Владислав Жуковский
В настоящий момент экспертное сообщество и СМИ с констатирования кризисной ситуации на Кипре и оценки возможных потерь россиян от введения конфискационного по своей сути налога на банковские счета перешли к оценке влияния «финансового большевизма» Брюсселя на российскую экономику
Стоит сказать, что в настоящий момент оценить влияние навязанного Кипру со стороны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппой конфискационного сбора на банковские депозиты на Кипре на экономическую ситуацию в России крайне затруднительно. По-прежнему не понятно, в какой форме и в какой степени будут реализованы условия «тройки кредиторов». И будут ли они реализованы в принципе.
Буквально на днях, 2 апреля, представители администрации президента островного оффшора Никоса Анастасиадиса заявили, что Кипру удалось добиться поблажек от Вашингтона и Брюсселя – ему разрешили растянуть по времени процесс исполнения всех условий кредитного соглашения с «тройкой кредиторов» вплоть до 2018г. Точно также пока не до конца понятны реальные масштабы «банковской конфискации» - размер сбора варьируется от 40% до 80% в зависимости от условий реструктуризации банковских вкладов в акции банков. Далеко не факт, что под напором социальных протестов и угрозы уличных бунтов руководству Кипра удастся смягчить требования кредиторов и обойтись «малой кровью».
Тем временем руководству Кипра разрешили защитить интересы финансовых спекулянтов и кредиторов – международные кредиторы разрешили не вводить налог на дивиденды и прочие доходы от финансовых операций. Это лишний раз демонстрирует, чьи интересы на самом деле отстаивают представители финансовой олигархии. Как и в случае с Россией в разгар дефолта 1998г., азиатским кризисом 1997г., или дефолтом Аргентины в начале 2000-х годов, МВФ ставит под удар рядовых вкладчиков банков, защищая коммерческие интересы иностранных инвесторов и кредиторов. Это главный принцип действия МВФ, Всемирного Банка и прочих проводников идеологии «Вашингтонского консенсуса» - «приватизировать прибыли и национализировать убытки», максимально защитив интересы финансового интернационала и взвалив бремя убытков и неподдающихся оплате долгов на плечи населения.
При этом «тройка кредиторов» тактично забывает упомянуть, что именно при полном попустительстве со стороны ЕЦБ, который призван исполнять функции не только основного эмиссионного центра, кредитора последней инстанции и инструмента рефинансирования банковской системы, но также банковского регулирования и контроля за финансовыми рынками, в финансовой системе Кипра образовался пузырь. Размер активов банковской системы в 7 раз превысил объём ВВП – 127 млрд. евро против 18,5 млрд. евро. Точно также как замалчивается роль МВФ и прочих международных финансовых организаций, продвигающих принципы финансовой глобализации в интересах транснационального капитала, которые в течение всех последних 20 лет гипертрофированного роста финансовой системы на Кипре ни слова не говорили о порождаемых этим процессом системных рисках для экономики.
Отдельного внимания заслуживают действия международных кредиторов Кипра, которые в погоне за свехприбылями закрывали глаза на крайне рискованные операции кипрских банков и финансировали пирамидальные операции с ценными бумагами. Как это и положено по законам жанра, за всю эту финансовую вакханалию вынуждены будут платить граждане самого Кипра и тех стран, которые держали средства на депозитах в кипрских банках и вообще не были причастны к спекуляциям.
БАНКРОТСТВО КИПРА – У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
Однако вернёмся к рассмотрению вопроса потенциальных рисков и убытков для российской экономики от проявления «финансового большевизма» на Кипре со стороны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппы. По большому счёту, ни к каким серьезным последствиям для российской экономики «национализация» убытков на Кипре и удар по российской «оффшорной аристократии» привести не должны. Да, безусловно, российские олигархи, коррупционеры, криминальные структуры и прочие «эффективные менеджеры» эпохи «катастройки» попали под удар европейских элит, которые решили свалить проблемы с больной головы на здоровую и разрешить финансовые проблемы европейской периферии за счёт кармана россиян.
Однако единственное, к чему может привести «экспроприация экспроприированного», так это к утрате Кипром статуса «прачечной» и «предбанника» российской экономики, куда российскими физическими и юридическими лицами ежегодно вывозились десятки миллиардов долларов. А затем, пройдя процедуру «отмывания», легализации и смены прописки, эти же российские капиталы возвращались обратно в российскую экономику под видом иностранных инвестиций, получая разного рода налоговые льготы и преференции.
Экспроприация капитала российских вкладчиков на Кипре рискует спровоцировать масштабный исход российских миллиардеров, сделавших состояния на ваучерной приватизации, кредитно-залоговых аукционах, пирамиде ГКО-ОФЗ и «эффективном осваивании» бюджетных ресурсов, в более стабильные и надёжные оффшорные гавани. На ситуацию в российской экономике потери от 40 до 80% по банковским вкладам российских олигархов и чиновников практически никак не повлияют - они продолжат трудиться на благо своих банковских вкладов и оффшорных счетов с двойным энтузиазмом. Как и прежде «эффективные собственники» будут распродавать нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, лес и т.д.
Тем не менее, в последнее время в СМИ стали появляться разного рода апокалипсические статьи крайне сомнительного содержания – в них предрекалается едва ли не социально-экономическая катастрофа в связи с той «национализацией убытков», которую затеяли МВФ, ЕЦБ и Еврогруппа на Кипре.
Наиболее распространённой является версия о том, что конфискация от 40 до 80% банковских вкладов россиян на Кипре может спровоцировать обвальное падение потребительской активности граждан России внутри страны и тем самым придаст импульс и без того стремительно затухающей российской экономике. По мнению этих экспертов, в России сформировался некий класс собственников и рантье, которые могут позволить себе жить на доходы от капитала: дивиденды, проценты, ренту и т.д.
Однако это больше похоже на попытку части экспертного сообщества выдать желаемое за действительное и раздуть из мухи слона. Хотя бы по той простой причине, что размер ставок по банковским депозитам на Кипре никогда не отличался какими-то выдающимися значениями – он был вполне сопоставим с общеевропейским уровнем и даже уступал ставкам по банковским вкладам в постсоветских странах Восточной Европы.
Если говорить по существу, то стоить сказать, что совокупный объём активов банковской системы Кипра составляет 128,1 млрд. долл., размер банковских депозитов не превышает 71 млрд. евро, из которых на долю россиян приходится менее 18-20 млрд. евро. Даже если предположить, что реальный размер депозитов россиян превышает 25 млрд. евро, а их суммарные потери от конфискационного сбора составят 80%, то даже в этом случае речь может идти о 20 млрд. долл. евро чистых потерь.
Да, это ощутимо, а по меркам рядового гражданина и вовсе выглядит астрономической суммой денег, на которую можно купить чуть ли не всё побережье на Лазурном Берегу. Однако по меркам российской экономики указанные 20 млрд. евро являются чем-то близким к статистической ошибке. 20 млрд. евро возможных потерь, или 800 млрд. рублей по текущему обменному курсу, эквивалентно 1,2% ВВП, 13,7% средств «нефтегазовой кубышки» (Резервный фонд и ФНБ) или 6,5% российского федерального бюджета в 2012г.
Да, потери заметные, существенные и неприятные, но назвать их критическими не получается точно. Только по самым скромным оценкам главы правительства Дмитрия Медведева ежегодно Россия теряет 1 трлн. рублей на нецелевом использовании бюджетных средств, а по оценкам Национального антикоррупционного комитета речь идёт как минимум о 5-7 трлн. рублей. Так что потери более чем условные.
При этом важно отдавать себе отчёт в том, что речь идёт не просто о каких-то абстрактных депозитных счетах россиян в каких-то абстрактных банках. Речь идёт о денежных средствах, размещённых на депозитах за пределами России, на Кипре, которые обслуживают экономический оборот совсем другой страны. Другими словами, указанные 25 млрд. евро (верхняя планка депозитов россиян в кипрских банках) находятся за пределами российской финансовой системы и экономики в целом.
Таким образом, если даже предположить, что российские чиновники, предприниматели и олигархи «ельцинского разлива» действительно вплоть до недавнего времени жили за счёт тех процентов, которые получали по депозитам в кипрских банках, то при средней ставке в 5-7% годовых речь может идти о 1,75 млрд. долл., которые направлялись ими на потребление. С учётом конфискации 80% от суммы вклада размером более 100 тыс. евро потери для российской экономики составят менее 1,5 млрд. долл. Для сравнения, в одном только 2012г., по оценкам главы Банка России, только незаконным образом было вывезено свыше 48,5 млрд. долл. Такую брешь в российской финансовой системе Россия каким-то образом пережила. А от «укуса комара» почему-то свалится в кому.
Тем более указанные 1,5 млрд. евро возможных потерь являются фикцией на фоне тех средств, которые были законным и незаконным образом вывезены российскими резидентами за рубеж за годы «рыночных преобразований». Только по официальным данным платёжного баланса Банка России, за период 2000-2012гг. из России с нарушением действующего налогового, валютного, таможенного и прочего законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд. долл. Также совершенно не понятно о каком ударе по потребительской активности может идти речь в условиях, когда размер розничного товарооборота в России в 2012г. составил 21,319 трлн. рублей.
Однако даже эти 1,5 млрд. евро могут стать выпадающим доходом для российской экономики только в том случае, если мы сделаем крайне грубое и далёкое от действительности предположение, что, во-первых, все эти полученные проценты по вкладам направлялись российскими резидентами не на реинвестирование доходов (т.е. не клались обратно на вклад), а снимались со счетов и направлялись на текущее потребление.
А во-вторых, и это ещё важней, о каких-либо потерях для российской экономики после заморозки средств на Кипре может идти речь только в том случае, если сделать крайне оторванное от действительности предположение о том, что указанные 1,5 млрд. евро выпадающих процентных доходов, которые получали российские вкладчики в кипрских банках, все прошлые годы переводились в Россию и направлялись на потребление внутри страны.
Причём направлялись не просто на потребление внутри страны, но и на потребление продукции и услуг отечественного производства. В противном случае, если речь идёт о потреблении импортных товаров, по сути дела имеет место сокращении чистого экспорта и чистый вычет из ВВП и национального дохода.
Однако, совершенно очевидно, что представители отечественной «оффшорной аристократии», которые с редким энтузиазмом на протяжении последних двух десятилетий «либерального погрома» и построения «суверенной демократии» вывозили десятки и сотни миллиардов долларов в оффшорные юрисдикции, не для того вывозили свои активы, чтобы потом направлять их на потребление внутри страны.
Те средства, которые были размещены россиянами в кипрских банках (как и в банках прочих налоговых гаваней и финансовых бутиков Европы) и которые попали под удар брюссельской бюрократии, использовались ими для демонстративного потребления на чужбине: приобретения недвижимого имущества, яхт, автомобилей, футбольных клубов, оплаты поездок, обучения детей в элитных школах Старого Света и США. Эти деньги работали в интересах экономики Европы и США, но никак не в интересах России, создавая рабочие места и стимулируя научно-технический прогресс и модернизацию в тех странах, которые являются основными стратегическими конкурентами России на мировой арене.
Сформировавшаяся за годы дикого капитализма компрадорско-олигархическая аристократия продолжает рассматривать Россию как трофейное пространство, куда её представители приезжают вахтовым методом из Лондона, Монте-Карло, Антиб, Сен-Тропе и прочих фешенебельных пригородов «рублёво-куршевельского» федерального округа для обогащения и оплаты счетов в фешенебельных странах. Это в чистом виде процесс эксплуатации на износ невосполнимого минерального сырья, производственных мощностей и трудовых ресурсов.
При этом следует иметь в виду, что свои средства на Кипре хранили отнюдь не 75% россиян с доходами ниже среднего показателя по России (25 тыс. рублей), а в лучшем случае представители 5% наиболее состоятельной части общества. Речь идёт об олигархах, чиновниках, представителх криминальных кругов и «теневой» экономики, а также весьма узкой прослойке законопослушных предпринимателей, которые устали «сидеть на чемоданах» в своей собственной стране.
Даже если какая-то часть доходов с банковских депозитов просачивалась в Россию, то даже она шла главным образом на потребление импортных товаров: доморощенные «прихватизаторы» и «эффективные менеджеры» не будут приобретать продукцию отечественного автопрома, приборостроения, а также текстильной и кожевенной промышленности. Даже те средства, которые поступали в Россию с кипрских счетов, направлялись их состоятельными владельцами на приобретение импортных товаров – элитной недвижимости, антикварных изделий, эксклюзивных автомобилей, драгоценностей и прочих товаров роскоши. Другими словами, в рамках внешнеторговых операций эти средства утекали обратно за рубеж, финансируя экономический рост и создание рабочих мест за рубежом.
В этом плане потенциальные убытки может понести не столько Россия, сколько как раз те самые страны Евросоюза, которые инициировали «показательную порку» Кипра. Напомним, что ситуация на Кипре стала нонсенсом: по какой-то неведомой причине за халатность ЕЦБ (который долгие годы закрывал глаза на надувание пузыря в финансовой системе), недальновидность кредиторов (которые давали займы кипрским банкам в погоне за лёгкой наживой) и расхлябанность чиновников (которые стимулировали оффшоризацию экономики Кипра и раздувание финансового сектора) назначены отвечать были рядовые вкладчики кипрских банков.
При этом важно иметь в виду, что решение пойти на столь вопиющее нарушение принципов защиты частной собственности и неприкосновенности банковских вкладов, которыми так хвалятся на «цивилизованном Западе», обусловлено отнюдь не финансовыми соображения. Цена вопроса составляла всего лишь 5,8 млрд. евро – 10 млрд. евро «тройка кредиторов» была готова предоставить в обмен на заморозку и списание части банковских депозитов. Напомним, что только за последние 1,5 года в двух раундах включения «печатного станка» ЕЦБ эмитировал свыше 1,1 трлн. евро сроком на 3 года под рекордно низкую (отрицательную в реальном выражении) процентную ставку для 700-750 европейских банков в рамках операций долгосрочного рефинансирования (LTRO) и выкупа «плохих» долгов.
Для того, чтобы спасти Грецию (хоть там и допустили списание части задолженности кредиторов), Испанию, Италию, Португалию и Ирландию европейские элиты нашли деньги и не стали ставить под удар европейских вкладчиков. А когда речь зашла о православном Кипре, превратившемся в «прачечную» для российской экономики и внутренний оффшор для российских «прихватизаторов», найти 5,8 млрд. евро, конечно же, не получилось. И под удар поставили рядовых вкладчиков. Пускай и с российскими паспортами и в большинстве случаев с крайне непрозрачным по своему источнику происхождению капиталом.
И сделали в Брюсселе это не случайно – российские физические и юридические лица не будут обращаться в европейские суды и требовать пересмотра решений своего правительства, которые были навязаны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппой. Большинство пострадавших россиян ни за что на свете не смогут доказать в суде, что они «не верблюды» - они не смогут обосновать законный характер происхождения своих состояний и легитимность активов. Своими действиями Брюссель поставил крест на идее европейской «демократии» и «равенства» - победил принцип «что положено Юпитеру, не положено быку». В европейском зоопарке все звери были формально равны, но некоторые оказались «равнее».
ФОБИЯ ОБРУШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Стоит упомянуть ещё одну фобию, которую некоторые эксперты и СМИ активно насаживают в общественном сознании - возможный обвал инвестиционной активности и спад капитальных вложений в российскую экономику. Насколько можно судить, опять-таки речь идёт о попытке выдать желаемое за действительное – размер капитальных вложений в российскую экономику по итогам 2012г. составил 12,568 трлн. рублей. На фоне 800 млрд. рублей, замороженных в европейской банковской системе, и 60 млрд. рублей в виде упущенных процентных доходов это выглядит недосягаемой высотой.
Даже если бы мы абстрагировались от того факт, что указанные средства хранятся за пределами России и не имеют к стране своего происхождения практически никакого значения, то даже в этом случае размер списаний не превысил бы 6,5% капитальных вложений, а упущенная выгода в виде неполученных процентов составила менее 0,48%. Ещё скромней «риски» от замораживания и списания части финансовых активов российской «оффшорной аристократии» на Кипре для российской экономики выглядят на фоне инвестиций в нефинансовые активы, масштабы которых в 5 раз превышают инвестиции в основной капитал и достигают 67,724 трлн. рублей.
Однако имеет смысл ещё раз подчеркнуть один принципиально важный тезис – российские компании, банки, чиновники, криминальные структуры и просто удачно встроившиеся в «экономику трубы» граждане России выводили свой капитал в оффшорные юрисдикции и размещали в банковские депозиты не для того, чтобы потом вернуть их обратно в Россию в виде капитальных вложений. Да, действительно, Кипр является крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику – по состоянию на конец 2012г. на долю Кипра пришлось свыше 21,2% совокупных накопленных иностранных инвестиций – 76,739 из 363,366 млрд. долл. Однако на долю всё того же Кипра приходится всего лишь 29,553 млрд. долл. (25,1%) суммарных накопленных инвестиций россиян за рубежом.
Другими словами, размер официально вывезенных в кипрский оффшор финансовых ресурсов россиян в 2,6 раз ниже того объёма средств, который поступает с островной республики. Другими словами, те инвестиции, который поступают в отечественную экономику из Кипра, вывозятся туда не только и не столько официальными путями, сколько в результате сложных, запутанных и зачастую незаконных внешнеэкономических операций. Более того, очень важно отметить тот факт, что в структуре совокупного притока иностранных инвестиций, которым так гордятся российские чиновники, по итогам 2012г. свыше 92% пришлось на иностранные кредиты и займы.
Да, с Кипром ситуация заметно лучше – из 76,7 млрд. долл. накопленных инвестиций в России 52,7 млрд. (или 68,7%) приходится на так называемые прямые иностранные инвестиции. Если очистить эту цифру от внутрифирменных кредитов и займов, предоставленных материнскими компаниями российским «дочкам», то реально на долю вложений в акции, паи и прочие доли в уставном капитале придётся менее 35-40% суммарных вложений.
Однако, как уже отмечалось ранее, эти вложения финансируются не за счёт тех средств, которые размещены на депозитах в кипрских банках. Крупнейшие отечественные вертикально-интегрированные добывающие компании, металлургические гиганты, нефтехимические компании, производители удобрений и прочие сырьевые корпорации, обеспечивающие от 85% до 92% стоимостного экспорта России, используют Кипр в качестве транзитного пункта по перекачиванию прибылей и уклонения от уплаты налогов.
Они не хранят там свои финансовые ресурсы – они используют Кипр в качестве «прокладки», расчётно-кассового центра по легитимизации своих доходов и прибылей с целью дальнейшего переправления в фешенебельные страны. Этих господ заморозка банковских вкладов, насколько можно судить, вообще никак не заденет – их активы хранятся в совсем других оффшорных гаванях и европейских странах.
В этой связи даже полная потеря и сгорание тех самых 18-20 млрд. евро (максимум – 25 млрд.), которые хранятся на счетах в кипрских банках, не сможет оказать практически никакого влияния на инвестиционную активность. Во-первых, по той простой причине, что размер капитальных вложений в основные фонды в 15,7 раз превышает размер депозитов россиян на Кипре. Если говорить о финансовых вложениях, то тогда пропасть и вовсе достигнет 84,6 раз. Во-вторых, по причине того, что отнюдь не за счёт этих самых депозитов финансируются иностранные инвестиции в российскую экономику со стороны «киприотов» - по сути дела физических и юридических лиц, сменивших вывеску на более благозвучную иностранную. А в-третьих, по той простой причине, что финансовые ресурсы тех, кто действительно занимается инвестициями в российскую экономику, хранятся не на Кипре, а в более цивилизованных «налоговых гаванях» или на счетах в европейских и американских банках.
ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ УСИЛИТСЯ
На что действительно повлияет реализованный Брюсселем и МВФ на Кипре принцип «экспроприации экспроприированного», так это на ситуацию с движением капитала – масштабы бегства капитала, которые и без того варьировались в диапазоне 1,5-2,5 трлн. рублей ежегодно на протяжении последних 4 лет, лишь возрастут. Стоит напомнить, что только за период 2008-2012гг. чистый вывоз капитала из России со стороны российских компаний и банков превысил 361 млрд. долл., что эквивалентно размеру федерального бюджета России в 2012г. и 18% ВВП.
Притом что размер незаконного вывоза капитала превысил 206 млрд. долл. Из которых 164,3 млрд. долл. по статье сомнительных операций в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной выручки, непоступление товаров и услуг по импортным договорам, фиктивные операции с ценными бумагами и т.д.), а оставшиеся 41,6 млрд. пришлись на вывоз откровенно криминальных активов по статье «Чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса.
Насколько можно судить, в наступившем 2013г. ситуация не изменится – все либеральные мантры Банка России, Минфина и МЭРа о том, что «бегство капитала носит конъюнктурный характер», «не имеет под собой фундаментальных оснований» и «в скором времени сменится нетто-притоком капитала», в очередной раз провалились.
Напомним, что ещё в конце 2012г. Банк России и МЭР прогнозировали чистый приток капитала в Россиию частным сектором по итогам 2013г. в размере 10-15 млрд. долл. Когда стало понятно, что по итогам 2012г. нетто-отток капитала превысит прогнозные значения в 4-5 раз (56,8 млрд. долл. против ожидавшихся в правительстве 10-12 млрд.), прогноз на 2013г. был пересмотрен в худшую сторону и от радужных оценок притока капитала пришлось отказаться.
Однако уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что прогнозируемый Минэкономики и Банком России отток капитала в 10-15 млрд. долл. по итогам 2013г. выглядит «маниловщиной». По оценкам самого МЭР, по итогам первых двух месяцев 2013г. чистый вывоз активов россиянами достиг 13-15 млрд. долл. – 8-10 млрд. в январе и порядка 5 млрд. по итогам февраля. Конфискация банковских депозитов россиян на Кипре, на долю которых приходится порядка 25-27% всех банковских вкладов на островном оффшоре, рискует усилить нервозность в среде российской «оффшорной аристократии» и даст стимул к ещё больше вывозу капитала в другие налоговые гавани.
В этом плане более вменяемой выглядит оценка главы МЭР Андрея Белоусова, который как экономист, а не как глава Минэкономики оценил масштабы чистого оттока капитала за рубеж в 2013г. в диапазоне 50-55 млрд. долл. Судя по всему, именно эта оценка окажется ближе к истине – по итогам года из России с высокой долей вероятности будет вывезено порядка 55 млрд. долл. С учётом негативного фактора Кипра нетто-отток капитала может подняться до 65-75 млрд. долл. В любом случае, исход денег россиян с российского «нефтегазового Титаника» продолжится. И Кипр станет лишь дополнительным стимулом для исхода за рубеж.
Чисто теоретически Кипр мог стать стимулом для возврата вывезенных из России за последние 20 лет 1,5-2 трлн. долл. обратно в российскую экономику. Однако сложившаяся олигархическая структура собственности капиталом не позволяет рассчитывать на возврат вывезенного ранее капитала обратно в Россию.
ОТ ОФФОРШНЫХ ФИКЦИЙ К РЕАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ
Складывается такое ощущение, что некоторые нечистые на руку высокопоставленные чиновники и приближенные к ним СМИ постараются сделать из Кипра очередную «мульку» для отвода глаз, на которую постараются списать свои провалы и некомпетентность. Стоит напомнить, что ситуация в российской экономики ухудшается буквально на глазах – затухание экономической активности, продолжавшееся с конца 2010г. до второй половины 2012г., сменилось откровенным спадом в первые месяцы наступившего 2013г.
Несмотря на 40% рост цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011гг., темпы роста российской экономики сжались с 4,5% до 4,3%, а по итогам 2012г., когда среднегодовые цены на «чёрное золото» достигли своего абсолютного исторического максимума в номинальном выражении (110,5 долл. за баррель), прирост экономики едва дотянул до 3,4%. В первые месяцы 2013г. и вовсе наблюдается предкризисная экономическая динамика – годовые темпы роста ВВП замедлились с 1,4% в январе до 0,1% в феврале, в результате чего годовая прибавка по итогам первых двух месяцев текущего года не дотянула и до 0,9%.
Хуже того, с учётом очистки от сезонного и календарного факторов, по сравнению с предыдущим месяцем российская экономика сжалась на 0,3% в январе и на 0,1% по итогам февраля. Столь удручающей макроэкономической динамики, тем более на фоне крайне высоких цен на углеводородное сырьё, в России не наблюдалось аж с конца 2009г. Аналогичные тенденции наблюдаются в реальном секторе экономики – темпы спада промышленного производства ускорились с 0,8% в январе до 2,1% по итогам февраля. В результате чего снижение по итогам первых двух месяцев текущего года составило 1,5% в годовом выражении. В обрабатывающей промышленности спад в январе-феврале достиг отметки в 0,4%, в добывающих производствах зафиксировано снижение выпуска товаров на 1,7%, а в системе естественных монополий (производство и реализация газа, электроэнергии и воды) и вовсе зафиксирован обвал на 4,1% (10% в одном только феврале).
Весьма показательно, что объём грузооборота не только не вырос в первые месяцы 2013г., но даже сжался на 1,6% в январе и на 2,6% по итогам февраля текущего года. Всего по итогам первых двух месяцев зафиксирован спад грузооборота на коммерческом транспорте на 2,1%, что оказалось удручающим результатом на фоне роста на 5% годом ранее и на 6,2% в январе-феврале 2011г. Одновременно с этим объём выполненных строительных работ увеличился на 0,8% по итогам первых двух месяцев 2013г. после роста на 6,5% в январе-феврале 2012г. Не лучше обстоят дела в лесозаготовках – объём выполненных работ сократился на 0,4% в январе-феврале текущего года после спада на 2,6% годом ранее.
Более того, несмотря на все заверения руководства Банка России, Минфина и МЭР, чистый отток капитала из России по итогам 2013г. с очень высокой долей вероятности превысит прогноз в 10-15 млрд. долл. и составит порядка 50-60 млрд. долл. Только по итогам первых двух месяцев 2013г. из России в чистом виде утекло не менее 13-15 млрд. долл. Напомним, что за период 2008-2012гг. совокупный нетто-отток капитала из России со стороны частного сектора превысил отметку в 361 млрд. долл. В связи с ухудшением экономической ситуации в России и ростом нестабильности на Кипре возникает вероятность интенсификации бегства российского капитала за рубеж. Не стоит удивляться, если чистый вывоз капитала компаниями и банками по итогам 2013г. превысит 60 млрд. долл.
Даже в МЭР признают, что по итогам 2013г. прирост ВВП окажется существенно ниже не только тех прогнозных значений, которые заложены в базовый сценарий бюджета на 2013г. (3,6%), но и самого негативного (из политкорректности названного «инерционным») сценария развития экономики России (2,8%). Замминистра экономики Андрей Клепач буквально на днях, в первых числах апреля, был вынужден признать, что даже рост на 2-2,2% не является гарантированным. А это означает, что под удар оказалось поставлено не просто формальное исполнению бюджета на текущий года – на это в правительстве с лёгкостью закроют глаза.
При сохранении нынешних тенденций предвыборные обещания президента Путина и подписанные им указы от 7 мая, за неособенно рьяное неисполнение которых уже получили выговор три министра из правительства Дмитрия Медведева, превратятся в нереализуемую «маниловщину». Напомним, что для финансирования президентских указов по созданию 25 млн. инновационных рабочих мест, повышению уровня заработных плат учителей и врачей, наращиванию нормы накопления капитала с сегодняшних 22% до 28% ВВП к 2018г. и структурно-технологической модернизации российская экономика должна расти как минимум на 4,5% ежегодно.
Этих темпов роста в России не наблюдается с 2010г. А для самого элементарного поддержания социальной и общественно-политической стабильности темпы роста ВВП не должны опускаться ниже 5,5% в год. Этих темпов в России не было уже более 5 лет и без радикального пересмотра подходов к денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеторговой, валютной, промышленной и структурной политике Россия их не увидит в обозримом будущем совершенно точно.
«ДОХЛАЯ КОШКА» ПРЕЗИДЕНТУ
Крайне велика вероятность того, что правительственные чиновники и, прежде всего, руководство Минфина и Банка России, в котором по-прежнему доминируют глубоко псевдонаучные и порочные подходы «рыночного фундаментализма» и «кудриномики», постараются списать свою профессиональную непригодность и некомпетентность на кризисную ситуацию на Кипре.
Точно также, как пару лет назад они списали провал в исполнении президентских планов «по удвоению ВВП» на кризисный спад 2008-2009гг. и «тяжёлое наследие Советской эпохи». Или как те же самые «гайдаровцы» списали скачкообразный рост на продовольствие и зерновые культуры на 25-50% осенью 2010 и 2012гг. на «лесные пожары», «весенние заморозки» и «летнюю засуху». Тогда как реальные причины состояли в халатности чиновников при тушении пожаров, проволочках при распечатывании зерновых резервов, а также произволе перекупщиков, спекулянтов и крупных торговых сетей, которые при наличии 15-17 млн. тонн зерна в резервах искусственно придерживали зерно и продовольствие, раздували нездоровый ажиотаж и создавали искусственный дефицит зерновых.
С высокой долей вероятности российские либералы постараются свалить ответственность с больной головы на здоровую и в этот раз – срыв планов по модернизации, спад в экономическом росте, кризисное состояние промышленности и усиление оттока капитала они постараются объяснить заморозкой банковских вкладов россиян на Кипре. Вместо того, чтобы решать реально значимые проблемы, чиновники постараются выкинуть «ложный флаг». Именно это и будет очередной «ответ Чемберлену» со стороны Банка России и Минфина.
Уже слышны заявления отдельных чиновников в правительстве вернуться к опыту построения внутренних оффшоров и создать свой собственный «налоговый рай», в котором будет действовать англосаксонская система права, на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы решать проблему усиливающейся оффшоризации экономики и ухода предпринимателей «в тень», в правительстве на полном серьёзе рассматривают возможность создания рассадника коррупции, уклонения от уплаты налогов и теневого банкинга прямо внутри страны.
При этом, как и раньше, они забудут упомянуть про реальные причины депрессивного состояния российской экономики: коррупционные поборы; административные барьеры; непозволительно высокие ставки по кредитам малом и среднему бизнеса; плановое повышение тарифов естественных монополий и ЖКХ на 15-20% ежегодно; стремительный рост цен на ГСМ и грузоперевозки; многократно заниженную по сравнению с другими странами поддержку экономики, науки, здравоохранения и ЖКХ со стороны государства; а также продолжающуюся политику по изъятию денег из экономику и т.д. Судя по всему, либеральное правительство Медведева в очередной раз постарается подставить президента и подложит ему «дохлую кошку».
