четверг, 6 июня 2013 г.

Реанимация СНГ: последняя попытка


Константин Сивков
Содружество так и не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством

В настоящее время активно развивается интеграционный геополитический проект Евразийского союза. И хотя его основу составили страны, охватывающие более 80 процентов территории СССР, распространение интеграционных процессов на другие бывшие советские республики важно с точки зрения геополитической стабильности всего постсоветского пространства. Ключевую роль в этом процессе может сыграть Содружество Независимых Государств (СНГ). К сожалению, СНГ так и не стало геополитическим объединением с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается явное снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы.

Постсоветское пространство

Сегодня на военно-политическую обстановку в мире основное воздействие оказывают изменения всей системы международных отношений, происходящие под влиянием двух противоречивых тенденций: с одной стороны – формирование многополюсного мира, с другой – стремление Соединенных Штатов Америки закрепить за собой роль единоличного мирового лидера.

Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении своих позиций как одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и другими соседями.

На постсоветском пространстве еще до распада СССР и сразу после него возник и сохраняется до сих пор ряд конфликтных зон. Они и сегодня оказывают неблагоприятное воздействие как на общую военно-политическую ситуацию в Содружестве, так и на безопасность России. Это в первую очередь известная ситуация в Приднестровье, не нашедшие своего разрешения грузино-абхазский, грузино-осетинский и карабахский конфликты.

Где бы на пространстве СНГ ни возникало вооруженное противостояние, оно обязательно затрагивает российские интересы. Во-первых, потому, что Россия тесно связана с остальными странами Содружества и любой конфликт ставит ее перед сложным выбором. Во-вторых, государства СНГ связывают конкретные обязательства в рамках как Договора о коллективной безопасности, так и других многосторонних и двусторонних соглашений, поэтому разрешение любого противостояния на постсоветском пространстве не обходится без активного участия Москвы и учета ее позиции. В-третьих, любой вооруженный конфликт, возникающий в пределах границ Содружества, неизбежно создает военные угрозы России.

Факторы нестабильности

Росту стратегической нестабильности на постсоветском пространстве способствуют разнообразные процессы и явления.

В политической сфере существенное негативное влияние оказывает самовластие правящих элит, подчас несовместимое с принципами управляемости государств и Содружества в целом. Отмечается опасное усиление зависимости стран от зачастую некомпетентных решений, принимаемых узкой группой политиков, ангажированных клановыми мафиозно-экономическими структурами.

Способствует нарастанию напряженности катастрофическое снижение духовности, культуры и интеллектуального потенциала, выражающееся прежде всего в гипертрофированных изменениях в системе ценностей, когда материальное и личное определяют мировоззрение и образ действий властей всех уровней и нации в целом. Это дезинтегрирует общество из-за усиливающегося имущественного расслоения и утраты общенациональных идеалов и ориентиров.

Сохраняется угроза территориальной целостности ряда стран в силу активной деятельности представителей политического сепаратизма, опирающегося на внешнюю поддержку и местные финансово-экономические кланы, преследующие своекорыстные интересы.

В экономической сфере продолжается системный кризис практически во всех государствах СНГ вследствие приверженности деструктивной либерально-рыночной модели при отсутствии целостной и обоснованной политики властей в этой области, стратегия которых ориентирована на модели, чуждые российскому и евразийскому архетипу.

В военной сфере сохраняются очаги военно-политической напряженности и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России и других стран Содружества, связанные с продолжающейся политической и военной активностью стран Североатлантического альянса, в первую очередь США, стремящихся закрепить свое влияние на постсоветском пространстве. Особенно тревожная ситуация в этой области из-за огромного разрыва в соотношении сил «отреформированных» российских ВС, ведущих в СНГ, по сравнению с армиями сопредельных государств, ОВС НАТО и ВС США.

В информационной сфере имеет место доминирование бездуховного содержания иного цивилизационного стандарта.

Безусловно, наносящими ущерб интересам Содружества являются деформация традиционной евразийской геополитической субъектности, смена ориентации основных политических игроков в России на иные, чужеродные цивилизационные ценности, а также продолжающийся процесс отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от Москвы и ориентации их на развитие связей и стратегического сотрудничества с другими государствами.

Серьезным геополитическим фактором, представляющим угрозу для безопасности стран СНГ, остается развернувшееся соперничество за контроль над стратегическими запасами энергетического и другого сырья на постсоветском пространстве, за обеспечение свободы доступа к ним. Западные государства способны применить все средства, в том числе и военную силу, для защиты своих геоэкономических интересов, что они уже неоднократно демонстрировали за последние десять – пятнадцать лет. Наиболее неблагоприятная для безопасности России ситуация возникнет в случае вовлечения Западом в свои политические и военные организации стран Закавказья. Сегодня Кавказский регион с его очень сложными проблемами является самым уязвимым местом СНГ. Создание здесь серьезного геополитического американского плацдарма будет означать образование своего рода «геополитического клина», способного впоследствии отколоть от нашей страны большие куски ее территории.

Одним из основных источников внутренних и внешних угроз Содружества являются исламский экстремизм и терроризм. Здесь религиозно-идеологическая составляющая играет вторичную роль идеологической «крыши» их организаторов и является побудительным мотивом для технических исполнителей. Современный терроризм – это не борьба одиночек, а способ ведения войны мощными организованными группами, преследующими вполне конкретные геополитические цели. Это великолепно оснащенные специальные структуры, в том числе и государственные, опирающиеся на покровителей и доноров транснациональной природы. Такие террористические организации способны вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Примеры Ливии и Сирии красноречиво об этом свидетельствуют.

К источникам угроз геополитического масштаба относятся процессы неконтролируемой миграции граждан стран ближнего зарубежья в Россию, незаконный провоз через российскую границу наркотиков и наркосодержащих веществ, контрабандная торговля и незаконные валютные операции.

Суммируя, необходимо отметить: сложная обстановка на пространстве СНГ обусловлена не в последнюю очередь отсутствием внятных теоретических и идеологических основ государственной политики, что повлекло разнобой в оценках и практических действиях стран – членов этого объединения.

Гарантии коллективного выживания

Для превращения СНГ в реальную геополитическую силу Евразии прежде всего необходимо формирование четкой системы взглядов, которая может быть принята правящими элитами государств Содружества. Она должна состоять из следующих положений:

обоснование необходимости существования такого образования, включая преимущества высших слоев общества в плане укрепления их власти и благополучия;

объяснение целесообразности передачи части властных полномочий, добровольного принятия обязательств и ограничений руководствами стран в интересах укрепления СНГ, что с избытком компенсируется укреплением их власти, безопасности, дополнительными экономическими возможностями внутри государств и существенным возрастанием авторитета среди населения;

разъяснение существующей направленности развития геополитической ситуации и интересов доминирующих глобальных сил, подразумевающих в отсутствие поддержки в рамках Содружества необходимость устранения правящих длительное время кланов;

определение стратегии достижения перспективного облика объединения в качестве реально действующего геополитического субъекта, способного защищать интересы его членов.



Исходя из такой целевой установки указанную систему взглядов следует строить на основе ряда важнейших принципов:

идеологической бесспорности, так как в основу данной системы должна быть положена консолидация, устраивающая всех и не имеющая альтернативы;

теоретической обоснованности, потому что указанные положения полностью соответствуют объективно сложившимся условиям на постсоветском пространстве и в мире в целом, а самое главное – они доминируют в правящих кланах стран СНГ;

концептуальной простоты, существо которой состоит в том, что такая система взглядов должна быть предельно проста и понятна не только всем представителям властной элиты, но и большинству граждан стран Содружества;

практической проработанности из-за необходимости детализации этих положений до уровня практических мероприятий, обоснованных в техническом, экономическом и организационном аспектах;

безопасности клановых интересов властных элит, что подразумевает гарантии защищенности всех их интересов и безопасность от широкого спектра угроз;

морально-этической привлекательности, основанной на большом позитивном морально-психологическом потенциале, который должен опираться на положительный опыт прошлого и давать большинству граждан надежды на существенное улучшение их личного положения в будущем именно благодаря укреплению СНГ.



Наиболее полно указанным принципам отвечает идея гарантированного коллективного выживания и процветания как единственно возможная при обострении энергетического и сырьевого кризиса и нарастании потенциала агрессии в мире.

К основным фундаментальным положениям, отражающим ее сущность, можно отнести следующие:

мировую политику определяют глобальные центры силы, противостоять которым ни одна региональная властная элита в одиночку не в состоянии;

данные центры решают судьбу всех правящих кланов и последние никак существенно не могут помешать их намерениям;

действующие властные элиты стран СНГ не удовлетворяют в полной мере интересам главных глобальных центров силы – США и транснационального финансового сообщества, поэтому в краткосрочной перспективе будут устраняться, например, с помощью «цветных революций» с последующей ликвидацией их экономического могущества, а возможно, и их самих физически. Для обеспечения полного контроля над источниками энергетических и сырьевых ресурсов нужно более управляемое и подконтрольное им руководство;

доминирование элит, основанных на кланово-родовых принципах, в экономике государств Содружества, их исключительно высокое благосостояние на фоне нищенского существования населения с учетом идеализированных воспоминаний о благополучной жизни в советский период сильно сужают социальную базу этих кланов, что не позволяет им рассчитывать на сколько-нибудь гарантированное сохранение власти только за счет внутреннего силового, политического и административного ресурсов;

гарантии сохранения властных полномочий существующими властными элитами стран СНГ возможны лишь за счет их взаимной военной, политической, экономической и идеологической поддержки, что можно сделать только на основе надлежащей правовой базы. Поддержка со стороны иных государств будет сопровождаться утратой части суверенитета, полномочий и независимости элит. Относительно бескорыстную помощь друг другу могут оказывать только «близкие по духу» властные структуры стран СНГ;

консолидация государств постсоветского пространства и их властных элит в рамках Содружества будет сопровождаться ускоренным развитием экономики этих стран за счет оживления связей советской эпохи и возрождения единого экономического пространства, укреплением военной безопасности, политической стабильности и авторитета властных элит, достижением практически гарантированного сохранения ими властных полномочий, существенным повышением их авторитета и статуса на международной арене, а значит, и гарантий безопасности имущества и личности за рубежом.

Указанные положения могут послужить основой для разработки идеологии, способной консолидировать постсоветское пространство в рамках СНГ. Для России укрепление Содружества Независимых Государств – важнейшее условие обеспечения своей национальной безопасности и успешного преодоления экономических проблем. Помимо указанных дивидендов, другим странам организации ее укрепление позволит улучшить свой геополитический статус, сохранить полномочия и независимость элит, а также за счет возрождения экономических связей существенно повысить уровень жизни населения.


Константин Сивков - первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук


Комментариев нет:

Отправить комментарий