Публикуем перевод крайне интересной статьи «Китаю и Индии следует искать пути преодоления дефицита доверия», вышедшей 27 февраля в партийном рупоре коммунистической партии Китая Global Times (подразделение «Жэньминь жибао»).
( Свернуть )
Оригинальная иллюстрация из Global Times
Стратегический диалог между Китаем и Индией, который продолжился на более высоком уровне на прошлой неделе в Пекине, аналитики оценивают по-разному, однако можно констатировать существенные продвижения по двусторонним вопросам. Есть надежда, что дружественные отношения между двумя соседними странами наладятся скорее, чем можно было бы ожидать.
Это был первый подобный диалог с тех пор, как Нарендра Моди стал премьер-министром Индии в 2014 году. С китайской стороны к участию в диалоге присоединился главный специалист страны по ядерным переговорам Ван Цюань. В ходе продолжавшихся весь день переговоров обсуждался целый ряд тем ― от Африки, Ирана и Афганистана до различных двусторонних вопросов.
Оказанный индийской делегации теплый приём дополнялся позитивными комментариями представителей принимающей стороны ― главного представителя Китая по переговорам с Индией, государственного советника и специального представителя по переговорам о границах Яна Цзечи и министра иностранных дел ВанаИ.
Высокой оценки заслуживает работа министра иностранных дел Индии Субрахманьяма Джайшанкара, который дольше всех служил послом Индии в Пекине ― четыре с половиной года, с 2009 по 2013 гг., ― и наладил хорошие отношения с несколькими китайскими лидерами.
Индийская сторона стремилась сконцентрировать внимание на трёх факторах. Прежде всего, это растущие китайско-индийские взаимодействия на многосторонних форумах, которые должны способствовать укреплению связей между двумя странами и задать направление их будущим отношениям. Во-вторых, как и Китай, Индия чрезвычайно чувствительно реагирует на ключевые для неё вопросы и ожидает, что Китай будет относиться к ним с пониманием и уважением. И наконец, Индия также дала ясно понять, что она твёрдо намерена и дальше прилагать усилия к решению различных вопросов в китайско-индийских отношениях.
В отношении Афганистана, судя по всему, стороны едины в стремлении бороться с терроризмом посредством взаимодействия с местными афганцами. Делегации двух стран обсудили Африку и Иран, а также свои оценки вероятных последствий недавних политических инициатив президента США Дональда Трампа.
Индия также говорила о своих положительных сдвигах в финансовой сфере и призвала Китай ускорить темпы инвестиций. В завершении Индия назвала переговоры «полезными» с точки зрения «движения вперёд», что свидетельствует том, что в твёрдых позициях сторон по некоторым вопросам наметился хотя бы минимальный сдвиг.
Возможно, некоторое ограниченное продвижение произошло и по двум другим темам ― о заявке Индии на вступление в Группу ядерных поставщиков (ГЯП) и о включении Масуда Ажара в санкционный список согласно резолюции Совета Безопасности ООН №1267.
Хотя сначала представители Китая заявляли, что по Ажару Индия не предоставила убедительных доказательств, а вопрос о вступлении в ГЯП имеет многосторонний, а не двусторонний характер, они возвращались к этим вопросам во время и после данных обсуждений, что можно рассматривать как шаг вперёд.
Также важно подчеркнуть, что Индия теперь является крупнейшей экономикой и самой населённой страной среди непосредственных соседей Китая. Кроме того, Индия демонстрирует впечатляющие показатели экономического роста, способствующего быстрым социальным трансформациям и облегчающего доступ Индии на мировой рынок, хотя она, возможно, уступает Китаю по уровню влияния на формирование пост-американского мирового порядка.
Теперь было бы вполне логично, если бы эти две страны перешли от высказываний о своей обеспокоенности и рефлекторных решений к поиску общих позиций, которые позволили бы преодолеть дефицит взаимного доверия, то и дело приводящий к досадным инцидентам, когда каждая сторона винит другую в безразличии и безответственности.
Некоторые эксперты убеждены, что Индии надо принять участие в созданном по инициативе Китая экономическом коридоре Китай ― Пакистан (CPEC), иначеНью-Дели может стать узником собственной политики. Так, правительству Индии потребовалось более десяти лет тяжёлого труда, чтобы решиться на участие в экономическом коридоре Бангладеш ― Китай ― Индия ― Мьянма, где граница до сих пор не демаркирована.
Возможно, Китай мог бы провести трёхсторонние переговоры, прежде чем начинать проект CPEC, инвестиции в который превышают одну пятую всей экономики Пакистана.
Подобная изоляция угрожает народными волнениями, которые Нью-Дели будет трудно успокоить или игнорировать. Кроме того, реакции Индии следует понимать в более широком контексте непрекращающегося кризиса в Кашмире и того, как в Индии воспринимают близкую дружбу между Исламабадом и Пекином.
Автор профессор Школы международных исследований Университета имени Джавахарлала Неру (Нью-Дели) Сваран Сингх.
Источник – http://www.globaltimes.cn/content/103511
Комментариев нет:
Отправить комментарий