Стоит сказать, что в настоящий момент оценить влияние навязанного Кипру со стороны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппой конфискационного сбора на банковские депозиты на Кипре на экономическую ситуацию в России крайне затруднительно. По-прежнему не понятно, в какой форме и в какой степени будут реализованы условия «тройки кредиторов». И будут ли они реализованы в принципе.
Буквально на днях, 2 апреля, представители администрации президента островного оффшора Никоса Анастасиадиса заявили, что Кипру удалось добиться поблажек от Вашингтона и Брюсселя – ему разрешили растянуть по времени процесс исполнения всех условий кредитного соглашения с «тройкой кредиторов» вплоть до 2018г. Точно также пока не до конца понятны реальные масштабы «банковской конфискации» - размер сбора варьируется от 40% до 80% в зависимости от условий реструктуризации банковских вкладов в акции банков. Далеко не факт, что под напором социальных протестов и угрозы уличных бунтов руководству Кипра удастся смягчить требования кредиторов и обойтись «малой кровью».
Тем временем руководству Кипра разрешили защитить интересы финансовых спекулянтов и кредиторов – международные кредиторы разрешили не вводить налог на дивиденды и прочие доходы от финансовых операций. Это лишний раз демонстрирует, чьи интересы на самом деле отстаивают представители финансовой олигархии. Как и в случае с Россией в разгар дефолта 1998г., азиатским кризисом 1997г., или дефолтом Аргентины в начале 2000-х годов, МВФ ставит под удар рядовых вкладчиков банков, защищая коммерческие интересы иностранных инвесторов и кредиторов. Это главный принцип действия МВФ, Всемирного Банка и прочих проводников идеологии «Вашингтонского консенсуса» - «приватизировать прибыли и национализировать убытки», максимально защитив интересы финансового интернационала и взвалив бремя убытков и неподдающихся оплате долгов на плечи населения.
При этом «тройка кредиторов» тактично забывает упомянуть, что именно при полном попустительстве со стороны ЕЦБ, который призван исполнять функции не только основного эмиссионного центра, кредитора последней инстанции и инструмента рефинансирования банковской системы, но также банковского регулирования и контроля за финансовыми рынками, в финансовой системе Кипра образовался пузырь. Размер активов банковской системы в 7 раз превысил объём ВВП – 127 млрд. евро против 18,5 млрд. евро. Точно также как замалчивается роль МВФ и прочих международных финансовых организаций, продвигающих принципы финансовой глобализации в интересах транснационального капитала, которые в течение всех последних 20 лет гипертрофированного роста финансовой системы на Кипре ни слова не говорили о порождаемых этим процессом системных рисках для экономики.
Отдельного внимания заслуживают действия международных кредиторов Кипра, которые в погоне за свехприбылями закрывали глаза на крайне рискованные операции кипрских банков и финансировали пирамидальные операции с ценными бумагами. Как это и положено по законам жанра, за всю эту финансовую вакханалию вынуждены будут платить граждане самого Кипра и тех стран, которые держали средства на депозитах в кипрских банках и вообще не были причастны к спекуляциям.
БАНКРОТСТВО КИПРА – У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
Однако вернёмся к рассмотрению вопроса потенциальных рисков и убытков для российской экономики от проявления «финансового большевизма» на Кипре со стороны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппы. По большому счёту, ни к каким серьезным последствиям для российской экономики «национализация» убытков на Кипре и удар по российской «оффшорной аристократии» привести не должны. Да, безусловно, российские олигархи, коррупционеры, криминальные структуры и прочие «эффективные менеджеры» эпохи «катастройки» попали под удар европейских элит, которые решили свалить проблемы с больной головы на здоровую и разрешить финансовые проблемы европейской периферии за счёт кармана россиян.
Однако единственное, к чему может привести «экспроприация экспроприированного», так это к утрате Кипром статуса «прачечной» и «предбанника» российской экономики, куда российскими физическими и юридическими лицами ежегодно вывозились десятки миллиардов долларов. А затем, пройдя процедуру «отмывания», легализации и смены прописки, эти же российские капиталы возвращались обратно в российскую экономику под видом иностранных инвестиций, получая разного рода налоговые льготы и преференции.
Экспроприация капитала российских вкладчиков на Кипре рискует спровоцировать масштабный исход российских миллиардеров, сделавших состояния на ваучерной приватизации, кредитно-залоговых аукционах, пирамиде ГКО-ОФЗ и «эффективном осваивании» бюджетных ресурсов, в более стабильные и надёжные оффшорные гавани. На ситуацию в российской экономике потери от 40 до 80% по банковским вкладам российских олигархов и чиновников практически никак не повлияют - они продолжат трудиться на благо своих банковских вкладов и оффшорных счетов с двойным энтузиазмом. Как и прежде «эффективные собственники» будут распродавать нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, лес и т.д.
Тем не менее, в последнее время в СМИ стали появляться разного рода апокалипсические статьи крайне сомнительного содержания – в них предрекалается едва ли не социально-экономическая катастрофа в связи с той «национализацией убытков», которую затеяли МВФ, ЕЦБ и Еврогруппа на Кипре.
Наиболее распространённой является версия о том, что конфискация от 40 до 80% банковских вкладов россиян на Кипре может спровоцировать обвальное падение потребительской активности граждан России внутри страны и тем самым придаст импульс и без того стремительно затухающей российской экономике. По мнению этих экспертов, в России сформировался некий класс собственников и рантье, которые могут позволить себе жить на доходы от капитала: дивиденды, проценты, ренту и т.д.
Однако это больше похоже на попытку части экспертного сообщества выдать желаемое за действительное и раздуть из мухи слона. Хотя бы по той простой причине, что размер ставок по банковским депозитам на Кипре никогда не отличался какими-то выдающимися значениями – он был вполне сопоставим с общеевропейским уровнем и даже уступал ставкам по банковским вкладам в постсоветских странах Восточной Европы.
Если говорить по существу, то стоить сказать, что совокупный объём активов банковской системы Кипра составляет 128,1 млрд. долл., размер банковских депозитов не превышает 71 млрд. евро, из которых на долю россиян приходится менее 18-20 млрд. евро. Даже если предположить, что реальный размер депозитов россиян превышает 25 млрд. евро, а их суммарные потери от конфискационного сбора составят 80%, то даже в этом случае речь может идти о 20 млрд. долл. евро чистых потерь.
Да, это ощутимо, а по меркам рядового гражданина и вовсе выглядит астрономической суммой денег, на которую можно купить чуть ли не всё побережье на Лазурном Берегу. Однако по меркам российской экономики указанные 20 млрд. евро являются чем-то близким к статистической ошибке. 20 млрд. евро возможных потерь, или 800 млрд. рублей по текущему обменному курсу, эквивалентно 1,2% ВВП, 13,7% средств «нефтегазовой кубышки» (Резервный фонд и ФНБ) или 6,5% российского федерального бюджета в 2012г.
Да, потери заметные, существенные и неприятные, но назвать их критическими не получается точно. Только по самым скромным оценкам главы правительства Дмитрия Медведева ежегодно Россия теряет 1 трлн. рублей на нецелевом использовании бюджетных средств, а по оценкам Национального антикоррупционного комитета речь идёт как минимум о 5-7 трлн. рублей. Так что потери более чем условные.
При этом важно отдавать себе отчёт в том, что речь идёт не просто о каких-то абстрактных депозитных счетах россиян в каких-то абстрактных банках. Речь идёт о денежных средствах, размещённых на депозитах за пределами России, на Кипре, которые обслуживают экономический оборот совсем другой страны. Другими словами, указанные 25 млрд. евро (верхняя планка депозитов россиян в кипрских банках) находятся за пределами российской финансовой системы и экономики в целом.
