beloedelo.ru
Советские идеологи обвиняли белых в том, что они не несут в себе позитивной идеологии и направлены на реставрацию старых порядков.
Один из самых мерзких мифов, которые окружают Белое Дело, связан с идеологией этого движения. Начиная с гражданской войны, советские идеологи и их идейные последователи темными красками мазали подвиг белых воинов. Самый популярный миф заключался в том, что Белое Дело — это движение, которое не несет в себе позитивной идеологии и направленно на реставрацию старых порядков.
Конечно, стоит отметить, что идеология Белого Движения в годы гражданской войны была довольно расплывчатой, но это их и отличало от большевиков, которые не стеснялись обещать золотые горы рабочему и крестьянину. Хотя позиция по аграрному вопросу не раз сыграла с белыми злую шутку. Постоянно меняющаяся ситуация на фронтах также диктовала свои условия.
Если в основе идей Деникина и Колчака лежали принципы Единой и Неделимой России, то 1920 году после провала «Московской Директивы» новому главнокомандующему генералу Врангелю пришлось серьезно пересмотреть взгляды Белого Движения. Пересмотр привел к тому, что Врангель стал сторонником федерализации. На это были свои объективные причины: сложные отношения с казачеством, успехи Красной Армии, а также желание создать более привлекательную модель для построения будущей России[1].
Начнем с перового и самого популярного обвинения в адрес Белого Движения — обвинения в попытке реставрировать старые порядки. Однако не совсем понятно, что за старые порядки собирались реставрировать белые генералы. Монархию? Но Белое Движение не выдвигало монархических лозунгов. Реставрация помещичьего строя в его старых формах? Белые всегда подчеркивали, что они старались решить земельный вопрос мирными и компромиссными путями. Рабочий вопрос также предлагалось решить при помощи демократических мер.
Верховный правитель России А. В. Колчак, не раз подчеркивал в своих выступлениях, что он не пойдет «ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности» и главной своей целью ставит «создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает». Колчака можно понять. Ведь одной из его целей было не только ликвидация большевиков, но и недопущение воцарения анархии и керенщины, которая сыграла роковую роль в истории России.
Но дадим слово одному из главных идеологов РОВС И. Ильину: Белые никогда не защищали и не будут защищать ни сословного, ни классового, ни партийного дела: их дело — дело России — родины, дело русского государства. И самая белизна личной воли определяется именно этой способностью — жить интересами целого, бороться не за личный прибыток, а за публичное спасение, потопить и сословное и классовое, и партийное дело — в патриотическом и государственном. И понятно, что те, кто не приспособлен к этому, — не выдерживают и обсыпаются налево и направо[2].
Если внимательно ознакомиться с программными документами того же А.И. Деникина, то можно обнаружить довольно интересные тезисы. Вот пару тезисов из его «Декларации по рабочему вопросу»:
1. Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и, вместе с тем, обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов.
2. Установление государственного контроля за производством в интересах народного хозяйства.
3. Повышение всеми средствами производительности труда.
4. Установление 8-часового рабочего дня в фабрично-заводских предприятиях.
5. Примирение интересов работодателя и рабочего и беспристрастное решение возникающих между ними споров (примирительные камеры, промысловые суды).
6. Дальнейшее развитие страхования рабочих.
7. Организованное представительство рабочих в связи с нормальным развитием профессиональных обществ и союзов.
8. Надежная охрана здоровья трудящихся, охрана женского и детского труда, устройство санитарного надзора на фабриках и заводах и в мастерских, улучшение жилищных и иных условий жизни рабочего класса.
9. Всемерное содействие восстановлению предприятий и созданию новых в целях прекращения безработицы, а также принятие других мер для достижения той же цели (посреднические конторы по найму и пр.)[3].
Из-за поражения Белого Движения все эти тезисы не удалось воплотить в жизнь. Но зато можно увидеть определенные тенденции. Политика А. И. Деникина, не смотря на ее все недостатки, была направлена на примирение классов. Кстати, эти программные тезисы полностью убивают утверждения о том, что правительство Деникина стремилось превратить рабочего в «безропотную скотину». Более того сам А. И. Деникин был убежденным противником классовых привилегий.
Классовой ненависти к рабочему классу белые не испытывали. Геноцид по классовому признаку это чисто советское изобретение. И стремление помирить рабочего и работодателя, это несомненный плюс в копилку Белой Идеи. Нельзя не отметить, что стремление Деникина к улучшению социального быта рабочего, жизненных условий как-то не стыкуется с советскими байками о «страшной жизни рабочего в белогвардейском тылу»
Однако Деникин не был одинок в своих намерениях. Еще до его тезисов на свет появился документ, который условно назывался «конституция генерала Корнилова». О рабочем вопросе было сказано следующее:
За рабочими сохраняются все политико-экономические завоевания революции в области нормировки труда, свободы рабочих союзов, собраний и стачек, за исключением насильственной социализации предприятий и рабочего контроля, ведущего к гибели отечественной промышленности[4].
На первый взгляд это может показаться удивительным, что «злобные беляки» пытались найти общий язык с рабочим классом. Однако, в этом мало что удивительного. Основной социальный состав Белых Армий это не «дворяне, буржуи и попы», а как раз таки рабочие, крестьяне, мещане и т.д. Да и вожди Белой Армии, в большинстве своем, выходцы из простого народа. Таким образом, можно констатировать, что примирение между классами - один из столпов Белой Идеи.
Достаточно показательным выглядят тезисы о народном образовании, свободной хозяйственной деятельности, а также о частной собственности. Как известно большевики, придя к власти, стали национализировать не только крупную промышленность и банки, но и средние и мелкие предприятия, вроде газет, магазинов, аптек и т.д. Все это конечно делалось ради блага Революции. Стоит ли удивляться, что после 70 лет промывания мозгов уважения к частной собственности у нас не появилось, а после псевдолиберальных реформ так и вообще ухудшилось?
Стремление создать в России народное образование и ликвидировать отсталость в этом направлении не может не вызвать одобрения. Как известно в последние годы существования Российской Империи было немало сделано для народного образования, но, тем не менее, разрыв с западными странами был еще достаточно высок. Поэтому неудивительно, что в «конституции генерала Корнилова», которая впоследствии оказала определенное влияние на декларации Деникина и Врангеля, о народном образовании говорится следующее: В России вводится всеобщее обязательное начальное образование с широкой местной автономией школы[5].
Внимание народному образованию оказывал и Верховный Правитель России — адмирал А. В. Колчак. Правительство адмирала заботилось о создании учебных заведений, а также создавала проекты реформы среднего образования. При этом авторы реформы такую школу, которая бы объединяла в себе здоровый национализм и демократизм. При этом сама школа должна была быть автономной и включать в себя здоровые элементы, позаимствованные с западных стран. Таким образом, можно сделать вывод, что коренная модернизация России и приведение ее к мировым стандартам - это тоже неотъемлемая часть Белой Идеи.
Третьей частью Белой Идеи нужно назвать стремление возродить государство Российское и территориальную целостность страны. Хорошо известен тот факт, что большевики собирались создать мировую республику Советов и историческая Россия их мало интересовала. Достаточно вспомнить строчку из интернационала, где черному по белому было написано, что «Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим». Ильич и его команда, что называется, полностью справились с этой задачей. После 1922 года Россия исчезла с карт, а его место занял СССР. Национальная символика, праздники и памятные даты России отправились в историческое небытие.
Правда подлинный мир «насилья» создал Ленин, а затем его развил и усовершенствовал товарищ Сталин. Нельзя забыть как советское правительство, проводя федерализацию России, которая была замешана на крутой русофобии, сумела заложить бомбу замедленного действия. Это бомба оглушительно взорвалась в 1991 году. Цитаты Ленина о русском народе хорошо известны. Вот пара примеров:
…При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке[6]…
…Следовательно, с точки зрения интересов именно великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций[7]…
А что было у Белого Движения? Давайте снова обратимся к программным документам А.И. Деникина. В качестве примера возьмем «Наказ» Особому Совещанию. Каковы главные тезисы этого наказа? А тезисы простые и понятные любому здравомыслящему патриоту — «Единая, Великая, Неделимая Россия», «Внешняя политика — только национальная русская», « Скорейшее соединение с казачеством путем создания Южно-русской власти, отнюдь не растрачивая при этом прав общегосударственной власти», «За помощь — ни пяди русской земли».
Добавлю, что и правительство адмирала Колчака также разделяло эти принципы. Кроме этого Колчак возродил национальную символику, награды. Адмирал решительно порвал связь с февральской революцией, когда запретил праздновать ее годовщину[8]. Таким образом, Колчак и Деникин как бы подчеркивали свою связь с подлинной исторической Россией, а Белое Движение — это продолжение исторической России, пусть и в некоторых других формах.
Подводя итог нашему обзору замечу, что разговор о Белой Идее не заканчивается теми пунктами, которые были выделены выше. Белая Идея слишком большая, чтобы рассматривать ее в рамках одной статьи. Для этого понадобится целое исследование. Но даже в рамках этой статьи можно сделать вывод - то, что Белое Движение не имеет идеологии или эта идеология не может быть позитивной — миф. Как раз программные документы вождей Белого Движения убедительно доказывают, что такое подлинная Белая Идея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий