" и поговорить об одной детской сказке. Без цензуры... Сказка называется "Мальчик-с-Пальчик". Готовы детки послушать сказку?
"Жил когда-то дровосек с женой, и было у них семеро детей. Все семеро — мальчуганы: три пары близнецов и еще один, самый младший. Этому малышу едва лет семь исполнилось.
Жили они очень бедно, дровосеку трудно было прокормить такую большую семью. А тут еще выдался неурожайный год, и в стране наступил страшный голод. Беднякам и совсем туго пришлось.
Как-то вечером, когда мальчики улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал:
— Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись — тут все-таки есть надежда.
— Как! — в ужасе воскликнула жена дровосека. — Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель?
У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену. Он сказал, что все равно всем им не избежать голодной смерти. Пусть уж поскорей придет конец."
Прониклись, товарищи? Семеро детей, жрать нечего. Гуманное решение — отвести детей в лес, для того, чтобы папа и мама не видели смерти своих чад. За кадром оставим возможность бытового каннибализма в семье дровосека. Будем считать, что дровосек с женой люди набожные — и такой сценарий для них неприемлим. Хотя желающие могут почитать сказочку и дальше — по ходу пьесы Людоед там будет. Пусть и не в семье дровосека, но уж "на раёне" точно.
Дровосек. Что за профессия-то такая?
Профессия в прошлом — очень уважаемая, распространённая и востребованная. Это сейчас легко приготовить себе ужин на газовой горелке и посетовать на то, что дескать "опять радиаторы батарей что-то холодноваты сегодня, надо будет кондиционер на отопление включить..." Ещё век назад основным бытовым топливом мира были дрова. Топливо низкотехнологичное, неудобное и трудное к заготовке. Для чего и была в Европе, да и в других местах мира, создана целая армия дровосеков. Которые денно и нощно рубили, пилили и выносили из леса топливную древесину.
Неуёмная эксплуатация лесного ресурса привела к тому, что лесной покров Европы (да и других "цивилизованных" мест мира) начал сокращаться ужасающими темпами. Наглядно данную картинку я уже как-то разбирал здесь, но желающие могут ознакомится и с первоисточниками — например, почитать классический средневековый "Трактат об управлении вотчиной".
Почётным пунктом, наряду с другими познавательными деталями организации быта Англии образца XI века красуется:
"О кормлении несвободных людей. Одному эсну полагается в качестве годового содержания 12 мер хорошего зерна и 2 овцы, и 1 добрая корова для пищи, а также право сбора хвороста по обычаю вотчины."
Вот так. Рубить лес можно было отнюдь не всем — хочешь выжить зимой — иди и собирай сухие ветки (хворост). Ну а за незаконную рубку леса можно было лишиться многого — иногда руки, а иногда и головы. Да, скажете вы. Хреновое было время. Но — ведь это уже всё позади! Теперь у нас есть уголь, нефть, природный газ. Леса охраняются государством, призрак голода отступил от нас куда-то в непознаваемое подсознание, а мир завтра будет таким же, как сейчас!
Нет, нет и ещё раз — нет. Мир завтра всегда другой, нежели мир вчера. И для всех нас, и для каждого — в отдельности. Каждый из нас растёт, взрослеет, набирается опыта, стареет и, пока неизбежно — умирает. Так и решения, хорошие вчера, не всегда работают завтра — особенно тогда, когда картинка резко меняется на противоположную.
Дальше, покинув детский мир сказок и ненадолго окунувшись в тёмное и неприятное средневековье, перенесёмся в чистый мир математики, графиков и наглядных моделей. Какой процесс идёт сейчас в мире и почему в звголовке статьи Новые Дровосеки стоят рядом с непонятным государством Saudi America?
Всё дело в одной интересной математической модели, которая называется "элитные группы" и практика "изъятия лушего" / "изъятия худшего". Расскажу о ней тут в сокращённом пересказе, а всех желающих отправляю к старой статье, ещё в советское время вышедшей в журнале "Знание — Сила". Здесь же она расположена в виде отдельного файла, со всеми очень важными для понимания динамики развития графиками. Саму статью стоит прочитать, поскольку модель, описанная в ней, достаточно проста, однако нетривиальны практики её эволюции по шагам алгоритма.
В чём суть этой модели? Пусть у нас есть некая общая выборка чего-либо (деревьев, нефтяных месторождений, специалистов в какой-то предметной области). Выглядит она обычно вот таким образом — привет старику Парето — 20% чего либо есть "класс, куул и ништяк", а 80% этого же самого явления есть "дрек, суксь и говна". В рамках данной модели это называется "элита" и "сорняки" соответственно:
А ещё в детстве всегда есть сказки. Сказки добрые и тоже в чём-то вечные. Сегодняшние сказки для детей гуманны и веселы. Добро побеждает зло непринуждённо, легко и даже как-то с ленцой: Главный Герой даёт возможность Ужасному Злодею проявить всё Абсолютное Зло в полной мере и, наконец, в тот момент, когда Ужасный Злодей уже вот-вот
Собственно говоря, мои хулиганства с зачёркиваниями в предыдущем абзаце — не более чем визуализация того, что происходило с начальными текстами сказок на их длинном пути от лучин, каминов и грязных землянок к удобным коттеджам и трёхкомнатным квартирам с настольной лампой, креслом, ночничком и извечным: "... и жили они долго и счастливо! Спи, дружок, хороших снов..."
Сказки были другими. Нет, фабула "Золушки", "Белоснежки" или "Спящей Красавицы" была именно такой, как и сейчас, но вот детали... Дьявол — он именно в деталях. Сестра Золушки, чтобы влезть в маленькую туфельку, отрубает себе палец. Принц не целует Спящую Красавицу, а буквально насилует её, а просыпается она не от поцелуя, а от натуральной родовой боли — и через девять месяцев, как и положено "поцелованным" женщинам. В общем, сказки как сказки. Из жизни.
Но некоторые сказки вообще дошли до нас в первозданном, в практически неотцензурированном виде. Помните, как это было замечательно описано у классиков?
«Милая Аннушка! Нам здесь очень хорошо, и все мы здоровы. У соседки по койке сыпной ███, но есть и чёрная ████. В остальном всё в порядке. Еды у нас достаточно, и мы собираем на суп картофельную ██████ Слышала я, что пан Швейк уже ████ так ты как-нибудь разузнай, где он лежит, чтобы после войны мы могли украсить его могилу. Забыла тебе сказать, что на чердаке в тёмном углу в ящике остался щеночек фокстерьер. Вот уже сколько недель, как он ничего не ел, — с той поры как пришли меня ██████████. Я думаю, что уже поздно и пёсик уже отдал ████ душу».
Попробуем и мы вырваться рамок уютного цикличного детского взгляда на мир, как вечное и неизменное колесо образца "солнце-лето-снег-зима" и поговорить об одной детской сказке. Без цензуры... Сказка называется "Мальчик-с-Пальчик". Готовы детки послушать сказку?
"Жил когда-то дровосек с женой, и было у них семеро детей. Все семеро — мальчуганы: три пары близнецов и еще один, самый младший. Этому малышу едва лет семь исполнилось.
Жили они очень бедно, дровосеку трудно было прокормить такую большую семью. А тут еще выдался неурожайный год, и в стране наступил страшный голод. Беднякам и совсем туго пришлось.
Как-то вечером, когда мальчики улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал:
— Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись — тут все-таки есть надежда.
— Как! — в ужасе воскликнула жена дровосека. — Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель?
У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену. Он сказал, что все равно всем им не избежать голодной смерти. Пусть уж поскорей придет конец."
Прониклись, товарищи? Семеро детей, жрать нечего. Гуманное решение — отвести детей в лес, для того, чтобы папа и мама не видели смерти своих чад. За кадром оставим возможность бытового каннибализма в семье дровосека. Будем считать, что дровосек с женой люди набожные — и такой сценарий для них неприемлим. Хотя желающие могут почитать сказочку и дальше — по ходу пьесы Людоед там будет. Пусть и не в семье дровосека, но уж "на раёне" точно.
Дровосек. Что за профессия-то такая?
Профессия в прошлом — очень уважаемая, распространённая и востребованная. Это сейчас легко приготовить себе ужин на газовой горелке и посетовать на то, что дескать "опять радиаторы батарей что-то холодноваты сегодня, надо будет кондиционер на отопление включить..." Ещё век назад основным бытовым топливом мира были дрова. Топливо низкотехнологичное, неудобное и трудное к заготовке. Для чего и была в Европе, да и в других местах мира, создана целая армия дровосеков. Которые денно и нощно рубили, пилили и выносили из леса топливную древесину.
Неуёмная эксплуатация лесного ресурса привела к тому, что лесной покров Европы (да и других "цивилизованных" мест мира) начал сокращаться ужасающими темпами. Наглядно данную картинку я уже как-то разбирал здесь, но желающие могут ознакомится и с первоисточниками — например, почитать классический средневековый "Трактат об управлении вотчиной".
Почётным пунктом, наряду с другими познавательными деталями организации быта Англии образца XI века красуется:
"О кормлении несвободных людей. Одному эсну полагается в качестве годового содержания 12 мер хорошего зерна и 2 овцы, и 1 добрая корова для пищи, а также право сбора хвороста по обычаю вотчины."
Вот так. Рубить лес можно было отнюдь не всем — хочешь выжить зимой — иди и собирай сухие ветки (хворост). Ну а за незаконную рубку леса можно было лишиться многого — иногда руки, а иногда и головы. Да, скажете вы. Хреновое было время. Но — ведь это уже всё позади! Теперь у нас есть уголь, нефть, природный газ. Леса охраняются государством, призрак голода отступил от нас куда-то в непознаваемое подсознание, а мир завтра будет таким же, как сейчас!
Нет, нет и ещё раз — нет. Мир завтра всегда другой, нежели мир вчера. И для всех нас, и для каждого — в отдельности. Каждый из нас растёт, взрослеет, набирается опыта, стареет и, пока неизбежно — умирает. Так и решения, хорошие вчера, не всегда работают завтра — особенно тогда, когда картинка резко меняется на противоположную.
Дальше, покинув детский мир сказок и ненадолго окунувшись в тёмное и неприятное средневековье, перенесёмся в чистый мир математики, графиков и наглядных моделей. Какой процесс идёт сейчас в мире и почему в звголовке статьи Новые Дровосеки стоят рядом с непонятным государством Saudi America?
Всё дело в одной интересной математической модели, которая называется "элитные группы" и практика "изъятия лушего" / "изъятия худшего". Расскажу о ней тут в сокращённом пересказе, а всех желающих отправляю к старой статье, ещё в советское время вышедшей в журнале "Знание — Сила". Здесь же она расположена в виде отдельного файла, со всеми очень важными для понимания динамики развития графиками. Саму статью стоит прочитать, поскольку модель, описанная в ней, достаточно проста, однако нетривиальны практики её эволюции по шагам алгоритма.
В чём суть этой модели? Пусть у нас есть некая общая выборка чего-либо (деревьев, нефтяных месторождений, специалистов в какой-то предметной области). Выглядит она обычно вот таким образом — привет старику Парето — 20% чего либо есть "класс, куул и ништяк", а 80% этого же самого явления есть "дрек, суксь и говна". В рамках данной модели это называется "элита" и "сорняки" соответственно:
В начале процесса движения по шагам модели задаётся лишь одно правило — откуда из начальной выборки мы начинаем изымать элементы. Мы можем либо заниматься постоянной "прополкой" нашей начальной массы элементов, убирая слабые и ненужные "сорняки", либо изымать из выборки "элиту", давая возможность "сорнякам" жить себе и дальше.