Таким образом, если даже предположить, что российские чиновники, предприниматели и олигархи «ельцинского разлива» действительно вплоть до недавнего времени жили за счёт тех процентов, которые получали по депозитам в кипрских банках, то при средней ставке в 5-7% годовых речь может идти о 1,75 млрд. долл., которые направлялись ими на потребление. С учётом конфискации 80% от суммы вклада размером более 100 тыс. евро потери для российской экономики составят менее 1,5 млрд. долл. Для сравнения, в одном только 2012г., по оценкам главы Банка России, только незаконным образом было вывезено свыше 48,5 млрд. долл. Такую брешь в российской финансовой системе Россия каким-то образом пережила. А от «укуса комара» почему-то свалится в кому.
Тем более указанные 1,5 млрд. евро возможных потерь являются фикцией на фоне тех средств, которые были законным и незаконным образом вывезены российскими резидентами за рубеж за годы «рыночных преобразований». Только по официальным данным платёжного баланса Банка России, за период 2000-2012гг. из России с нарушением действующего налогового, валютного, таможенного и прочего законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд. долл. Также совершенно не понятно о каком ударе по потребительской активности может идти речь в условиях, когда размер розничного товарооборота в России в 2012г. составил 21,319 трлн. рублей.
Однако даже эти 1,5 млрд. евро могут стать выпадающим доходом для российской экономики только в том случае, если мы сделаем крайне грубое и далёкое от действительности предположение, что, во-первых, все эти полученные проценты по вкладам направлялись российскими резидентами не на реинвестирование доходов (т.е. не клались обратно на вклад), а снимались со счетов и направлялись на текущее потребление.
А во-вторых, и это ещё важней, о каких-либо потерях для российской экономики после заморозки средств на Кипре может идти речь только в том случае, если сделать крайне оторванное от действительности предположение о том, что указанные 1,5 млрд. евро выпадающих процентных доходов, которые получали российские вкладчики в кипрских банках, все прошлые годы переводились в Россию и направлялись на потребление внутри страны.
Причём направлялись не просто на потребление внутри страны, но и на потребление продукции и услуг отечественного производства. В противном случае, если речь идёт о потреблении импортных товаров, по сути дела имеет место сокращении чистого экспорта и чистый вычет из ВВП и национального дохода.
Однако, совершенно очевидно, что представители отечественной «оффшорной аристократии», которые с редким энтузиазмом на протяжении последних двух десятилетий «либерального погрома» и построения «суверенной демократии» вывозили десятки и сотни миллиардов долларов в оффшорные юрисдикции, не для того вывозили свои активы, чтобы потом направлять их на потребление внутри страны.
Те средства, которые были размещены россиянами в кипрских банках (как и в банках прочих налоговых гаваней и финансовых бутиков Европы) и которые попали под удар брюссельской бюрократии, использовались ими для демонстративного потребления на чужбине: приобретения недвижимого имущества, яхт, автомобилей, футбольных клубов, оплаты поездок, обучения детей в элитных школах Старого Света и США. Эти деньги работали в интересах экономики Европы и США, но никак не в интересах России, создавая рабочие места и стимулируя научно-технический прогресс и модернизацию в тех странах, которые являются основными стратегическими конкурентами России на мировой арене.
Сформировавшаяся за годы дикого капитализма компрадорско-олигархическая аристократия продолжает рассматривать Россию как трофейное пространство, куда её представители приезжают вахтовым методом из Лондона, Монте-Карло, Антиб, Сен-Тропе и прочих фешенебельных пригородов «рублёво-куршевельского» федерального округа для обогащения и оплаты счетов в фешенебельных странах. Это в чистом виде процесс эксплуатации на износ невосполнимого минерального сырья, производственных мощностей и трудовых ресурсов.
При этом следует иметь в виду, что свои средства на Кипре хранили отнюдь не 75% россиян с доходами ниже среднего показателя по России (25 тыс. рублей), а в лучшем случае представители 5% наиболее состоятельной части общества. Речь идёт об олигархах, чиновниках, представителх криминальных кругов и «теневой» экономики, а также весьма узкой прослойке законопослушных предпринимателей, которые устали «сидеть на чемоданах» в своей собственной стране.
Даже если какая-то часть доходов с банковских депозитов просачивалась в Россию, то даже она шла главным образом на потребление импортных товаров: доморощенные «прихватизаторы» и «эффективные менеджеры» не будут приобретать продукцию отечественного автопрома, приборостроения, а также текстильной и кожевенной промышленности. Даже те средства, которые поступали в Россию с кипрских счетов, направлялись их состоятельными владельцами на приобретение импортных товаров – элитной недвижимости, антикварных изделий, эксклюзивных автомобилей, драгоценностей и прочих товаров роскоши. Другими словами, в рамках внешнеторговых операций эти средства утекали обратно за рубеж, финансируя экономический рост и создание рабочих мест за рубежом.
В этом плане потенциальные убытки может понести не столько Россия, сколько как раз те самые страны Евросоюза, которые инициировали «показательную порку» Кипра. Напомним, что ситуация на Кипре стала нонсенсом: по какой-то неведомой причине за халатность ЕЦБ (который долгие годы закрывал глаза на надувание пузыря в финансовой системе), недальновидность кредиторов (которые давали займы кипрским банкам в погоне за лёгкой наживой) и расхлябанность чиновников (которые стимулировали оффшоризацию экономики Кипра и раздувание финансового сектора) назначены отвечать были рядовые вкладчики кипрских банков.
При этом важно иметь в виду, что решение пойти на столь вопиющее нарушение принципов защиты частной собственности и неприкосновенности банковских вкладов, которыми так хвалятся на «цивилизованном Западе», обусловлено отнюдь не финансовыми соображения. Цена вопроса составляла всего лишь 5,8 млрд. евро – 10 млрд. евро «тройка кредиторов» была готова предоставить в обмен на заморозку и списание части банковских депозитов. Напомним, что только за последние 1,5 года в двух раундах включения «печатного станка» ЕЦБ эмитировал свыше 1,1 трлн. евро сроком на 3 года под рекордно низкую (отрицательную в реальном выражении) процентную ставку для 700-750 европейских банков в рамках операций долгосрочного рефинансирования (LTRO) и выкупа «плохих» долгов.
Для того, чтобы спасти Грецию (хоть там и допустили списание части задолженности кредиторов), Испанию, Италию, Португалию и Ирландию европейские элиты нашли деньги и не стали ставить под удар европейских вкладчиков. А когда речь зашла о православном Кипре, превратившемся в «прачечную» для российской экономики и внутренний оффшор для российских «прихватизаторов», найти 5,8 млрд. евро, конечно же, не получилось. И под удар поставили рядовых вкладчиков. Пускай и с российскими паспортами и в большинстве случаев с крайне непрозрачным по своему источнику происхождению капиталом.
И сделали в Брюсселе это не случайно – российские физические и юридические лица не будут обращаться в европейские суды и требовать пересмотра решений своего правительства, которые были навязаны МВФ, ЕЦБ и Еврогруппой. Большинство пострадавших россиян ни за что на свете не смогут доказать в суде, что они «не верблюды» - они не смогут обосновать законный характер происхождения своих состояний и легитимность активов. Своими действиями Брюссель поставил крест на идее европейской «демократии» и «равенства» - победил принцип «что положено Юпитеру, не положено быку». В европейском зоопарке все звери были формально равны, но некоторые оказались «равнее».
ФОБИЯ ОБРУШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Стоит упомянуть ещё одну фобию, которую некоторые эксперты и СМИ активно насаживают в общественном сознании - возможный обвал инвестиционной активности и спад капитальных вложений в российскую экономику. Насколько можно судить, опять-таки речь идёт о попытке выдать желаемое за действительное – размер капитальных вложений в российскую экономику по итогам 2012г. составил 12,568 трлн. рублей. На фоне 800 млрд. рублей, замороженных в европейской банковской системе, и 60 млрд. рублей в виде упущенных процентных доходов это выглядит недосягаемой высотой.
Даже если бы мы абстрагировались от того факт, что указанные средства хранятся за пределами России и не имеют к стране своего происхождения практически никакого значения, то даже в этом случае размер списаний не превысил бы 6,5% капитальных вложений, а упущенная выгода в виде неполученных процентов составила менее 0,48%. Ещё скромней «риски» от замораживания и списания части финансовых активов российской «оффшорной аристократии» на Кипре для российской экономики выглядят на фоне инвестиций в нефинансовые активы, масштабы которых в 5 раз превышают инвестиции в основной капитал и достигают 67,724 трлн. рублей.
Однако имеет смысл ещё раз подчеркнуть один принципиально важный тезис – российские компании, банки, чиновники, криминальные структуры и просто удачно встроившиеся в «экономику трубы» граждане России выводили свой капитал в оффшорные юрисдикции и размещали в банковские депозиты не для того, чтобы потом вернуть их обратно в Россию в виде капитальных вложений. Да, действительно, Кипр является крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику – по состоянию на конец 2012г. на долю Кипра пришлось свыше 21,2% совокупных накопленных иностранных инвестиций – 76,739 из 363,366 млрд. долл. Однако на долю всё того же Кипра приходится всего лишь 29,553 млрд. долл. (25,1%) суммарных накопленных инвестиций россиян за рубежом.
Другими словами, размер официально вывезенных в кипрский оффшор финансовых ресурсов россиян в 2,6 раз ниже того объёма средств, который поступает с островной республики. Другими словами, те инвестиции, который поступают в отечественную экономику из Кипра, вывозятся туда не только и не столько официальными путями, сколько в результате сложных, запутанных и зачастую незаконных внешнеэкономических операций. Более того, очень важно отметить тот факт, что в структуре совокупного притока иностранных инвестиций, которым так гордятся российские чиновники, по итогам 2012г. свыше 92% пришлось на иностранные кредиты и займы.
Да, с Кипром ситуация заметно лучше – из 76,7 млрд. долл. накопленных инвестиций в России 52,7 млрд. (или 68,7%) приходится на так называемые прямые иностранные инвестиции. Если очистить эту цифру от внутрифирменных кредитов и займов, предоставленных материнскими компаниями российским «дочкам», то реально на долю вложений в акции, паи и прочие доли в уставном капитале придётся менее 35-40% суммарных вложений.
Однако, как уже отмечалось ранее, эти вложения финансируются не за счёт тех средств, которые размещены на депозитах в кипрских банках. Крупнейшие отечественные вертикально-интегрированные добывающие компании, металлургические гиганты, нефтехимические компании, производители удобрений и прочие сырьевые корпорации, обеспечивающие от 85% до 92% стоимостного экспорта России, используют Кипр в качестве транзитного пункта по перекачиванию прибылей и уклонения от уплаты налогов.
Они не хранят там свои финансовые ресурсы – они используют Кипр в качестве «прокладки», расчётно-кассового центра по легитимизации своих доходов и прибылей с целью дальнейшего переправления в фешенебельные страны. Этих господ заморозка банковских вкладов, насколько можно судить, вообще никак не заденет – их активы хранятся в совсем других оффшорных гаванях и европейских странах.
В этой связи даже полная потеря и сгорание тех самых 18-20 млрд. евро (максимум – 25 млрд.), которые хранятся на счетах в кипрских банках, не сможет оказать практически никакого влияния на инвестиционную активность. Во-первых, по той простой причине, что размер капитальных вложений в основные фонды в 15,7 раз превышает размер депозитов россиян на Кипре. Если говорить о финансовых вложениях, то тогда пропасть и вовсе достигнет 84,6 раз. Во-вторых, по причине того, что отнюдь не за счёт этих самых депозитов финансируются иностранные инвестиции в российскую экономику со стороны «киприотов» - по сути дела физических и юридических лиц, сменивших вывеску на более благозвучную иностранную. А в-третьих, по той простой причине, что финансовые ресурсы тех, кто действительно занимается инвестициями в российскую экономику, хранятся не на Кипре, а в более цивилизованных «налоговых гаванях» или на счетах в европейских и американских банках.
ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ УСИЛИТСЯ
На что действительно повлияет реализованный Брюсселем и МВФ на Кипре принцип «экспроприации экспроприированного», так это на ситуацию с движением капитала – масштабы бегства капитала, которые и без того варьировались в диапазоне 1,5-2,5 трлн. рублей ежегодно на протяжении последних 4 лет, лишь возрастут. Стоит напомнить, что только за период 2008-2012гг. чистый вывоз капитала из России со стороны российских компаний и банков превысил 361 млрд. долл., что эквивалентно размеру федерального бюджета России в 2012г. и 18% ВВП.
Притом что размер незаконного вывоза капитала превысил 206 млрд. долл. Из которых 164,3 млрд. долл. по статье сомнительных операций в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной выручки, непоступление товаров и услуг по импортным договорам, фиктивные операции с ценными бумагами и т.д.), а оставшиеся 41,6 млрд. пришлись на вывоз откровенно криминальных активов по статье «Чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса.
Насколько можно судить, в наступившем 2013г. ситуация не изменится – все либеральные мантры Банка России, Минфина и МЭРа о том, что «бегство капитала носит конъюнктурный характер», «не имеет под собой фундаментальных оснований» и «в скором времени сменится нетто-притоком капитала», в очередной раз провалились.
Напомним, что ещё в конце 2012г. Банк России и МЭР прогнозировали чистый приток капитала в Россиию частным сектором по итогам 2013г. в размере 10-15 млрд. долл. Когда стало понятно, что по итогам 2012г. нетто-отток капитала превысит прогнозные значения в 4-5 раз (56,8 млрд. долл. против ожидавшихся в правительстве 10-12 млрд.), прогноз на 2013г. был пересмотрен в худшую сторону и от радужных оценок притока капитала пришлось отказаться.
Однако уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что прогнозируемый Минэкономики и Банком России отток капитала в 10-15 млрд. долл. по итогам 2013г. выглядит «маниловщиной». По оценкам самого МЭР, по итогам первых двух месяцев 2013г. чистый вывоз активов россиянами достиг 13-15 млрд. долл. – 8-10 млрд. в январе и порядка 5 млрд. по итогам февраля. Конфискация банковских депозитов россиян на Кипре, на долю которых приходится порядка 25-27% всех банковских вкладов на островном оффшоре, рискует усилить нервозность в среде российской «оффшорной аристократии» и даст стимул к ещё больше вывозу капитала в другие налоговые гавани.
В этом плане более вменяемой выглядит оценка главы МЭР Андрея Белоусова, который как экономист, а не как глава Минэкономики оценил масштабы чистого оттока капитала за рубеж в 2013г. в диапазоне 50-55 млрд. долл. Судя по всему, именно эта оценка окажется ближе к истине – по итогам года из России с высокой долей вероятности будет вывезено порядка 55 млрд. долл. С учётом негативного фактора Кипра нетто-отток капитала может подняться до 65-75 млрд. долл. В любом случае, исход денег россиян с российского «нефтегазового Титаника» продолжится. И Кипр станет лишь дополнительным стимулом для исхода за рубеж.
Чисто теоретически Кипр мог стать стимулом для возврата вывезенных из России за последние 20 лет 1,5-2 трлн. долл. обратно в российскую экономику. Однако сложившаяся олигархическая структура собственности капиталом не позволяет рассчитывать на возврат вывезенного ранее капитала обратно в Россию.
ОТ ОФФОРШНЫХ ФИКЦИЙ К РЕАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ
Складывается такое ощущение, что некоторые нечистые на руку высокопоставленные чиновники и приближенные к ним СМИ постараются сделать из Кипра очередную «мульку» для отвода глаз, на которую постараются списать свои провалы и некомпетентность. Стоит напомнить, что ситуация в российской экономики ухудшается буквально на глазах – затухание экономической активности, продолжавшееся с конца 2010г. до второй половины 2012г., сменилось откровенным спадом в первые месяцы наступившего 2013г.
Несмотря на 40% рост цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011гг., темпы роста российской экономики сжались с 4,5% до 4,3%, а по итогам 2012г., когда среднегодовые цены на «чёрное золото» достигли своего абсолютного исторического максимума в номинальном выражении (110,5 долл. за баррель), прирост экономики едва дотянул до 3,4%. В первые месяцы 2013г. и вовсе наблюдается предкризисная экономическая динамика – годовые темпы роста ВВП замедлились с 1,4% в январе до 0,1% в феврале, в результате чего годовая прибавка по итогам первых двух месяцев текущего года не дотянула и до 0,9%.
Хуже того, с учётом очистки от сезонного и календарного факторов, по сравнению с предыдущим месяцем российская экономика сжалась на 0,3% в январе и на 0,1% по итогам февраля. Столь удручающей макроэкономической динамики, тем более на фоне крайне высоких цен на углеводородное сырьё, в России не наблюдалось аж с конца 2009г. Аналогичные тенденции наблюдаются в реальном секторе экономики – темпы спада промышленного производства ускорились с 0,8% в январе до 2,1% по итогам февраля. В результате чего снижение по итогам первых двух месяцев текущего года составило 1,5% в годовом выражении. В обрабатывающей промышленности спад в январе-феврале достиг отметки в 0,4%, в добывающих производствах зафиксировано снижение выпуска товаров на 1,7%, а в системе естественных монополий (производство и реализация газа, электроэнергии и воды) и вовсе зафиксирован обвал на 4,1% (10% в одном только феврале).
Весьма показательно, что объём грузооборота не только не вырос в первые месяцы 2013г., но даже сжался на 1,6% в январе и на 2,6% по итогам февраля текущего года. Всего по итогам первых двух месяцев зафиксирован спад грузооборота на коммерческом транспорте на 2,1%, что оказалось удручающим результатом на фоне роста на 5% годом ранее и на 6,2% в январе-феврале 2011г. Одновременно с этим объём выполненных строительных работ увеличился на 0,8% по итогам первых двух месяцев 2013г. после роста на 6,5% в январе-феврале 2012г. Не лучше обстоят дела в лесозаготовках – объём выполненных работ сократился на 0,4% в январе-феврале текущего года после спада на 2,6% годом ранее.
Более того, несмотря на все заверения руководства Банка России, Минфина и МЭР, чистый отток капитала из России по итогам 2013г. с очень высокой долей вероятности превысит прогноз в 10-15 млрд. долл. и составит порядка 50-60 млрд. долл. Только по итогам первых двух месяцев 2013г. из России в чистом виде утекло не менее 13-15 млрд. долл. Напомним, что за период 2008-2012гг. совокупный нетто-отток капитала из России со стороны частного сектора превысил отметку в 361 млрд. долл. В связи с ухудшением экономической ситуации в России и ростом нестабильности на Кипре возникает вероятность интенсификации бегства российского капитала за рубеж. Не стоит удивляться, если чистый вывоз капитала компаниями и банками по итогам 2013г. превысит 60 млрд. долл.
Даже в МЭР признают, что по итогам 2013г. прирост ВВП окажется существенно ниже не только тех прогнозных значений, которые заложены в базовый сценарий бюджета на 2013г. (3,6%), но и самого негативного (из политкорректности названного «инерционным») сценария развития экономики России (2,8%). Замминистра экономики Андрей Клепач буквально на днях, в первых числах апреля, был вынужден признать, что даже рост на 2-2,2% не является гарантированным. А это означает, что под удар оказалось поставлено не просто формальное исполнению бюджета на текущий года – на это в правительстве с лёгкостью закроют глаза.
При сохранении нынешних тенденций предвыборные обещания президента Путина и подписанные им указы от 7 мая, за неособенно рьяное неисполнение которых уже получили выговор три министра из правительства Дмитрия Медведева, превратятся в нереализуемую «маниловщину». Напомним, что для финансирования президентских указов по созданию 25 млн. инновационных рабочих мест, повышению уровня заработных плат учителей и врачей, наращиванию нормы накопления капитала с сегодняшних 22% до 28% ВВП к 2018г. и структурно-технологической модернизации российская экономика должна расти как минимум на 4,5% ежегодно.
Этих темпов роста в России не наблюдается с 2010г. А для самого элементарного поддержания социальной и общественно-политической стабильности темпы роста ВВП не должны опускаться ниже 5,5% в год. Этих темпов в России не было уже более 5 лет и без радикального пересмотра подходов к денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеторговой, валютной, промышленной и структурной политике Россия их не увидит в обозримом будущем совершенно точно.
«ДОХЛАЯ КОШКА» ПРЕЗИДЕНТУ
Крайне велика вероятность того, что правительственные чиновники и, прежде всего, руководство Минфина и Банка России, в котором по-прежнему доминируют глубоко псевдонаучные и порочные подходы «рыночного фундаментализма» и «кудриномики», постараются списать свою профессиональную непригодность и некомпетентность на кризисную ситуацию на Кипре.
Точно также, как пару лет назад они списали провал в исполнении президентских планов «по удвоению ВВП» на кризисный спад 2008-2009гг. и «тяжёлое наследие Советской эпохи». Или как те же самые «гайдаровцы» списали скачкообразный рост на продовольствие и зерновые культуры на 25-50% осенью 2010 и 2012гг. на «лесные пожары», «весенние заморозки» и «летнюю засуху». Тогда как реальные причины состояли в халатности чиновников при тушении пожаров, проволочках при распечатывании зерновых резервов, а также произволе перекупщиков, спекулянтов и крупных торговых сетей, которые при наличии 15-17 млн. тонн зерна в резервах искусственно придерживали зерно и продовольствие, раздували нездоровый ажиотаж и создавали искусственный дефицит зерновых.
С высокой долей вероятности российские либералы постараются свалить ответственность с больной головы на здоровую и в этот раз – срыв планов по модернизации, спад в экономическом росте, кризисное состояние промышленности и усиление оттока капитала они постараются объяснить заморозкой банковских вкладов россиян на Кипре. Вместо того, чтобы решать реально значимые проблемы, чиновники постараются выкинуть «ложный флаг». Именно это и будет очередной «ответ Чемберлену» со стороны Банка России и Минфина.
Уже слышны заявления отдельных чиновников в правительстве вернуться к опыту построения внутренних оффшоров и создать свой собственный «налоговый рай», в котором будет действовать англосаксонская система права, на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы решать проблему усиливающейся оффшоризации экономики и ухода предпринимателей «в тень», в правительстве на полном серьёзе рассматривают возможность создания рассадника коррупции, уклонения от уплаты налогов и теневого банкинга прямо внутри страны.
При этом, как и раньше, они забудут упомянуть про реальные причины депрессивного состояния российской экономики: коррупционные поборы; административные барьеры; непозволительно высокие ставки по кредитам малом и среднему бизнеса; плановое повышение тарифов естественных монополий и ЖКХ на 15-20% ежегодно; стремительный рост цен на ГСМ и грузоперевозки; многократно заниженную по сравнению с другими странами поддержку экономики, науки, здравоохранения и ЖКХ со стороны государства; а также продолжающуюся политику по изъятию денег из экономику и т.д. Судя по всему, либеральное правительство Медведева в очередной раз постарается подставить президента и подложит ему «дохлую кошку».
Комментариев нет:
Отправить комментарий