четверг, 27 июня 2013 г.

Хосе Антонио Примо де Ривера - память о герое!


Юлий Степанов 


Хосе Луис Херес Риеско
ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

   Воспроизвести на русском языке идейное наследие Хосе Антонио Примо де Риверы (1903-1936) напрямую, без посредников, без объяснений и толкований заинтересованных сторон, которые могли бы исказить прямой и правильный смысл его идеологии и жизненного пути, без экстраполяций, выходящих за пределы контекста и без мистификаций, было актуальной задачей. Завеса молчания вокруг его личности и его основополагающих идей, которыми столько раз манипулировали, отклоняясь от оригинальной версии, скрывала их концептуальное и назидательное богатство, которое, наконец, оценили в России. Будто нашли зарытый клад, словно обнаружили мировоззрение, существование которого предчувствовали, чтобы получить возможность понять в полном объёме ряд загадок испанского лабиринта прошлого столетия.
   Первое, что сильнее всего притягивает к себе внимание в Хосе Антонио Примо де Ривере это его «Я», его вечная, бессмертная молодость. Потому что, когда он был убит, расстрелян взводом палачей у стен тюрьмы в Аликанте в испанском Леванте, ему было всего лишь тридцать три года. Он был в расцвете жизненных сил, поэтому его окаменевший профиль навеки сохранил в Истории молодой, цветущий облик. В этом же возрасте закончили свой земной путь и другие личности, перевернувшие основы мировой культуры и цивилизации, такие как Иисус Христос и Александр Великий, если ограничиться лишь двумя этими, говорящими сами за себя, именами мирового значения.
   Его всегда называли просто Хосе Антонио. Это привилегия на славу – быть известными и узнаваемыми по одному лишь собственному имени, как называли в древности римских императоров без перечисления их грозных титулов. Он был в Испании тем человеком, который был озабочен проблемой возрождения своей Родины, переживавшей смутные времена, переломный момент. Когда необходимо было выжить и утвердить истинные, вечные ценности, которые уходят своими глубочайшими корнями в самую суть испанского народа, несомненно, сходного во многом с самобытным русским народом.
   О Хосе Антонио и политическом движении Испанская Фаланга, которое выступало в качестве авангарда Национальной Революции, написано к нашему времени более семи тысяч книг, статей и очерков. Их авторы пытаются со всех точек зрения исследовать всю многогранность, всё многообразие аргументов, нашедших своё воплощение в личности Хосе Антонио на протяжении трёх напряжённых, интенсивных лет его политической и общественной деятельности. Всего трёх лет! Приведённая нами статистика числа публикаций позволяет сформулировать предварительный вывод: Хосе Антонио был человеком интеллигентным, решительным и мечтательным. Ему и его окружению удалось внезапно, в беспрецедентной форме превратиться в аллегорию, в миф и, в конечном счёте – в легенду, ставшую идеалом для нескольких поколений испанцев.
   Если мы попытаемся в простой форме, без прикрас, обрисовать некоторые основные черты личности и поведения Хосе Антонио, чтобы приблизиться к пониманию, мы могли бы начать с его души поэта. Она проявилась в его словах и убеждениях, в том, что он выбрал этот путь подвижника. Он внёс почти религиозный мистицизм в своё политическое движение, категорически и торжественно утверждая, что движение, вдохновителем которого он стал, было не просто образом мысли, а образом жизни. Хосе Антонио был глубоко убеждён, что «никогда никто не влиял на народ более сильно, чем поэты, и горе тому, кто не умеет возвыситься перед лицом поэзии, которая разрушает, поэзии, которая обещает!» Другая его постоянная тема – восприятие жизни в духе военного лагеря. Само название его движения «Фаланга» поневоле заставляет нас вспомнить о легендарных македонских и фиванских воинских соединениях с их доблестью, самоотверженностью и альтруизмом. Это слово заключает в себе понятие порядка, дисциплины, иерархии и решимость защищать до конца вечные ценности. Среди качеств нашего героя, которым мы придаём особое значение, выделяется искренний национализм, постоянный поиск смысла и проявления судьбы. К этому следует добавить его солидное юридическое образование, силу страсти и осуществление своего призвания, о чём свидетельствуют выступления основателя «Фаланги» в парламенте и его профессиональная деятельность как адвоката высшего класса.
   Каковы были, если сжато синтезировать их, самые сильные идеи Хосе Антонио? Три основные идеи несомненны. Первой из них была последовательная защита единства людей, земель и классов в Испании, которой угрожал социальный, территориальный и экономический распад. Поэтому он защищал гениальную идею Испании как «единства судьбы в окружающем мире», как общего дела всех испанцев без исключения, связанных единым прошлым. Он призывал всех к объединению в будущем воедино братскими связями, ибо единство – это залог силы и орудие великих достижений человечества. Что касается территориального единства, то оно было догматической установкой вождя, от которой он не мог отказаться. Хосе Антонио не желал видеть Родину – расколотой, разбитой на куски, изувеченной, четвертованной или рассыпающейся. Общности населяющих Испанию людей логически соответствовали единство её земель, земли её отцов и её сыновей, неразрывная связь прошлого и будущего. Что же касается солидарности общественных классов, то он убедительно доказывал, что различия можно преодолеть, отказавшись от узкого сектантского антагонизма ради общего блага, ради того, что пагубная гражданская война со своей ненавистью и братоубийственными конфликтами может разрушить. В итоге социальный союз должен быть противопоставлен классовой борьбе и разделению людей по экономическим признакам.
   На второе место следует поставить глубокую озабоченность Хосе Антонио социальными проблемами, что с его стороны связано с отречением от родовых привилегий, поскольку сам он происходил из аристократической семьи. Основатель «Фаланги» представлял себе национальную структуру как гигантский синдикат производителей и трудящихся, в котором нетерпимы ни праздные латифундисты, ни социальные паразиты. Поэтому он дал своей революции название «Национал-синдикалистская», чтобы на практике соединить национальное и корпоративное или, если угодно, патриотическое чувство и мотор его динамизма – благородный труд ради общей пользы. Речь идёт об аристократии, которая согласна работать и служить остальным, потому что значение имеет лишь тот, кто служит себе подобным. В этом случае вождь испанской революции равным образом дистанцировался как от капитализма, так и от социализма, был противником, как либерализма, так и анархии.
   Третьей из основных идей Хосе Антонио было его строгое чувство справедливости, но не как абстрактной и символической категории, а как социального прагматизма, как партийного требования и как исторической цели.
   Идеолог Фаланги хотел содействовать рождению нового человека, который был бы наполовину монахом, наполовину солдатом, подобно тому, как ангелов на иконах изображают с мечами. Он мечтал, чтобы на территории совместного проживания новых людей мог образоваться органичный пучок сил, символически изображённый в виде ярма и стрел на гербе Католических Королей. Они были орудиями национального единства испанской нации в XV веке, когда началось восхождение Испанской Империи, во владениях которой на трёх континентах никогда не заходило солнце.
   Идеология фалангизма, изложенная таким образом, выполняла миссию объединения молодёжи, в том числе студенческих движений, в её страстном желании оживления национальной жизни, которая прошла через катарсис гражданской войны, длившейся три года.
   Трагическая и преждевременная смерть Хосе Антонио 20 ноября 1936 года в самом начале военных действий в Испании (1936-1939) возвела основателя «Фаланги» в ранг мученика и героя. В то же время его учение было воспринято бойцами Национальной Испании, сражавшимися на полях битв порохом и динамитом против так называемой «Красной Испании», как программа Нового Государства.
   Чтобы понять Хосе Антонио, надо углубиться непосредственно в источники, в его тексты, в его свидетельства, в суть его деятельности в целом, без фальсификаций и приукрашивания. Следует воспринимать его непредвзято, без предрассудков, и истолковывать так, как это делают в России при изложении идейных установок мыслителей, то есть в понятной и обстоятельной форме, с учётом определённых пространственно-временных координат.
   Историю ХХ века в Испании невозможно понять, не оценив во всей его самобытности вождя Фалангистов Хосе Антонио, его интеллектуального вклада и его примера, ибо он заплатил своей благородной кровью за надежду на лучшее будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий