пятница, 1 января 2016 г.

Погром российской медицины, образования и культуры: факты

Весьма красноречивые факты, свидетельствующие о настоящем погроме российской медицины, образования и культуры, содержатся вматериале Олега Таранова на сайте РОТ ФРОНТа. Я размещаю его заметку с некоторыми сокращениями.



Сельская школа. Художник: Алексей Иванович Стрелковский, 1872.

13 апреля Счётная палата РФ опубликовала отчёт отчёт по результатам проверки проводимой «оптимизации» в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. Результаты доклада шокируют. Прежде всего, из доклада ясно, что никакой действительной оптимизации властями и не задумывалось, а речь шла о тупом сокращении расходов на социальную сферу, без учёта социальных нормативов и норм, утверждённых правительством.

Всего по итогам 2014 г. число педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры сократилось с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек. За это же время число потребителей услуг выросло на 152,7 тыс. Это значит, что в среднем каждому этих услуг достанется меньше. В медицинской сфере под каток «оптимизации» попадают 952 организации. За 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию и реорганизовать в качестве филиалов (читай — ликвидировать, за исключением самых базовых функций) — 911 медицинских организаций. В 2014 г. уже 26 организаций ликвидировано, 330 — урезаны до состояния филиалов. По планам к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. число больниц сократится на 11,2%, поликлиник – на 7,2%.

И это массовое сокращение происходит в стране, где, как выясняется, 17,5 тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. находятся на расстоянии свыше 20 км от ближайшего врача. Причём 35% населённых пунктов даже не охвачены общественным транспортом. Ранее уже сообщалось о предложении чиновников россиянам в провинции переходить на гужевой транспорт. Как бы и вправду мы в XXI веке не увидели, что больных ко врачу везут за 30 вёрст на телеге. Но и там, где медучреждения есть, об их избытке говорить не приходится. Сроки ожидания медицинской помощи часто превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области может понадобиться более 20 дней, чтобы дождаться приёма кардиолога, невролога, офтальмолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, ревматолога или онколога. Нередко ожидание по записи на УЗИ превышает 1,5 месяца.

Активно сокращают коечный фонд — за 2014 г. сокращено уже почти 34 тыс. коек. Урезают и численность медработников — за год на 90 тыс. человек. То есть уволен каждый тридцатый. При этом работников не то чтобы избыток — сохраняется высокий уровень совместительства – около 140%. Выходит, в среднем медики выполняют почти в полтора раза больше работы, чем положено по нормативу. Разумеется, в ущерб как качеству оказания помощи, так и собственному здоровью. Шутка ли, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более! И когда говорят о росте уровня средней заработной платы медицинских работников, над понимать, что он вызван не фактическим увеличением размера оплаты их труда, а ростом нагрузки на одного работника.

Почему снижается число госпитализированных больных и растёт число умерших на дому? Задавленные всевозможными нормативами работники скорой зачастую вынуждены отказывать в помощи нуждающимся. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. значительно увеличилось число вызовов скорой медицинской помощи, когда помощь не была оказана – с 2,1 млн. до 2,25 млн. вызовов, и числа отказов в вызове скорой – с 1,16 млн. до 1,43 млн. вызовов. Планировалось, что оптимизация приведёт к снижению смертности до 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. На деле же смертность составила 13,1 на 1000 населения. За год рост смертности населения составил 2,2%. Истинные же цели реформирования медицины достигаются очень эффективно — в 2014 г. рост объёма платных медицинских услуг составил 24,2% по сравнению с 2013 г.

Аналогичная ситуация и с образованием. Всего в 2014 г. было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. До 2018 г. планируется ликвидировать или реорганизовать ещё 3639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%. Возьмём общеобразовательные школы. За год их было закрыто 395 и реорганизовано 610. Ликвидация ещё 870 запланирована до 2018 г. Наверное, слишком много их у нас? Да нет, согласно прогнозу Росстата, к 2020 г. в школах потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. И уже сегодня почти 6 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют школ. А из 940 населённых пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км. Про ситуацию с общественным транспортом повторяться не будем. Ещё хуже ситуация с детскими садами. 9,5 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов вовсе. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. Доходит до того, что в Астраханской области 89% населённых пунктов не имеют детских садов. Зато власти всячески стимулируют развитие частных детских садов: освобождают их от НДС, предоставляют субсидии и т.п. Планируется к 2018 г. довести долю частных детсадов до 15%. В общем, делается всё, чтобы направить денежные средства (как государственные, так и принадлежащие родителям) в частные руки.

Сокращается и численность педагогов — за 2014 г. их стало меньше на 18,8 тыс. человек. А поскольку потребность в педагогах никак «оптимизироваться» не хочет, учителям приходится практиковать различные формы совместительства. В некоторых регионах по совместительству работает каждый третий учитель. Педагоги вместо положенных 720 часов в год работают на 1,5-2 ставки 1,5 тыс. часов и более. Не удивительно и то, что по данным Счётной палаты в результате проведённых мероприятий эффективность деятельности образовательных организаций не повысилась. Удивительно другое — в результате «оптимизации» в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Кое-где на четверть, а то и в полтора раза. Впрочем, в других сферах кое-что всё-таки удалось сэкономить. Но те денежные средства, которые были сэкономлены и направлены на повышение зарплат работников социальной сферы, составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников. Громкие обещания обеспечить им достойную оплату труда не выполняются.

Объявленный годом культуры 2014 г. стал годом закрытия культуры. Эту тенденцию отмечает и Счётная палата. В течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080 — на 7,3%. За 2015 г. планируется сократить ещё более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. Таким образом, два года «оптимизации» приведут к сокращению учреждений культуры на 9,4%. И это при том, что из расчёта социальных нормативов в стране должно быть более 26 тыс. библиотек, а по итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс. Разумеется, сокращают не только учреждения, но и работников культуры. За прошедший год сократили 81,5 тыс. человек — 12,2%.

Те же разрушительные последствия несёт «оптимизация» и организациям социального обслуживания населения. Уже ликвидировано либо реорганизовано 143 организации, до 2018 г. та же судьба предстоит ещё 260. 36 тыс. социальных работников уволено — 6,5% общей численности. И это при том, что к началу реформ очередь ожидающих место в стационарное учреждение социального обслуживания насчитывала 16 тыс. человек. Из них 6,6 тыс. человек стояли в очереди более года. Но вместо того, чтобы решить эту проблему, увеличив число мест в стационарных учреждениях на 8–10%, власти эти места сокращают вместе с работниками. Зато оставшимся работникам придётся нести куда более тяжёлую ношу — ожидается, что за период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастёт на треть.

Хорошо ли будут ухаживать за беспомощными людьми перегруженные соцработники? Это никого не волнует — «дорожная карта» Минтруда предполагает увеличение объёма платных услуг в этой сфере. Опять же, кому страдания, а кому выгодный бизнес.

Какой же вывод делает Счётная палата на основании собранных данных? «Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворённости граждан».

Читать полностью: http://www.rotfront.su/%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83/

Комментариев нет:

Отправить комментарий