пятница, 26 апреля 2013 г.

Пустые дипломы: Возможно ли в Литве и работать, и хорошо учиться?


Chemikės Indrės nedirba, nes laiką skiria mokslui
Литва лидирует в ЕС по количеству студентов и людей с высшим образованием, однако когда речь заходит о квалифицированной, специализированной рабочей силе, страна начинает смотреть за границу. Не потому ли, что некоторые из получивших дипломы протирали штаны на скамье в университете не чаще, чем в церкви?
В этом учебном году работают или работали 40% студентов, учащихся на бакалавра (четыре года) и 70% учащихся в магистратуре (2 года). Но работа большинства из них не была связана с изучаемой специальностью – молодые люди просто стремятся заработать, чтобы было, на что жить.
Одних студентов компании вербуют, чтобы он начали работать уже на первом курсе, другим приходится ждать, пока они окончат учебу, отнимающую все время. Да и взгляд преподавателей на работающих студентов различается.
За прогулы наказывали долгами
По своему опыту могу сказать, что нас, филологов, за непосещение лекций и особенно семинаров преподаватели строго наказывали: пропустил больше трех семинаров в семестр – сразу долг. Оправдание было только одно – справка о болезни.
Бесплатно пересдавать экзамен было нельзя. Это означало, что будешь платить и за долг, и за учебу в следующем семестре, и еще стипендию не получишь.
Преподаватель: Наше мнение об этом двояко: хорошо, что наши специальности пользуются спросом, но с другой стороны -  страдает учеба.
Преподаватели, особенно те, кто постарше, подчеркивали, что студенты должны быть мотивированными на учебу и в первую очередь должны получить образование, и только тогда идти работать. Они отмечали посещаемость на всех семинарах, а иногда и на лекциях. Поэтому приходилось работать в свободное от лекций время.
Филологов, учащихся  в магистратуре, долгами не нагружали, но совмещать учебу  с работой было трудно.
Поэтому нам казались странными те студенты, которые работали на полную ставку, лекции почти не посещали, но получали очень хорошие оценки. Среди таких были будущие менеджеры, журналисты, экономисты, историки, специалисты по информационным технологиям.
Если гуманитариям, над которыми подшучивают из-за слишком легкой учебы, приходится столько учиться, что происходит в области точных наук?
Лабораторная за лабораторной
Саулюс Мицкявичюс, доцент доктор Кафедры физики Факультета естественных наук Университета Витаутаса Великого (УВВ), рассказал, что в точных науках обязательны лабораторные работы. Студент, не отчитавшийся за один комплекс лабораторных работ, не может сдавать экзамен по этому предмету. Так что почти каждую неделю одни лабораторные работы длятся шесть часов», - рассказал С.Мицкявичюс.
За прогулы и не засчитанные работы студентов не допускают к экзамену, появляется долг. «От лабораторных работ никуда не убежишь», - улыбнулся доцент Кафедры физики.
Этому преподавателю приходится работать со студентами первого, второго и третьего курса. По его словам, пытающихся совместить работу и учебу – единицы. Студенты начинают работать только на четвертом курсе. «И это не на полную ставку, чаще всего на ¼ ставки», - добавил С.Мицкявичюс.
Информатиков вербуют на лекциях
Декан Факультет фундаментальных наук Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса (ВТУГ), профессор Римантас Бялявичюс рассказал, что многие студенты начинают работать со второго курса: «Наше мнение об этом двояко: хорошо, что наши специальности пользуются спросом, но с другой стороны -  страдает учеба».
Сейчас предприятия чувствуют огромную нехватку специалистов в области информатики. Потенциальные работодатели просто просятся к нам на лекции.
На вопрос, как можно окончить сложную учебу, если много времени проводить на работе, декан ответил: «Посещать лекции необязательно. Студентам удается учиться самостоятельно, тем более, что методическую литературу по многим предметам можно найти в  Интернете. Получается не совсем дневная форма обучения, а наполовину заочная. На результаты на это,  конечно, влияет. У студентов сейчас есть конкретные цели, не хотят изучать абстрактные предметы. Так что всестороннее образование и не получают».
Р.Бялявичюс не скрывал: факультет не может строго оценивать прогулы. «Если мы выгоним всех студентов, их у нас просто не будет! А мы заинтересованы в том, чтобы у нас было много студентов», - объяснил декан.
В ВТУГ, как и в УВВ, необходимо отчитываться за лабораторные работы. Но в ВТУГ действует правило: если к установленному сроку студенты не успевают выполнить практические работы, они платят университету штраф. По словам декана, это весьма эффективно.
Р.Бялявичюс объяснил, что на его факультете больше всего работающих студентов среди информатиков: «Сейчас все предприятия чувствуют огромную нехватку специалистов в области информатики. Потенциальные работодатели просто просятся к нам на лекции, приглашают на производственную практику и потом предлагают даже обучить, только чтобы способные студенты шли к ним работать».
Правда, это касается только информатиков, недостатка в других специалистах нет. Ситуация  студентов, выбравших физику, химию, математику, несколько иная. Они усерднее посещают лекции. «Видимо, во время учебы они еще не могут работать», - размышлял Р.Бялявичюс.
Научные открытия мешают работать
Во время беседы со студентами сложилась совершенно другая картина. Вот две студентки четвертого курса Факультета химии, встреченные около Вильнюсского университета, – две Индре – не работают, разве что во время каникул. Причина проста – они очень заняты, а на последнем курсе еще и дипломную работу нужно писать.
«Приходим утром, уходим вечером. Бывает, что сидим в университете с восьми до восьми», - рассказали девушки.
На вопрос, на что они тогда живут, Индре ответили, что их обеспечивают родители. Одна из них добавила, что помогает и будущий муж.
Все же некоторые их сокурсники работают. Однако они или пропускают лекции, или работают по вечерам. Нескольким удалось устроиться в  лабораторию университета, но нет ни одного изучающего химию студента, который бы работал на полную ставку.
Учеба, которая отбирает все время, не надоела ни одной из девушек – они счастливы, что сделали такой выбор. Одна Индре работает с полиуретаном, исследованием активности ферментов, а другая – с трансфекцией генов.
Преподаватели не гоняют работающих
Два первокурсника Томаса, изучающие в том же университете геологию, рассказали, что у них на курсе работают многие студенты, правда, не по специальности. Один из Томасов также работает – по индивидуальному трудовому договору. Его заработок напрямую зависит от результатов работы. Но зарплаты не хватает – парню помогают родители.
Геологи Томасы
Геологи Томасы
Будущие геологи рассказали, что у них нет строгого расписания лекций, есть много свободного времени, большинство преподавателей разрешают отчитаться тогда, когда удобно студентам, только лабораторные работы – это святое. Поэтому даже те, кто работает, не пропускает много лекций.
«Я бы сказал, что преподаватели снисходительно смотрят на работающих студентов», - порадовался Томас, совмещающий работу с учебой.
«В социальных науках, где сейчас очень большая конкуренция, преподаватели могут давить на студентов, чтобы они учились и не пропускали лекции. А у нас по-другому, конкуренция небольшая, все места финансируются государством», - сказали студенты.
Парни рассказали, что их сокурсники работают по ночам или на такой на работе, которая не мешает учебе. На вопрос, возможно ли окончить геологию, работая на полную ставку и не посещая лекции, студенты ответили, что да.
«Я знаю одного парня, который уже на третьем курсе, хотя работает весь день и редко приходит  на лекции. Можно учиться самостоятельно. Главное – приходить на зачеты и лабораторные работы», - рассказал Томас.
Работают не по специальности
Студенты в Литве работают не по специальности, работу выбирают по обстоятельствам – показал опрос, проведенный Союзом студентов Литвы.
70% работающих студентов считают, что их работа не связана или отчасти связана с выбранным направлением учебы.
По данным исследования, 70% работающих студентов считают, что их работа не связана или отчасти связана с выбранным направлением учебы.
Половина из них утверждают, что нашли работу по личным причинам. Столько же работающих сказали, что с удовольствием сменили бы место работы на то, которое было бы больше связано с учебой или увлечениями, если бы это позволили финансовые возможности. Потребность в заработке – основная причина, по которой участники опроса пошли работать.  
По данным опроса, в настоящее время работают или работали 40% студентов, учащихся на бакалавра и 70% учащихся в магистратуре. 75% работающих студентов, учащихся на бакалавра, утверждают, что работа с учебой не связана. Показатели магистрантов несколько лучше – 40% участников опроса заявили, что работают по специальности.
Всего 3% работающих студентов сами создали рабочие места.
В Интернет-опросе приняли участие 800 студентов.
Цифры
1 марта 2011 года у каждого пятого жителя Литвы было высшее образование. За последнее десятилетие уровень образования жителей Литвы быстро рос.
В 2011 году на тысячу жителей в возрасте 20-29 лет приходилось 19,2 специалистов в области естественных, точных или прикладных наук.
В 2012 году высшее университетское образование получили 18 890 человек, высшее неуниверситетское – 12 633.
Источник – Департамент статистики.
Самые популярные – социальные науки
По данным Ассоциации высших учебных заведений Литвы, в прошлом году больше всего бюджетных мест получили те, кто поступал на экономику, медицину, право, транспортную инженерию, программные системы, компьютерный дизайн, строительную инженерию, ветеринарную медицину и политические науки.
В 2012 году поступающие в университет первым номером в списке чаще всего отмечали медицину, экономику, право, политические науки, творческую индустрию, право и таможенную деятельность, одонтологию, психологию, транспортную инженерную экономику и менеджмент.
Выяснилось, что среди поступающих наиболее популярной была область социальных наук – ее выбрали 47 % литовских абитуриентов.
Далее шли биомедицина (18%) и технические науки (13%). Область гуманитарных наук выбрали 10% поступающих, физических – 7%, искусство – 5%.
Среди поступающих в коллегии ситуация была похожей: область социальных наук заинтересовала 45% абитуриентов, технических наук – 27%, биомедицина – 21%, искусство – 5%, физические и гуманитарные науки – по 1%.
Такая тенденция уже наблюдается в течение определенного времени.
 http://www.15min.lt

Комментариев нет:

Отправить комментарий