Читатель спросит — а что за дурацкий второй подход? Зачем культивировать плохое? Ответ прост — к сожалению, не всегда жизнь оставляет в целости и сохраности самых элитных и самых лучших. В статье приведен пример с маленьким шариком в шарикоподшипнике, который будет кататься в обойме без какого-либо износа до тех пор, пока все шарики стандартного размера не начнут разрушаться. Или — пример с футбольным форвардом "экстра-класса", который гораздо быстрее получит от защитников соперника грубый подкат, подножку или удар по ноге, нежели какой-нибудь зелёный новичок, за которым никто не будет столь пристально следить на футбольном поле.
Нетрудно понять, что эксплуатация природных ресурсов построена как раз на принципе "изъятия лучшего". Никто не подумал бы 40 лет тому назад бурить негостеприимный шельф Арктики или бедные сланцы Северной Дакоты, имея в распоряжении Гавар Саудовской Аравии или советские Уренгой и Ямбург. Но Гавар погибает, потихоньку затапливаясь водой, а Уренгой и Ямбург снижают выдачу природного газа, как сдувающиеся воздушные шарики. Лучшие и элитные уходят от нас, оставляя нас наедине с худшими.
Помните? "Выберите лучших из лучших! Лучшие из лучших зализывают раны... Ну тогда — выберитье лучших из худших!".
К чему же приводит "изъятие лучших" и выборка из худших? Картинка получается вот такая:
Как видите, изымая лучших из элиты (в нашем случае с полезными ископаемыми — разрабатывая самые богатые месторождения) мы невольно приходим к тому, что то, что вчера было 100% сорняком, становится уже лучше, чем вчерашняя элита. Нынешняя "гербовая бумага" — рулон туалетной по меркам вчерашнего дня. Дальше ситуация с элитой развивается ещё драматичнее — элита (даже в виде "качественных сорняков") просто погибает, как явление, и даже та туалетная бумага, которая была в нашем распоряжении сегодня, полностью исчезает, оставляя нас с грязным задом с нашими жизненными проблемами — откуда же брать то, что было доступно нам весь тучный ХХ век?
Вы хотите посмотреть на современные сорняки, туалетную бумагу, которую миру надо уже использовать вместо гербовой, и на новых дровосеков? Вот они, новые сборщики хвороста, которым уже нечего рубить в нефтяном лесу:
Это
Именно здесь современный мир закапывает мегаджоули энергии, сотни тысяч тонн труб и миллионы человеко-часов времени, чтобы выжать хоть что-то из "нефтяного хвороста" и "современных сорняков". Но есть, безусловно, и полезные вещи. Например, безработица. Точнее — её полное отсутствие в Северной Дакоте или Техасе, знаменитых своими сланцевыми месторождениями:
Или — небольшой, но уверенный рост добычи газа и нефти в США. Ведь туалетной бумаги всегда в разы больше гербовой, хвороста всегда больше, чем столетних секвой, а семян сорняков всегда больше, чем элитных семян высокоурожайной пшеницы.
Дровосеки уходят, остаются сборщики хвороста. Здравствуй, Saudi America. И это не я придумал, я не настолько злой, как Wall Street Journal. Хотя, безусловно, гораздо менее оптимистичен, нежели официальнй рупор Уолл-Стрит. Поскольку чётко помню, что право сбора хвороста обычно идёт "в пакете" вместе с другими приятными обычаями. Например, "свинопас должен позаботиться о том, чтобы после закола его свиней, предназначенных на убой, он хорошо освежевал туши и опалил щетину: тогда он заслужит того, чтобы получить от своего господина внутренности свиней". Читайте сказки и средневековые уложения — в них много чего познавательного можно прочитать — и в тексте, и между строк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий